Эмоционально-личностное развитие дошкольников, воспитывающихся вне семьи

23

Особенности эмоционально-личностного развития дошкольников, воспитывающихся вне семьи

Сегодня дети, которые воспитываются без родителей, по психическому развитию отличаются от своих ровесников, которые выросли в семье. Эмоционально-личностное развитие дошкольников, воспитывающихся вне семьи, протекает медленнее, более того, на всех этапах детства оно сопровождается негативными осо­бенностями.

Некоторые отклонения от нормы у воспитанни­ков детских домов можно назвать в эмоционально-волевой сфере: дело в том, что у них нарушен процесс социального взаимодействия, они не достаточно уверены в себе и обладают неадекватной самооценкой. Такая своеобразная ограниченность эмоциональной жизни, которая наблюдается в детских домах, способствует развитию у ребенка психических расстройств и сложностей в социальной адаптации.


Условия воспитания в закрытых учреждениях задают ребенку пассивную тенденцию в поведении


Если учитывать характер эмоционально-личностного развития дошкольников, воспитывающихся без родителей, и современные инновационные технологии, становится понятно, насколько очевидна степень активного внедрения в работу педагога-психолога детского до­ма простых и в то же время оригинальных средств психологической коррекции.

Рисование песком на стекле как вспомогательный фактор эмоционально-личностного развития дошкольников

Один из наиболее эффективных мето­дов эмоционально-личностного развития дошкольников, воспитывающихся вне семьи, это песочная терапия, при этом задействуется техника рисования песком на подсвеченной по­верхности стола (SandArt). Надо сказать, она отличается от игры с песком (SandPlay), в процессе которой создаются целые миры в песочнице при помощи воды, различных фигурок и игрушек разной символики (это могут быть звери, люди, дома, мосты, пирамиды, деревья и т. п.).


Эмоционально-личностное развитие дошкольников, которые воспитываются без родителей, может характеризоваться наличием следующих психологических особенностей:

  • пониженного фона настроения;
  • узкой гаммы эмоций;
  • неадекватных форм эмоционального реагирования, проявляющегося на одобрение и замечание;
  • повышенной склонности к страхам, беспокойству и т. д.


Рисование песком обладает художественными достоинствами и терапевтическим эффектом. Техника работы с песком может «заземлять» отрицательные эмоции, такие рисунки несут в себе возможность трансформации, способствуют осознанию эмо­циональных состояний и глубоких душевных переживаний, дают возможность при­нять и проявить в творче­стве разнообразные грани собственно­го «Я».

SandArt может применяться педагогами-психологами в образова­тельных и развивающих целях: обучении чтению и письму, осно­вам рисования; развитии познавательных процессов; расширении кругозора и общей осведомленности; совершен­ствовании мелкой моторики и координации движений; развитии воображения и творческих способностей.

Применение техники рисования песком для пользы эмоционально-личностного развития дошкольников

Техника рисования песком на стекле позволяет решить ряд проблем, возникающих у детей-сирот от 3 до 18 лет. В частности, данную техни­ку можно использовать в работе с детьми, для которых характерны: агрессивность, непослушание, гиперак­тивность, неуверенность в себе, низкая самооценка, застенчивость, тревожность, страхи, ночные кошмары, школьная не­успеваемость, трудности в общении с другими детьми и взрослыми, а также с детьми, имеющими разного рода психо­соматические заболевания.

Зачастую техника рисования песком выступает как коррекционное воздействие для пользы эмоционально-личностного развития дошкольников, воспитывающихся без родителей. Однако бывают и ситуации, когда эта техника стимулирует ребенка, развивать его сенсомоторные навыки, снижать уровень эмоционального напряжения и т. д.


В этом арт-терапевтическом процессе приобретается ценный опыт позитивных изменений. Происходит углубленное самопознание, самопринятие, гармонизация развития, личностный рост


Техника помогает войти в контакт со своими чувствами, а ино­гда невербальное средство оказыва­ется единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интен­сивные чувства и убеждения, которые кажутся непреодолимы­ми. Работа с песком помогает вдохновиться, вернуть утерянную спонтанность, развить внутреннюю свободу и почувствовать забытые ощущения счастья и творчества. А главное - ощутить себя не только автором созданного произведения, но и твор­цом своей жизни, чего зачастую так не хватает для успешного эмоционально-личностного развития дошкольников, воспитывающихся вне семьи. Высвобождается внутренняя энергия, прихо­дит осознание того, «что я хочу делать и как». В этом арт-терапевтическом процессе приобретается ценный опыт позитивных изменений.

Нагретый песок в качестве сенсорного стимулятора благопри­ятно влияет на замкнутых и стеснительных детей. Они расслабля­ются, становятся более раскованными и естественными. А гиперактивным, инициативным и раздражительным ребятишкам, как правило, нужен прохладный песок. Он помогает сконцентриро­ваться, охлаждает и способствует расслаблению.

Песок как фактор улучшения эмоционально-личностного развития дошкольников: базовые способы рисования

Техник рисования существует множество, но две основные следую­щие.

  1. Рисование на песочном фоне световыми линиями и пятнами

Для данного вида рисования подсвечиваемую поверхность стекла покрывают ровным тонким слоем песка путем его равно­мерного рассеивания над поверхностью стола с высоты 2-3 см. После того как образуется однородный песочный фон, можно приступать к изображению, проводя различные линии по поверхно­сти стекла пальцами либо боковой стороной или внутренней ча­стью ладони. Тонкий слой песка при этом разгребается, раздвигается, и образуется белый просвет - той формы, какую по­желает создатель.

  1. Рисование темной фактурой песка на светлом столе.

На чистый «световой лист» создатель картины может сыпать пе­сок любым угодным ему образом: густыми или прозрачными лини­ями, толстыми и тонкими, фигурными, а также - при определенном мастерстве - создавать более сложные эффекты. В данной технике есть существенный плюс для эмоционально-личностного развития дошкольников, воспитывающихся без родителей: песочному изо­бражению можно придать глубину, создавая, помимо контрастных светлых и темных пятен, мягкие полутона, регулируя высоту, ско­рость и характер посыпания, а это позволит в полной мере развить воображение.

Много внимания в процессе рисования песком уделяется прорисовке деталей, созданию оригинальной фактуры, отпечат­ков на песке. Последние могут наноситься различными участка­ми ладони - боковой поверхностью, подушечками пальцев, ног­тями и т. п.

Рисовать на песке можно также с помощью инструментов. Для создания особого качества линий используют кисточку веерного типа. Можно применять разнообразные предметы, оставляющие неповторимые следы и отпечатки (деревянная дощечка, рифленая раковина, ракушки и т. п.).

Как работать с техникой для эффективного воздействия на эмоционально-личностное развитие дошкольников

Педагог-психолог детского дома «Ласточкино гнездышко» работает с группами детей по 4 человека. Длительность занятия: 15-20 минут. Предлагаемые ниже занятия «Страна чувств» , «Летний лес» являют­ся частью программы «Мостик», рассчитаны на детей от 3-х лет (при­ложение 1, 2).

Для рисования песком потребуется:

  • деревянный стол со стеклянной столешницей, подсвечиваемой изнутри;
  • сухой песок мелкодисперсный (кварцевый, речной);
  • видеокамера;
  • мультимедийный комплекс.

Стол для песка должен быть пря­моугольным (размер 60 х 80 см),

и это не случайно: такая форма воз­действует на сознание совершенно иначе, чем квадрат или круг. Если последние в ходе работы над эмоционально-личностным развитием дошкольников, воспитывающихся без родителей, вызывают умиротворе­ние и сосредоточенность, то прямо­угольник способствует большей ди­намичности.

При рисовании песком можно использовать видеосъемку. В классическом варианте процесс ото­бражается с помощью видеоаппаратуры на большом экране. В рамках психологической работы это следует делать лишь из определенных соображений. К примеру, можно таким образом разнообразить групповую работу. Либо использовать видеомате­риал для совместного обсуждения с ребенком после песочной сессии.

Также для эффективного воздействия на эмоционально-личностное развитие дошкольников, выросших без родителей, необходимо соблюдать следующие условия:

  1. Занятие должно проходить в доброжелательной, творческой атмосфере. Важно создать детям пространство для их самовыражения, не устанавливая жестких правил и рамок.
  2. Структуру занятия следует адаптировать под их интересы.
  3. Важно поддерживать каждого ребенка в поиске своих отве­тов на вопросы, а не предлагать стандартные решения, инициати­вы, а не молчаливое согласие со взрослым.
  4. Желательно, чтобы дети работали стоя, - так у них больше свободы движений.


При использовании техники важно:

  • согласие и желание ребенка;
  • наличие специальной подготовки педагога, творческий подход к проведению занятий;
  • отсутствие аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболева­ний и порезов на руках.

Эмоционально-личностное развитие дошкольников, воспитывающихся вне семьи

Эмоционально-личностное развитие дошкольников, воспитывающихся вне семьи

Эмоционально-личностное развитие дошкольников, воспитывающихся вне семьи

Эмоционально-личностное развитие дошкольников, воспитывающихся вне семьи

Эмоционально-личностное развитие дошкольников, воспитывающихся вне семьи

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg
  • Документ №4.jpg
  • Документ №5.jpg


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль