Развитие музыкальности детей посредством фольклора в детском саду

101

Мы живём в интересное и непростое время, когда на многие вещи начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую оче­редь это относится к нашему прошлому.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общеобразователь­ная программа дошкольного образования включа­ет в себя региональный компонент . Он отражает специфику национальной культуры, позволяет приобщать детей к истории, культуре, природе родного края.

Обратиться к истокам поможет фольклор в детском саду , ведь в его содержании - жизнь народа, человеческий опыт, духовный мир русского человека.


Фольклор в детском саду (в переводе с английского «народная мудрость», «народное знание») - народное художественное творчество: песни, сказки, легенды, драматические произведения, а также произведения изобразительного и декоратив­но-прикладного искусства.


К музыкальному фольклору в детском саду относятся во­кальные жанры (песни, былины, плачи) и инструментальные жанры (наигрыши, танцевальные, па­стушьи сигналы и т. д.). Из глубины веков до нас дошли и сохранились многие наигрыши и песни. Причина их долговечности - сама природа творчества. Отличительная черта - близость к народу, не зря фольклор называют устным народным творчеством.  Музыка сопровождала человека с древнейших времен, была для него элементарной необходимостью. 

Народная музыка формировалась не только для прослушивания, она жила в действии: в обряде, шествии, трудовой деятельности. Именно поэтому музыкальное начало в народном творчестве не отделялось от танца, жестов, движения, возгласов, мимики. Этой спецификой на­родной культуры и объясняется удивительная жанровая многоликость инструмен­тального и песенного фольклора.

А.М. Горький писал: «Ребёнок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологи­чески законно. Он хочет играть, он играет всем и по­знаёт окружающий его мир прежде всего и легче всего в игре, с игрой». Этим требованием забав пре­допределено игровое начало всех жанров фольклора в детском саду.


Термин «детский фольклор» был введён в нашей стране в научный обиход в начале XX в. В это время десятки этногра­фов, фольклористов, педагогов, литераторов систематически собирали и изучали детское творчество.


Разновидности фольклора в детском саду 

Исследователи фольклора в детском саду Виноградо­ва Г.С., Капица О.И., Науменко Г.М. все его образ­цы классифицировали на 3 раздела:

  1. Календарный. 
  2. Потешный. 
  3. Игровой. 

Календарный фольклор в детском саду. Сюда входят произведения, связанные с календарными датами, природой или же произве­дения, имеющие сезонный характер. Заметную его долю составляют веснянки, колядки, егорьевские песни, взятые у взрослых, а также собственно календарный детский фольклор - присказки птицам, насекомым, животным, заклинания явлениям природы. Эта область народного творчества одна из самых поэтических.  Она приучает воспитанников замечать поэзию окружающей природы в любое время года.

Потешный фольклор в детском саду. Это небылицы, прибаутки, дразнилки, имеющие самостоятельное значение, не связанное с играми. Назначение - раззабавить, рассмешить, развеселить ровесников. 

Небылицы - особенный вид песен, основанный на вымысле, со смещением реальных связей и отношений (медведь по полю летит, мужик пашет на свинье...). Воспитанников в небылицах привлекают юмористические положения, в которых оказываются герои. 

Дразнилки - это модель проявления юмора и детской сатиры. В них очень точно подмечается какой-либо недостаток, порок либо слабость человека. Каждая дразнилка содержит заряд необыкновенной эмоциональной силы. 

Прибаутки - фольклор в детском саду в виде коротких смешных песенок. 

Прибаутки, небылицы, дразнилки отвечают завышенной тяге детей к рифмам, нередко они сами создают простейшие рифмованные драз­нилки, нелепицы, что развивает фантазию воспитанников, пробужда­ет интерес к новым словообразованиям.

Игровой фольклор в детском саду. Занима­ет ведущее место в творчестве воспитанников. Трудно представить себе детей, не любящих различные игры.  Врач-педиатр и педагог Е.А. Покровский писал: «Ребёнок, лишён­ный элементарных знаний, которые даёт ему игра, не смог бы ничему научиться в школе и был бы без­надёжно оторван от своего естественного и соци­ального окружения».

Исследователь Науменко Г.М.1 разделил игры на три основные группы: драматические, спортив­ные, хороводные.

Основой драматических игр является воплоще­ние художественного образа в драматическом дей­ствии, т. е. в синтезе диалога, музыкального припева и движения. В них формируются зачатки театрали­зованного драматического действа.

Спецификой спортивных игр игрового фольклора в детском саду является спортив­ное состязание, их цель - победа, улучшение тех или иных спортивных умений. Часто в них исполняются игровые при­певы.

В хороводных играх разрабатываются хореогра­фические, плясовые моменты. По характеру движе­ния игры делятся на круговые, некруговые, хоро­водные и шествия.

Большое место в играх детей занимают считалки.

Если проанализировать фольклор в детском саду, записанный от современных детей, можно увидеть, что всё реже встречаются игры с элементами театрализации, сю­жетно связанные с древним земледелием и домашним скотом, некоторые игры за счет упрощения превра­щаются в спортивные. Большой популярностью у сельских и городских детей пользуются игры с мя­чом и скакалкой.

У нас приобщение воспитанников к фольклору в детском саду осуществля­ется через непосредственно образовательную дея­тельность, работу кружков, через праздники и развлечения.

Опыт работы помог конкретизировать следую­щие задачи:

  1. Развивать активное восприятие музыки по­средством музыкального фольклора в детском саду.
  2. Развивать специальные музыкальные способ­ности (чувство ритма, ладовое чувство, музы­кально-слуховые представления).
  3. Формировать исполнительские навыки в об­ласти пения, движения, музицирования.
  4. Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей.

Интерес и любовь к фольклору в детском саду нуж­но воспитывать, поэтому в работе с дошкольниками исполь­зуются следующие методы:

  1. Исполнение и разучивание произведений рус­ского фольклора.
  2. Слушание народной музыки.
  3. Чтение книг и сказок как путь накопления зна­ний о народном творчестве.
  4. Пение различных упражнений, песенок-попевок, способствующих созданию активной творческой атмосферы.
  5. Музыкально-игровые моменты и ритмические движения как эмоционально увлекательный приём.

Отбирая репертуар для фольклора в детском саду, мы опираемся на следующие принципы:

  1. Художественная ценность.
  2. Доступность по эмоционально-образному со­держанию.
  3. Доступность для воспроизведения детьми.

Народная музыка всегда должна быть яркой, об­разной, предельно приближённой к переживаниям и интересам ребёнка, чтобы обогащать его познава­тельно и эмоционально.

Воспитанники приобщаются к фольклору в детском саду в процессе раз­личных видов деятельности:

  • восприятия и исполнительства;
  • игр;
  • музыкально-образовательной деятельности.

Рассмотрим значение фольклора в детском саду в развитии му­зыкальности детей. А что такое музыкальность? Музыкальность - это комплекс способностей. Основные три из них:

  • ладовое чувство;
  • музыкально-слуховые представления;
  • чувство ритма.

Используемые в работе с детьми заклички, игро­вые напевы, колыбельные песни, построенные на многократном повторе секундовых, терцовых и квартовых интервалов, подготавливают детей к исполнению более сложных по музыкальному язы­ку мелодий, это развивает у дошкольников музыкально-слуховые представления и ладовое чувство. Также это укрепляет физическое здоровье - лёгкие и голосовой аппарат, т. к. большинство закличек, дразнилок поётся полным голосом, на грудном ре­зонировании, как можно громче.

Большой интерес вызывают игры, как элемент фольклора в детском саду, которые и явля­ются ведущим видом деятельности у дошкольников. Русские народные игры в детском саду часто проводят с пением. Оно их украшает, способствует быстрому запоминанию, придаёт ритмическую сла­женность. В играх, сопровождаемых напевом, перед детьми ставятся несколько задач: ходить или бегать, следить за ходом игры, да ещё при этом петь. Вот здесь-то и вырабатываются ловкость и смекалка, ар­тистические качества, умение общаться между со­бой, снимается эмоциональная зажатость, стесне­ние. Появляется азартное настроение, что даёт пол­ную свободу мышцам, в т. ч. и голосовому аппарату. Звукообразование происходит естественным обра­зом. Через эмоциональную память, голосовые, мы­шечные ощущения приобретается навык певческой свободы. Попевки в игре могут сопровождаться движениями, ритмическими акцентами, хлопками в ладоши, что помогает развивать у детей чувство ритма.

Таким образом, можно сделать вывод, что фольклор в детском саду играет чрезвычайно важную роль в развитии музыкальности детей.

Работу по разви­тию музыкальности у дошкольников посредством фольклора в детском саду было бы трудно осуществить без тесного взаи­модействия специалистов и педагогов, ведущих непосредственную работу с воспитанниками. Также большое значение играет предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении. Для детей создана «Гор­ница», обогащённая предметами русского быта. Дети знакомятся с народно-прикладным искус­ством, с вышивками; с дымковской, городецкой, хохломской росписью; с народными инструмента­ми, костюмами.

Праздники фольклора в детском саду 

Особенно ценными для музыкального развития воспитанников являются праздники фольклора в детском саду, которые закрепляют и углубляют музыкальные впечатления, полученные в непосредственно образовательной деятельности, духовно обогащают детей, развивают основы музыкальной культуры.

Традицией стало проведение та­ких праздников фольклора в детском саду, как: «Осенина», «Рождество», «Масленица», «Троица».

Праздники - это не только своеобразный итог проведённой с детьми работы по усвоению фоль­клорного материала, но и мощный фактор поло­жительного воздействия на эмоциональную сфе­ру ребёнка2. Праздники фольклора в детском саду  - возмож­ность для детей проявить свои музыкальные и творческие способности в любом виде деятель­ности без лишних физических и психологических нагрузок.


1 Науменко Г.М. Русское народное творчество. М.: «Советский композитор», 1988.

Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и в школе. Песни, игры, загадки, театрализованные представления в авторской записи, нотной расшифровке и редакции. М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2000. – Примеч. авт.

2 См. исследования: Бударина Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. СПб.,1998.

Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка. М.: Просвещение, 1988.

КольцовМ.И. Русский фольклор на музыкальных занятиях, утренниках // Дошкольное воспитание. 1993. № 5.

Картушина М.Ю. Русские народные праздники в детском саду. М., 2006.

Мерзлякова С.И. Фольклор - музыка - театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками : Программно-метод. пособ. / Под ред. С.И. Мерзляковой. М.: «ВЛАДОС», 1999.

Орлова А.В. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду: Конспекты занятий и сценарии праздников. Владимир: Владимирский областной институт усовершенствования учителей, 1995.

Орехова Н.А. Методика работы с детским фольклорным ансамблем. М.: ООО «Полиарт», 2002.

Радынова О.П. Баюшки-баю: Слушаем и поём колыбельные песни. М.: «ВЛАДОС», 1995. - Примеч. авт.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары





© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль