Ознакомление родителей с основными положениями ФГОС ДО

72

Основные положения ФГОС ДО с психологической точки зрения

Предмет регулирования федерального государственного образо­вательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) - отношения в сфере образования, возникающие между участ­никами данного процесса при реализации образовательной ор­ганизацией основной образовательной программы дошкольного образования. Стандарт разработан на основе Конвенции ООН о правах ре­бенка, Конституции РФ, законодательства РФ и обеспечивает воз­можность учета региональных, национальных, этнокультурных и других особенностей народов России при разработке и реализа­ции образовательной программы.

Основные положения ФГОС ДО - это специальные требования, затрагивающие структуру, условия реализа­ции и результаты освоения основ­ной образовательной программы дошкольного образования (ООП ДО). Основываются стандарты дошкольно­го образования на «вечных» законах психического и личностного развития до­школьников и культурно-исторической концепции Л.С. Вы­готского.

Психологическая основа дошкольного образования предполагает наличие таких факторов как:

  1. Целостное представление о дошкольнике.
  2. Представление о целостной жизнедеятельности дошкольника.
  3. Представление об индивидуаль­ных траекториях развития и особенностях поведения дошкольников.

Если рассматривать данную тематику под призмой личностного развития, важно уделять внимание общению. Так, основные положения ФГОС ДО предписывают, что дошкольнику нужно учиться взаимодействию со взрослыми и сверстниками, общению с ними, освоению разных ролей в процессе общения. И в основе этого процесса находится индивидуальная деятельность ребенка, благодаря которой обеспечиваются важные условия, способствующие адекватному воз­расту функционирования нервной системы.

Важно, чтобы ребенок научился контролировать свои эмоции. Можно сказать, что это является целевой направленностью основных положений ФГОС ДО. И для того чтобы этого достичь, важно соблюдать следующие условия:

  1. Родителям нужно стать партне­рами детского сада, это позволит создать общую образователь­ную среду и ситуацию развития, которые необходимы дошкольнику.
  2. Взрослым нужно создавать соответствующие ситуации, способствующие возникновению у до­школьника мотива к обучению.
  3. Также важно, чтобы присутствовал момент детской игры, благоприятствующей формированию и разви­тию психики и личности дошкольника.

Можно утверждать, что у современных детей довольно низкий эмоциональный фон. И как раз игра способствует развитию волевых качеств личности ребен­ка. Играя, ребенок развивает свое произвольное поведение, он реализует свои лич­ные желания и интересы и подчиняет их правилам игры (при необходимости).


Основные положения ФГОС ДО представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования


Еще одной важной психологической закономерностью для дошкольного образования считается развитие воображения, которое возникает в игре. Также оно может развиваться и в продуктивных видах деятельности.

Целевые ориентиры дошкольного образования в числе основных положений ФГОС ДО


Основные положения ФГОС ДО нацелены на:

  • учредителей ОО (для реализации образовательной политики);
  • учителей и администрацию ОО (для формирования образовательной программы, анализа профессиональной деятельности, взаимодействия с семьями дошкольников);
  • авторов образовательных программ ДО;
  • исследователей для изучения характеристик детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет;
  • родителей (законных представителей) детей от 2 месяцев до 8 лет для их информированности относительно целей ДО, общих для всего образовательного пространства РФ.


Целевые ориентиры в числе основных положений ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного обра­зования (7-8 лет) предполагают, что ребенок:

  • познает базовые культурные способы деятельности, проявит инициативность и самостоятельность;
  • отличается уверенностью в себе, положительно относится к другим, обладает чувством собственного достоинства, взаимодей­ствует со сверстниками и взрослыми, а также принимает участие  в игровых процессах;
  • имеет хорошее воображение, умеет подчиняться правилам и социальным нормам, различает услов­ную и реальную ситуации (либо игровую и учебную);
  • владеет устной речью, способен к выражению собственных мыслей, желаний, чувств, умеет выделять звуки в словах, отличается признаками наличия грамотности;
  • подвижен, вынослив, знает базу основных движений и может управлять ими, развита крупная и мелкая моторика, потреб­ность в беге, прыжках, умеет мастерить поделки из различных материалов и т. п.;
  • усидчив, может преодоле­вать сиюминутные побуждения, доводить начатое дело до конца, следует социальным нормам поведения, правилам безопасности и личной гигиены;
  • способен проявлять любознательность, интересуется причинно-следственными связями, самостоятельно придумывает объяснения явлениям природы и поступкам людей, наблюдателен, может экспериментировать, самостоя­тельно принимать решения, опираясь на собственные познания в различных сферах действительности.

Все вышеперечисленные характеристики, предполагаемые основными положениями ФГОС ДО - это необходи­мые предпосылки для успешной адаптации к условиям жизни в школе, а также требованиям учебного процесса. Эффективность развития этих характе­ристик может существенно отличаться у разных детей в зависимости от различий в условиях жизни и особенностей конкретного ребенка.

Основные положения ФГОС ДО: преемственность дошкольного и начального общего образования

Целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования - основа преемственности дошкольного и начального общего образования. Они предполагают формирование у детей предпосылок учебной дея­тельности на этапе завершения ими дошкольного образования.


Целевые ориентиры ДО предполагают формирование у детей предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования


Надо сказать, что процесс преемственности является двусторонним. На дошкольной ступени образования в нем сохраняется самоценность дошкольного детства, и формируются личные качества ребенка, которые в дальнейшем служат базой для успешного школьного обучения. А основные положения ФГОС ДО гарантируют, что образовательная орга­низация будет учитывать достижения ребенка-дошкольника и строить в соответствии с ними свою педагогическую практику, развивая накопленный ребенком потенциал.

Психологическая готовность к школе как один из критериев основных положений ФГОС ДО

Многие учителя начальной школы сегодня считают, что научить ребенка тому, в чем он нуждается в первом классе, не сложно, если у дошкольника уже сформирована готовность к обучению. Однако если готовность отсутствует, то научить чему-либо ребенка будет проблематично. Зачастую это убеждение мешает учебному процессу.

Выделяют три наиболее значимые характеристики психологиче­ской готовности ребенка к школе:

  • мотивационная готовность (желание учиться);
  • эмоционально-волевая и личностная готовность (способность управлять сво­им поведением);
  • интеллектуальная готовность (способность управлять своими интеллектуаль­ными процессами).

Реализация ФГОС дошкольного образования подразумевает, что больше всего требуется развивать общую личностную готовность ребенка к школе, а не спе­циальную, которая связана с конкретными областями знаний. И отдельное внимание стоит уделять базовой деятельности дошкольника - игре. Дело в том, что игровая мо­тивация способствует тому, что дошкольник начинает подчиняться правилам, учитывает по­зицию партнера, слушает его, а также формулирует свои мысли таким образом, чтобы они были понятны другим.

На сегодняшний день, как правило, в школе наиболее успешны дети со следующи­ми характеристиками развития личности: жизнерадостные, актив­ные, способные фантазировать, имеющие понятие о том, что такое сочувствие, со­переживание, любящие действовать сообща.

Особое внимание при определении готовности к школьному обучению основные положения ФГОС ДО уделяют следующим факторам риска школьной дезадаптации:

  • педагогической запущенности;
  • отставанию в психическом развитии;
  • наличию легких органических поражений мозга;
  • признакам гипер- и гипоактивности;
  • нарушению эмоциональной сферы;
  • астенизации, сниженнию работоспособности;
  • нарушению детско-родительских отношений, межличностных отношений дошкольников.

Таким образом, к концу дошкольного возраста должны быть развиты физические, интеллектуальные и личностные качества личности ребенка.

Памятка для родителей


Рекомендации по подготовке детей школе

  1. Дарите детям ежедневное доброжелательное, интересное, эмоционально значимое общение.
  2. Уделяйте большое внимание основному виду детской деятельности – игре.
  3. Развивайте исследовательскую, экспериментальную, познавательную, двигательную, художественно-эстетическую, речевую, коммуникативную деятельность детей.
  4. Ограничьте до минимума игру детей на компьютере и просмотр мультфильмов. Мультфильмы должны быть понятными, нравственно полезными и психологически безопасными.
  5. Больше гуляйте с детьми, вместе с ними наблюдайте, изучайте окружающий мир.
  6. Способствуйте общению ребенка со сверстниками.
  7. Помните, что жизнь вашего ребенка во многом зависит от вас.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль