Психологическая подготовка родителей и детей перед поступлением в ДОУ

71

Многих родителей заботит процесс поступления ребенка в ДОУ, поскольку он означает переход из до­машней среды в структурированную среду детского сада. Некоторые мамы не готовы отпустить ребенка, предоставить ему больше самостоятельности. Необходимо, чтобы у роди­телей была возможность ввести ребенка в детский коллектив, что будет способствовать развитию его коммуникативной, по­знавательной, эмоциональной сферы.

Современная система образования предлагает широкий вы­бор организаций при поступлении в ДОУ и многообразие форм воспитания и обучения. Ребенка можно определить в детский сад на полный день или в группу кратковременного пребывания, а можно несколько раз в неделю посещать группы развития или игровой поддержки. По­добные групповые занятия являются оптимальным вариантом для развития детей раннего возраста, т. к. они проходят исключитель­но в игровой форме и совместно с мамой ребенка, что исключает стресс от расставания с ней и долгий процесс адаптации, как в ясельной группе.

В ГБОУ ДОУ № 2629 г Москвы ЦИПР - структурное подразделе­ние, реализующее общеобразовательную программу дошкольного образования. Деятельность педагога-психолога в ДОУ регламентируется планом работы (таблица).

План работы педагога-психолога в условиях ЦИПР

Мероприятие

Сроки

1

Первичная консультация с родителями и детьми

Июнь – август

2

Родительская гостиная «Давайте, познакомимся»

Сентябрь

3

Групповые игровые развивающие сеансы с детьми в сопровождении родителя (законного представителя) (приложение 1)

В течении года

4

Индивидуальные развивающие игровые сеансы с детьми и их родителями (законными представителями)

В течении года

5

Досуговое мероприятие «В гости осень к нам пришла»

Октябрь

6

Конкурсы для родителей «Я и мой малыш»; «Новогодняя игрушка», «Весенний букет»

В течении года

7

Театрализованный интерактивный сеанс «Репка» (приложение 2)

Ноябрь

8

Новогодний праздник «Елка!»

Декабрь

9

Организация и проведение зимних забав по подгруппам

Январь

10

Театрализованное досуговое мероприятие «Курочка Ряба»

Февраль

11

Участие в народных гуляниях «Ай да Масленица!»

Февраль

12

Музыкальное досуговое мероприятие «Веснянка»

Март

13

Театрализованный интерактивный сеанс «Теремок»

Апрель

14

Выпускной вечер

Май

15

Тематические консультации для родителей

В течении года

16

Тематические консультации для специалистов ЦИПР

В течении года

Основные формы деятельности педагога-психолога в ДОУ с ребенком и се­мьей: индивидуальные и групповые игровые сеансы, консультация, тренинг. Наполняемость групп при организации групповой рабо­ты с детьми - не более 8 человек. Групповая работа может быть ор­ганизована несколькими специалистами одновременно: старшим воспитателем, педагогом-психологом, воспитателем, педагогом дополнительного образования, музыкальным руководителем.


Примерный алгоритм проведения группового сеанса:

1.     Приветствие в кругу, настрой на доброжелательное отношение друг к другу всех участников игрового сеанса.

2.     Совместная деятельность «дети – родители – специалисты» (зарядка, развивающая игра согласно тематическому плану, развитие речи и т. п.).

3.     Свободная деятельность (индивидуальные занятия).

4.     Художественно-эстетическая деятельность (рисование, лепка, театральная постановка, музыкальное занятие и пр.).

5.     Направленная физическая активность.

6.     Свободная деятельность (индивидуальные занятия).

7.     Завершающая часть: спокойные игры, релаксация, массаж. Прощание.


Деятельность педагога-психолога в ДОУ в рамках индивидуального игрового сеанса не имеет отдельного алгоритма и выстраивается согласно задачам, которые ставит специалист в соответствии с индивидуальными особенностями развития ре­бенка.

Весной родители приглашаются на первичную консультацию к педагогу-психологу, на которой происходит знакомство с ребен­ком и его семьей. В начале беседы педагог-психолог просит роди­телей ответить на вопрос: с какой целью они хотят посещать ЦИПР. Далее он знакомит родителей с основной целью создания ЦИПР и спецификой его работы.

Деятельность педагога-психолога в ДОУ включает составление маршрутного листа игровых сеансов (индивидуальных и групповых), в котором указывается возрастная группа и группа развития, воз­растные особенности ребенка, время посещения игровых сеан­сов; линии развития (сенсорное развитие, общие движения, речь, навыки, поведение); рекомендации родителям. Родителям выдает­ся анкета с параметрами развития ребенка для заполнения дома.

Данные, полученные на первичном консультировании, вносят­ся в листок первичного консультирования:

  • дата консультирования;
  • Ф. И. ребенка, дата его рождения;
  • Ф. И. О. родителей, домашний телефон;
  • трудности при воспитании ребенка и при контакте со взрослыми;
  • основные документы ребенка (регистрационный лист, анкета, анамнез);
  • форма работы с ребенком (индивидуальная и групповая);
  • дата начала и окончания занятий.

На каждого ребенка составляется психологическое заключе­ние по результатам диагностики готовности поступления в ДОУ.

После консультирования все родители и дети приглашаются в родительскую гостиную «Давайте познакомимся!» для ознакомле­ния с предметно-развивающей средой - игровой комнатой, музы­кальным и физкультурным залами. На этой встрече родители зна­комятся с руководителем подразделения и педагогами центра, а также с расписанием игровых сеансов по группам.


Примерный алгоритм работы с родителями в ходе групповых встреч с педагогом-психологом:

1. Приветствие. Мини-тренинг личностного развития (в зависимости от потребностей группы).

2. Беседа по заранее определенной теме.

3. Ответы на возникшие вопросы.


Развивающие игровые сеансы прово­дятся при условии активности самих роди­телей. Мама или папа работают в паре с ма­лышом, реализуя «тройственный союз»: специалист - ребенок - родитель.

Между игровыми сеансами организует­ся самостоятельная игровая деятельность детей с родителями и сверстниками, где главное внимание уделяется процессуаль­ной игре и общению. Развивающие сеансы разнообразны как по форме, так и по содержанию. В работе используется различный ма­териал: крупы, природный и бросовый материалы, тесто, вода, пальчиковые краски.

Игровые сеансы по подготовке к поступлению в ДОУ длятся в зависимости от возраста детей - от 10 до 15 минут. Общее время посещения центра составляет 1 час. За это время можно принять участие в музыкальных минутках (во время которых родители и малыши учатся слушать музыкальные произведения, двигаться в соответствии с характером музыки, играть на музыкальных инструментах), в минутках здоровья, играх с водой и крупой и т. п.

Деятельность педагога-психолога в ДОУ включает подготовку различных творческих конкурсов непосредственно для родителей, например:

  • проект «Малыш глазами взрослого» - родители показывают и рассказывают о своем малыше от «появления на свет и по сегодняшний день» в стихотвор­ной форме, оформляют фоторепортажи в журналах, газетах, ретро-альбо­мах;
  • проект «Тактильный коврик» - мамы мастерят для своего малыша коврики для развития мелкой моторики;
  • конкурс «Моя семья» - родители творчески представляют информацию о сво­ей семье в стенгазетах, комических зарисовках, фотоколлажах и проч.

Приложение 1

Игровой развивающий сеанс "Водичка,водичка ..." для детей раннего возраста совместно с родителями

Психологическая подготовка родителей и детей перед поступлением в ДОУ

Психологическая подготовка родителей и детей перед поступлением в ДОУ

Психологическая подготовка родителей и детей перед поступлением в ДОУ

Приложение 2

Театрализированный интерактивный сеанс по сказке "Репка" с детьми раннего возраста

Психологическая подготовка родителей и детей перед поступлением в ДОУ

Психологическая подготовка родителей и детей перед поступлением в ДОУ

Психологическая подготовка родителей и детей перед поступлением в ДОУ

Психологическая подготовка родителей и детей перед поступлением в ДОУ

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg
  • Документ №4.jpg
  • Документ №5.jpg
  • Документ №6.jpg
  • Документ №7.jpg


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль