Условия социального развития дошкольника: проект «На пути к объединению семьи

45

Программа «На пути к объединению семьи» предназначена для реализации в дошкольных образовательных организациях. Традиционно профилактикой жестокого обращения с детьми занимаются учреждения социальной защиты населения. Как правило, в поле их зрения оказываются семьи, в которых степень родительской некомпетентности возрастает настолько, что приводит к кризисным ситуациям, часто — к случаям нанесения серьезного физического или психического вреда ребенку. Обычно такие семьи называют неблагополучными или находящимися в социально опасном положении. Но на этой стадии потенциал семьи к созданию гармоничных условий социального развития дошкольника и восстановлению детско-родительских отношений уже слишком низок, и социальные работники могут только оказывать поддержку семье, стараясь предупредить дальнейшее усиление жестокого обращения с ребенком.

Этапы реализации программы в рамках создания условий социального развития дошкольника

Целью программы «На пути к объединению семьи» является создание в детских садах условий для ранней профилактики семейного неблагополучия, безопасного развития дошкольников посредством формирования культуры ненасильственных, толерантных отношений в семьях с детьми раннего возраста.

В ходе первого этапа программы в 2013 г. было создано 4 базовых ресурсных центра в дошкольных отделениях общеобразовательных школ, расположенных в разных административных округах г. Москвы.

В программе «На пути к объединению семьи» приняли участие 20 дошкольных образовательных организаций г. Москвы (по 5 детских садов в каждом из четырех административных округов). В общем итоге в реализацию программы планируется вовлечь не менее 4400 человек.

На втором этапе ( 2014—2015 гг.) в реализацию программы включено еще 16 дошкольных отделений, отбор которых происходил, в т. ч. по территориальному признаку, а также по принципу объединения в образовательные комплексы. Таким образом, каждый ресурсный центр, созданный на первом этапе, оказывает методическую помощь другим дошкольным отделениям «своего» района, участвующим в программе.

Формирование условий социального развития дошкольника по сетевому принципу повышает эффективность:

  • реализации программы «На пути к объединению семьи» — за счет активного обмена опытом, проведения открытых мероприятий для педагогических работников дошкольных отделений, включенных в реализацию программы на втором этапе;
  • воздействия на целевые группы (воспитателей, дошкольников и их родителей) — за счет привлечения наиболее квалифицированных кадров к реализации самых сложных мероприятий программы.

Направления реализации программы в рамках создания условий социального развития дошкольника

Уникальность программы «На пути к объединению семьи» состоит в том, что в нее вовлекаются все участники образовательного процесса: педагогические работники, дети и их родители. Причем для каждой целевой группы предусмотрены определенные мероприятия:

  • для детей — игровые занятия; для родителей — индивидуальные консультации и групповые формы работы;
  • для педагогических работников — обучение, супервизии и методическое сопровождение.

Таким образом, программа «На пути к объединению семьи», способствующая формированию гармоничных условий социального развития дошкольника, реализуется одновременно по нескольким направлениям:

1) обучение специалистов дошкольных образовательных организаций раннему выявлению признаков жестокого обращения с детьми, организации индивидуальной психолого-педагогической работы с семьями таких детей и дальнейшее методическое сопровождение педагогических работников в процессе данной деятельности;

2) проведение занятий для детей по программе «мягкой социализации», направленной на формирование у них первичных навыков уверенного общения;

3) работа с родителями в групповых формах (занятия по повышению уровня родительских компетенций «Тренинг воспитательной уверенности для пап и мам», родительские клубы, тематические родительские собрания и т. д.);

4) организация консультационной психолого-педагогической помощи родителям дошкольников.

Обучение психолого-педагогического персонала дошкольных образовательных организаций осуществляется на основе специально разработанной программы. Работа по программе носит практико-ориентированный характер, включает инновационные подходы к обучению взрослых, активные формы и методы обучения (групповой тренинг, групповая дискуссия, работа в малых группах, разбор отдельных случаев и т. д.). В процессе обучения постоянно рассматривается практический опыт специалистов, случаи, с которыми они сталкиваются в своей работе. Все это способствует не только формированию гармоничных условий социального развития дошкольника, но и получению знаний и тренировке необходимых навыков.

Педагогические работники и специалисты (педагоги-психологи, учителя-логопеды и т. д.), участвовавшие в  семинарах-тренингах, проявляли значительный интерес к материалу, высокую степень мотивации на прохождение обучения и дальнейшую работу по выявлению рисков жестокого обращения и оказанию помощи семьям воспитанников.

Занятия по программе «мягкой социализации» детей в условиях дошкольных образовательных организаций проводятся воспитателями с периодичностью один-два раза в неделю в средних, старших и подготовительных группах. В ходе занятий в игровой форме у детей формируются первичные навыки уверенного общения и безопасного поведения со взрослыми и сверстниками (как постоять за себя, правильно относиться к своему и чужому, уступать друг другу, соблюдать очередность, просить помощи, выражать недовольство и несогласие, «давать или не давать сдачи» и пр.). Занятия составлены с учетом специфики их проведения для развития условий социального развития дошкольника в возрасте 4–5 и 5–6 лет.

Групповые занятия с родителями по повышению уровня родительских компетенций «Тренинг воспитательной уверенности для пап и мам» проводятся педагогами-психологами детских садов. Тренинг включает 10 полуторачасовых занятий, цель которых — укрепление воспитательной уверенности, компетентности и авторитета родителей дошкольников за счет тренировки их педагогических навыков, развития способностей понимать причины нежелательного поведения ребенка и применять эффективные воспитательные приемы.

Набор родительских групп для обучения по программе происходил двумя путями. Во-первых, в ходе индивидуальных консультаций специалисты рекомендовали посещать занятия тем родителям, которые испытывали серьезные воспитательные трудности, имели дефицит родительских компетенций, применяли силовые методы воздействия на ребенка. Во-вторых, желание посещать данные занятия выразили родители с сильной мотивацией, имеющие довольно высокий уровень родительских компетенций и стремящиеся его повышать в дальнейшем.

Консультационная психолого-педагогическая помощь семьям, где педагогическими работниками в рамках условий социального развития дошкольника были выявлены риски жестокого обращения с детьми, осуществляется на основе стандарта психолого-педагогической услуги по повышению родительских компетенций в дошкольных образовательных организациях. Данный стандарт разработан в рамках программы «На пути к объединению семьи» и определяет содержание услуги, объем мероприятий, проводимых в рамках предоставления услуги, требования к организационному, техническому и кадровому обеспечению, к содержательному наполнению услуги. В результате реализации психолого-педагогической услуги по повышению родительских компетенций в дошкольных образовательных организациях формируется новая модель организации работы по профилактике жестокого обращения с детьми и оказанию помощи семьям. После апробации в ходе реализации программы «На пути к объединению семьи» данный стандарт может быть рекомендован для персонала дошкольных образовательных организаций как инструмент по организации и оказанию помощи воспитанникам.

Результаты реализации программы в рамках создания условий социального развития дошкольника

Несмотря на то, что программа «На пути к объединению семьи» рассчитана на период до конца 2015 г., результаты ее реализации можно оценить уже сейчас.

Во-первых, в семьях, участвующих в программе, отмечается снижение проявлений жестокого обращения с детьми 3–7 лет, в том числе как допустимого наказания в воспитательных целях. Воспитатели и родители замечают изменение характера взаимоотношений с ребенком, улучшение понимания родителями потребностей ребенка, применение ненасильственных методов воспитания. Родители положительно относятся к участию в занятиях и мероприятиях по профилактике жестокого обращения и повышению родительских компетенций в рамках создания условий социального развития дошкольника. В шести дошкольных отделениях по просьбам родителей формируются новые тренинговые группы.

Во-вторых, повышается профессиональная компетентность воспитателей в применении технологий выявления и предотвращения жестокого обращения с детьми в семьях. Воспитатели осознают допустимость и необходимость вмешательства в такие ситуации.

Отзывы педагогических работников об участии в программе «На пути к объединению семьи»Согласно данным входного анкетирования, в детских садах — участниках программы «На пути к объединению семьи» около 80% педагогических работников так или иначе сталкивались с признаками, свидетельствующими о ранней стадии нарушения прав ребенка. Как отмечало большинство опрошенных, наиболее часто в их практике встречались случаи применения родителями силовых методов приучения ребенка к дисциплине, а также пренебрежения нуждами ребенка. До прохождения обучения воспитатели не только не могли верно оценить степень вреда, наносимого ребенку, но и не имели четкого понимания, как реагировать на такие ситуации, поэтому зачастую такие случаи просто замалчивались.

В-третьих, результатом реализации программы является создание гармоничных условий социального развития дошкольника, а именно повышение родительской компетентности, уровня знаний и навыков использования родителями стратегий ненасильственного воспитания и способов эффективных поощрений. Так, если вначале на групповых занятиях около 70% родителей отмечали наказание как наиболее эффективный метод приучения детей к дисциплине, то по итогам прохождения тренингов более 90% родителей стали предпочитать наказанию поощрение ребенка. Следует отметить, что устойчивость приобретенных родителями навыков должна быть подкреплена дальнейшим общением с  педагогом-психологом, ведущим индивидуальные консультации, что в настоящее время успешно реализуется в рамках программы.

В-четвертых, улучшилось психологическое состояние и самочувствие детей, пострадавших от жестокого обращения и наблюдения насилия в семье. Педагоги-психологи дошкольных образовательных организаций г. Москвы диагностируют снижение тревожности, улучшение эмоционального состояния, повышение самооценки у детей, получивших помощь по программе «На пути к объединению семьи».

По словам родителей воспитанников, опыт и знания, полученные на занятиях и тренингах, бесценны, так как будут способствовать формированию гармоничных условий социального развития дошкольника. Во-первых, они увидели и осознали свои ошибки в воспитании детей, во-вторых, получили готовые и надежные инструкции по улучшению взаимоотношений с детьми, в-третьих, научились применять полученные знания в повседневной жизни. Родители стали понимать, почему их дети ведут себя так, а не иначе, что скрывается за капризами и протестами. Они научилась правильно хвалить и поощрять своих детей. Всем родителям очень понравилось, что занятия были построены не только как лекции, но еще и в форме диалога и игры. Многие выразили заинтересованность и готовность посещать подобные тренинги для родителей в дальнейшем.

Педагогические работники детских садов, реализующие программу «мягкой социализации», отмечают, что воспитанники успешно применяют в общении со сверстниками и взрослыми умения, которые были проработаны в игровых ситуациях, при обсуждении сюжетов литературных произведений. Кроме того, снижается частота конфликтных ситуаций в группах, случаев применения детьми физической силы для разрешения конфликтов.

Дети старшего дошкольного возраста, которые до проведения занятий демонстрировали повышенную тревожность, замкнутость и застенчивость, в процессе занятий и после них общаются со сверстниками более уверенно, опираясь на опыт, полученный благодаря программе «мягкой социализации».



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль