Зрительная гимнастика на занятиях учителя-логопеда

112

Чикирдина Т.В., 
учитель-логопед детского сада «Ручеек», г. Ноябрьск ЯНАО

Наш детский сад посещают воспитанники с нарушениями зрения: слабовидящие, с амблиопией и косоглазием. Такие дети быстрее утомляются при монотонной работе, требующей зрительного напряжения (раскрашивании картинок, обучении письму и т. д.). Поэтому на логопедических занятиях мы стараемся чередовать виды деятельности, включать двигательную активность и зрительную гимнастику.

Занятия учителя логопеда: методики, упражнения, игры

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста зрительную гимнастику проводим в игровой форме, используя:
•    игры, обучающие управлять взглядом, следить за движением объектов («На лесной полянке», «Аквариум», «Автострада», «Аэродром», «Железная дорога»);
•    игры для расслабления глаз («Буратино», «Рисование носом», «Сквозь пальцы»).
Для того чтобы зрительная гимнастика помогала не только укрепить зрение, но и улучшить его, мы используем цветовые карточки Монтессори, цветное табло на магнитном моделеграфе, бумажные офтальмотренажеры, например:
•    «Пирамидки» (задания: найди глазами две одинаковые пирамидки; сосчитай, сколько во всех пирамидках красных, черных, зеленых колец; сколько у пирамидок красных, зеленых, желтых колпачков и т. д.);
•    «Коврик» (задания: сколько всего фигур на коврике; сколько кружков, четырехугольников, треугольников и т. д.).
В логопедической работе при знакомстве детей с предлогами используем задания и элементы зрительной гимнастики для развития зрительно-пространственной ориентировки на «Экологическом панно». Это полотно с пейзажем, которое мы меняем с приходом нового времени года. Из игрушек, кукол, движущихся предметов создаем разнообразные сюжеты, связанные с темой занятия, и разыгрываем их на панно. Так дети осваивают пространственные понятия «перед собой», «влево», «вправо», «слева направо», «вперед», «от себя», «назад», «к себе», «выше-ниже», «дальше-ближе», «слева-справа», «близко-далеко», учатся правильно понимать и использовать в речи предлоги.
Заинтересовать детей, удержать внимание во время зрительных упражнений помогают:
•    различные ориентиры – атрибуты, которые надеваются на палец или крепятся к палочке. Мы используем объемные игрушки, мячи, флажки, геометрические фигуры (выбор пособия зависит от темы занятия), многие из которых педагоги делают своими руками. Большое значение имеет цветовая насыщенность демонстрационного материала – желательно, чтобы атрибуты были теплых тонов: красного, желтого, оранжевого;
•    сопровождение упражнений зрительной гимнастики стихами и имитационными действиями (глазами, головой). На занятиях мы используем зрительные упражнения в стихотворной форме по лексическим темам (на стихи И. Лопухиной, В. Волиной, А. Гридневой, А. Толстого, Ю. Вакуленко, Н. Нищевой, С. Левиной, С. Тукачевой, В. Ковалько). Такие упражнения не только положительно влияют на зрение, но и способствуют обогащению и активизации словаря, развитию грамматических компонентов языка и связной речи.
Для профилактики близорукости и других нарушений зрения используем авторские методики:
•    систему зрительных тренировок Э.С. Аветисова;
•    метод тренировки зрения «микрозатуманиванием» (с помощью очков с перфорацией), разработанный А.Н. Дашевским;
•    комплекс упражнений Ю.А. Утехина на развитие различных мышц глазодвигательного аппарата;
•    динамический офтальмотренажер по методу В.Ф. Базарного. Схема зрительно-двигательных траекторий выполнена в программе Power Point. Для выполнения упражнений нужно просто запустить программу и следить глазами за фигурами.
Для расслабления глазных мышц полезна техника «Пальминг» У.Г. Бейтса и М.Д. Корбет, упражнения йоги для глаз.
Офтальмотренажер В.Ф. Базарного
Зрительно-координаторные тренажи с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеров) – одна из здоровьесберегающих технологий профессора В.Ф. Базарного.
Офтальмотренажер представляет собой нарисованную на стене (ватмане) схему:
– наружный овал – красный, внутренний – зеленый;
– крест коричнево-золотистый;
– восьмерка («лежащая») ярко-голубая.
Методика работы с офтальмотренажером:
Стоя на массажных ковриках, с вытянутыми вперед руками, дети поочередно обводят указательным пальцем траектории, повторяя движение взглядом. Затем рисуют воображаемую схему на потолке, но с большим размахом и амплитудой движения.
Данный тренаж снимает напряжение, психическую утомляемость и избыточную нервную возбудимость. Улучшает чувство гармонии и ритма, развивает зрительно-ручную координацию.

Правила проведения зрительной гимнастики

Как любая гимнастика, упражнения для глаз принесут пользу только при условии их правильного и систематического применения.
Зрительная гимнастика проводится по 3–5 мин 2–3 раза в течение логопедического занятия. Исходные положения: сидя, стоя. Упражнения можно проводить под музыку. Комплексы упражнений нужно периодически менять или усложнять (по мере привыкания к ним детей).
Основные упражнения зрительной гимнастики:
•    водить глазами по горизонтали, вертикали, диагонали (двигаются только глаза, голова неподвижна) – 4–5 раз в каждом направлении. То же с закрытыми глазами. Вариант: следить за указкой педагога;
•    вращать глазами по часовой и против часовой стрелки (с открытыми и закрытыми глазами) – 4–5 раз в каждом направлении;
•    рассматривать близкий и далекий предметы. Вариант: смотреть на переносицу (1 с), на небо или отдаленную точку (3 с);
•    часто моргать в течение 15–30 с.
Выполнять упражнения нужно медленно, напрягая внешнюю и внутреннюю мускулатуру глаз; стараться не мигать, фиксировать максимальное напряжение глазных мышц. После гимнастики обязательны упражнения на расслабление.
Зрительную гимнастику нельзя проводить:
•    менее чем через полгода после операции на глазах;
•    при отслойке сетчатки (упражнения могут спровоцировать дальнейшую отслойку). После операции по восстановлению сетчатки гимнастика также проводится только через полгода.
Упражнения согласовываем с врачом-офтальмологом нашего детского сада – он предупреждает о противопоказаниях и индивидуальных особенностях детей.
К старшему дошкольному возрасту дети усваивают правила выполнения упражнений для глаз и уже могут следовать им самостоятельно. Зрительная гимнастика позволяет сформировать у детей адекватные представления о роли зрения в жизни человека, своих зрительных возможностях, о том, как беречь и развивать зрение.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль