Анализ взаимодействия личности и семьи в психологическом консультировании

27

Семейное интервью как метод восходит к традициям системной семейной психологии, согласно которой семья представляет собой систему, характеризующуюся сложным взаимовлиянием личностной специфики ее членов и ряда параметров семейных отношений, в первую очередь:

Каждый из этих параметров заслуживает специального рассмотрения в процессе психологического консультирования.

Стереотипы взаимодействия личности и семьи

Стереотипы взаимодействие личности и семьи – это повторяющиеся вербальные и невербальные сообщения в семье. Члены семьи постоянно взаимодействуют друг с другом, даже когда молчат. Мама гремит посудой на кухне; ребенок, вернувшись из школы, хлопает дверью и резко бросает рюкзак на пол; папа, придя домой, сразу включает телевизор или компьютер; бабушка в стороне плачет и т. д. Все это типичные примеры негативных невербальных сообщений, сигнализирующих другим членам семьи о состоянии человека. «Ты опять не сделал», «ты лучше всех», «я устала», «я по тебе скучаю», «потерпи», «не шуми», «я помогу» – это примеры вербальных сообщений при взаимодействии дошкольников с родителями.

Если некий тип сообщения повторяется часто, он становится стереотипом и формирует определенную ролевую структуру семьи, устойчивые способы взаимодействия (например, привычку обращаться или не обращаться за помощью, доверять или не доверять близким, верить или нет в собственную или чужую способность справиться с ситуацией, показывать собственные переживания или скрывать их, и т. д.). Повторяющиеся сообщения в семье могут привести к тому, что человек всю жизнь будет не способен говорить на какие-то темы, иногда даже с самим собой (среди самых распространенных тем – нежность, злость, секс, обида).

То, ЧТО члены семьи говорят друг другу, и то, КАК они это говорят, та невербальная активность, которая характерна для члена семьи вообще или в данном типе ситуаций позволяет разделить сообщения, а также взаимодействие личности и семьи на конгруэнтные и неконгруэнтные. Конгруэнтные сообщения – это сообщения, в которых вербальная и невербальная сторона совпадают: интонация, громкость, мимика соответствуют содержанию высказывания.

Неконгруэнтные сообщения – те, в которых невербальная и вербальная стороны расходятся, противоречат друг другу. Например, «Как дела?» –безразличным тоном, без намерения выслушать, «Ммм, интересно…» – скучающе; «Делай, что хочешь!» – с обидой и гневом,«Да мне все равно!» – горячо. Неконгруэнтные сообщения могут относиться не только к некой конкретной ситуации, а к целому циклу событий, к какой-то последовательности действий. Фраза героини «Обыкновенного чуда» «Я скакала за вами три дня, чтобы сказать, что вы мне совершенно безразличны» представляет собой художественно заостренный пример такой неконгруэнтной коммуникации.

Родительское высказывание «мой ребенок знает, что я всегда ему помогу», «расскажи мне правду, я не буду ругаться», «тебе там понравится» и т. п. становится неконгруэнтным сообщением, если прошлый опыт семьи противоречит сказанным словам. «Все можно решить мирным путем», «взрослые люди отвечают за свои действия», «девушка должна уважать себя» – подобные вербальные установки станут действенными только в том случае, если подкрепляются обыденным, повседневным, повторяющимся опытом взаимодействия дошкольников с родителями.

Неконгруэнтная коммуникация ставит слушателя в ситуацию так называемой «двойной ловушки»: человек не знает, на что реагировать – на содержание высказывания или его невербальную окраску, и может получить негативную реакцию на свои действия вне зависимости от того, чему именно он поверит – словам или их несловесному сопровождению. Знакомый всем пример: фраза «Да все нормально!», сказанная раздраженным, отчаянным или унылым голосом, создает «двойную ловушку» – если отреагировать на тон и постараться выяснить, ЧТО не в порядке, можно получить в ответ резкое «Я же говорю, все нормально!», «Не лезь!», «Отстань!»; а если «услышать» только содержание высказывания и поверить, что все хорошо, то можно оказаться в глазах партнера по общению бесчувственным, невнимательным, эгоистичным собеседником. Аналогичным образом часто дети не понимают, на что им реагировать, если их родители всегда или почти всегда говорят подчеркнуто ровным и доброжелательным голосом. Обращение «я устала, не шуми» может не заставить ребенка снизить громкость игры, если он сориентируется на мягкую интонацию.

Вербальное и невербальное поле общения и степень его конгруэнтности создают широкий пласт ситуаций, в которых мельчайшие нюансы взаимодействия личности и семьи могут иметь колоссальное и часто неочевидное значение. Например, тишина или крик в доме в зависимости от привычного стиля коммуникации семьи они могут быть сигналами как благополучия, так и неблагополучия семейной атмосферы, разворачивающейся здесь-и-сейчас.

Огромное значение имеет и то, в какой момент были сказаны слова. Одна и та же фраза «я пошел к другу», произнесенная в разных ситуациях (например, вас перебили, сказали это на пике вашего эмоционального рассказа о чем-то, или в пылу ссоры, или после предложения познакомить вас с кем-то) может обидеть, озадачить, порадовать, оставить равнодушным, вызвать интерес, стать конгруэнтным или неконгруэнтным высказыванием.

Достаточно часто неконгруэнтные сообщения, достигающие парадоксального уровня, в изобилии встречаются в словах взрослых, хорошо образованных и разумных людей: «я говорила с ним односложно и холодным тоном, он должен был понять, что я по нему скучаю», «я даже ушла из комнаты, а он продолжает это делать», «я не буду звонить, пусть поймет, каково мне» и т. п. В огромном количестве случаев именно неконгруэнтная коммуникация становится той причиной, по которой близкие люди годами не могут договориться друг с другом и преодолеть мучительное чувство непонятости. В здоровом общении нет так называемых «ловушек», блестяще описанных В. Сатир: неопределенных ответов («ммм», «посмотрим», «наверно», «да ничего», «ну, не знаю»); намеков и неясных сообщений («ты же видела, что я глажу рубашку, что, непонятно, что я ухожу», «я молчу уже второй день, пора бы и догадаться», «что ты сегодня делаешь?», «может, хватит уже?», «кончай глупить»). Особенность психологически здорового общения с точки зрения стереотипов взаимодействия состоит в том, что оно недвусмысленно, ясно, не допускает противоречивых трактовок, не ставит собеседника в ситуацию тревожных догадок.

Анализ сообщений, составляющих стереотипы взаимодействия дошкольников с родителями, представляет собой одну из первых по значению задач психолога-консультанта. В семейном интервью для прояснения этого могут быть заданы следующие конкретные вопросы.

  • Когда вы это чувствуете, что вы делаете?
  • Как вы понимаете, какое настроение у NN?
  • Когда NN с вами не разговаривает (плачет, хлопает дверями), как вы себе это объясняете?
  • Что делает в это время (когда происходит нечто) NN?
  • Что делает ребенок, когда вы его ругаете? Хвалите?

Важно понимать, что стереотипы взаимодействия, взятые из семьи, – пожизненные спутники всех ее членов, источники типичных форм поведения и самоотношения человека, и поэтому их анализ и при необходимости коррекция (как минимум, их рациональное понимание и трезвая оценка) – важнейшие задачи для повышения психологического комфорта клиента.

Правила семейного поведения

Семейные правила – второй значимый параметр семейной системы. Они так или иначе регламентируют роли членов семьи, их иерархию, формы взаимодействия друг с другом и с внешним миром, способы реагирования на значимые и повседневные события. Правила часто не осознаются как таковые, они воспринимаются как истина, заданная в окончательной форме и не подлежащая обсуждению.

Среди правил семейного поведения есть универсальные, культурно заданные (например, запрет на взаимное уничтожение и инцест членов семьи; решение финансовых вопросов взрослым, а не ребенком; всероссийское празднование Нового года) и индивидуально-семейные (например, правило доедать все с тарелки, даже если не хочется; все делать вместе; выпивать, если что-то тревожит; целовать детей на ночь; жаловаться на партнера маме). Они могут способствовать как созданию здоровой атмосферы в семье, так и нарастанию невротичности, напряженности, конфликта. Правила могут фиксировать бытовые привычки, и их невыполнение может переживаться человеком как несчастливость, дискомфорт (например, если не удалось с утра спокойно выпить кофе, возникает ощущение суматошного и тяжелого дня).

Правила могут быть гласными и негласными, т. е. когда-то (или постоянно) произносимыми или нет. Неозвученное правило не уступает по силе озвученному, а иногда и превосходит его. Так, по каким-то причинам принятое на себя матерью правило уступать другим членам семьи и все терпеть может быть усвоено всей семьей столь крепко, что даже самые сильные рациональные доводы по его изменению не приведут к успеху, пока правило не будет осознано и подвержено критической оценке.

Особенность правил семейного поведения состоит в том, что чаще всего человек, не разделяющий эти правила, «выбрасывается» из семейной системы, воспринимается как недалекий, странный, невоспитанный, нежеланный. Поэтому частыми «жертвами правил» может становиться кто-то из детей (например, старший ребенок, не разделяющий правила восхищаться младшим и все ему прощать) при взаимодействии дошкольника с родителями; молодой супруг или супруга, не вписывающиеся в устоявшиеся правила семьи (например, не показывать свои эмоции, слушаться тещу или свекровь, каждые выходные ездить на дачу); учитель, не разделяющий семейных традиций (например, поощрять несамостоятельность ребенка, постоянно оказывать ему поддержку или «передумывать» и «прощать»). Иногда правила могут давать какому-то члену семьи право на вседозволенность, другого делать бесправным, третьего – всегда смешным, четвертого – общим «громоотводом», объектом всеобщей агрессии. Обычно такие правила преследуют человека всю жизнь, заставляя его вновь и вновь воспроизводить ставшую привычной форму отношений с окружающими.

Правила, усвоенные в семье, транслируются человеком в широком круге ситуаций. Самый простой пример – это форма выражения эмоций: будут ли они продемонстрированы отчетливо и конгруэнтно или станут лишь тенью, кривым или гипертрофированными отражением истинного переживания, во многом зависит от негласного правила, бытующего в семье. Именно из этого источника часто произрастают бессознательные запреты на выражение агрессии, любви, печали, нужды в другом человеке и т. д.

Правила семейного поведения алгоритмизируют быт и общение членов семьи друг с другом в более или менее жесткой форме. Они могут регламентировать даже разные мелочи, что становится проблемой, если правила ригидны. Так, гласные или негласные правила «все бытовые заботы лежат на жене», «краситься нельзя», «мы не держим домашних животных», «девочки должны уступать», «бабушке надо звонить ежедневно» могут стать причиной переживания сильного дискомфорта теми членами семьи, в чье поведение они вносят ограничения. Другие правила могут формировать «розовые очки» у членов семьи, заставляя игнорировать часть поступающей информации (например, что не всегда все в жизни получается, что не всегда можно договориться с другим, и т. д.) или, напротив, делать привычными агрессию, насилие, унижение, неравноправие.

Правила семейного поведения неосознанно воспроизводятся и при уже взрослых столкновениях человека с трудностями: они могут вести к некорректному обсуждению трудностей, к попыткам загладить вину, к так называемой «имитации полезной активности». В последнем случае после конфликта или претензий значимого лица человек усиленно делает вид, что занят чем-то полезным, на благо всем – тихо убирается, занимается работой, читает. Также они приводят к обидам и молчанию, поиску оснований для придирок в поведении другого и т. д.

Обычно правила семейного поведения возникают не на пустом месте – они всегда кому-то удобны (условно выгодны). Так, правило не шуметь, когда папа смотрит новости, удобно папе, но может создавать дискомфорт у других членов семьи: у мамы, желающей поговорить с ним, или у детей, придумавших шумную игру. Правило ласкать ребенка и убирать все требования к нему, когда он заболел, может стать основой формирования так называемого условно выгодного поведения – возникновения заболеваний в те периоды жизни, когда ребенок хочет избавиться от тревоги, связанной с требованиями родителей, от их негативных оценок. Это правило может и дальше сопровождать человека, уже в зрелости бессознательно заставляя уходить от решения проблем в болезнь.

Правила становятся патологизирующими, дисфункциональными, если они дают разрешение на применение агрессии в отношении другого человека (правило «получил двойку – будешь наказан») и если они не подлежат обсуждению и не корректируются.

Многое может быть понято также из наблюдения за взаимодействием и общением членов семьи на приеме у педагога-психолога: в зависимости от ситуации, возраста, собственных желаний (правило «я никогда не звоню первая»).

В консультативной работе педагога-психолога правила, усвоенные клиентом в семье, обнаруживаются во всей полноте далеко не сразу. Они представляют собой во многом бессознательный материал, о котором даже очень искренний и замотивированный клиент не всегда может дать отчет самому себе. Часто правила семейного поведения представляются человеком чем-то самоочевидным, единственным возможным, обоснованным, верным; чем-то, что стоит активно и даже яростно защищать от изменений. Поэтому семейные правила могут ставить других людей в тупик, обескураживать, вести к серьезным конфликтам внутри семьи, вызывать проблемы во взаимодействии дошкольников с родителями, но все равно не становиться предметом обсуждения и рефлексивного анализа.

Для того, чтобы получить хотя бы первичную информацию о правилах семейного поведения , педагог-психолог может предложить клиенту такие вопросы.

  • Какие обязанности есть у разных членов семьи?
  • Как в вашей семье решаются бытовые вопросы?
  • Если родители не согласны друг с другом, кто обычно уступает? А если родитель и ребенок?
  • Чему вы учите и хотели бы научить ваших детей?
  • В каких ситуациях в вашей семье бывают ссоры и скандалы?
  • Что в вашей семье принято делать всем вместе?
  • Что для вас было трудно и неожиданно, когда вы вступили в брак, когда семейная жизнь только начиналась? А что вам сразу понравилось?
  • Что изменилось, когда у вас появился ребенок?
  • Что бы вы изменили в повседневной жизни вашей семьи?
  • Как вы проводите совместные выходные?
  • Кто имеет решающее слово при распределении бюджета?
  • Чье мнение в семье самое авторитетное?
  • Чего ни в коем случае нельзя делать детям?
  • В чем вы согласны и не согласны со школой?

Может быть задан и прямой вопрос о том, какие правила существуют в семье – однако ответ на него нельзя рассматривать как исчерпывающую информацию. Кто транслирует основную информацию о трудностях и выступает с позиции правого, а кто старается «понимать и защищать»; как клиент выражает свои чувства, как воспринимает новую информацию, оказывает ли давление на других членов семьи, чтобы ускорить общение или добиться искреннего, на его взгляд, ответа, и т. д.

Взаимодействие и границы личности в семье

С правилами семейного поведения тесно связано понятие семейных границ – личных границ каждого отдельного члена семьи и семьи в целом. Эти границы невербализованы и по большей части неосознаваемы. Их функция – очерчивать степень автономии каждого отдельного человека и всей семейной системы в целом от других внешних систем. Уровень проницаемости личных границ определяет, насколько и в чем члены одной семьи могут быть независимы друг от друга, ориентированы на собственную позицию и желания.

Здоровыми считаются четкие границы: наличие у каждого члена семьи возможности и права иметь нечто «свое» – в поведении, интересах, манерах, предпочтениях. Например, права самому решать, что надеть, что съесть, с кем дружить; права на уединение и секреты; права не получать непрошенные оценки со стороны окружающих. Нарушения личных границ часто называют «взламыванием», подчеркивая их разрушительный характер (многое о таких феноменах можно узнать из работ Ирины Млодик).

Взламывания личных границ зачастую возводятся в ранг правил семейного поведения во многих семьях случаются ежедневно, проявляясь в мелочах: «и с кем ты там говорила?», «ешь это, ну и что, что не любишь, это полезно», «тебе это не идет, надень другое», «заканчивай болтать». Нарушения границ могут иметь разные формы – от физических наказаний, беспощадной критики и негативной оценки, контроля секретов (тайная или явная проверка детских личных дневников, страниц в социальных сетях, карманов в куртках) – до вроде бы нетравмирующих (отсутствие собственного личного пространства в квартире, навязчивая забота, ласки и поцелуи в тот момент, когда партнер по общению этого не хочет). Такие действия представляют собой лишение другого человека его автономии. Почти вне зависимости от того, насколько обидно или деструктивно само по себе действие, связанное со «взламыванием границ», оно переживается на более или менее осознаваемом уровне как принуждение, лишение приватности и свободы. И поэтому оно закономерно ведет к явному или скрытому протесту, особенно бурному в кризисные этапы развития личности.

Другим типом дисфункциональных границ в семье являются слишком жесткие, непроницаемые границы – отчуждение и фактически изоляция членов семьи друг от друга. Достаточно часто этот тип нарушений встречается в виде невозможности диалога между разными по возрасту подструктурами семьи: детьми и родителями, родителями и прародителями, иногда – людьми разного пола.

В таких случаях семья превращается не в живой социальный организм, а в жестко иерархизированную систему, живущую по правилам семейного поведения  в формате субординации, а не любви. Иногда столь жесткие границы являются следствием предыдущего травмирующего опыта, неосознанного страха перед близостью.

Наконец, нарушения семейных границ могут проявиться в виде формирования внутрисемейных коалиций (объединений членов семьи в противостоящие друг другу микрогруппы). Самыми частыми вариантами являются коалиция одного из родителей с ребенком против другого родителя (например, мама и ребенок против тца); прародителя с ребенком против родителей (например, бабушка, разрушающая вседозволенностью все родительские попытки выстроить гармоничную систему воспитания); одного из супругов со своими родителями против другого супруга (анекдотические жена и теща против зятя); одного родителя с ребенком против другого родителя со вторым ребенком (частый вариант в российской культуре – папина дочка и мамин сын); родителя или родителей с одним из детей – «любимчиком».

Существуют и другие варианты таких комбинаций. Они могут формироваться под влиянием множества обстоятельств, в частности, как следствие неосознаваемой попытки быть необходимым для какого-то человека и потребности в доказательствах собственной ценности или правоты; или как результат попытки сохранить некий «секрет» (часто сложности детей в обучении или поведении, скрываемые матерью от отца); или страха перед независимостью.

Наконец, существуют и границы, отделяющие семью от других систем. Они определяют то, насколько возможно и каким будет общение между семьей и остальным миром: друзьями, соседями, школой и т. д. Особенность такого рода границ состоит в том, что они косвенно влияют на уровень доверия человека к миру, навык открываться, взаимодействовать, быть искренним. Важным для анализа моментом является сравнение разных параметров семейной системы в ситуациях только взаимодействия личности и семьи или их внешнего взаимодействия: они указывают на то, что именно оберегают члены семьи – внутренний комфорт семьи или хорошее мнение посторонних людей о семье. В первом случае все лучшее происходит внутри семьи, дома; во втором – в ситуациях «выхода в люди», приема гостей и т. п.

Исследование взаимодействие дошкольников с родителями

Для того чтобы исследовать семейные границы, важно анализировать реальные возможности членов семьи по нормальной сепарации, а также правила семейного поведения, взаимодействия дошкольников с родителями. В этом могут помочь следующие вопросы семье.

  • Есть ли у вас время на реализацию своих желаний и планов?
  • Есть ли у вас какая-то личная территория дома?
  • Существует ли что-то, что неизвестно о вас близким?
  • Что ваш ребенок может делать по собственному усмотрению?
  • Можете ли вы (можешь ли ты) обсудить с NN свои самые важные проблемы?
  • Разрешают ли тебе твои родители дружить с тем, с кем ты хочешь? Иметь свои секреты?
  • Если вам (тебе) хочется побыть одному, как на это прореагируют осталь-ные члены семьи?
  • Если бы ты (вы) вел(и) дневник, его надо было бы прятать?
  • Когда вы последний раз смеялись дома? Когда вы смеялись вместе с кем-то из близких? Когда кто-то из близких смеялся над вами?
  • Можешь ли ты сам выбирать себе одежду, еду, прическу?
  • Можешь ли ты сам выбирать себе друзей?
  • Кто из семьи лучше всего тебя (вас) понимает?
  • Кого лучше всего понимаешь ты (вы)?
  • Кто самый близкий для тебя (вас) человек? В чем это проявляется?
  • Есть ли кто-то в семье, отношения с кем у вас более отчужденные, чем с остальными?
  • Что стоило бы прекратить делать NN? Что он мог бы делать вместо этого?


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную программу развития мелкой моторики у детей 2–3 лет.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль