Опыт применения современных методов оздоровления в детском саду

301

С 2011 г. в систему оздоровительной работы в нашем детском саду внедрена и успешно применяется арт-терапия. Это одно из современных направлений в оздоровлении, буквально означающее лечение искусством. Данный метод не только позволяет снять у малыша проявления нестабильного настроения, тревогу, но и способствует улучшению психоэмоциального состояния.

Основные направления арт-терапии:

  • изотерапия – лечебное воздействие средствами искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и др.;
  • музыкотерапия – лечебное воздействие через восприятие музыки;
  • сказкотерапия – лечебное воздействие чтением, театрализацией и др.

Рассмотрим каждое направление подробнее.

Сказкотерапия в детском саду как направление арт-терапии

В основе сказкотерапии лежит идея о том, что в сказочной ситуации заложен скрытый смысл решения различных сложных ситуаций. Многогранный сказочный материал учит переживать и радоваться, сочувствовать и грустить, а также побуждает к речевому контакту.

Сеансы сказкотерапии проводятся с помощью театральных игрушек на ладони, картинок на фланелеграфе, фонограмм. Вместе с воспитанниками придумываем новые концовки к уже известным им сказкам. Например, рассказываем знакомую сказку и договариваемся что-нибудь в ней изменить. («Давайте придумаем сказку с новой ситуацией: “Репка-то волшебной оказалась…”» или «Придумайте, что же стало с репкой и героями сказки после того, как они ее вытащили? Может, у них возникли споры, как ее правильно разделить между всеми?» и т. д.). Общими усилиями меняем совсем немного, побуждаем детей придумывать дальше самостоятельно, они пробуют сочинять сказки.

В рамках оздоровления дошкольников в детском саду, в процессе сказкотерапии, у них исчезает напряжение, расширяются представления об эмоциях, о чувствах и разных состояниях; они преодолевают барьеры общения, что способствует развитию речи и навыков коммуникации, внимания, чувственного восприятия, мышления и воображения.

Перед сном часто используем «истории-засыпалочки», например:

Засыпалочка «А куда поедем днем, перед сном?» (Н. Пикулева)

Со станции Топтушкино
До станции Кровать
Скорей добраться нужно нам!
И чу-у-уточку поспать.
На станции Вставайкино
Проснешься – выйдешь сам!
И побежишь в Играйкино,
К друзьям и чудесам!
Ну а пока приехали
На станцию... Кровать!
На этой самой станции
Так сладко засыпа-ать...

Оздоровление детей в детском саду в форме игротерапии

Игротерапия – процесс взаимодействия малыша и взрослого посредством игры. В нашем детском саду широко практикуется такая современная разновидность игротерапии, как песочная игротерапия в детском саду. Для рисования песком используется световой модуль. Оборудование для игр с песком (а также с водой) установлено в уголке юного исследователя.

Игры с песком – одна из форм естественной активности, поэтому их можно продуктивно использовать при проведении коррекционных и развивающих занятий. Мы применяем песочную терапию в комплексе с другими методами арт-терапии в детском саду – сказкотерапией, изотерапией. Для создания своего собственного мира в песочнице воспитаннику предоставляется возможность создать из песка в детском саду все, что он придумывает.

После завершения работы с песком он называет свое творение и рассказывает о нем. Такие игры существенно стабилизируют эмоциональное состояние, а заодно способствуют развитию тактильной чувствительности, речи, внимания, памяти, мелкой моторики.

В детском саду игротерапия применяется и для физического оздоровления и развития детей. Например, в целях укрепления круговой мышцы рта, тренировки навыка правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах дошкольникам предлагается сыграть в игры «Пастушок дудит в рожок», «Король ветров»: дети дуют на вертушку, мыльные пузыри, подвешенный шарик, сдувают ватку с ладошки.

Изотерапия в детском саду как форма арт-терапии

Терапия с использованием изобразительного творчества, в первую очередь рисования, называется изотерапией. Рисование связано с крайне важными функциями – зрительными, двигательными, речью, мышлением, оно способствует как развитию каждой из этих функций в отдельности, так и сочетанию их между собой.

Для изотерапии подходят буквально все виды художественных материалов. Мы даем воспитанникам возможность порисовать ладошками, используем традиционные и нетрадиционные техники рисования, предоставляем воспитаннику для творчества материалы на выбор: бумагу разного формата, пластилин, природный материал, краски, цветные карандаши, тонкие и толстые кисти, тампончики, свечи, нитки и др. 

Рисование с элементами фантазии необходимо всем детям ежедневно!

Использование музыкотерапии в детском саду для оздоровления детей

Еще один метод, укрепляющий здоровье детей и доставляющий им удовольствие, – музыкотерапия. Мы применяем этот метод в организованной образовательной деятельности «Художественное творчество», а также после двигательной активности дошкольников. Во время релаксационного сеанса на снятие усталости или напряжения воспитатель под музыку обращается к воспитанникам: «Наши ручки сегодня много работали, давайте вместе с ними отдохнем. Погладьте себя по головке, рукам, лицу, груди, ногам. Представьте, что это ваши мамы вас нежно гладят, почувствуйте, как вам тепло. Запомните, что вы чувствуете во время поглаживания. А теперь дотроньтесь “руками любви” друг до друга, подарите друг другу тепло и здоровье». В процессе оздоровления в детском саду, во время релаксации, обращаем внимание детей на то, как расслабляется и отдыхает каждая часть тела.

Перед сном часто используем записи колыбельных песенок.

В детском саду оформлен доступный для воспитанников музыкальный уголок с музыкальными инструментами, шумовыми баночками с разными наполнителями, музыкально-шумовыми игрушками.

Цветотерапия как разновидность арт-терапии в детском саду

Цвету издавна приписывается способность воздействовать – благотворно или отрицательно – на человека. Установлено, что даже употребление овощей и фруктов подходящего цвета, ношение одежды правильно подобранных цветов оказывает значительное влияние на психо-эмоциальное состояние человека. 

Воздействие цвета на людей неоднозначно, индивидуально, носит избирательный характер, что необходимо учитывать в работе с дошкольниками.

Прежде чем использовать цветотерапию как форму арт-терапии в детском саду, мы провели предварительные консультации со специалистами, изучили специальную литературу (о влиянии цветов на психофизическое состояние людей), рекомендации, как использовать цвета в работе.

Как цвета действуют на детей?

Красный цвет для малыша – сильный раздражитель, даже у спокойных ребят вызывает чрезмерную активность. Желтый – цвет гармонии, способен вызывать радостные ощущения, стимулировать к сосредоточенной деятельности. Желтый цвет способствует оздоровлению детей в детском саду, оказывая благоприятное влияние на возбудимых, нервных, склонных к истерикам воспитанников. Этот цвет повышает аппетит.

Оранжевый цвет помогает быть более общительным, укрепляет коллективные связи в группе и в то же время позволяет легче переносить одиночество. Как и желтый, он возбуждает аппетит.

Зеленый побуждает интерес к учебе, а также к познанию окружающего мира. Оттенки зеленого способны внушить смелость, помогают формированию уверенности в себе. Но чересчур увлекаться зеленым в рамках арт-терапии в детском саду не стоит, особенно в том случае, если ребенок – флегматик, поскольку этот цвет может снижать физическую активность.

Синий – цвет глубины и чистоты. Оттенки синего пробуждают детское воображение. Голубой цвет оказывает расслабляющее влияние на организм, успокаивает. Оттенки голубого помогают снять напряжение в конце дня.

Фиолетовый цвет вызывает ощущение гармонии и покоя.

Проанализировав собранную информацию, для оздоровления детей мы установили в детском саду «Сухой дождь» – шатер из разноцветных атласных лент, которые подобраны от теплых тонов к холодным и закреплены на подвесной горизонтальной платформе. Ленты спускаются вниз, словно струи воды, их приятно трогать, перебирать руками, проходить сквозь них, касаясь лицом. Попадая под такой «дождь» три-четыре раза в течение занятия (от теплых цветов к холодным), «шустрики» заметно успокаиваются, а медлительные, заторможенные дети (они ходят в направлении от холодного цвета к теплому), наоборот, активизируются.

Ароматерапия как необычная форма арт-терапии в детском саду

В детском саду проводятся сеансы ароматерапии – лечение ароматами. Один из способов их применения (разумеется, при отсутствии у воспитанников аллергии): несколько капель масла необходимо растворить в горячей воде и затем распылить их в помещении с помощью пульверизатора. В период повышения заболеваемости респираторными инфекциями лучше всего применять масло шалфея, эвкалипта, пихты.

Кроме того, в группе высажены цветы герани, в пластиковых контейнерах в уголке природы хранятся собранные цветы ромашки и листочки мяты. Эти сборы действуют успокаивающе.

Другие нестандартные методы оздоровления детей в детском саду

Для развития тактильных ощущений в группах представлены мячи, шишки, плоды каштана, ореха. Ходьба по массажному коврику, дорожке из бросового материала практикуется с целью развития тактильного восприятия, координации движений и профилактики плоскостопия. Воспитанники ходят по дорожке босиком или в носках.

Повышению эффективности работы по оздоровлению детей в детском саду способствует динамический час. Вместо организации классического физкультурного занятия на воздухе проводится динамический час в игровой форме. Состоит занятие из двух частей:

  • оздоровительной разминки, подготавливающей организм к физической нагрузке. В игровой форме используются различные виды ходьбы, бега, прыжков, имитационные движения, упражнения для профилактики плоскостопия и осанки;
  • оздоровительно-развивающей тренировки умений и навыков, которая способствует развитию физических качеств, формированию умения играть вместе в подвижные игры.

Нетрадиционные методы оздоровления в детском саду доставляют детям радость, что значительно повышает их эффективность. Все методы оздоровления, используемые в детском саду, направлены на снижение количества простудных заболеваний, профилактику хронических заболеваний, улучшение психоэмоционального состояния малышей.

Результаты анкетирования показали, что 95% родителей удовлетворены работой по оздоровлению, понимают важность проводимых мероприятий. Наряду с этим родители подтвердили, что им нужна помощь детского сада в укреплении здоровья ребят, получении информации о методах оздоровления детей в детском саду.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль