Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников в песенном творчестве

64

Период дошкольного возраста в психолого­-педагогических исследованиях традиционно выде­ляется как этап, имеющий особое значение для будущего интенсивного становления личности. Поэто­му перед педагогической наукой стоит проблема поиска путей, способствующих развитию индивиду­альных возможностей каждого воспитанника. 

Я.А. Пономарев, А.Т. Шумилин, Е.И. Николае­ва, Б.Г. Ананьев, А.Р. Лурия отмечали, что реали­зация индивидуальности происходит в процессе развития особого  вида деятельности  - творче­ства.

Песенное творчество детей дошкольного возраста становится универсальным и естественным способом суще­ствования человека, она даёт прекрасные возможно­сти для определения способностей к музыкальному творчеству. И от того, насколько были использова­ны эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Л.С. Выготский писал, что детское творчество является нормативным и постоянным спутником детского становления. 

Мотивацией детского творчества выступают по­ложительные эмоции, которые испытывает воспитанник в процессе сочинительства, они побуж­дают его преодолевать трудности, способству­ют укреплению веры в себя, дают уверенность в своих силах, воспитывают целостную творческую личность.

Таким образом, эмоциональная увлеченность процессом песенного творчества детей дошкольного возраста является тем мостиком, че­рез который проходят эмоционально-эстетические реакции - от восприятия к воспроизведению - и закрепляются как личностные новообразования.

В теории и методике дошкольного образования накоплен достаточный опыт развития творчества детей в разных видах художественной деятельно­сти, в т. ч. и музыкальной. В исследованиях Н.А. Ветлугиной даётся опре­деление сущности музыкального творчества и осо­бенностей этого процесса у детей. Автор подчёрки­вает важность тесной взаимосвязи процесса песенного твор­чества детей дошкольного возраста с процессом их обучения. Именно эта связь является базой, которая обеспечивает актив­ный творческий рост дошкольников. Только овладев навыками исполнительской музыкальной де­ятельности, воспитанник может наиболее ярко, непосредственно выразить себя в том или ином виде музыкального творчества.

Исследованиям песенного творчества детей дошкольного возраста по­священы работы Н.А. Ветлугиной, Е.Я. Гембицкой, А.И. Ходьковой, И.Л. Дзержинской, Л.В. Горюно­вой и др. Творческая деятельность воспитанника связана с поиском собственного вариан­та исполнения и интерпретации песенного образа с помощью различных средств выразительности. Это результат творческой переработки внутренних эстетических переживаний, накопленного опыта, специальных знаний, приобретённых навыков дей­ствий в разных видах музыкальной деятельности. Кроме того, для творческих проявлений необходи­мо воображение, фантазия, свободная ориентиров­ка в непривычных ситуациях, умение применять свой опыт в новых условиях. Успешность песнопения зависит от прочности певческих навы­ков, от умения выражать в пении определённые чувства и настроения, а также от умения петь чисто и выразительно.

Три позиции песенного творчества детей дошкольного возраста 

Песенное творчество детей дошкольного возраста следует рассма­тривать как сложный интегративный процесс, включающий интеграцию таких видов деятельно­сти, как восприятие, исполнительство и креативность. Его формирование и рост рассматривается с трёх позиций музыкальной деятельности воспитанника:

  • слушатель - восприятие песни (ин­дивидуальное вслушивание, реагирование и понимание музыкального образа, собствен­ная интерпретация образа че­рез выражение или изображение);
  • исполнитель - исполнение песни (эмоциональная передача художественного образа при использовании элементарных во­кальных умений);
  • сочинитель - первые попытки со­чинения (создание оригинальных элементар­ных мелодий, рифмованных текстов, создание образов в органичном сочетании слов и мелодии).

Такая интеграция видов деятельности способ­ствует субъектным проявлениям малыша в музы­кальном творчестве, развивает его творческую ак­тивность, которая является одним из показателей сформированности основ музыкально-эстетиче­ской культуры воспитанника.

Песенное творчество детей дошкольного возраста - это синтетиче­ская деятельность, объединяющая в себе практиче­ски все виды художественного творчества, все виды человеческой активности, поэтому нужно уметь вы­строить педагогическое и воспитательное про­странство так, чтобы добиться результативной реа­лизации поставленных задач.

Понятие психолого-педагогического сопровождения дошкольников 

В процессе творческой деятельности, сталкива­ясь с трудностями, кроха нуждается в помощи взрослых, поэтому в последнее время в системе до­школьного образования силами ученых и практи­ков формируется особая культура помощи детям в воспитательно-образовательном процессе - пси­холого-педагогическое сопровождение дошкольников. 

Сопровождение - это совместные действия (система, процесс, вид деятельности) людей по от­ношению друг к другу в их социальном окружении, осуществляемые ими во времени и в пространстве. Таким образом, под сопровождением понимается сложный процесс взаимодействия сопровождаю­щего и сопровождаемого, результатом которого яв­ляется решение и действие, ведущее к прогрессу в эволюции сопровождаемого.

По мнению исследователей Н.Б. Крылова и Е.А. Александрова, педагогическое сопровожде­ние подразумевает умение педагога быть рядом, следовать за воспитанником, содействуя ему в индивиду­альном продвижении в учении.

А.Г. Гогоберидзе и В.А. Деркунская отмечали, что специфика психолого-педагогического сопровождения дошкольников заключается в том, что его целью становится плано­мерное развитие личности сопровождаемого человека, осуществляемое посредством специальных педагогических систем (образования, просвещения, воспитания, обучения) и совокупности условий.

Т.И. Чиркова описывает сопровождение через позицию психолога по отношению к субъектам взаимодействия и обозначает основные принципы его работы: включённость, содействие, участие, обеспе­чение.

Таким образом, психолого-педагогическое со­провождение дошкольников - это особая форма практики, предполагающая соучастие взрослого в индивидуальном развитии малыша за счёт отслеживания (диагностики) процесса созре­вания, роста и формирования необходимых способ­ностей, позволяющих ему решать задачи воз­раста с опорой на собственный ресурс.

Основная цель сопровождения - создание си­туаций, в которых воспитанник и сопровожда­ющий его взрослый вступают в особый тип взаимо­отношений, в рамках которых кроха проживает полноценный детский опыт, решая задачи возраста, а взрослый передает ему необходимые сред­ства, позволяющие решать данные задачи.

Психолого-педагогическое со­провождение песенного творчества детей дошкольного возраста мы рассматриваем как организованное взаимодей­ствие педагогов, детей и родителей. В процессе такого взаимодействия взрослые помогают дошкольнику, с одной стороны, при­сваивать ценности культуры, нака­пливать слушательский и интонационный опыт, яв­ляющийся основой для импровизаций, с другой - личностно раскрываться в творческой деятельности, сохранять лучшие индиви­дуально-неповторимые черты в само­выражении.

Все участники психолого-педагогического со­провождения развития дошкольников в песнопении в детском саду (дети, педагог-психолог, музыкальный руководитель, воспитатели, узкие специалисты, родители) становятся равноправны­ми субъектами творческого процесса, и в ходе твор­ческой деятельности активность и свобода крохи встречаются и взаимодействуют с субъективностью и активностью взрослых.

С учётом приоритетов становления детей дошколь­ного возраста, на основе музыкальной практики нами была спроектирована модель психолого-пе­дагогического сопровождения дошкольников в развитии песнопения. Данная модель, обеспечивающая эффективность работы процесса сопровождения, включает следующие компоненты.

Доминирующий предмет деятельности: дет­ское музыкальное творчество. Для нас приоритет­ным направлением образовательной области «Му­зыка» является творческая деятель­ность, в процессе которой развивается песнопение и формируется музыкально-эстетиче­ская культура воспитанника. 

Задачи приоритетного направления деятель­ности:

  • усовершенствование способности к песнопению (задача, поставленная в соответствии с Федеральными государственными требова­ниями);
  • усовершенствование творческой активности и самостоя­тельности (программа «Музыкальные шедев­ры» О.П. Радыновой);
  • усовершенствование у детей умения сотрудничать и заниматься совместным творчеством в кол­лективной музыкальной деятельности (при­мерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования « Детство»).

Приоритеты в выборе видов деятельности:

  • музыкально-игровая деятельность. Именно в музыкально-игровой деятельности наиболее эф­фективно решаются задачи развития песенного твор­чества детей дошкольного возраста;
  • совместная деятельность детей с педагогами и детей с родителями. Только в совместной деятельности у малыша развивается стремле­ние к проявлению инициативы и самостоя­тельности, происходит постоянный рост его творчества;
  • самостоятельная музыкальная деятельность. Возникает по инициативе самих детей и свя­зана непосредственно с их желаниями, инте­ресами, потребностями, а формирование спо­собов самостоятельных действий способст­вует развитию песнопения.  

Стратегия планирования работы по психолого-педагогическому сопровождению дошкольников в песенном творчестве 

Сопровождение предполагает наличие следующих субъектов: де­тей, музыкального руководителя, воспитателей, уз­ких специалистов, педагога-психолога и родителей воспитанников и осуществляется в трёх направле­ниях: с детьми, педагогами и родителями. В каж­дом направлении выделяется три этапа: диагности­ческий, деятельностный и рефлексивно-аналити­ческий.

Работа с детьми

Диагностический этап работы с детьми про­водится группой специалистов (в которую входят музыкальный руководитель, педагог-психолог и воспитатели) с целью мониторинга интегративных качеств и диагностики уровня музыкального разви­тия воспитанников. 

Детей в соответствии с полученными результата­ми диагностики объединяют в соответствующие группы:

  • группа детей с высоким уровнем достижений;
  • группа детей со средним уровнем достиже­ний;
  • группа детей с низким уровнем достижений.

На деятельностном этапе для каждой группы ребят разрабатываются вариативные маршруты развития песенного творчества детей дошкольного возраста.

Вариативные образовательные маршруты сле­дует рассматривать как основные содержатель­ные линии и направления в организации вос­питательно-образовательного процесса, в рам­ках которого обеспечивается содействие реализации воспитателями, педагогами и родите­лями способностей, интересов, личностных воз­можностей и индивидуальных особенностей вос­питанников.

При разработке вариативных маршрутов учиты­ваются следующие вопросы:

  • какие задачи воспитания и развития детей ре­ализуются психологом, музыкальным руково­дителем, воспитателями и на каком содер­жании;
  • как с привлечением родителей обогатить и дополнить музыкально-эстетическую среду в детском саду, стимулирующую детей к музы­кально-творческой деятельности;
  • как будет осуществляться перенос и закре­пление усвоенных знаний и умений музыкаль­но-творческой деятельности в повседневной деятельности детского сада и семьи.

Составление вариативных маршрутов - процесс творческий, сложный, но он открывает новые возможности в пе­сенном творчестве детей дошкольного возраста. 

Рефлексивно-аналитический этап деятельно­сти с детьми подразумевает итоговую диагностику достижения детей в развитии песнопения и презентацию итоговых детских практик (игры- интерпретации, игры-импровизации, мини-оперы, музыкальные сказки и др.).

Работа с педагогами

На диагностическом этапе была создана твор­ческая группа из педагогов с целью изучения и ана­лиза методологических подходов психолого-педа­гогического сопровождения дошкольников, вопросов разви­тия детского пес Было проведено анкетирование педагогов с целью выявления уров­ня компетентности в вопросах музыкального и творческого развития детей с качественным и количественным анализом полученных данных.

На деятельностном этапе проводились консуль­тации, круглые столы, семинары-практикумы для повышения компетентности педагогов по вопросам развития творческой деятельности детей. Эффективные методы и приёмы развития песенного творчества детей дошкольного возраста с учётом разработанных вариативных маршрутов вне­дрялись через открытые музыкальные занятия, про­смотры совместной деятельности педагогов и ребят, индивидуальную работу с воспитанниками.

Творческой группой педагогов на рефлексивно ­аналитическом этапе работы анализировались ре­зультаты мониторинга интегративных качеств и уровня музыкального развития детей с последую­щей корректировкой содержания работы по психо­лого-педагогическому сопровождению дошкольников в песенном творчестве. 

Работа с родителями

Обобщение опыта работы по развитию песенно­го творчества детей дошкольного возраста происходило в форме совмест­ных мероприятий с детьми и родителями с исполь­зованием интеграции разных видов деятельности, публикаций разработанных практических и методи­ческих материалов.

Диагностический этап работы с родителями ре­ализовался через анкетирование, индивидуальные консультации, тематические сообщения, беседы, опросы родителей, качественный и количественный анализ полученных данных. Основная задача этого направления работы с семьёй - выявление уровня компетентности родителей в вопросах музыкально ­эстетического развития их чада в условиях семьи, вопросах творчества, выявление интересов и предпочтений родителей, изучение положительного опыта семей­ного музыкального воспитания, семейных традиций.

Задача деятельностного этапа работы с роди­телями предполагает сотрудничество с родителями в создании музыкально-образовательной среды, их помощь и участие в оформлении музыкального зала или группы к праздникам, в подготовке костю­мов, декораций, изготовлении самодельных музы­кальных инструментов. Дети по-особенному отно­сятся к этим вещам, зная, что их родители приложи­ли свои старания.

Формы включения родителей в процесс психо­лого-педагогического сопровождения дошкольников в пе­сенном творчестве: беседы по вопросам песнопения, родительские гостиные, домашние зада­ния по просьбе музыкального руководителя, откры­тые показы творческой музыкальной деятельности детей с пояснениями для родителей, совместные праздники и развлечения, творческие вечера-кон­церты с участием родителей и детей, праздничные развлекательные программы.

На третьем этапе (рефлексивно-аналитиче­ском) анализировался, обобщался опыт сотрудни­чества в вопросах музыкально-эстетического раз­вития детей.

Итак, родитель, непосредственно участвующий в процессе психолого-педагогического сопровожде­ния дошкольника, является незаменимым партнёром и помощни­ком педагога, воспитателя. А кроха испытывает гордость и радость, а главное, получает положительный пример активной жизненной позиции неравнодуш­ных родителей. Более того, родители должны быть до­статочно информированы, мотивированы для актив­ной поддержки и реализации задатков и способно­стей детей, к поощрению их стараний и достижений.

Единство принципов психолого­-педагогического сопровождения дошкольников 

Принцип интеграции - это взаимосвязь всех компонентов психолого-педагогического сопрово­ждения. Данный принцип является ведущим при разработке стратегии и планирования содержания обучения и воспитания, форм и методов работы с детьми. Интегративный подход в психолого-педаго­гическом сопровождении дошкольников означает реализацию принципа интеграции образовательных областей, что, в свою очередь, обеспечивает целостность и системность сопровождения.

Принцип комплексности предполагает совокуп­ность составных частей процесса сопровождения, которые взаимодополняют, обогащают и обеспечи­вают его цельное и качественное функционирова­ние, направленное на решение общих целей и задач.

Поскольку ни одно воспитательное средство, взятое вне связи с другими средствами, не даёт положительных результатов, необходимо использова­ние комплексной системы педагогических воздействий, которая предполагает:

  • единство педагогических и психологических воздействий на детей в процессе развития песнопения;
  • скоординированную работу администрации, узких специалистов и воспитателей;
  • систему разнообразных воздействий на твор­ческое развитие личности воспитанника;
  • включение родителей в реализацию постав­ленных задач.

Кроме того, принцип комплексности, предпола­гающий комплексно-тематическое построение педагогического процесса, особенно актуален в свете последних положений Федеральных государственных требований.

Принцип непрерывности сопровождения воспитанника в образовательном процессе, а именно - преемственность и последовательность сопровождения.

Принцип индивидуальности и дифференци­рованности заключается в гибком использовании педагогом различных форм и методов психолого-­педагогического сопровождения дошкольников с целью достиже­ния оптимальных результатов в творче­стве каждым воспитанником. В работе должны учиты­ваться интересы, способности, возможности детей для занятий музыкальной деятельностью.

Необходимо поддерживать индивидуальность каждого воспитанника, т. к. только на её основе может быть достигнуто полноценное развитие личности, могут раскрыться его способности, в т. ч. творческие.

По результатам диагностики детей выявляются сходные показатели свойств, навыков, способно­стей, знаний. Это даёт возможность объединить де­тей в соответствующие группы, дифференцируя, та­ким образом, необходимую психолого-педагогиче­скую помощь.

Принцип художественности в психоло-педагогическом сопровождении дошкольников выражается в ис­пользовании произведений, являющихся образца­ми эстетического совершенства мировой музы­кальной мысли, способствующих формированию нравственных понятий, чувств и переживаний. Ценностные художественные эталоны способству­ют накоплению разнообразных музыкальных впе­чатлений, формированию у детей интонационного музыкального опыта, являются основой для «подра­жания» интонациям, ритму, мелодическому движению, «фоном» для импровизации и побудителем к творчеству.

Принцип свободы, по Л.С. Выготскому, реализу­ется через опору на детские интересы, процесс созидания и не может быть ни обязательным, ни прину­дительным.

Ролевые позиции педагогов в психолого-педагогическом сопровождении дошкольников 

Координатором деятельности в организации и реализации процесса психолого-педагогического сопровождения развития песенного творчества детей дошкольного возраста яв­ляется заместитель заведующего по воспитатель­ной и методической работе.

Основной функцией педагога-психолога в про­цессе психолого-педагогического сопровождения дошкольников является анализи­рование процесса в целом, психического развития детей, их возрастных особенностей и обеспечение эмоционального благополучия, которое способ­ствует эффективному развитию творческих способ­ностей каждого воспитанника. 

Ведущая роль в психолого-педагогическом со­провождении дошкольников в песнопении принадлежит музыкальному руководителю - модератору. Модератор - это специалист, имеющий более широкие права по сравнению с другими субъектами сопровождения и отвечающий за ре­зультативность процесса песенного творчества. От музыкального руководителя требуется высокий уровень профессиональной компетентности, выра­жающийся в умении быть инициатором взаимодей­ствия с субъектами педагогического процесса (спе­циалисты, педагоги, дети, родители); умении найти контакты с ними, помочь лучше понять и принять личность воспитанника, увидеть и понять его потенци­альные возможности.

Узкие специалисты и воспитатели - творческие исполнители, взаимодействие которых базируется на взаимопонимании, на единстве целей и задач, на обсуждении и принятии решений. Результатом такого взаимодействия будет разработка и коррек­тировка вариативного маршрута развития песенно­го творчества детей дошкольного возраста. 

Ожидаемый результат деятельности выра­жается в следующих параметрах:

  • динамика личностного развития;
  • динамика развития песенного творчества;
  • организация детских практик: музыкальных игр, спектаклей, мини-опер, праздников и развлечений.

Таким образом, внедрение в практику музыкаль­ного воспитания модели психолого-педагогическо­го сопровождения дошкольников позволяет эффективно управлять процессом творчества в области песнопения, раскры­вая личностный творческий потенциал воспитанника, обеспечивая возрастную и индивидуальную ситуа­цию развития, и помогает повысить уровень музы­кально-эстетической культуры всех участников про­цесса.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам таблицу рекомендаций музыкального материала для обогащения звукового сенсорного опыта детей младшего и среднего дошкольного возраста.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль