Игровые сеансы с куклой в процессе психолого-педагогической работы в ДОУ

628

Программа игровых сеансов в психолого-педагогической работе в ДОУ с использованием куклы разработана в 2010 г. и рассчитана на детей старших и подготовительных к школе групп.

Цели данной программы психолого-педагогической работы с детьми в ДОУ:

  1. Формирование нравственных качеств, способствующих установлению позитивных отношений.
  2. Гармонизация психического и личностного развития ребенка.
  3. Коррекция эмоционально-волевой и поведенческой сферы.
  4. Социальная адаптация детей, введение их в культурную традицию.

1. Развивающие задачи программы игровых сеансов в психолого-педагогической работе в ДОУ:

  • обучение способам адекватного телесного выражения различных эмоций, чувств, состояний с помощью куклы;
  • достижение понимания причинно-следственных связей между своими действиями и изменением состояния куклы;
  • развитие произвольного внимания;
  • совершенствование мелкой моторики рук и координации движений;
  • совершенствование психических процессов: внимания, воображения, памяти и мышления;
  • развитие вариативности мышления.

2. Воспитательные задачи программы игровых сеансов в психолого-педагогической работе в ДОУ:

  • знакомство с основами духовно-нравственных традиций и уклада жизни русского народа;
  • повышение ответственности за результаты своих действий;
  • совершенствование коммуникативных навыков и культуры;
  • развитие умения делать нравственный выбор;
  • повышение уверенности в себе, формирование самостоятельности;
  • развитие умения регулировать свое поведение в соответствии с нравственными нормами;
  • формирование позитивной мотивации к обучению.

Программа психолого-педагогической работы в ДОУ включает 36 игровых сеансов - 18 в старшей и 18 в подготовительной к школе группе (таблица). Они проводятся 1 раз в две недели (25 минут в старшей и 30 минут в подготовительной к школе группе).


В основе программы психолого-педагогических игровых сеансов с использованием куклы лежат идеи И.Я. Медведевой, Т.Л. Шишовой, Я.Л. Морено, А. Полца, Э. Риста. Кроме того, при ее разработке были использованы сказочные тренинги Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой и Е.В. Белинской.


Таблица

Календарно-тематическое планирование игровых сеансов с использованием куклы в психолого-педагогической работе в ДОУ

Игровые сеансы с куклой в процессе психолого-педагогической работы в ДОУ

Игровые сеансы с куклой в процессе психолого-педагогической работы в ДОУ

Игровые сеансы с куклой в процессе психолого-педагогической работы в ДОУ

Игровые сеансы с куклой в процессе психолого-педагогической работы в ДОУ

Игровые сеансы с куклой в процессе психолого-педагогической работы в ДОУ

Особенность данной программы психолого-педагогической работы в ДОУ - дети сами изготавливают кукол из различных материалов, после чего активно включаются в процесс драматизации. Ребенку дается уникальная возможность почувствовать себя творцом, испытать от этого подлинную радость и удовлетворение. Психолого-педагогическая работа специалиста в ДОУ включает анализ произведенной ребенком куклы. Она помогает точно передать настроение ребенка, способствует осознанию им своих поступков, анализу ошибок, т. е. с помощью куклы ребенок учится строить различные модели поведения.

После того как куклы готовы, дети придумывают им имена, определяют характер, дают нравственную характеристику.


Ожидаемые результаты данной программы психолого-педагогической работы в ДОУ:

  • усвоение первичных нравственных норм;
  • умение проявлять волю, принять собственное решение;
  • выбор рационально обоснованного поведения;
  • навыки контроля над своим состоянием, умение освобождаться от социального страха в общении с другими;
  • умение управлять блокирующими чувствами (ненависть, гнев, агрессия), переформировав их в продуктивную форму поведения, вычленять затрудняющие адекватное поведение факторы и устранять их;
  • проявление самоутверждающего поведения, умение реализовывать его без агрессивного самоутверждения и не за счет других;
  • умение адекватно воспринимать и интерпретировать похвалу, не занижать и не завышать самооценку в процессе общения.

Контрольно-диагностический этап психолого-педагогической работы в ДОУ

Для определения результативности программы психолого-педагогической работы и степени ее значимости применяется диагностический материал: проективные методики и тесты. Психодиагностика проводится дважды (перед началом и по окончании программы психолого-педагогической работы).

  1. Проективная методика «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций» (А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых).
  2. Проективная методика «Три желания» (А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых).
  3. Методика «Что, почему, как» (А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых).
  4. Методика «Закончи историю» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина).
  5. Методика «Сюжетные кapтинки» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина).
  6. Проективная методика «Раскрась рисунок» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина.

На начальном этапе данной психолого-педагогической работы в ДОУ (игровые сеансы с детьми старших групп) используются короткие рассказы и сказки, героями которых в основном являются животные. Детям подготовительных к школе групп предлагаются более сложные и длительные сказки, ребята учатся сочинять различные истории с участием персонажей. Во время психолого-педагогической работы с воспитанниками ДОУ используются сказки и рассказы, в которых добро побеждает зло, какое-то дело можно выполнить сообща, герои заботятся друг о друге. Создание проблемных ситуаций с героями (например, Кукла заблудилась в лесу, Кукла заболела и т. д.) дает детям возможность фантазировать, рассуждать, сочинять или придумывать рассказ о спасении куклы.

В ходе сеансов психолого-педагогической работе в ДОУ проводится анализ конкретных случаев, возникающих в детском саду и в семье. Детям предлагается самим найти ответы на вопросы, как выйти из той или иной ситуации, как построить отношения со сверстниками и взрослыми. В конце каждого занятия подводится итог, дается правильная оценка ситуации.

В психолого-педагогической работе в ДОУ используется разнообразный материал: шерсть и нитки, различные банки, пластиковые стаканчики, коробочки из-под киндер-сюрпризов и т. д.


Методическое обеспечение программы психолого-педагогической работы в ДОУ

Художественная литература: Э. Успенский «Зима в Простоквашино», Ш. Перро «Красная Шапочка», «Спящая красавица», стихи и поэмы С. Есенина, сказки А.С. Пушкина, С. Черняев «Сказка о мальчике, который не умел играть», Д. Непомнящая «Сказка про мамонтенка, который искал маму», русские народные сказки.

Музыкальные произведения: аудиозаписи произведений П.И. Чайковского, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, С. Рахманинова, детских песен, русской народной музыки, музыки для психогимнастики.


Приложение 1

Конспект игрового сеанса психолого-педагогической работы в ДОУ для старшей группы "Цветные человечки в гостях у Спящей Красавицы"

Игровые сеансы с куклой в процессе психолого-педагогической работы в ДОУ

Игровые сеансы с куклой в процессе психолого-педагогической работы в ДОУ

Игровые сеансы с куклой в процессе психолого-педагогической работы в ДОУ

Игровые сеансы с куклой в процессе психолого-педагогической работы в ДОУ

Приложение 2

Конспект игрового сеанса психолого-педагогической работы в ДОУ для подготовительной к школе группы "Удивительная страна Школляндия"

Игровые сеансы с куклой в процессе психолого-педагогической работы в ДОУ

Игровые сеансы с куклой в процессе психолого-педагогической работы в ДОУ

Игровые сеансы с куклой в процессе психолого-педагогической работы в ДОУ

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg
  • Документ №4.jpg
  • Документ №5.jpg
  • Документ №6.jpg
  • Документ №7.jpg
  • Документ №8.jpg
  • Документ №9.jpg
  • Документ №10.jpg
  • Документ №11.jpg
  • Документ №12.jpg


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары





© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль