Интересы детей в старшем дошкольном возрасте: компьютерная зависимость

23

Большинство дошкольных организаций на сегодняшний день укомплектовано компью­терами. Разумеется, они приносят пользу, способствуя тому, что специалисты посредством развивающих игр получают возможность сформировать у дошкольников полезные навы­ки. Поскольку в момент, когда ребенок садится за компьютер, он становится более внимательным, повышается объем информации, которую он может запомнить, включается рассудочная деятельность, а также развивается мелкая моторика рук и глаз. Однако необходимо соблюдать правила работы за компьютером, дети должны знать о пользе и вреде, которые он приносит.

Интересы детей в старшем дошкольном возрасте: причины и степени компьютерной зависимости

Специалисты выделяют следующие причины возникновения компьютерной зависимости:

  • неполноценный контроль детей родителями, нежелание самого ребенка играть и самостоятельно организовывать свою игру;
  • недостаток общения в семье;
  • нежелание родителей видеть, что ребенок взрослеет;
  • низкий уровень комфорта для ребенка дома комфортно, когда у него нет личного пространства;
  • зависимость ребенка от осуждения окружающих;
  • замкнутость ребенка, низкая коммуникабельность;
  • незнание правил психогигиены в процессе взаимодействия с компьютером.

Проблему компьютерной зависимости интересно осветила психолог Ульяна Дмитриева из г. Кунгура Пермской области. Она вывела следующие степени компьютерной зависимости*:

1-я степень подразумевает увлеченность на стадии освоения интереса (в данном случае - компьютера). Стадия характерна для детей, познающих компьютер первый месяц после приобретения. Эту степень зависимости можно охарактеризовать, как овладе­ние новой забавой, освоение неизвестного, но интерес­ного предмета. Компьютерные интересы детей в старшем дошкольном возрасте в этот период, как правило, не превышают одного месяца. В дальнейшем наступает нормализация режима дня, появляются периоди­ческие паузы в играх на компьютере, которые, как правило, вызваны другими увлечениями. Однако если ребенок не выходит из этой стадии, то наступает вторая.

2-я степень - состояние возможной за­висимости. Данная степень подразумевает глубокое погружение в игру, характеризующееся пребыванием за компьютером в течение трех часов в день и более, снижением мотивации к знаниям, нежеланием готовиться к школе и выполнять задания. Начинается падение успеваемости в подготовительных занятиях.

3-я степень - выраженная зависимость. В данной ситуации игрок уже плохо контролирует себя или даже практически не контролирует, эмоционально неустойчив, не может прервать игру совсем или реагирует крайне эмоционально. В случае насильственного вмешательства в ту реаль­ность, которая стала ему интересной благодаря компьютеру, может вообще уйти из дома. Любые прочие интересы детей в старшем дошкольном возрасте на этом этапе пропадают, ребенок становится безразлич­ным ко всему, что не касается его увлечения. Происходит снижение успеваемо­сти на подготовительных занятиях, а новые знания попросту не усваиваются.

4-я степень - клиническая зависимость**. Эта стадия характеризуется серьезными отклонениями от нормы в поведении, реакциях, проявляется неадекватная эмоциональность, отсутствуют эмоциональный и поведенческий самоконтроль. На этой стадии речь уже не идет о скудности интересов детей в старшем дошкольном возрасте, поскольку ситуация обретает более пагубный характер: ребенок начинает слышать го­лоса, команды, его взгляд становится отсутствующим, потухшим и пустым. Также стадия характеризуется потерей аппетита и какого-либо интереса к жизни. И здесь уже определенно необходима по­мощь психиатра, а психолог исполняет роль диспетчера.


Памятка для родителей

Как определить степень зависимости ребенка от компьютера

Родители могут провести простейший тест, чтобы выявить степень зависимости от компьютера у их ребенка. Они обращаются к ребенку с просьбой, например: «Помоги мне, пожалуйста, сделать подарок для бабушки». Обращаться к ребенку нужно именно в тот момент, когда он сидит за компьютером и играет.

Способы реагирования ребенка:

A. Ребенок легко откликается на просьбу, помогает, может увлечься этой помощью – полная свобода от компьютера на момент тестирования.

Б. Ребенок откликается со второго-третьего раза, неохотно выполняет просьбу – 1-я степень зависимости в пределах первого месяца овладения новой игрушкой и (или) начальный этап 2-й степени зависимости.

B. Ребенок не откликается на просьбу, явно не слышит обращение, игру не прерывает – зависимость 2–3-й степени.

В случае, если ребенок вел себя по схеме Б или В, необходимо через какой-то промежуток времени (на следующий день) обратиться к ребенку с развернутой аргументированной просьбой, например: «Сынок, помоги мне, пожалуйста. Я одна справиться не могу. Мне нужна твоя помощь! Пожалуйста, прерви свое занятие и помоги мне». Если реакция на просьбу будет аналогичной, то можно делать окончательный вывод о наличии у ребенка компьютерной зависимости и необходимости предоставить ему квалифицированную помощь.


Профилактика компьютерной зависимости в части работы с интересами детей в старшем дошкольном возрасте

Для профилактики компьютерной зависимости родителям можно рекомендовать выполнять следующие правила.

1. Введите четкий режим. «Общение» с компьютером для дошколь­ника - 20-30 мин в день.

2. Не забывайте поощрять и хвалить детей. Даже если это поощрение будет за вымытую тарелку, умение одевать­ся или игру с другими детьми. Старайтесь относиться ровно к его успехам в компьютерной игре, поскольку поощ­рение и так уже заложено программой.

3. Четко следуйте правилам, ко­торые вы сами установили для ребенка. Проанализируйте, может быть, у вас самих есть какая-либо зависимость (здесь нужно учитывать не только курение и алкоголь, но и бесконтрольное питание, телевизор, компьютер). Помните, что ваше освобождение станет лучшим рецептом для профилактики зависимости у ребенка.

4. Важно также контролировать интересы детей в старшем дошкольном возрасте (кружки, широкие интересы). Приобщайте к домашним обязанностям. Культивируйте семейное чтение. Играйте в настольные и другие игры, приобщайте к играм своего детства.

Работа по профилактике компьютерной зависимости у дошколь­ников ведется в Центре развития ребенка - детский сад № 122 г Уфы в течение всего учебного года на игровых сеансах (приложение).

Приложение

Конспект игрового сеанса "Вова и компьютер"

Интересы детей в старшем дошкольном возрасте: компьютерная зависимость

Интересы детей в старшем дошкольном возрасте: компьютерная зависимость

Интересы детей в старшем дошкольном возрасте: компьютерная зависимость

* Данная интерпретация была модифицирована автором статьи для старшего дошкольного возраста.

** У детей дошкольного возраста данная степень не наблюдается.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль