Работа педагога-психолога ДОУ с синдромом профессионального выгорания педагогов

56

Работа педагога-психолога в ДОУ включает взаимодействие не только с коллегами. Одна из самых распространенных проблем, с которой педагог-психолог сталкивается в своей работе, это синдром профессионального выгорания педагогов. Этот синдром относится к числу феноменов личностной деформации и является неблагоприятной реакцией на рабочие стрессы, включающей в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты. Рассмотрим ресурсы преодоления «выгорания» педагогов ДОО в аспекте такой базовой характеристики личности, как стрессоустойчивость*.

Работа педагога-психолога с педагогами ДОУ должна быть направлена на сохранение или повышение стрессоустойчивости. Необходимо помочь педагогам ДОО найти внутренние ресурсы, помогающие преодолеть негативные последствия стрессовых ситуаций. Под ресурсами понимаются внутренние и внешние переменные, способствующие психологической устойчивости в стрессогенных ситуациях.

Основным психологическим качеством, обеспечивающим стрессоустойчивость в работе, является уровень личностной зрелости педагога ДОО, т. е. степень осознания себя, способность брать на себя ответственность, принимать решения и делать выбор, умение строить гармоничные взаимоотношения с другими людьми, открытость изменениям и принятие своего и чужого опыта во всем его разнообразии.

Истоки профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов ДОО лежат в позитивном и ответственном отношении не только к своей профессии, но и к себе, и собственной жизни. Работа педагога-психолога в ДОУ должна быть направлена на помощь в этой области. Для успешной профилактики профессионального выгорания педагогов ДОО работа педагога-психолога должна помогать в обеспечении необходимых предпосылок формирования культуры самопомощи и заботы о своем личностном и профессиональном развитии у педагогов ДОО. Также педагог-психолог должен способствовать достижению задачи восстановления и поддержания психологического здоровья детей и взрослых.

Наилучшим способом преодоления синдрома выгорания педагогов ДОО является своевременное предотвращение возникновения этого состояния, основанное на раннем, систематическом и длительном применении профилактических мер.

Основные этапы программы работы педагога-психолога ДОУ по психологической профилактике синдрома профессионального выгорания педагогов ДОО

  • Теоретический – формирование у педагогов ДОО знаний о профессиональном «выгорании», его симптомах, факторах, способствующих его появлению с помощью семинаров, тематических папок, информации в «Уголке психолога», бесед, лекций.
  • Диагностический – выявление группы риска среди педагогов ДОО, отслеживание результатов профилактической деятельности.
  • Прикладной – проведение тренингов с педагогами ДОО, формирование личностных ресурсов стрессоустойчивости с помощью индивидуальных консультаций с педагогами ДОО, в т. ч. по результатам диагностики.

Диагностический этап целесообразно проводить за месяц до планируемого тренинга с педагогами ДОО. Он может включать все предложенные ниже методики или некоторые из них.


В своей работе педагог-психолог ДОУ может использовать три вида психопофилактики:

  • первичная психопрофилактика – мероприятия, предупреждающие возникновение профессионального «выгорания», т. е. определение группы риска (лиц с повышенной угрозой нарушения психологического здоровья) и организация по отношению к ним психопрофилактических мер;
  • вторичная психопрофилактика касается специалистов, которые уже испытывают признаки «выгорания»; комплекс мероприятий направлен на осознание и принятие проблемы,  восстановление личностных ресурсов;
  • третичная психопрофилактика, или реабилитация специалистов с высокой степенью профессионального «выгорания», способствует предупреждению его неблагоприятных социальных последствий, предупреждению рецидивов

Все зависит от таких факторов, как общая готовность педагогов ДОО к проведению тренинговых занятий, временных и территориальных условий для проведения тренинга, желания педагогов отвечать на вопросы тестов. Тренинг (и диагностический инструментарий к нему) можно разделить на несколько частей и проводить поэтапно. Так, на первом этапе работы педагог-психолог ДОУ может предложить педагогам более короткие методики, на втором – с большим количеством вопросов. Желательно, чтобы в тестировании участвовали все педагоги ДОО, поскольку иногда синдром профессионального выгорания наблюдается и у молодых специалистов. Для отслеживания результатов работы проведенных тренингов педагог-психолог ДОУ может использовать эти же методики. Проведенный сравнительный анализ продемонстрирует наличие или отсутствие изменений в показателях тренинговой группы.

В список диагностических инструментариев при выявлении уровня профессионального выгорания педагогов ДОО также входят «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания» (модификация методики В.В. Бойко), «Методика исследования уровня субъективного контроля (УСК)» (Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, Л.М. Эткинд), которые всем известны и давно себя зарекомендовали.

Работа педагога-психолога ДОУ с синдромом профессионального выгорания педагогов

Работа педагога-психолога ДОУ с синдромом профессионального выгорания педагогов

Работа педагога-психолога ДОУ с синдромом профессионального выгорания педагогов

Работа педагога-психолога ДОУ с синдромом профессионального выгорания педагогов

Работа педагога-психолога ДОУ с синдромом профессионального выгорания педагогов

Работа педагога-психолога ДОУ с синдромом профессионального выгорания педагогов

Работа педагога-психолога ДОУ с синдромом профессионального выгорания педагогов

Работа педагога-психолога ДОУ с синдромом профессионального выгорания педагогов

Работа педагога-психолога ДОУ с синдромом профессионального выгорания педагогов

Работа педагога-психолога ДОУ с синдромом профессионального выгорания педагогов

Работа педагога-психолога ДОУ с синдромом профессионального выгорания педагогов

Работа педагога-психолога ДОУ с синдромом профессионального выгорания педагогов

Работа педагога-психолога ДОУ с синдромом профессионального выгорания педагогов

Работа педагога-психолога ДОУ с синдромом профессионального выгорания педагогов


* См.: Клюева О.В. Как повысить стрессоустойчивость / Справочник педагога-психолога. Детский сад. 2013. № 12. - Примеч. ред.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg
  • Документ №4.jpg
  • Документ №5.jpg
  • Документ №6.jpg
  • Документ №7.jpg
  • Документ №8.jpg
  • Документ №9.jpg
  • Документ №10.jpg
  • Документ №11.jpg
  • Документ №12.jpg
  • Документ №13.jpg
  • Документ №14.jpg


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль