Интересы детей в старшем дошкольном возрасте: компьютерная зависимость

51

Большинство дошкольных организаций на сегодняшний день укомплектовано компью­терами. Разумеется, они приносят пользу, способствуя тому, что специалисты посредством развивающих игр получают возможность сформировать у дошкольников полезные навы­ки. Поскольку в момент, когда ребенок садится за компьютер, он становится более внимательным, повышается объем информации, которую он может запомнить, включается рассудочная деятельность, а также развивается мелкая моторика рук и глаз. Однако необходимо соблюдать правила работы за компьютером, дети должны знать о пользе и вреде, которые он приносит.

Интересы детей в старшем дошкольном возрасте: причины и степени компьютерной зависимости

Специалисты выделяют следующие причины возникновения компьютерной зависимости:

  • неполноценный контроль детей родителями, нежелание самого ребенка играть и самостоятельно организовывать свою игру;
  • недостаток общения в семье;
  • нежелание родителей видеть, что ребенок взрослеет;
  • низкий уровень комфорта для ребенка дома комфортно, когда у него нет личного пространства;
  • зависимость ребенка от осуждения окружающих;
  • замкнутость ребенка, низкая коммуникабельность;
  • незнание правил психогигиены в процессе взаимодействия с компьютером.

Проблему компьютерной зависимости интересно осветила психолог Ульяна Дмитриева из г. Кунгура Пермской области. Она вывела следующие степени компьютерной зависимости*:

1-я степень подразумевает увлеченность на стадии освоения интереса (в данном случае - компьютера). Стадия характерна для детей, познающих компьютер первый месяц после приобретения. Эту степень зависимости можно охарактеризовать, как овладе­ние новой забавой, освоение неизвестного, но интерес­ного предмета. Компьютерные интересы детей в старшем дошкольном возрасте в этот период, как правило, не превышают одного месяца. В дальнейшем наступает нормализация режима дня, появляются периоди­ческие паузы в играх на компьютере, которые, как правило, вызваны другими увлечениями. Однако если ребенок не выходит из этой стадии, то наступает вторая.

2-я степень - состояние возможной за­висимости. Данная степень подразумевает глубокое погружение в игру, характеризующееся пребыванием за компьютером в течение трех часов в день и более, снижением мотивации к знаниям, нежеланием готовиться к школе и выполнять задания. Начинается падение успеваемости в подготовительных занятиях.

3-я степень - выраженная зависимость. В данной ситуации игрок уже плохо контролирует себя или даже практически не контролирует, эмоционально неустойчив, не может прервать игру совсем или реагирует крайне эмоционально. В случае насильственного вмешательства в ту реаль­ность, которая стала ему интересной благодаря компьютеру, может вообще уйти из дома. Любые прочие интересы детей в старшем дошкольном возрасте на этом этапе пропадают, ребенок становится безразлич­ным ко всему, что не касается его увлечения. Происходит снижение успеваемо­сти на подготовительных занятиях, а новые знания попросту не усваиваются.

4-я степень - клиническая зависимость**. Эта стадия характеризуется серьезными отклонениями от нормы в поведении, реакциях, проявляется неадекватная эмоциональность, отсутствуют эмоциональный и поведенческий самоконтроль. На этой стадии речь уже не идет о скудности интересов детей в старшем дошкольном возрасте, поскольку ситуация обретает более пагубный характер: ребенок начинает слышать го­лоса, команды, его взгляд становится отсутствующим, потухшим и пустым. Также стадия характеризуется потерей аппетита и какого-либо интереса к жизни. И здесь уже определенно необходима по­мощь психиатра, а психолог исполняет роль диспетчера.


Памятка для родителей

Как определить степень зависимости ребенка от компьютера

Родители могут провести простейший тест, чтобы выявить степень зависимости от компьютера у их ребенка. Они обращаются к ребенку с просьбой, например: «Помоги мне, пожалуйста, сделать подарок для бабушки». Обращаться к ребенку нужно именно в тот момент, когда он сидит за компьютером и играет.

Способы реагирования ребенка:

A. Ребенок легко откликается на просьбу, помогает, может увлечься этой помощью – полная свобода от компьютера на момент тестирования.

Б. Ребенок откликается со второго-третьего раза, неохотно выполняет просьбу – 1-я степень зависимости в пределах первого месяца овладения новой игрушкой и (или) начальный этап 2-й степени зависимости.

B. Ребенок не откликается на просьбу, явно не слышит обращение, игру не прерывает – зависимость 2–3-й степени.

В случае, если ребенок вел себя по схеме Б или В, необходимо через какой-то промежуток времени (на следующий день) обратиться к ребенку с развернутой аргументированной просьбой, например: «Сынок, помоги мне, пожалуйста. Я одна справиться не могу. Мне нужна твоя помощь! Пожалуйста, прерви свое занятие и помоги мне». Если реакция на просьбу будет аналогичной, то можно делать окончательный вывод о наличии у ребенка компьютерной зависимости и необходимости предоставить ему квалифицированную помощь.


Профилактика компьютерной зависимости в части работы с интересами детей в старшем дошкольном возрасте

Для профилактики компьютерной зависимости родителям можно рекомендовать выполнять следующие правила.

1. Введите четкий режим. «Общение» с компьютером для дошколь­ника - 20-30 мин в день.

2. Не забывайте поощрять и хвалить детей. Даже если это поощрение будет за вымытую тарелку, умение одевать­ся или игру с другими детьми. Старайтесь относиться ровно к его успехам в компьютерной игре, поскольку поощ­рение и так уже заложено программой.

3. Четко следуйте правилам, ко­торые вы сами установили для ребенка. Проанализируйте, может быть, у вас самих есть какая-либо зависимость (здесь нужно учитывать не только курение и алкоголь, но и бесконтрольное питание, телевизор, компьютер). Помните, что ваше освобождение станет лучшим рецептом для профилактики зависимости у ребенка.

4. Важно также контролировать интересы детей в старшем дошкольном возрасте (кружки, широкие интересы). Приобщайте к домашним обязанностям. Культивируйте семейное чтение. Играйте в настольные и другие игры, приобщайте к играм своего детства.

Работа по профилактике компьютерной зависимости у дошколь­ников ведется в Центре развития ребенка - детский сад № 122 г Уфы в течение всего учебного года на игровых сеансах (приложение).

Приложение

Конспект игрового сеанса "Вова и компьютер"

Интересы детей в старшем дошкольном возрасте: компьютерная зависимость

Интересы детей в старшем дошкольном возрасте: компьютерная зависимость

Интересы детей в старшем дошкольном возрасте: компьютерная зависимость

* Данная интерпретация была модифицирована автором статьи для старшего дошкольного возраста.

** У детей дошкольного возраста данная степень не наблюдается.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль