Метод изотерапии в части педагогических приемов работы с детьми из СРЦдН

45

Педагогические приемы работы с детьми: определение признаков дезадаптации у ребенка

Человек по-разному откликается на изменения в социальных условиях своего бытия, в зависимости от особенностей той среды (социальных групп), в которой он существует: семья, детские дома, школьный коллектив, друзья и др. Для многих детей из неблагополучных семей такой социальной средой ста­новятся социально-реабилитационные центры для несовершен­нолетних (далее - СРЦдН). Перед педагогическим коллективом этих учреждений стоят задачи не только помочь ребенку адап­тироваться в новой для него обстановке, но и решить его вну­трисемейные проблемы, оказать содействие семье, вместе най­ти выход из трудной жизненной ситуа­ции.

Важно, чтобы благодаря педагогическим приемам работы с детьми можно было создать условия, при которых ребенок, вернувшись в био­логическую семью, чувствовал бы себя защищенным и психологически готовым к встрече с социальной окружающей средой. Несовершен­нолетний должен иметь сформированный соответствующий его возрасту уровень самосознания, самооценки, умение адекватно принимать трудности будущей жизни, мог устоять перед неуда­чами и трудностями, стать самостоятельным, ответственным, был способен сопереживать другим, творчески решать возник­шие проблемы.

У детей, находящихся в зоне социального риска, формируются психологические проблемы, которые могут быть связаны с реак­циями дезадаптации: чувство беззащитности из-за отрыва от се­мьи и направления в специализированные учреждения. Проявле­ниями подобных кризисных состояний являются мрачность, тревожность, беспокойство; стремление к уединению, замкну­тость; агрессивность, навязчивость.

Когда ребенок по тем или иным показателям определяется в СРЦдН, уже не разлука с семьей или неадекватный родительский уход, а дефицит внимания и воспитания становятся основным фактором, нега­тивно влияющим на процесс его разви­тия, что важно понимать, планируя и используя педагогические приемы работы с детьми из СРЦдН.

Через творчество можно наладить с ребенком контакт, пода­рить несовершеннолетнему веру в себя и показать ребенку, ока­завшемуся в трудной жизненной ситуации, что взрослый способен быть его помощником. Признаками того, что ребенок адаптировался, являются хоро­ший аппетит, спокойный сон, охотное общение с другими детьми, адекватная реакция на просьбы взрослых, нормальное эмоцио­нальное состояние.

Изотерапия в качестве одного из педагогических приемов работы с детьми

Изотерапия, или рисование, оказывает на ребенка не просто развивающий эффект, но и положительное психологическое воздействие, т. к. может помочь избавиться от боязней, страхов, нервных потрясений и т. д. Упражнений для этого достаточно много и они очень разнообразны. В основе изотворчества лежит особая «сигнальная цветовая система», т. е. с помощью цвета, который ребенок использует при рисовании, он невольно информирует о своем эмоциональном состоянии (приложение 1).

Организуя занятия по изотерапии в части педагогических приемов работы с детьми, педагог-психолог реализует следующие функции: эмпатическое принятие ребенка; создание психологической атмосферы и психологической безопасности; эмоциональная поддержка ребенка.

Оригинальность продукта детской деятельности - это показа­тель творческого воображения. Ребенок в рисунке «представляет» себя и то, что он видит, чувствует. Несовершеннолетним из небла­гополучной семьи очень трудно рассказать о своем рисунке до то­го, как он взялся за кисть или карандаш. По ходу выполнения зада­ния ребенок обязательно перечислит все, что появится на листе, и расскажет, что он хотел изобразить и что при этом чувствовал, причем этот рассказ (по одному и тому же рисунку) всякий раз бу­дет обрастать новыми подробностям.

Дети не находятся в ситуации кон­троля. На место утративших силу меха­низмов защиты приходит активность, обусловленная новыми установками: «Я получаю удовольствие от творче­ства». В процессе изотерапии как одного из педагогических приемов работы с детьми удовлетворяется потребность в признании, ощущении собственной значимости. Высвобождает­ся психологическая энергия, которая тратится ребенком на неэф­фективное напряжение, он начинает чувствовать себя спокойно, расслабленно. Психологическая защита в форме негативизма, де­монстративности, агрессии уступает место инициативности, твор­честву.


Методический прием «Радуга внимания»

Для того чтобы вызвать у детей состояние так называемого предвнимания и немного успокоить их, можно предложить им задание на концентрацию внимания. Для его выполнения понадобится следующее методическое оборудование: семь белых альбомных листов с цветным кругом в центре (диаметр 7 см). Цвета кругов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, голубой, фиолетовый. Каждый цветсоответствует определенному дню недели, т. е. выбирается цвет, «созвучный» дню, на который приходится проводимый игровой сеанс.

Лист укрепляется на доске. Включается приятная, спокойная классическая музыка. Дети 30–40 секунд молча смотрят в центр листа. Потом им предлагается закрыть глаза и в течение 30 секунд удерживать перед собой образ листа с кругом.


Арсенал способов создания изображения в части педагогических приемов работы с детьми широк: рисование сыпучими материалами, засушенными листьями, с помощью ладо­ней и пальцев и др. Немного фантазии - и на песке, приклеенном к бумаге, расцветают цветы, взлетает фейерверк из мелких бума­жек, кляксы превращаются в бабочек, пятна краски - в невиданных животных. Ребята чувствуют свой успех, ведь только что они смог­ли победить злых чудовищ, сжечь свои страхи, помирить игрушки и т. д.

Есть и специальные требования, касающиеся подбора техник и средств изображения. Так, их нужно выбирать по принципу «простота и эффективность». При этом дети не должны иметь затруднений в создании изображения, применяя определенные техники, любые  усилия должны быть интересны и приятны, как и процесс создания изображения и готовый результат творчества.

Таким образом, изотерапия - один из наиболее подходящих коррекционных педагогических приемов работы с  детьми, ока­завшимися в трудной жизненной ситуации.

Организация педагогических приемов работы с детьми старшего дошкольного возраста

Для воспитанников старшего дошкольного возраста на базе СРЦдН разработан цикл игровых сеансов «Понимание и переживание эмо­ций» (таблица).

Целями игровых сеансов являются:

  • снижение уровня тревожности и агрессивности;
  • развитие навыков взаимодействия друг с другом;
  • совершенствование процессов внимания, восприятия, речи, воображения;
  • расширение эмоционального опыта, отреагирование эмоций, выработка на­выка контроля своих эмоций;
  • развитие творческих способностей.

Таблица

Тематическое планирование цикла игровых сеансов «Понимание и переживание эмоций»

Тема Исползуемая техника Прорабатываемая эмоция
1 "Подводное путешествие" Кляксография Интерес
2 "Цветущая клумба" Кляксография, монотипия Радость
3 "Осенний дождь" Рисование по сырому, рисование мятой бумагой Печаль
4 "Северное сияние" Граттаж Восторг
5 "Рисуем хорошее настроение (приложение 2) Рисование частями кисти руки Радость
6 "Звездная ночь" Набрызг Смелость
7 "Грустное настроение" Размытые краски Грусть
8 "Разноцветное настроение" Рисование цветными камешками Тревожност
9 "Пушистые зверюшки" Тампонирование Сочувствие
10 "Фантастический замок" Рисование картонными полосками Злость
11 "Морозные узоры" Кляксография Гнев
12 "Праздничный салют" Граттаж Восторг

Предварительно с использованием методики «Выбери нужное лицо» (тест тревожности Р Тэммла, М. Дорки и В. Амена), игры-диа­гностики «Клякса» в части педагогических приемов работы с детьми проводится диагностика эмоциональной сферы детей, а также итоговая диагностика.

Количество сеансов - 12, периодичность - 2 раза в неделю, продолжительность - 20-30 минут. Количество участников - 3-5 человек.

Приложение 1

Интерпретация цвета в рисунках детей

Метод изотерапии в части педагогических приемов работы с детьми из СРЦдН

Метод изотерапии в части педагогических приемов работы с детьми из СРЦдН

Метод изотерапии в части педагогических приемов работы с детьми из СРЦдН

Приложение 2

Конспект игрового сеанса с элементами изотерапии "Рисуем хорошее настроение"

Метод изотерапии в части педагогических приемов работы с детьми из СРЦдН

Метод изотерапии в части педагогических приемов работы с детьми из СРЦдН

Метод изотерапии в части педагогических приемов работы с детьми из СРЦдН

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg
  • Документ №4.jpg
  • Документ №5.jpg
  • Документ №6.jpg


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары





© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль