Обучение дошкольников буквам с помощью развивающих песен

46

Обучение дошкольников буквам включено в программы деятельности детского сада. Многие родители если и не пытаются научить ребенка читать , то обязательно знакомят его с буквами русского аллфавита. Здесь главная миссия взрослого - заинтересовать ребенка, сделать процесс изучения алфавита максимально интересным.  Ведь без этого последующее изучение чтения не станет для дошкольника занимательным занятием.  

Обучение дошкольников буквам нужно сделать как можно более занимательным в первую очередь для ребенка. Он с легкостью выучит алфавит, если вовлечь его в насыщенную эмоциональную деятельность. Ведь психологические особенности этого возраста таковы, что воспитанники с удовольствием выполняют лишь те действия, что вызывают у них интерес, доставляют радость, удовольствие, положительно мотивируют. Способность к произ­вольным действиям (умение выполнять неинтересные, скучные задания) начинает развиваться лишь к концу дошкольного возраста. Более того, как показывают исследования, даже у до­школьников старших групп эта способность в последние годы ста­ла ощутимее ниже, чем это было 20-30 лет назад. 

Установлено, что лучше всего малыш учит буквы в ходе своей активной деятельности. Поэтому тут недостаточ­но просто слушать песни.

Музыкальная форма изложения материала должна сочетаться с прочими интересами дошколь­ника. Кто-то из воспитанников обожает рисовать, кто-то лепить и т. д. Зная интересы дошкольника, можно решить, как преподнести ему ту или иную песню.

Особенностью развивающих песен для детей серии «Азбука» является опора на воспитывающий потенциал музыки. Стихи, поло­женные на музыку, помогают воспитаннику легче запоми­нать и отдельные буквы, и алфавит целиком. Песни серии «Азбука» помогают родителям и педагогам решить следую­щие задачи:

  • заинтересовать малыша буквами;
  • сделать процесс обучения дошкольников буквам максимально увлекатель­ным;
  • развивать у ребёнка внимание, память, восприятие, мышление, речевой слух, воображение и повысить культуру речи;
  • научить ребёнка слушать музыку творчески; научить взаимодействию со сверстниками;
  • выработать навыки доверительного взаимо­отношения ребёнка со сверстниками и взрос­лыми, способствовать социализации ребёнка.

И, главное, развивающие песни для детей серии «Азбука» позволят взрослым и детям получить радость от содержательного общения.

Музыка - одно из наиболее до­ступных и действенных средств воспитательного воздействия на детишек дошкольного возраста. Однако одного пения и прослушивания на музыкальных занятиях недостаточ­но. Песни в детском учреждении могут и должны помогать воспитанникам на учебных занятиях, в режимных моментах в ходе игровой и досуговой деятельности. Изучение алфавита - одна из работ, которую песни превращают в занимательное занятие.

Рекомендации для сотрудников детских садов по применению развивающих песен для детей серии "Азбука" 

Главным действующим лицом при проведении деятельности по освоению песен этого выпуска является воспитатель. Мы рекомендуем обращаться к развивающим пес­ням для детей серии «Азбука» на музыкальных занятиях, а также на лекциях по развитию речи и подготовке к обу­чению грамоте. Песни из «Аз­буки» можно использовать как хороший учебный материал.

Требования к подготовке детей

Развивающие песни для детей этого выпуска рассчитаны на дошкольников, уже имеющих представление о звуках. Они прошли добуквенную ступень процесса обучения чте­нию. Как правило, эти воспитанники посещают старшую и подготовительную группы детского учреждения. 

Следует помнить, что приёмы работы с песнями и уровень сложности задач при использовании материалов «Азбука» в разных возрастных группах будут неодинаковыми. Игровая форма освоения материала - общая для всех возрастов. 

Рекомендации по взаимодействию с детьми

1.Старайтесь выстраивать с детьми отношения сотрудничества, совместного действия, общего восторга от того, что песни и стихи помогают открыть прекрасный мир букв.

2.Создавайте и поддерживайте благоприятный эмоциональный фон в процессе общения с ребёнком.

3.Следите за тем, чтобы малыш осваивал развивающие песни для детей без принуждения, добровольно. Если по какой-то при­чине он не желает петь ту или иную песню, выполнять упражнение, рисовать и т. д., переведите его на другое занятие.

4.Знакомьте дошкольников с песнями выразительно и эмоцио­нально. Старайтесь воодушевлять детей предлагаемым занятием, преподносить материал красочно. Пом­ните, что среда дошкольника это игра. В игре и через игру можно его заинтере­совать, чему-то научить, построить с ним отношения, основанные на доверии. 

Как использовать песни

Приступая к освоению азбуки с помощью развивающих песен для детей, помните, что это трудоемкая работа. Прежде чем знакомить малыша с той или иной пес­ней, взрослому нужно подумать, какое пособие, упражнение, игру или творческое задание он к ней подберёт.1

Общая процедура работы с песнями

1.Внимательно прочитайте методические рекомендации.

2.Определитесь со схемой изучения песен. Ре­шите, какие дополнительные материалы и пособия, упражнения и задания вы желаете использовать с каждой из песен.

3.Выбрав букву и способ ознакомления с нею, на­чинайте приобщать детей. 

Примерная схема знакомства с песнями в процессе обучения дошкольников буквам 

1.Прочитайте стих, познакомьте воспитанников с буквой, если они её ещё не знают. Если дети уже знакомы с буквой, предложите им назвать букву, о которой говорится в стихе.  Ещё раз назовите букву, покажите её изображение, предложите ребёнку об­вести её пальцем.

2.Прослушайте песенку:

  • слушаем песню. Затем спрашиваем детей, о чём поётся в песне, просим пересказать содержание;
  • после того, как воспитанник понял содержание, говорим о характере музыки, соответ­ствует ли мелодия содержанию текста: весёлая-грустная, быстрая-медленная, она плавная или со скачками. 

Слушать развивающую песню для детей необходимо столько раз, сколь­ко потребуется воспитаннику для ответа на поставленные выше вопросы.

3.Завершить работу с песней лучше всего твор­ческой работой ребёнка: это могут быть лепка, рисование, аппликации. 

Прежде чем перейти к описанию возможных альтернатив работы с дополнительными материалами и пособиями (игры, упражнения и творческие зада­ния), сосредоточим внимание на следующем. Приводи­мые ниже задания носят необязательный харак­тер. Какое именно задание или упражнение лучше использовать с каждой конкретной песней, взрос­лый должен решать, исходя из персональных особенностей детей. Кому-то хорошо пойдут задания с кубиками, а кто-то любит собирать пазлы. Некоторые дети рисовать не любят, они, например, лепят и т. д.  Мы обозначили как можно больше вариантов деятельности, чтобы ваша со­вместная занятость с малышом стала занима­тельной и плодотворной. 

Продуктивные виды деятельности (лепка, рисо­вание, аппликация) в сочетании с развивающими песнями для детей серии «Азбука» помогут воспитанникам лучше запомнить ту или иную букву, а также будут способствовать развитию воображения, творческих способностей, мелкой моторики руки, усидчивости, аккуратности.

Примерный сценарий освоения буквы

Рассмотрим вариант работы с конкретной пес­ней. Не забывайте, что описанный вариант является одним из возможных. Он предназначен для того, чтобы продемонстрировать, как использовать развивающие песни для детей серии «Аз­бука» на практике. Взрослые должны проявлять творчество и фанта­зию, учитывать индивидуальные особенности де­тей. Приведённый пример представляет собой ори­ентир, а не формальное руководство к действию. В качестве примера выбрана песня о букве «А» (при­ложение). В выполнении этого и последующих упражнений песенка используется в качестве му­зыкального сопровождения.

Дорогие педагоги! В непростом деле обучения дошкольников буквам вы можете и должны проявить инициати­ву, наблюдательность, смело использовать имею­щийся у вас опыт общения с ребёнком.

Чем более эмоционально насыщенной и радост­ной будет для малыша работа по знакомству с бук­вами, тем легче и увлекательнее станет для него не только процесс овладения чтением, но и всё после­дующее обучение. Помните, что детям необходимо ваше одобрение, чуткое руководство и своевре­менная поддержка.

Желаем вам терпения и мудрости в этом непрос­том деле!

Приложение

Обучение дошкольников буквам с помощью развивающих песен

Обучение дошкольников буквам с помощью развивающих песен

Обучение дошкольников буквам с помощью развивающих песен

Обучение дошкольников буквам с помощью развивающих песен

1 В ближайших номерах журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» будут подробно описаны возможные варианты использования дополнительных пособий, примеры игр, упражнений, а также творческих заданий, которые взрослые могут использовать в процессе знакомства детей с песенками и в ходе освоения алфавита. – Примеч. ред.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg
  • Документ №4.jpg


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль