Адаптированные образовательные программы (АОП) для детей с ОВЗ

2215

АООП для детей с ОВЗ в законодательстве об образовании

Процесс организации доступной среды в системе общего образования для обучения с помощью адаптированных образовательных программы детей с ОВЗ начался после принятия закона Об образовании 2013 года. Статья 42 закрепляет право обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, на помощь со стороны образовательных, медицинских организаций и общественных объединений в обучении. Закон дал возможность детей с ограниченными возможностями здоровья обучаться в районных школах и детских садах, по месту жительства, вместе со своими сверстниками, по адаптированным образовательным программам (АОП), с учетом специальных условий. Это право было закреплено в ряде приказов Минобрнауки.

Большое значение имеет Приказ № 1082 об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), а также Приказ №1015 об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности в школах и Приказ №1014, утверждающий данный порядок для детских садов. Прием в школу детей с ОВЗ регламентируется приказом № 32 «Об утверждении порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». 

Согласно этим нормативным актам, любая школа, детский сад обязаны принять ребенка с ОВЗ и организовать условия для его обучения в соответствии с рекомендациями ПМПК, которые и определяют содержание адаптированной образовательной программы в детсом саду (АОП).


Адаптированные основные образовательные программы (АООП) для обучения детей с ОВЗ в школе регламентируются приказом №1598 об утверждении ФГОС начального общего образования для лиц с ОВЗ и приказом №1599 об утверждении ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).


Эти приказы включают в себя требования к адаптированной основной общеобразовательной программе (АООП), т.е. к программе, которую разрабатывает образовательная организация для групп. Приказы включают также непосредственно требования к условиям, требования к результатам и к структуре образования. Для разработки адаптированной образовательной программы (АОП) под конкретного ребёнка этот стандарт может использоваться как руководство к действию. Он может использоваться исходя из категории ОВЗ и исходя из варианта программы, которых предлагается несколько для каждой категории. Практически, в школах дети с ОВЗ обучаются либо в группах (не более 15 человек), тогда используются АООП, либо ребенок с ОВЗ инклюзивно обучается в классе по специально для него разработанной программе (АОП).

Содержание и структура АООП для детей с ОВЗ

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования  (ФГОС) для лиц с ОВЗ ,  а также (ФГОС) для обучающихся  с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вступают в действие с 1 сентября 2016 года. В этих документах представлены требования к содержанию, структуре, результатам адаптированных основных образовательных программ (АООП).

В содержание АООП  и АОП входят образовательный, коррекционный, воспитательный блоки. Каждый из трёх блоков должен учитывать предметные, метапредметные и личностные результаты освоения детьми с ОВЗ адаптированной образовательной программы. Когда речь идет  о детях с нарушениями интеллекта, то в адаптированной основной образовательной программе не говорится о метапредметных универсальных действиях, там говориться о базовых учебных действиях, которые должны быть сформированы.

Образовательный  компонент АООП и АОП  - это само содержание образования и ожидаемые предметные результаты, включая критерии оценки достигнутых результатов.

Коррекционный компонент  - это:

В разработке  этого большого блока должны участвовать специалисты помогающего профиля, работающие с детьми с ОВЗ вне школы. Воспитательный компонент – программа внеурочной деятельности, воспитательная работа – всё, что касается жизнедеятельности такого ребёнка не только в школьном пространстве.

Отдельно следует сказать о требованиях к результатам образования по АОП. Здесь должны быть выделены результаты не только связанные с предметным содержанием, но и результаты, связанные с динамикой показателей.  В результатах должны быть отражены ключевые компетенции, полученные ребенком в результате прохождения программы. В результатах важно учесть продвижение детей с ОВЗ относительно своих же прошлых показателей и компетенций.  Желательно адаптировать контрольные материалы с учетом  особенностей развития ребёнка.

В структуру АООП и АОП входят  цели и задачи обучения по предмету или предметам на текущий учебный год. Здесь должны быть указаны примерные программы, на основе которых разработана и подготовлена АОП. 

Такая программа может содержать:

  • перераспределение часов на изучение определённых разделов и тем;
  • изменение последовательности этих тем.

 Более существенные изменения образовательных  программ касаются детей с нарушениями интеллекта, с расстройствами аутистического спектра, с нарушением коммуникации, которое достаточно серьёзно влияет на усвоение материала.  Дети, имеющие сохранный интеллект или задержку развития,  двигаются в русле общеобразовательных программ. 



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль