Сказка в живописи и музыке. Цикл занимательных уроков

403

Ярцева Е.С., 
детский писатель, г. Москва

Кто первым связал сказки и живопись? Почему Виктор Васнецов писал картину «Богатыри» целых двадцать лет? Кто создал больше всего опер на сюжеты былин и сказок? Почему каждый из нас ежедневно встречается с рисунками Ивана Билибина? Что представляет собой «билибинский стиль»? Кто из русских композиторов превратил музыку к балетам из простого дополнения к танцам в самостоятельные серьёзные произведения? Что такое «большая тройка русского балета»?.. Ответы на эти и другие вопросы дети получат на занимательных и увлекательных уроках из цикла «Сказка в живописи и музыке».

Сказка в живописи: начало занятия

Ребята, любите ли вы сказки?.. Ну конечно, сказки любят все! Какие из сказок вам больше нравятся: короткие или длинные? Страшные или смешные? Про животных или про людей?

(Ответы детей.)

Сегодняшнюю беседу мы начнём с одной необычной сказки. Она называется «Рыцарь железная рука».

Ночь. Безлюдно, темно, тихо. По уступам скалы карабкается рыцарь. На вершине скалы стоит его замок. Когда-то давно, много лет назад, рыцарь покинул родные края. Он сражался на чужбине, потерял в бою руку. И теперь возвращается в свой заброшенный замок. И видит, что в одном окошке чуть теплится свет. Кто же пробрался сюда в его отсутствие? Наверное, недруги?! Неужели его ждёт засада?.. Рыцарь неслышно открывает железный люк в стене. Потому что в замок ведёт потайной ход, о котором никто, кроме самого рыцаря, не ведает. И вот наш рыцарь вступает в черноту подземелья и ощупью крадётся по тайному коридору. Но вдруг слышит позади себя осторожные шаги. Кто-то крадётся за ним следом!..

Продолжение этой сказки, друзья, вам придётся придумать самим. Чем она заканчивалась, теперь уже никто не помнит. Зато известно, что рассказывалась эта сказка несколько лет, такой она была длинной! И придумал её человек, с которым вы наверняка немножко знакомы, хотя, может быть, сами об этом не подозреваете. Кто из вас когда-нибудь видел вот эту картину?

(Продемонстрировать детям репродукцию картины В. М. Васнецова«Иван-царевич на Сером Волке».)

Может быть, она встречалась вам в сборниках любимых сказок, которые вам читали взрослые? Называется картина «Иван-царевич на Сером Волке». Неужели, спросите вы, сказку «Рыцарь железная рука» придумал Иван-царевич? Или Елена Прекрасная, которая сидит с ним рядом верхом на Сером Волке? Конечно же, нет. Сказку сочинил тот, кто нарисовал эту картину — художник Виктор Михайлович Васнецов. Выходит, он был не только художником, но и сказочником? На самом деле Виктор Васнецов рассказывал сказки только собственным детям. Зато написал картины и декорации к стольким сказкам и былинам, что его действительно можно назвать сказочником. А раз в году он превращался в настоящего Деда Мороза! Он нарисовал декорации к пьесе-сказке «Снегурочка» и каждый год исполнял роль Деда Мороза. Говорили, у него это здорово получалось!.. Спектакль «Снегурочка» ставили в канун Нового года в Абрамцево. Сегодня Абрамцево — музей, а в прежние времена там была усадьба Мамонтовых, богатых людей, которые поддерживали художников: например, заказывали и покупали у них картины. Абрамцево находится неподалёку от Москвы: там, кстати, до сих пор стоит Избушка на курьих ножках, которую построил сам Виктор Васнецов. Сейчас это беседка, но кажется, что в ней действительно живёт — или жила когда-то — самая настоящая Баба-яга.

Сказки в живописи: рассказ о В. Васнецове

У себя дома художник устраивал удивительные новогодние праздники: «Васнецовские ёлки» славились на весь город. Всякий раз он придумывал что-нибудь новенькое: то рождественский спектакль, то пантомиму, то бал-маскарад, в котором участвовали все — и дети, и друзья, и соседи…

Васнецов со своей большой семьёй то и дело переезжал из города в город. Но всегда искал себе квартиру на верхнем этаже: ему не нравилось, когда над ним кто-нибудь шумел и топал. По вечерам, после длинного рабочего дня, он отдыхал лёжа на кровати, а его дети устраивались рядышком. И художник не спеша рассказывал страшную сказку, которая, правда, всегда хорошо заканчивалась. А как он читал вслух!.. Не оторваться — заслушаешься. Даже когда его дети стали взрослыми, они частенько собирались вокруг отца, и он читал им вслух, как в детстве.

А пока дети были маленькими, в одной из комнат на стене висела вот эта самая картина, «Иван-царевич на Сером Волке», а на полу лежала волчья шкура с головой и оскаленными зубами. Днём она была нестрашной, дети сидели на ней и играли, зато к вечеру казалось, что волк оживает и по-настоящему скалит зубы! Старший сын художника, самый храбрый из детей, подлезал под шкуру, она ползла к дивану и прыгала на младших, как будто хотела схватить их за ноги. Ой, сколько было визгу!..

Детей у Виктора Васнецова было пятеро. Притом жить семье случалось в тесноте. В их самой первой квартире художник ютился в двух маленьких комнатках. В первой, узкой проходной, похожей на коридор, стояли умывальник, холсты, краски и всё остальное, что требуется художнику для работы, во второй, совсем крошечной, Васнецов спал. В этой комнатушке помещались только кровать и печка. А ведь сам Васнецов был необыкновенно высоким; его дети вспоминали, что ни разу не встречали человека такого же большого роста. И когда рассказывали о чём-тоочень-очень высоком, например, об огромном дереве или четырёхэтажном доме, говорили: «Даже выше папы!». Выходит, он был настоящим богатырём!

Возможно, ребята, эта картина тоже знакома кому-нибудь из вас?

(Продемонстрировать детям репродукцию картины В. М. Васнецова «Богатыри».)

Это самая знаменитая картина Виктора Михайловича Васнецова. Она называется «Богатыри». На ней изображены легендарные Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович. Давайте-ка послушаем музыку Александра Порфирьевича Бородина. Это отрывок из его симфонии — большого произведения для оркестра, — которую композитор назвал «Богатырская». Может показаться, что Бородин сочинил музыку специально к картине Васнецова «Богатыри»!

(Звучит А. П. Бородин «Богатырская» симфония (начало).)

Сам Виктор Васнецов говорил о своей картине так: «Богатыри Добрыня, Илья и Алёшка Попович на богатырском выезде примечают в поле, нет ли где врага, не обижают ли где кого?». И срок, за который Васнецов её написал, тоже богатырский — двадцать лет! А началось всё так: однажды в мастерской у друга Васнецова, художника Василия Поленова, зашёл разговор о былинах.

Что такое былины? Это сказания, похожие на песни, о героических подвигах богатырей Древней Руси. И во время этого разговора, вспоминал Васнецов, картина сама собой возникла у него перед глазами! Взгорья, простор, богатыри… Художнику даже показалось, что эта картина не раз снилась ему с самого детства. Он моментально набросал эскиз, не то карандашом, не то углём. И преподнёс Поленову в подарок. А тот сказал ему строго: «Эскиз возьму, но не прежде, чем картину напишешь. Да не картинку, смотри, КАРТИНУ! Только тебе одному и под силу такое!». Так оно и было: недаром Виктора Михайловича Васнецова называли «истинным богатырём русской живописи».

Ребята, кто из богатырей вам больше всего нравится?

(Ответы детей.)

Между прочим, у Ильи Муромца был прообраз, то есть, человек, с которого Васнецов написал своего богатыря. На самом деле Васнецовского Илью Муромца звали Иван Петров, и был он простым крестьянином. А Добрыня Никитич чертами лица напоминает — кого бы вы думали? — самого Васнецова!

Сказки в живописи: 20 лет на одну картину

Почему же художник рисовал «Богатырей» так долго — целых двадцать лет?.. В письме к другу Васнецов однажды написал: «Исполнить такую картину — ох, дело не лёгкое! Удастся ли?»К тому же, как вы помните, он часто переезжал с места на место, и работы у него всегда было полным-полно: расписывать соборы, рисовать много других картин, декораций и книжных иллюстраций, которые ему заказывали. Но в каждой квартире на стене обязательно натягивались «Богатыри», и Васнецов работал над ними, когда выдавалась свободная минутка. Один из его сыновей вспоминал: «Это для нас была не картина, а что-то необходимое в жизни — постоянная обстановка, как стены, потолки, обед, чай, папа и мама…» Ну, а когда картина, наконец, была закончена, её сразу же купил Павел Михайлович Третьяков, основатель знаменитого московского музея — Третьяковской галереи. Ещё до того, как появился первый эскиз «Богатырей», и даже до того, как Васнецов стал художником, Третьяков задумал создать такую галерею. Одну за другой покупал он картины современников, иногда на выставках, иногда прямо в мастерских, ведь многие из художников ещё не успели стать знаменитыми, и на выставки их не приглашали. Зато благодаря Третьякову и его галерее о них все узнали!

Когда Третьяков купил «Богатырей», он открыл в галерее особый зал — Васнецовский. Но это было гораздо позже. А когда Васнецов только-только решил приняться за сюжеты былин и сказок, все сочли его за чудака, почти никто не решился его поддержать, настолько это казалось странным. В те времена не принято было рисовать сказочные сюжеты и вообще что-нибудь фантастическое. Художники рисовали портреты, пейзажи, картины на исторические сюжеты — например, изображали знаменитые сражения… И никто не рисовал картин к сказкам. Как получилось, что Васнецову вдруг захотелось рисовать сказки?

Но ничего не случается «вдруг». С самых ранних лет будущий художник больше всего на свете любил слушать сказки. Семья Васнецовых была бедной и по образу жизни мало чем отличалась от крестьянских семей. Простых крестьян Васнецов любил как своих лучших друзей и приятелей и, сидя на печи при свете и треске лучины — тонкой деревянной палочки, которую использовали вместо свечи, — заслушивался, когда они пели песни или рассказывали сказки… Например, такие…

Сказки в музыке: «Сказочка» С.Майкапара

(Звучит С. М. Майкапар «Сказочка».)

Эту музыку под названием «Сказочка» сочинил композитор Самуил Моисеевич Майкапар

Какой характер у этой сказки? О чём в ней рассказывается, как вы думаете? Весёлая она или грустная? Страшная или нет?

(Ответы детей.)

Наверное, эту спокойную, неторопливую сказочку рассказывает мама или бабушка малышу на ночь, чтобы его убаюкать.

А вот ещё одна музыкальная сказка. Написал ее Пётр Ильич Чайковский. Называется она «Нянина сказка».

(Звучит П. И. Чайковский «Нянина сказка» из «Детского альбома».)

У этой музыки уже другой характер, правда? «Нянина сказка», наверное, пострашней «Сказочки» Майкапара, как вам кажется? Какие персонажи в ней, по-вашему, действуют?

(Ответы детей.)

Но маленький Васнецов не пробовал рисовать картинки к сказкам. Больше всего он любил изображать большие корабли и морские сражения, хотя жил за тридевять земель от любого моря, в старинном русском городе Вятка. В детстве он в школу не ходил: читать, писать, считать и даже петь его научил отец. И, кстати, давал ему уроки рисования. Отец будущего художника был служителем церкви — священником и, кроме того, очень образованным человеком. В свободное время он учил сына не только читать или рисовать. Весной водил его в лес — слушать, как поют зяблики; вместе с ним мастерил скворечники; по ночам обращал его внимание на звёзды и рассказывал о созвездиях и небесных светилах.

Сказки в живописи: связь с историей

Первые настоящие картины будущий художник увидел в доме своей бабушки. Она тоже была художницей, пусть и не такой знаменитой, каким стал впоследствии её внук. Юный Васнецов гордился талантом бабушки, глаз не мог оторвать, когда она открывала сундучок с красками, перьями и кистями, и подолгу рассматривал её рисунки — все под стеклом, в золотых рамках, они висели на стенах в бабушкиной гостиной.

В те времена было принято, чтобы сыновья наследовали профессию отца. Поэтому Васнецова, когда он немного повзрослел, отдали в духовную семинарию. Это особая школа, где готовятся стать священником. Ученики изучали церковные книги, философию, древние языки. И ещё помогали строить и украшать храмы. Вот и Виктор Васнецов помогал расписывать местный собор. И там познакомился с очень интересным человеком, итальянцем по имени Эльвиро Андриолли.

До встречи с Васнецовым Эльвиро Андриолли учился на врача, потом на художника, участвовал в вооружённых восстаниях, бежал из заключения, побывал во многих странах: в Литве, Латвии, Швеции, Дании, Англии, Франции… Словом, судьба носила его по разным местам и, наконец, занесла в Вятку. Здесь нашлась для него подходящая работа — расписывать собор. А в помощники ему как раз и прислали Виктора Васнецова.

Однажды Андриолли рассматривал орнамент, который принёс ему Васнецов. Кто знает, что такое орнамент? Это слово означает «узор», «украшение». Так вот, Андриолли вертел перед глазами эскиз орнамента и вдруг воскликнул:

«Нет, я этого не понимаю!»

«Но… Вы же сами одобрили эскиз, я рисовал точно по нему…», — растерянно пролепетал Васнецов.

«Да я не про то! Я не понимаю, зачем Вы готовите себя в священники? Их и без Вас много! А людей с таким талантом, как у Вас, — гораздо меньше. Марш в Санкт-Петербург, в Академию художеств! Не раздумывая!»

Академия художеств — это тоже особая школа, только для взрослых студентов. Ещё царь Пётр Первый в конце семнадцатого века, когда и город Санкт-Петербург не был полностью построен, захотел учредить такую Академию. Но на деле появилась она только в середине следующего века. В то время царицей была дочь Петра Первого Елизавета. А убедил её в том, что Академия очень нужна, учёный и поэт Михайло Васильевич Ломоносов.

Сказки в живописи: «Жница»

Так вот, когда Эльвиро Андриолли поговорил с Васнецовым, тот помчался домой как на крыльях и тут же принялся дописывать свою первую картину, которая называлась «Жница». На ней изображена босая девушка в красном платке, которая срезает — то есть, жнёт, — созревшие колосья: рожь, овёс или ячмень. Картина уже была начата, Васнецов работал над ней от случая к случаю, а в тот день закончил её за несколько часов. И сам на себя удивлялся. Ведь картины пишутся неделями, месяцами, а тут вдруг раз — и готово!

Но на следующий день он очень волновался. Что скажет ректор — начальник семинарии, когда Васнецов объявит ему, что хочет уехать в Петербург и учиться на художника? Однако оказалось, что Эльвиро Андриолли уже сам поговорил с ректором и убедил его отпустить Васнецова! «Только,— сказал ректор, — Вы должны получить благословение Вашего отца."

До конца учебного года Васнецов продолжал ходить на занятия и тем временем писал свою вторую настоящую картину — «Молочница». На этой картине нарисована молодая женщина с кувшином молока. А когда начались каникулы, Васнецов отправился домой. Теперь ему предстоял разговор с отцом… Будущий художник опасался, что отец разгневается, узнав, что сын, вместо того, чтобы стать священником, надумал учиться живописи. Но отец Васнецова, представьте себе, нисколько не рассердился! Он, конечно, погрустил, но сказал, что писать картины — дело хорошее, и благословил сына. Виктор Васнецов мог бы сразу ехать в Санкт-Петербург, если бы не одна загвоздка. Вы помните, что семья Васнецовых была небогатой, лишних денег в доме не водилось, а путешествие в Петербург стоило дорого, к тому же в чужом городе надо на что-то жить… Увы, поездка была не по карману будущему художнику. Но Васнецов кое-что придумал! Он организовал в городе лотерею и разыграл те самые картины, о которых мы с вами говорили, «Молочницу» и «Жницу». Их купили богатые люди, и Васнецов получил за свои произведения шестьдесят рублей, а по тем временам это были большие деньги. Можно подумать, что Виктор Васнецов был на редкость находчивым и смелым, раз придумал такой неожиданный способ заработать денег на путешествие в Санкт-Петербург и учёбу в Академии художеств. Как бы не так! В юности Васнецов был не очень-то смелым. И таким скромным, что его, по правде говоря, можно было назвать боязливым. Приехал он в Петербург, сдал экзамены — и даже не стал искать свою фамилию в списке тех, кого приняли в Академию.

Он боялся, что его картины не понравились профессорам, и был уверен, что в студенты его не взяли… Как же он удивился, когда через год случайно узнал, что давным-давно стал студентом Академии художеств!

Возможно, ребята, вам знакома и эта картина Васнецова:

(Продемонстрировать детям репродукцию картины В. М. Васнецова «Алёнушка».)

Помните сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»? В книжках нередко можно встретить эту картину: она уже считается иллюстрацией к сказке про Алёнушку и Иванушку.

Когда художник только-только приступил к новой картине, Алёнушки на ней не было. Только деревья, пруд и камень на берегу. Сама Алёнушка появилась на картине после одной случайной встречи… Васнецов говорил: «Алёнушка как будто давно жила в моей голове». Однажды в селе Ахтырка, неподалёку от Абрамцево — того самого, где жили Мамонтовы и где стоит Избушка на курьих ножках, — художник повстречал крестьянскую девочку-сироту и решил, что она и есть та самая Алёнушка, которая жила в его голове! На самом деле, художник не рисовал эту картину специально для сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Ведь здесь нет ни злой ведьмы, ни козлёночка.

А к какой сказке нарисована вот эта картина, кто скажет?

(Продемонстрировать детям репродукцию картины В. М. Васнецова «Снегурочка».)

Правильно, «Снегурочка». Всем известна эта сказка. Кроме того, по этой сказке написал пьесу русский писатель Александр Николаевич Островский. А уже по пьесе Островского создал оперу «Снегурочка» композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков.

Сказки в музыке: «Снегурочка»

Действие сказки происходит в стране Берендеев в древние, мифические времена. Берендеи — это старинное русское племя. Заканчивается зима, в страну Берендеев прилетает Весна, а с Весной — её свита: журавли, лебеди и другие перелётные птицы. Но страна встречает их суровым зимним холодом. Мороз не хочет уступать место Весне, хотя близится её время. Солнце рассержено, но сама Весна не хочет ссориться с Морозом. Дело в том, что у Мороза и Весны есть дочка — Снегурочка. Ради дочери Весна готова терпеть всё. Она зовёт всех согреться весёлой пляской.

(Звучит Н. А. Римский-Корсаков «Снегурочка». Пролог: песня и пляска птиц «Сбирались птицы» (небольшой отрывок).)

Но тут же поднимается жестокая вьюга. Весна прячет птиц и обещает их согреть. Из лесу появляется Мороз. И Весна, и Мороз каждый по-своему заботятся о любимой дочке Снегурочке. Мороз настаивает, чтобы она жила в лесном тереме среди послушных зверей. Морозу известно, что бог солнца Ярило растопит Снегурочку, как только в её сердце поселится любовь. Но Весна хочет, чтобы Снегурочка жила с людьми. Тогда Мороз вызывает из леса Снегурочку и спрашивает, чего хочет она сама.

(Звучит Н. А. Римский-Корсаков «Снегурочка». Пролог: ария Снегурочки «С подружками по ягоды ходить…» (небольшой отрывок).)

Оказывается, Снегурочка давно тоскует по девичьим песням и хороводам и мечтает жить с людьми, а не в лесу. Что делать Морозу? Он со вздохом соглашается и уступает место Весне. А Снегурочка попадает в дом Бобыля и Бобылихи и становится их приёмной дочерью.

Несмотря на то, что Мороз предостерегал Снегурочку, она во что бы то ни стало хочет, чтобы в её сердце поселилась любовь. Она бежит к матери Весне в последний день, когда Весна может исполнить её просьбу, ведь завтра вступает в права Лето, и молит научить её настоящему чувству. Весна напоминает Снегурочке о предостережении отца Мороза, но та готова отдать жизнь даже за один миг любви — за то, чтобы почувствовать, как сердце стало горячим. Весна исполняет её просьбу — даёт Снегурочке волшебный венок из цветов и трав. Снегурочка счастлива, но обречена на гибель. Под лучами солнца она начинает таять.

(Звучит Н. А. Римский-Корсаков «Снегурочка». Действие четвёртое: сцена таяния «Но что со мной?.." (небольшой отрывок).)

Васнецова на создание этой картины (снова смотрим на «Снегурочку») вдохновила и пьеса Островского, и опера Римского-Корсакова. Кроме Алёнушки, Снегурочки, Ивана-царевича и Елены Прекрасной, художник за свою долгую жизнь нарисовал множество других сказочных персонажей. Это и Баба-яга, и Кощей Бессмертный, и Царевна Несмеяна, и три царевны подземного царства… Васнецов создавал иллюстрации к сказкам «Сивка-бурка», «Жар-птица», «Царевна-лягушка», а одним из его первых сказочных полотен была картина «Ковёр-самолёт».

Удивительная вещь: персонажи русских народных сказок в нашем представлении выглядят именно так, как их изобразил когда-то Виктор Михайлович Васнецов!

А в следующий раз, друзья, мы поговорим ещё об одном замечательном художнике-сказочнике.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.pdf
  • Документ №2.pdf
  • Документ №3.pdf
  • Документ №4.pdf
  • Документ №5.pdf
  • Документ №6.pdf
  • Документ №7.pdf


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам таблицу рекомендаций музыкального материала для обогащения звукового сенсорного опыта детей младшего и среднего дошкольного возраста.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль