Организация образовательной работы с музыкально одарёнными детьми

78

Михайлова Елена Александровна

Работает музыкальным руководителем в детском саду, который реализует програм­му по работе с музыкально одарёнными детьми . Свой опыт она представляла на секции «Специфика работы с одарёнными детьми и подростка­ми» IV Международной научно-практиче­ской конференции «Развитие непрерывно­го образования», организованной Красно­ярским государственным педагогическим университетом им. В.П. Астафьева. Увере­ны, что публикуемые основные положения доклада будут интересны читателям.


Организация образовательной работы с музыкально одарёнными детьми

Художественно-творческие способности являют­ся одним из компонентов общей структуры лично­сти. Их развитие способствует формированию личности воспитанника в целом. Если малыш умеет сравнивать, анализировать, наблюдать, рассуждать, обощать информацию, то, как правило, у него наблюдается высокий интеллектуальный уровень. Такой воспитанник может быть одаренным в разных сферах, в том числе и музыкальной.  

Воспитание и развитие одарённых и талантли­вых дошкольников является важнейшим условием формиро­вания творческого потенциала общества. Проана­лизировав психолого-педагогическую и методиче­скую литературу, я обозначила для себя проблему поиска оптимальных путей развития способных воспитанников, поиска педагогических приёмов и методов взаимодействия с одаренными детьми в детском саду. 

Процедуры выявления музыкально одарённых детей в детском саду 

Зная своих воспитанников, я без особого труда и специальных процедур могу различить категорию малышей по особенным качествам: кому из них больше нравится солировать в танце, песне, инсценировке. Как правило у них это получается лучше всех остальных. 

Но работа с музыкально одарёнными детьми - индивидуальная. Поэтому здесь не обойтись без особых организованных процедур педагогической диагностики. Вначале я приглядываю за дошкольниками, за их поведением, выявляю степень эмоциональной отзывчивости на музыкальные композиции, смотрю как ведут себя воспитанники в незнакомой, новой для них обстановке, затем как они обращаются с новоявленными музыкальными инструментами, как относятся к музыке «живой» и в аудиозаписи.  

После выявляю степень развития дина­мического слуха, определяю уровень музыкального мышления.

На заключительной стадии диагностирую музы­кальную память.

Работа с музыкально одарёнными детьми отличается тем, что такие малыши проще перенимают материал, легко справляются с за­даниями. Поэтому, занимаясь с группой воспитанников, я стараюсь выбрать правильную технику работы с ними: чтобы с одной стороны одаренные малыши могли реализовать свои способности, не подавить их стремление к творчеству, а с другой стороны дать возможность остальным воспитанникам также выразиться. В групповой образовательной деятельности даровитые малыши реали­зуются в различных моделях совместной деятель­ности:

  • в танцевальной миниатюре они в ведущей роли - показывают другим малышам движения;
  • в пении - солируют запев песни;
  • в игре-драматизации - играют главное действующее лицо и т. д.

Также их творческие возможности и развитые навыки очень нужны при подготовке номеров с участием солистов либо сольных номеров. И хотя на групповом игровом сеансе я уделяю отдельное внимание работе с музыкально одаренными детьми, нередко они чувствуют определённого рода голод, который вы­ражается в необходимости творить что-то ещё, за рам­ками образовательной программы. 

Cтудия для музыкально одарённых детей в детском саду 

Для работы с музыкально одарёнными детьми я организова­ла музыкальную студию «До-ми-солька». Сопровождение талантливых малышей я провожу с учетом методическх рекомендаций Е.А. Ми­ниной «Музыкальное развитие детей 5-7 лет. Программа предшкольного образова­ния».

Целью курса «Семь нот ведут нас за собой» является развитие у воспитанников интереса и любви к музыке, художественного восприятия, исполнение потребности в творческом самовыражении.

Общие задачи программы преемственны зада­чам, которые предусмотрены «Программой воспи­тания и обучения в детском саду» М.А. Васильевой, реализуемой в нашем комбинате. Однако автор программы «Музыкальное развитие детей 5-7 лет. Программа предшкольного образования» Е.А. Минина включила нестандартные задачи для занятий с музыкально одарёнными детьми в детском саду, та­кие как: развитие творческой инициативности воспитанников, формирование навыков коммуникации (ввиду того, что талантливые малыши очень часто имеют проблемы в общении). 

Формы работы с музыкально одарёнными детьми 

Музыкальная образователь­ная деятельность - ключевая форма работы с музыкально одаренными детьми. Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительностью по 30 минут. По методике проведения она близка к традиционной, применяются сюжетные, типовые и театрализованные виды деятельности, которые объединяются в блоки (подчинённые конкретной теме):

  • «Музыкальные жанры»;
  • «Какие чувства передаёт музыка?»;
  • «О чём рассказывает музыка?»;
  • «Как рассказывает музыка?»;
  • «Юные музыканты»;
  • «Что узнал - всем расскажи, что умеешь - по­кажи».

Все игровые сеансы объединяются игровым сюжетом, который предполагает ознакомление с музыкой через путешествия. Отдельные занятия предполагают выполнение домашней работы, что способствует сотрудничеству воспитанника со своей семьей. 

Методы и приёмы взаимодействия с одарёнными детьми в детском саду 

Проводя игровые сеансы, строю педагогический процесс на вариативной основе, применяю приемы и методики конструктивного сотрудничества с малышами, стараюсь создать атмосферу доверия, искренности, эмоциональной заинтересованности. Музыкальный материал, предлагаемый мной талантливым воспитанникам, не обязательно трудней, но разнообразней и вариативней, и подбираю я его с учётом потенциала и предпочте­ний дошкольников. Содержание работы музыкальной сту­дии не сводится к репе­тициям и простому разучиванию. В работе с музыкально одарёнными детьми, всегда есть место для творчества, импровизации. 

Критериями оценки музыкальных способностей в моей работе с талантливыми воспитанниками служат показатели диагностики, подготовленные О.П. Радыновой1. Диагностику провожу два раза в год.

Диагностические исследования музыкально одарённых детей в детском саду в 2011-2012 гг. показали, что воспитанники стали более свободней, непринужденней в суждениях о музыке. Они радуются каждой встрече с музыкой, придумывают разные интересные истории. В музыкально-ритмических импровизациях стремятся передать ха­рактер и движение мелодии, придумать какие-то новые движения. Воспитанники учатся сочинять песенки и мелодии  у них это не плохо получается.  Наблюдая за талантливыми малышами, педагоги и родители подметили, что раньше они пели и танцевали в основном для себя, а сейчас с наслаждением выступают на концертах, участвуют в конкурсных программах, у них уже на­копился исполнительский опыт.

Предметно-развивающая среда музыкально одаренных детей в детском саду 

Для работы с музыкально ода­рёнными детьми в наличие имеются все необходимые музыкальные инструменты: металлофоны, дудочки, ксилофоны; наборы шумовых инструментов: маракасы, бубны, ложки, трещотки, рубели, колокольчики, молоточ­ки, коробочки, кастаньеты и др.

Для яркости исполнения номеров использую качественно изготовленные и правильно подобранные костюмы. За последние годы костюмерная комбината значимо пополнилась новыми атрибутами и костюмами для малышей и для взрослых (изготовлены маски и костюмы различных персо­нажей).

Всегда имеются в наличии портреты выдающихся композиторов, яркие тематические иллю­страции, набор картинок с изображением инструментов русского и симфонического народного оркестров, наглядные модели, в т. ч. и в компьютерном варианте.

Для проведения музыкальных гостиных с музыкально одаренными детьми в детском саду я подо­брала и систематизировала материалы по временам года: «Осенняя пора в музыке и картинах», «Волшебные звуки зимы», «О чём поёт весенняя капель?», «Какая музы­ка у лета?». Собрана шикарная аудиотека, включающая в себя диски с музыкальным аккомпанементом, произведениями, предусмотренными программой, а также кассеты и диски с записями разноплановой музыки.

Связь со специалистами детского сада

Моя работа с музыкально одарёнными детьми предполагает связь с другими специалистами дошкольного учреждения: 

  • работа с педагогами по формированию у них педагогической компетенции по вопро­сам музыкальной одарённости воспитанников проводится мной на регулярной основе через всевозможные формы: как традиционные, так и нетрадици­онные (музыкальные гостиные, презентации, мастер-классы);
  • воспитатель по изобразительной деятель­ности обращает внимание на восприятие воспитанником изобразительного искусства, прово­дит интегрированные встречи с музыкальным сопровождением, учит малышей «рисовать музы­ку»;
  • инструктор по физической культуре также вносит свою лепту. Он проводит утреннюю гимнастику под музыку, включает мелодии во время спортивных мероприятий на улице (в тёплую погоду) и в спортзале, использует музыкально-ритмические движения в образовательной деятель­ности;
  • психолог наблюдает за изменениями в эмо­циональных проявлениях музыкально одаренных детей в детском саду в процессе непосредственной образовательной дея­тельности, развлечений и других видов дея­тельности, проводит необходимые игровые сеансы по коррекции и развитию эмоцио­нального мира дошкольников, а также использует мелодичное сопровождение для проведения релаксации;
  • логопед ведёт наблюдение и организует кор­рекционные игровые сеансы для малышей, нуж­дающихся в логопедической помощи, для того, чтобы нарушения в речевой деятельно­сти не препятствовали нормальному разви­тию воспитанников, участию их в праздниках, в театра­лизованной деятельности и т. д.

Презентация опыта работы с музыкально одаренными детьми 

Свой опыт работы с музыкально одарёнными детьми представляю педагогам других учреждений и в городской творческой группе по работе с талантливыми дошкольниками, организую творческие встре­чи с представителями других образовательных учреждений города:

  • педагогами и воспитанниками музыкальной школы, му­зыкальным коллективом «Камертайм» г. Зеленогорска, где малыши имеют возможность позна­комиться с «живым» звучанием знакомых им инструментов;
  • творческими коллективами Дворца культуры «Угольщик» (детский танцевальный ансамбль «Непоседы», детский фольклорный ансамбль, которые знакомят дошкольников с русскими народны­ми танцами, песнями и играми);
  • хором ветеранов «Радуга», где воспитанники показали своё мастерство в инсценировании военной песни, а также услышали «живое» хоровое пение.

В детском саду одаренные дети с радостью при­нимают участие в мини-концертах, выступают с номерами на городских педагогиче­ских конференциях, детских городских интеллектуальных играх и городских спартакиадах дошколь­ников, являются участниками конкурсных про­грамм «Поющий Кеша», «Военно-патриотическая песня».

Одним из условий осуществления индивидуаль­ного подхода к ребёнку является единство требова­ний к нему не только работников сада, но и родителей. Предусматривается тесная взаимосвязь с самыми близкими людьми, с семьёй, поскольку чрезвычайно важно продлить эмоциональный настрой воспитанника, полученный на праздниках и дошкольных мероприятиях. 

Работа с музыкально одаренными детьми: взаимодействие с семьёй 

Взаимодействие с семьй выстраиваю по следу­ющим направлениям:

  1. Информационно-аналитическое направление осуществляется через беседы, анкетирование, опросы родителей, качественный и количественный анализ полученных данных и предполагает решение педа­гогических задач:
  • выявить препочтения и интересы родителей;
  • уровень их компетентности в вопросах му­зыкального образования и воспитания дошкольников;
  • семейный опыт, традиции воспита­ния малышей. 
  1. Познавательное направление реализуется че­рез консультации, беседы, тематические сооб­щения, семинары-практикумы. Основной задачей является повышение компетентности родителей в вопросах музыкально-эстетического развития ребёнка.
  2. Наглядно-информационное направление ра­боты с родителями одаренных детей в детском саду реализуется в подборе инфор­мации и оформлении уголка родителя, папок- передвижек. Мамы и папы могут ознакомиться с музыкальным репертуаром, а также узнать о формах и методах музыкально-эстетического вос­питания в условиях семьи, расширить свои знания о на­родных праздниках, традициях, культуре и быте.
  3. Развлекательное направление нередко пере­секается с познавательным. Тем не менее задачей работы в этом направлении является эмоциональ­но-эстетическое обогащение в совместной творче­ской деятельности родителей и одаренных детей в детском саду. Используют­ся такие формы взаимодействия, как праздничные развлекательные программы, театрализованные представления, концерты с участием родителей и воспитанников «Папа, мама, я - поющая семья».
  4. Создание предметно-развивающей среды. Работа в этом направлении предполагает сотрудничество с родителями, их помощь и участие в оформ­лении музыкального зала к праздникам, в подготов­ке костюмов, декораций.

Родители способного к творчеству ребёнка должны быть до­статочно информированы, мотивированы для ак­тивной поддержки и реализации задатков и способ­ностей воспитанников. Для этого на разных мероприятиях я организую показ видео­информации для родителей о том, как в ДОУ постав­лена работа по развитию музыкальных способно­стей дошкольников. Подготовила консультации на темы «Одарённый? Одарённый!», «Способности ребён­ка - в ваших руках», «Музыкально одарённый ребёнок», «Музыкальное воспитание в детском саду и дома». В личных беседах с родителями музыкально одаренных детей в детском саду мотивирую их на по­мощь, на поощрение стараний и достиже­ний малышей, а также на содействие их дальнейшему образованию. Даровитые дошкольники не просто готовы к вспомогательной работе, они нуж­даются в этом, испытывают потребность в реализа­ции своего творческого потенциала.

В ходе беседы многим родителям было предло­жено продолжить развитие вокальных и других музыкальных способностей малышей в одном из город­ских учреждений дополнительного образования. Некоторые воспитанники подготовительных групп поступи­ли в танцевальные и вокальные коллективы ДК «Угольщик», музыкальную школу искусств.

Таким образом, анализируя эффективность про­ведённой мною работы с музыкально одаренными детьми в ДОУ, я при­шла к выводу, что система занятий в музыкальной студии позволяет значительно под­нять уровень развития воспитанников, форми­рует у них творческий подход не только к музыкаль­ным, но и другим видам деятельности, укрепляет их уверенность в своих уникальных способностях.

1 См. например: О.П. Радынова. Диагностика уровня сформированности основ музыкальной культуры детей // Справочник музыкального руководителя. 2012. № 6. С. 4. – Примеч. ред.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам таблицу рекомендаций музыкального материала для обогащения звукового сенсорного опыта детей младшего и среднего дошкольного возраста.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль