Анализ семейной истории в психологическом консультировании в ДОУ

43
В этой статье в рамках психологического консультирования в ДОУ будут рассмотрены следующие параметры анализа семейной истории: семейные мифы, семейные стабилизаторы и любовные отношения в семье. 

Семейные мифы

Семейные мифы являются значимым параметром семейной системы. Они представляют собой некую резюмированную установку относительно какой-то особенно­сти и чаще всего транслируются из поколения в поколе­ние, становясь все более ригидными. Для развития устойчи­вого мифа, как правило, нужно не менее трех поколений, поддерживаю­щих его. Мифы носят характер развернутого сказания, основываются на реальных фактах, выглядят излишне обобщенными, жестко возводятся в степень универсального правила. Типичные примеры - это миф о безбрачии («у нас все женщины одинокие, все растили детей в одиночку, так и не сложилось ни у кого»), миф о сильной женщине

(«у нас всегда командовали женщины, и бабушка такая была, еще с советских времен и на работе, и дома командир, и мама, и доченька с характером»), миф о плохих и о пьющих мужчинах («никому верить нельзя, все мужики плохие», «у нас все мужики пьющие»), миф о герое-спасателе («что бы мы делали без наших бабушек»), миф о больном ребенке («он родился слишком слабеньким, частенько побаливает, уста­ет, поэтому мы его бережем»), миф о страдании («всю жизнь одни страдания, сначала отчим, теперь муж, а тут еще и дети не­благодарные»).


Семейный миф переходит для человека в проблему, если он негласно предписывает конкретный сценарий обыденных действий и важных жизненных решений


Мифы могут носить и внешне позитивный характер: мифы об успешной, дружной се­мье, об идеальных детях. Проблемой для человека миф становится тогда, когда он негласным образом предписывает конкретный сценарий обыденных действий и значимых жизненных решений. Так, например, мифы о тружениках формируют трудоголиков, миф о болезненном ребенке может довести физиологически здорового малыша до инвалидизации и инфантилизации, миф о плохих мужчинах или коварных женщинах - вести к неадекватным выборам су­пруга и т.д. Мифы заставляют сложную семей­ную систему из поколения в поколение воспроизводить, накапли­вать и усугублять сложности, делать их привычными и как будто нор­мальными.

Семейные мифы особенно ярко проявляются в том случае, когда кто-либо из родных переживает трудные времена, когда меняется со­став близкого окружения, и в периоды значительных социальных изменений в по­ложении самого семейства или общества в целом. Мифы проявляются в правилах, способах взаимодействия, степени под­чинения родных друг другу. С целью прояснения этих моментов педагогом-психологом на консультации могут быть заданы следующие вопросы:


  • Чем ваша семья схожа с семьей ваших родителей? Прародителей?
  • Чему вас научили родители?
  • Какие проблемы, аналогичные вашим родителям, есть и у вас?
  • Какие достижения родителей вы повторили?
  • Есть ли что-то, что в вашей семье повторяется из поколения в поколение?
  • Если бы вам предложили охарактеризовать свою семью (или: мужчин, женщин в вашей семье, детей, родителей, матерей, отцов) в нескольких словах, как бы вы ее описали?
  • Чем ваша семья отличается от других?
  • Как вы с супругом друг друга выбрали?
  • Ваши ожидания от брака? Какие из них не оправдались?
  • Чего вы ждете от своих детей?
  • Что у вас сохраняется долгими годами?
  • На какую сказку (или другое художественное произведение) похожа ваша семья?


Психологическое консультирование в ДОУ: семейные стабилизаторы 

В работе педагога-психолога с семьей очевидными являются семейные стабилиза­торы. Это совокупность факторов, позволяющих семье как системе продолжать функционировать, сохранять цель­ность, не распадаться. Стабилизаторы присутствуют везде, но в каждом конкрет­ном случае их набор самый различный. Самые частые из них это совместное хозяйство, квартира, дом, бюджет; дети; общая история, количество лет и сил, затраченных на супружескую жизнь; похожие привычки, привязанности, домашние питомцы и любимые телесериалы; об­щественное мнение, более высоко оценивающее семейного человека в сравнении с одинокими людьми; иногда культурные, религиозные фак­торы и т. п.


Детские проблемы могут быть стабилизатором, если оказываются способными переключить внимание и напряжение родителей с взаимного недовольства на заботу о ребенке


Среди стабилизаторов отдельно выделяют категорию дисфункциональных: по большей части, это труд­ности в развитии и поведении детей и их проблемы, а также обыкновенные скандалы, позволяющие выплеснуть накопившееся на­пряжение, но не разрушить при этом отношения.

Детские проблемы, исходя из практики психологического консультирования в ДОУ, также могут стать стабилизатором семьи, и происходит это в том случае, когда дети становятся способными переключить внимание родителей с взаимного раздражения на заботу о своем чаде. В подобных случаях ребенок как бы «спасает» родителей от развода, который пред­чувствует или о котором знает. Ребенок внезапно начинает отставать в учебе либо заболевает, тем самым сигнализируя матери и отцу о том, что он сильно хочет, чтобы в их семье все оставалось на своих местах, перемен он не желает. Это может быть и стремление сохранить свою роль, избежать каких-либо тре­бований, справиться с несправедливостью, изменить иерархию отношений. В таком случае семейный стабилизатор  одно­временно является так называемым симптоматическим поведением, т. е. по­ведением, оказывающим сильное влияние на других людей, совершаемым при этом бессознательно, зачастую вторично подкрепляясь окружением. Самый простой пример симптоматического поведе­ния, отмечаемый педагогом-психологом в работе с семьей - головная боль или расстройство желудка у ребенка перед «страшной» контрольной работой. Причем речь идет не о симуляции, а о реальном симптоме, возникшем из-за страха перед провалом, реакцией родителей или учителей. Внезапное недомогание позволяет школьнику получить право не посещать школу в «страшный» день или оправдать плохую оценку.


Ребенку часто проще ничего не менять, чтобы не поколебать отношения родителей или педагогов к его способностям и соответствующим невысоким требованиям, уже ставшими привычными, чем показать более высокий результат, тем самым приподнять планку, изменить требования семьи.


Симптоматическое поведение - это важный текст, зашифро­ванный в конкретных поступках, часто - в мелочах, отмечает в работе с семьей педагог-психолог. Оно служит двум основ­ным противоположным целям: сохранить нечто в неизменном ви­де или нечто поменять. Так, подросток может выдавать массу поступков девиантного поведения с целью уменьшения напряженности в браке своих родителей и переключения их на себя; а может выразить несогласие против принятых правил, форм общения, предписаний, ограничений. 


В некоторых случаях симптоматическое поведение представляется как способ наказания другого человека – своим унынием, отсутствием, беспомощностью, неинтересным разговором, медлительностью. 


Симптоматическое поведение, таким образом, позволяет семейной системе функционировать желае­мым для человека образом, обеспе­чивая ему заботу и любовь, о кото­рой он не может попросить напрямую, давая возможность уйти от решения некоторых проблем, оправдать себя, не менять что-либо в себе, но менять в других. Иногда симптоматическое поведение стано­вится способом наказания другого человека - своим отсутствием, отчаянием, бессилием, медлительностью, малоинтересным раз­говором, замечает в работе с семьей педагог-психолог. Симптоматическое поведение может быть неприятным и для его носителя, но оно позволяет снизить уровень внутрен­него дискомфорта, делая его терпимым. Так, часто в отношениях один из партнеров переживает из-за нечуткости другого вместо корректирования или прекращения общения с ним. Или, избегая болезненного анализа самого себя, человек погружается в назойливый поиск ответа о причинах сомнительного, необсужда­емого, отстраненного поведения значимого другого. Еще один частый вариант - беспомощность одного из членов семьи, на самом деле позволяющая контролировать поведение и действия остальных.

Для того, чтобы получить больше сведений о семейных стаби­лизаторах и симптоматическом поведении, педагог-психолог в процессе психологического консультирования в ДОУ может прибегнуть к следующим вопросам: 


  • Что в вашей семье скрепляет отношения?
  • Что помогало и помогает вам сохранять семью при столкновении с серьезными трудностями?
  • Какие общие занятия и увлечения способствуют сплоченности всех родных?
  • Как вы приняли решение обзавестись ребенком?
  • Если ребенок болеет, что это меняет в отношениях родителей?
  • Если болеет мама или папа, что при этом меняется?
  • Кто больше всего злится (переживает, радуется, обижается), если…
  • Что предшествовало такому поведению NN?
  • Эта или подобная проблема еще когда-либо случалась?
  • Как выглядит ваш дом? Кто и каким образом вкладывает в него силы?
  • Какие самые жуткие для вас изменения могут произойти в вашей семье?
  • Что делает NN, если вы просите (требуете) это?
  • Что может заставить вас снизить свои требования к NN?
  • Что изменилось бы, если бы эта проблема исчезла?
  • Что предшествовало этой проблеме?
  • Что происходило в вашей жизни, когда ребенок… ?
  • Что происходит в семье, когда ваш супруг… ?
  • О чем бы вы думали, если бы не думали об этом (человеке или ситуации)?


Работа педагога-психолога с семьей: любовные отношения в семье

В анализе семейной истории следует остановиться и на некоторых вопросах, касающихся любовных отношений. Это поистине неис­черпаемая область анализа для работы педагога-психолога с семьей. Колоссальное количество прекрасных во всех отношениях людей страдает из-за несчастных отношений. 

Чем она лучше, чем я? Почему я одинок? Другие принимают парадоксальные ре­шения, хорошо передаваемые дослов­ной цитатой одной очень неглупой и до­стойной женщины: «Он мне всю жизнь испортил, но больше всего на свете я хочу за него замуж».

Педагог-психолог в работе с семьей отмечает, что отношения чаще всего становятся несчастливыми, если люди, вступающие в них, имеют проблемы с самооценкой, избегают прямого общения, слишком непреклонно следуют правилам, не оправдывающим себя, поддерживают свои иллюзии рефлекторным выбором нестандартных социальных связей, то есть следуют принципу «у других еще хуже, а ничего, живут». Мысли потенциального любовного неудачника выглядят примерно таким образом: «если я потеряю эти отношения, я уже никог­да не найду новые»; «если я не соглашусь, буду отвергнут»; «если я буду сам собой, я никому не понравлюсь», «меня надо чем-то или кем- то дополнить»; «я должен (должна) вызывать только восторг и похвалу»; «я ужасно некрасивый человек».

Отношения и какое-либо общение в подобном случае навряд ли смогут быть честными и искренними. Человек с заниженной самооценкой часто очень боится того, что другие подумают, что он навязывается, боится задеть чувства людей, постоянно ждет ответной реакции, пресмыкается, постоянно веселит, запугивает, избегает проявления любых чувств (разные типы таких лю­дей подробно описаны В. Сатир).

В процессе психологического консультирования в ДОУ становится очевидным, что любовные отношения дисфункциональны, если они основываются на ненасыщаемой потребности утолять психологический голод через получение от партнера непрерывных доказательств любви (ярких поступков, слов, побед в сравнениях с отношениями других пар); если для одного из партнеров или для каждого из них интерес, привязанность, присутствие другого имеют наиглавнейшее значение и потому за эту привязанность может быть заплачена лю­бая цена, ей может быть принесена какая угодно жертва, включая отсутствие собственной жизни; если в них есть глубоко диспропорциональная реальной угрозе ревность по типу «ты должен любить только меня и никого и ничего больше»; если есть наивное требо­вание «идеальной любви» - любви другого к себе несмотря ни на что, вне зависимости от любого моего поведения, манер, внут­ренней наполненности, невзирая, например, на внешнюю запу­щенность, сложный характер, отсутствие любой отдачи.

Некоторые вопросы психологического консультирования в ДОУ могут помочь изучить эту сложную сферу:  


  • Что для вас любовь?
  • Как проявляется любовь?
  • Как вы осознаете, что вас любят?
  • Как человеку понять, что вы его любите?
  • Можете ли вы напрямую говорить с любимым обо всех сторонах ваших отношений?
  • Если вас что-то не устраивает в отношениях, что вы предпримете?
  • Что обязательно нужно для любви?
  • Ваша любовь взаимна? Случалось ли вам любить безответно, как долго это длилось, как вы переживали это?
  • Для вас любовь – это легко или сложно? Счастье или трагедия?
  • Как бы вы охарактеризовали романтические отношения своих близких друзей?
  • Как ваше окружение относится к вашему любимому человеку и вашим отношениям?
  • Насколько часто и как именно вы бы хотели проводить время с любимым человеком? Хватает ли вам его?
  • Что вы думаете о вашем любимом? Если бы вы не любили его, то были друзьями, близкими людьми? Что вас связывает?
  • Что мешает вам иметь любовь (если ее нет)? Что могло бы помочь иметь ее, если бы вы этого захотели?
  • Как вы относитесь к одиночеству?
  • Что дает вам любовь?
  • Чего любовь (эти любовные отношения) вас лишает?


Напоследок нельзя не отметить, что такие сложные стороны жизни человека всегда останутся неиссякаемыми, непонятыми до конца, отличными от типичных. Поэтому ин­тервью в работе педагога-психолога с семьей, проникающее в самые глубокие слои жизни человека и его взаимодействие с миром, может проводится лишь в безопасном с психологической точки зрения, поддерживающем, безоценочном, благожелательном взаимодействии с клиентом.

* Термин К. Мустакаса, означающий систему защитных механизмов по избеганию одиночества: изобильные социальные обязанности и отношения; масса знакомых при отсутствии друзей; случайные связи; вечеринки; бесконечные «разговоры по душам» не с тем, с кем на самом деле хотелось бы, и т. д. В «суете одиночества» любые социальные контакты и отвлекающие от размышлений дела горячо поддерживаются – лишь бы не оставаться одному.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную программу развития мелкой моторики у детей 2–3 лет.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль