Музыкальные занятия с дошкольниками с применением технологии ТРИЗ-РТВ

322

Познавательное развитие дошкольников в занятиях музыкой

Музыкальная деятельность является важней­шей составляющей эстетического воспитания и играет особую роль во всестороннем, в т. ч. по­знавательном развитии дошкольника. Она отража­ет многие жизненные процессы, которые обогаща­ют представления детей об обществе, о природе, быте и традициях своего и других народов. В процессе музыкальных занятий с дошкольниками  взрослый поддерживает даже незначительные творческие проявления ребёнка, активизирующие его восприятие, воображение, придающие деятельности поисковый характер (а поиск всегда требует умственной активности).

Восприятие музыкальной формы предполагает активность таких умственных операций, как сравнение, сопоставление, выделение черт общего и различного и др.

Основополагающее значение для осмысления роли музыкального искусства во всестороннем воспитании детей и развитии их творчества играют работы ученых-психологов, педагогов, ведущих специалистов в области эстетического воспитания детей дошкольного возраста1.

Л.С Выготский в качестве важнейшего условия гармонического развития личности назвал единство формирования эмоциональной и интеллектуаль­ной сфер психики ребёнка. Занятие музыкой с дошкольниками - уникальное средство формирования этого единства, оно оказывает огромное влияние не только на эмоциональное, но и на познавательное развитие воспитанника, ибо музыка несёт в себе не только эмоции, но и огромный мир идей, мыслей, образов.

Одна­ко это содержание становится достоянием дошкольника только при условии интеграции таких образователь­ных областей, как «Познание», «Музыка», а также специальной организации музыкальной и художествен­но-эстетической деятельности с применением инно­вационных технологий. Для этого необходимы занятия музыкой с дошкольниками и другие формы работы с деть­ми, целью которых является воспитание эстетических чувств, формирование элементов музыкальной куль­туры. При этом они технологически построены таким образом, что параллельно формируют и способность к анализу получаемой информации, нахождению чего-то общего и отличительного, умение из извест­ных элементов, образов, характеров создавать нечто новое, своё, получая первое удовольствие от соб­ственного творчества. Но без тесного, координиро­ванного взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя, без единого технологического пространства невозможно сформировать необходимые компетенции у детей. Следует планировать общие для изучения темы, главные цели, исключить дубли­рование содержания, чтобы общими усилиями по­мочь сложиться определённой картине мира в созна­нии малыша. 

Музыкальные занятия с дошкольниками по технологии ТРИЗ-РТВ

Двадцатилетний опыт применения нашим кол­лективом методов теории решения изобретатель­ских задач - развития творческого воображения (далее - ТРИЗ-РТВ) во всех направлениях детской деятельности, в т. ч. воспитании музыкой, под­твердил их высокую эффективность.

Конечно, в разных образовательных формах, зна­комящих воспитанников с природой, историей род­ного края, элементарными математическими поня­тиями, родной речью, где задачи познавательного развития являются главенствующими, эти методы и приемы используются значительно шире. Но разве на занятиях музыкой с дошкольниками мы не хотели бы в доступ­ной игровой форме систематизировать как можно большее количество знаний о композиторах, жан­рах, инструментах, истории их происхождения, характере музыкальных произведений?..

И разве неважно уметь соотносить звучащий объект, творение музыки и его характери­стики с символическими обозначениями (опреде­ляющим словом, знаком, жестом), работающими на развитие музыкальной памяти, зрительного и слухо­вого воображения, абстрактного мышления?

Разве не ставится задача побуждать и поощрять кроху за каждое стремление создать новый музы­кальный или сказочный, театрализованный, танце­вальный образ, даже отталкиваясь от уже известных и опробованных?

В рамках одной статьи сложно описать весь спектр применяемых на занятиях музыкой с дошкольниками ме­тодов ТРИЗ-РТВ (это и все виды аналогий, и этажный эвроритм, и типовые приёмы фантазирования, и ме­тод «снежного кома», и др.), развивающих творче­ское воображение, активизирующих не только чувственное восприятие, но и мышление воспитанника. 

Не стремясь к полновесному описанию в данной статье методики применения ТРИЗ-РТВ в музыкальных занятиях дошкольников, мы попытаемся привести несколько примеров, подтверждающих возможность успешной интеграции таких образова­тельных областей, как «Познание» и «Музыка» с при­менением методов ТРИЗ-РТВ.

Применение морфологического анализа для занятий музыкой с дошкольниками 

Морфологический анализ - один из методов перебора вариантов, способствующих активизации творческих процессов и преодолению инерционно­сти мышления (автор Ф. Цвикки). Выполнить морфологический анализ можно в форме морфологиче­ских таблиц, кольца Луллия, морфологической до­рожки для детей младшего возраста. Этот метод служит решению сразу нескольких задач:

Систематизация большого количества объек­тов, в данном случае - музыкальных произведений, композиторов, жанров, инструментов по несколь­ким параметрам.

Создание новых объектов путём объединения объектов, представленных в таблице по вертикали и горизонтали, а также на кольцах Луллия (табл. 1):

Таблица 1

Морфологическая таблица систематизации музыкальных произведений в соответствии с темпом их исполнения

Название произведений «Времена года»  Темп произведений
Быстрый Медленный Умеренный
Весна + +
Лето + +
Осень + +
Зима + +

Прослушав с детьми каждую из частей «Времён года» П.И. Чайковского, педагог предлагает детям определить её темп и выделить значком в соответствующей колонке. Эта таблица используется как опорный сигнал, и на последую­щих занятиях музыкой дошкольники определяют темп каждого про­слушанного произведения. Когда подобные зада­ния перестают вызывать затруднения, их можно да­вать детям индивидуально на карточках, с учётом достаточной степени сложности для каждого дошкольника. По такой же карте можно закреплять навык классификации музыкальных инструментов по их видовой принадлежности (табл. 2).

Незаменимой морфологическая таблица ока­зывается при обучении старших дошкольников занятиям музыкой, в частности игре на инструменте. По ней можно осуществлять их выбор для исполнения той или другой мелодии, сравнивая при этом изме­нения в звучании. Так, любимая песенка «Во саду ли, в огороде» при исполнении её на фортепиано, ме­таллофоне, гармошке в аккомпанементе одних и тех же ударных и шумовых инструментов будет звучать совершенно по-разному, что позволяет детям научиться различать тембр, характерные особенности звучания каждого из основных инструментов.

Изучая характер звучания различных инстру­ментов, можно использовать метод символиче­ской звуковой аналогии для поиска сходства со звучанием живых и неживых объектов.

Например:

  • звук валторны напоминает трубный рёв оленя или быка;
  • звук флейты - пение соловья;
  • звук скрипки - иногда завывание ветра, скрип двери, старого дерева;
  • шумовые инструменты - шуршание шин по ас­фальту, пересыпание песка в ведре, шум дож­дя и т. д.;
  • звучание металлофона - цоканье копыт;
  • звучание ксилофона - звук колокольчиков.

Такие упражнения расширяют круг ассоциатив­ных связей, доступных ребёнку, развивают слухо­вую память, творческое воображение.

Прослушав произведе­ние во время музыкального занятия с дошкольниками, можно предложить им поиграть в игру «Внима­тельный слушатель», в ходе которой побеждает тот, кто сможет узнать звучание как можно большего количества инструментов.

Таблица 2

Морфологическая таблица классификации музыкальных инструментов по их видовой принадлежности

Название  инструмента Разновидности инструментов
Клавишные Струнные Духовые Щипковые Ударные, шумовые Смычковые
Фортепиано +
Аккордеон +
Гитара +
Арфа +
Рояль +
Скрипка +
Свирель +
Маракасы +
Балалайка +
Барабан +
Труба +
Виолончель +

Метод морфологического анализа в форме Кольца Луллия может служить для создания чего-то нового - нового произведения, музыкальной сказки - в процессе соединения персонажа, темпа и характера музыки, других значимых параметров.

Музыкальные занятия с дошкольниками с применением технологии ТРИЗ-РТВ

В центре Кольца Луллия размещаются изображе­ния выбранных персонажей (любые - игрушечные, картонные, нарисованные, символические). Во вто­ром круге, разбитом на секторы (на схеме круги на секторы не разбиты), символами обозначаются жан­ры произведений для детей - песня, танец, марш. Третий круг разбивается на три части, в ко­торых отмечен доступный для понимания детей темп - медленный, умеренный, быстрый. Музыкальный руководитель даёт прослушать детям несколько мелодий («Мишка», муз. Т. Бырченко, сл. А. Барто, «Конь», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Найдено­вой, «Воробей», муз. В. Герчик, сл. Чельцова, «Цыпля­та», муз. А. Филлипенко, сл. Т. Волгиной или что-то дру­гое) и предлагает выбрать самую подходящую из них для того персонажа, который им нравится.

Затем педагог проигрывает выбранную во время занятий музыкой с дошкольником мелодию в разном темпе и предлагает воспитаннику самому придумать - почему музыка ускорилась или замедлилась, что произошло с главным героем? И как вариант «перепутать» му­зыку к персонажу: мелодию «Мишка» сыграть для воробья, представить и попытаться изобразить в движении, каким стал воробей от такой музыки (большим, тяжёлым, неловким, летает с трудом, все ветки под ним ломаются). Каким должно быть гнездо у такого «воробья», чем такой воробей будет питать­ся, кто с ним теперь будет дружить, а кто бояться...и т. д. Из таких «кусочков» образов можно составить канву новой, придуманной самими детьми музыкальной сказки и сыграть её для детей младших групп, на празднике для родителей.

Необходимость системного подхода в музыкальных занятиях с дошкольниками 

К базовым понятиям ТРИЗ-РТВ относится си­стемный подход в изучении окружающего мира. Существует большое количество определений са­мого понятия «система» - от довольно сложных для восприятия до самых простых. К доступным, на наш взгляд, можно отнести определение д-ра пед. наук А.М. Страунинг: «Системой называется любой пред­мет, объект или процесс, предназначенный для выполнения какого-либо действия».

Любой предмет, живое существо, музыкальный инструмент, произведение, жанр является систе­мой, т. е. обязательно состоит из частей, является частью чего-то, каким-то образом функционирует. При этом у каждой системы, будь то инструмент, музыкальное произведение или жанр, есть прошлое и будущее (история её развития, усло­вия существования, причины изменения в строе­нии, в функциях в ходе последующего этапа).

Подсистема - это часть системы, или элементы, её составляющие. Например, в рамках занятий музыкой с дошкольниками, фортепиано это система, а корпус, крышка, клавиши, струны, колки, педали это подсистема. Если оперетта, музыкаль­ная сказка - система, то пение, танцы, театрализован­ное представление - это подсистема. Если песня - си­стема, то вступление, запев, припев - это подсистема.

Каждая система является частью более крупной системы, которая называется надсистемой. При этом надсистема может быть родовой, куда предметы, объ­екты входят по своей родовой классификации, а так­же надсистемой по месту расположения. Например: надсистема танец вмещает в себя огромный набор разновидностей танцев. Это вальс, полька, менуэт, тан­го, гопак, кадриль, мазурка, самба и др. При этом чаще всего танцуют на танцплощадках, в кафе, ресто­ране, на сцене концертных залов, на улице и т. д.

Мы не требуем от детей заучивать термины, ста­раемся доступно объяснить содержание, парал­лельно называя это определённым термином. Что же такое системный подход и так ли он необходим дошкольнику при занятиях музыкой? Наверное, каждый из нас хотел бы, чтобы ребёнок проявлял любознатель­ность и устойчивый интерес к изучению предметно­го мира, природы, искусства и т. д. Но каким бы ни был интересным рассказ взрослого, для всесторон­него развития крохи значительно важнее нау­читься самостоятельному поиску и построению си­стемных знаний, применению их в собственной практической деятельности, что и демонстрирует определённый уровень его компетентностей. Системный подход в изучении окружающего мира - это умение видеть, воспринимать, представлять как единое целое систему со всеми её связями, измене­ниями в сочетании разных подходов. В понятие системного подхода также входят четыре взаимодо­полняющих подхода.

Компонентный подход - изучает состав систе­мы и то, частью чего она является.

Например в рамках музыкальных занятий с дошкольниками

  • система - металлофон;
  • надсистема по виду - ударные инструменты;
  • надсистема по месту расположения - оркестр, уголок музыки в группе, отдел музыки в магазине, склад инструментов на фаб­рике производителя и др.;
  • подсистема - деревянный корпус, цветные металлические пластинки, ударные палочки.

Структурный подход - изучает взаимное рас­положение подсистем и связи между ними в про­странстве и во времени. Структурный подход очень удобен для наглядной демонстрации всего процес­са классификации инструментов, жанров, стилей, композиторов и т. д.

Например: понятие оркестр включает в себя це­лый ряд разновидностей, т. е. подсистем. Это симфонический, джазовый, народный, эстрадный, духовой, камерный и др.

В свою очередь, каждая из этих разновидностей имеет свои подсистемы, т. е. составные части, под­виды (симфонический оркестр бывает камерным, струнным и т. д.).

К этой таблице можно пристроить еще один «этаж», в котором представить основной состав инструментов, используемых в работе того или другого оркестра, сравнить, в каких оркестрах применяются одни и те же ин­струменты. При этом хорошо бы во время занятий музыкой дошкольникам прослушать хотя бы небольшие отрывки из ком­позиций, исполненных данными оркестрами, и по­пытаться услышать звучание знакомых инструмен­тов, найти образы, совпадающие по характеру и настроению музыки. Таким же образом можно ра­ботать над классификацией и систематизацией лю­бого музыкального материала - композиторов и их произведений, песен на определённую тематику, танцев и др. Вместо текста не читающим детям мож­но рисовать, сделать аппликацию символов объек­тов, подлежащих классификации. Главное - это де­лать эмоционально, заинтересованно и постепенно.

Очень интересно постигать историю развития любого объекта по генетическому подходу. Гене­тический подход изучает этапы становления, раз­вития, иногда замены одной системы другой.

Музыкальные занятия с дошкольниками с применением технологии ТРИЗ-РТВ

На музыкальных занятиях дошкольникам всегда интересно взаимодействовать с му­зыкальными инструментами, техническими сред­ствами обучения (далее - ТСО). Расширяя представ­ления о них, необходимо рассказывать, как создава­лись инструменты, кто является их создателем, как они менялись с течением времени, имена каких выдающихся мастеров остались в памя­ти людей? Как и почему видоизменялся какой-либо инструмент или ТСО? Что не устраивало композито­ров и мастеров в их работе, звучании, что вело к изменению инструмента? (Орган - клавикорд - клаве­син - фортепиано - граммофон - патефон - проигрыватель - магнитофон - музыкальный центр - DVD с 3D.)

Функциональный подход определяет функ­цию системы в целом (что делает?), а также над­и подсистемы. Например:

Система - танец - что делает?- даёт человеку возможность красиво двигаться, испытывать ра­дость от движения под музыку, общаться без слов, формирует осанку, создаёт настроение.

Подсистема - элементы танца, отдельные дви­жения - развивают, делают сильным, гибким тело человека, развивают ритмичность, создают рисунок танца.

Надсистема - развлечения - танцы как развле­чения дают возможность отдохнуть, познакомиться с новыми друзьями, тренируют, делают гибким, му­зыкальным тело человека.

Все эти четыре подхода гораздо компактнее вы­глядят в работе с «девятиэкранкой», или, как мы его называем, «волшебным телевизором» (табл. 3), но использовать его лучше на интегрированных познавательно-музыкальных занятиях. Причём обе деятельности на таких занятиях музыкой с дошкольниками равноценны. Работать с «девятиэкранкой» очень интересно! Поочередно открывая экранчики волшебного телевизора, можно рассказать историю жизни любого объекта - песни соловья, музыки ветра, маленькой скрипки или могучей валторны, за­дорного барабана или старого патефона...

Например: для детей старшего возраста на двух­часовом занятии достаточно рассмот­реть содержание 1, 2, 3, 4, 6, 7, 9 экранов. Об осталь­ном можно поговорить во время предварительной работы, подключая родителей к совместной дея­тельности с детьми в домашних заданиях (табл. 3).

Поочередно открывая с дошкольником «экранчики волшебного телевизора», можно изучить историю жизни любого объекта, в данном случае - средств воспроизведения музыки. Можно выстроить, к примеру, в виде небольшой музыкальной истории (приложение).

Таблица 3

Музыкальные занятия с дошкольниками с применением технологии ТРИЗ-РТВ

Приложение

Музыкальные занятия с дошкольниками с применением технологии ТРИЗ-РТВ

Музыкальные занятия с дошкольниками с применением технологии ТРИЗ-РТВ

Музыкальные занятия с дошкольниками с применением технологии ТРИЗ-РТВ

1 См.: Б.В. Асафьев, Ю.Б. Алиев, Е. Алмазов, В.М. Бехтерев, Т.С. Бабаджан, О.Н. Варшавская, Н.А. Ветлугина, А.И. Катинене, А.В. Кенеман, Д.Б. Кабалевский, А. Карасев, А.Н. Леонтьев, Т.М. Ломова, Н.А. Метлов, Карл Орф, О.П. Радынова, М.А. Румер, Б.М. Теплов, К.В. Тарасова, В.Н. Шацкая, С.М. Шоломович, Г.А. Фортунатов и др. Очень интересные материалы Е.В. Авдонина, И.Г. Галянт, А.Г. Гогоберидзе, Т.Э. Тютюнникова, Н.В. Шутова, А.Ф. Яфальян, в которых обсуждаются современные проблемы организации музыкального воспитания дошкольников. – Примеч. авт.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg
  • Документ №4.jpg
  • Документ №5.jpg
  • Документ №6.jpg


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам таблицу рекомендаций музыкального материала для обогащения звукового сенсорного опыта детей младшего и среднего дошкольного возраста.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль