Факторы риска развития синдрома выгорания педагогов

47

Cоциально-психологические факторы развития синдрома выгорания педагогов

Переживание несправедливости. Анализ выгорания по части теории справедливости вызывает особый интерес. Так, люди оценивают свои шансы относительно окружающих под призмой факторов вознаграждения, а также цены и личностного вклада. Ожидания обычно возлагаются по поводу справедливых взаимоотношений, в процессе которых то, что они вкладывают и получают, пропорционально вкладываемому и получаемому остальными участниками отношений. Давно известно, что чувство несправедливости является важным критерием возникновения депрессии (другими словами, чем больше чувство несправедливости, тем сильнее и синдром выгорания педагогов).

Социальная незащищенность. В напряженных социальных ситуациях у большинства людей возрастает потребность в социальной поддержке, отсутствие которой приводит к негативным переживаниям и возможной мотивационно-эмоциональной деформации личности.

Уровень поддержки. Поддержка оказывает неоднозначное влияние на процесс выгорания. Майкл Лейтер изучал влияние личной и профессиональной поддержки на синдром выгорания  в 1993 году. В процесс исследования было установлено, что этот фактор играл двойственную роль, уменьшая или усиливая синдром выгорания педагогов. Также было обнаружено, что чем больше личная поддержка, тем меньше риск возникновения эмоционального истощения. Было проведено и другое исследование, в котором изучались три вида поддержки: использование навыков, поддержка коллег и поддержка руководителя. Так, использование навыков положительно влияет на профессиональные достижения и отрицательно – на эмоциональное истощение.

Неудовлетворенность работой. Наиболее сильное влияние оказывает непривлекательность работы в организации. Так, чем ниже привлекательность, тем больше риск возникновения депрессии. Хронический тип может привести к отстраненности не только от работы, но и от организации. Сначала это удаление имеет форму физической изоляции, и если выгорание продолжается, педагог будет постоянно избегать стрессов, отказываясь от карьерного роста. Эмоциональный синдром выгорания педагогов способствует тому, что профессионалы зачастую не могут преодолеть эмоциональные стрессы, и когда синдром развивается до определенной степени, обнаруживаются и другие отрицательные проявления.

Оплата труда. Чем выше уровень зарплаты, тем менее развит синдром выгорания педагогов.

Возраст, стаж работы и уровень удовлетворенности карьерой. Найти взаимосвязь между степенью выгорания, возрастом, опытом работы и степенью карьерной удовлетворенности достаточно сложно. Карьерный рост гарантирует повышение социального статуса, минимизирует риски. Влияние возраста неоднозначно (так, обнаружена предрасположенность к синдрому выгорания у лиц не только старшего возраста). Также очевидно, что фактором риска синдрома выгорания педагогов выступает и маленький опыт работы, отсутствие перспективы личностного и профессионального роста, личностные свойства, которые оказывают влияние на общение в коллективе.

Карьерные устремления. Исследователи пришли к общему выводу о том, что отсутствие возможности реализовать большинство карьерных устремлений приводит к повышению уровня эмоционального выгорания, внутреннего напряжения.

Пол. По некоторым исследованиям мужчинам присущи высокая деперсонализация и высокая оценка профессионального успеха, а женщины подвержены эмоциональному истощению.

Личностные факторы развития синдрома выгорания педагогов

Локус контроля. Данное качество характеризует склонность приписывать ответственность за результаты деятельности так называемым внешним силам (это может быть начальство, социум, государство, экономическая ситуация и не только) и внутренним ресурсам. Склонность к внешнему локусу контроля проявляется в общей связке с неуверенностью, неуравновешенностью, тревожностью, подозрительностью и агрессивностью. Люди с внутренним локусом контроля уверены в себе, прибегают к самоанализу, уравновешенны, доброжелательны и независимы, а это зачастую препятствует развитию депрессивных состояний.

Предпочитаемые человеком стратегии преодоления кризисных ситуаций. Чем больше выгорание, тем чаще используются пассивные, асоциальные и агрессивные модели преодолевающего поведения. Такие стратегии связаны с вероятностью развития у индивида психосоматических заболеваний. Стратегия подавления эмоций часто повышает риск состояний предболезни или болезни. Любопытные данные получены американскими исследователями, попытавшимися установить взаимосвязи между выгоранием и чувством юмора. Оказалось, что последнее может выступать одним из механизмов копинга – преодоления стрессовых ситуаций. Преподаватели с хорошим чувством юмора реже страдают от синдрома выгорания педагогов, а также более высоко оценивают свою профессиональную успешность. Есть данные о том, что самоуважение играет важную роль в переживании дистрессов, связанных с работой. Тревожные, депрессивные и не способные справиться со стрессами люди чаще испытывают эмоциональное истощение на работе и не только.

Профессиональные факторы развития синдрома выгорания педагогов

«Болезненная зависимость» от работы. Так называемый «трудоголизм» может быть обусловлен стремлением к творчеству. Но трудоголик может быть движим стремлением к социальному престижу, получению за счет профессии материальных выгод. И невозможность удовлетворить эти потребности способствует развитию депрессивных симптомов.

Ролевые факторы риска выгорания. К ним относят ролевой конфликт, ролевую перегруженность и ролевую неопределенность.

Ролевой конфликт – это противоречивые требования к работнику. Ролевая неопределенность – это нечеткие, неопределенные требования к работнику. Ролевая перегруженность возникает, когда ролевые ожидания намного больше, чем индивидуальные возможности и мотивация к выполнению задачи.

Организационные характеристики. Кадровая политика, график работы, характер управления, система вознаграждений, психологический климат и прочие факторы могут влиять на проявление стрессовых ситуаций на рабочем месте, что приводит к выгоранию. Любая должность предполагает определенную меру ответственности, в противном случае как раз и развивается синдром выгорания педагогов. Если у преподавателя есть ощущение, что он ничего не может изменить в своей работе, то вероятность развития стресса увеличивается.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль