Мини-музей в ДОУ «Волшебная страна настроений»

549

Н.А. Аликина, педагог-психолог МБДОУ «Детский сад “Ромашка”», р. п. Усть-Абакан, Республика Хакасия

Для формирования и развития у детей умения управлять собственными эмоциямипедагог-психолог должен создать условия, в которых они смогут поупражняться в решении проблем, связанных с эмоциональным взаимодействием. Один из вариантов — организация мини-музея в ДОУ с экспонатами-настроениями.

Распознавание и передача эмоций — сложный процесс, который требует от ребенка определенных знаний и определенного уровня развития. Психологические исследования показали: дети старшего дошкольного возраста в целом способны правильно воспринимать эмоциональное состояние человека. При этом они точнее определяют радость, восхищение, веселье, но затрудняются в распознавании грусти, испуга и удивления. Это объясняется тем, что дети имеют недостаточные представления об эмоциональных внутренних состояниях человека и их проявлениях, они прежде всего обращают внимание на выражение лица, не придавая значения пантомимике (позе, жестам).

Начинать знакомить детей с эмоциями можно уже с четырехлетнего возраста. Они способны усвоить необходимые понятия, их словарный запас пополняется словами, обозначающими эмоции. Вместо слова «эмоции» рекомендуется использовать более доступное для понимания в дошкольном возрасте — «настроение».

Мини-музей в ДОУ: волшебная страна настроений

Одна из форм формирования, развития, коррекции, а также обогащения эмоциональной сферы детей —мини-музей в ДОУ «Волшебная страна настроений». Подобная форма организации развивающей среды позволяет на небольшой территории собрать и грамотно разместить большой объем методических наработок и дидактического материала по данному направлению работы.

В мини-музее не просто можно, а даже нужно трогать и брать экспонаты, т. к. большинство из них — пособия и игры. Доступность такой предметно-пространственной среды, возможность свободного действия с предметами позволяют в игровой форме решать следующие задачи:

  • знакомить детей с основными эмоциями — радостью, грустью, гневом, страхом и т. д.;
  • учить распознавать эмоциональные проявления, состояния других людей по различным признакам — мимике, пантомимике, интонации;
  • формировать навыки открытого проявления эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими);
  • формировать умение согласовывать собственное поведение с поведением других людей.

Мини-музей в ДОУ  располагается в кабинете педагога-психолога (рис. 1). Экспонаты могут использоваться при организации следующих форм работы: непрерывной образовательной деятельности, игр и упражнений, экскурсий, тренингов, досугов. Кроме того, они используются воспитателями в работе по социально-коммуникативному развитию детей — при этом коллекция мини-музея пополняется рисунками, сказками собственного сочинения, рисуночными тестовыми заданиями и проч.

Предметная среда мини-музея в ДОУ

Экспонатами мини-музея являются атрибуты и пособия.

Зеркало настроений. Зеркало с ручкой, украшенное как человечек. Лицо человечка и настроение меняются в зависимости от того, кто смотрится в зеркало. Используется в играх и упражнениях на развитие умения ориентироваться в мире эмоций и передавать настроение мимикой, а также для тренировки эмоций при выполнении следующих заданий: улыбнись как хитрая лисичка; испугайся как заяц, увидевший волка; позлись как злая волшебница и т. д.

Шкатулка настроений. Шкатулка или красочно оформленная коробка, в которой спрятались различные настроения (пиктограммы). Используется в играх и упражнениях на развитие умения ориентироваться в мире эмоций и передавать настроение мимикой. Ребенок наугад достает пиктограмму и передает посредством мимики и жестов то настроение, которое на ней запечатлено.

Кубик настроений. Изготовлен из плотного картона, на каждой грани — пиктограмма с определенной эмоцией (радость, грусть, удивление, страх, восторг, злость). Кубик подбрасывается, после чего надо показать ту эмоцию, которая выпала.

Клоун Весельчак, клоунесса Смешинка (рис. 2, 3). Фигурки клоунов из плотного картона (пластика) с ротиками-перевертышами на пружинке или гвоздике. Перевернув рот, можно грусть сменить на радость. Используются в сюрпризных моментах, для оценки качества выполняемого ребенком задания: грустный клоун — «Постарайся!», смеющийся — «Молодец, хорошо выполнил задание!».

Мини-музей в ДОУ «Волшебная страна настроений»

Мини-музей в ДОУ «Волшебная страна настроений»

Небо в эмоциях (рис. 4). Представлено следующими экспонатами: солнышко с нарисованной мордашкой; тучки, на каждой из которых мордашка с различным настроением. Изготавливается из потолочной плитки. Используется для приветствия: «Доброе утро, солнце! Доброе утро, небо! Доброе утро, всем нам!» — дети берутся за руки, превращаясь в одно большое солнце, потому что руки похожи на его лучи.

Мини-музей в ДОУ «Волшебная страна настроений»

Ростовые куклы медведя и кота (рис. 5, 6). Головы кукол изготовлены из пенопласта, туловище набито ватой, рот-перевертыш. Используются в играх-драматизациях, психологических упражнениях на развитие «волшебных» средств понимания: мимики, пантомимики.

Мини-музей в ДОУ «Волшебная страна настроений»

Мини-музей в ДОУ «Волшебная страна настроений»

Куклы для дорисовывания эмоций (рис. 7). Плотные воздушные шары или мячи с наклеенными на них бумажными лицами, на которых можно рисовать маркерами. Используются для закрепления материала.

Мини-музей в ДОУ «Волшебная страна настроений»

Шумотека Большого Уха (рис. 8). Коллекция дисков со звуками природы, голосами животных, птиц, бытовыми звуками и др. Звуки систематизированы по тематике. Один из альбомов — «Музыка настроений». В нем собраны произведения классиков и современных композиторов, ярко передающие то или иное настроение.

Мини-музей в ДОУ «Волшебная страна настроений»

Шумотека используется для развития умения чувствовать настроение, передаваемое в музыке, усиления эмоциональной реакции на материал. Подходит для рефлексии и релаксации.

Галерея настроений. Мини-выставка репродукций известных художников, передающих различное настроение: Ф. Морган «С ярмарки» (радость), В. Васнецов «Алёнушка» (печаль), У. Бужеро «Маленькая вязальщица» (грусть), П. Чокарне «Я тебе говорил» (боль), У. Бужеро «Птичка» (восторг) и др. Дети могут просто рассматривать картины, выполнять задания, например: «Определите, в каких картинах живет радость, грусть?». Можно организовать импровизированную экскурсию в галерею настроений.

Помимо описанных экспонатов в мини-музее создана картотека игр и упражнений, также направленных на развитие и нормализацию эмоциональной сферы. Используется для знакомства с эмоциями, формирования умения распознавать свое настроение и настроение окружающих, для снижения уровня агрессивности, снятия мышечных зажимов и эмоционального напряжения, развития доброжелательного общения и толерантности. Картотека создана в помощь педагогу-психологу для реализации коррекционно-развивающей работы. Игры на развитие доброжелательных взаимоотношений используются педагогами в осуществлении социально-личностного развития детей и формировании дружеских взаимоотношений в группе.

Одним из направлений работы в мини-музее является сотрудничество с семьей и укрепление детско-родительских отношений. В рамках этой деятельности в коллекции пособий мини-музея появилсяфотоальбом «Счастливые мгновения», в котором собраны семейные фотографии, и сборник сказок «Радость», сочиненных детьми вместе с родителями. И то и другое пособие используется для знакомства с эмоцией радость. Приведем пример одной из сказок.

Сказка про Синюю птицу, которая искала радость

Жила-была на свете Синяя птица.
Умом велика, в труде — мастерица.
В полете умела и петь, и кружиться,
И в небе порхала словно царица.

Все любовались красавицей птицей,
Никто из пернатых не мог с ней сравниться.
Но как ни прекрасно она бы жила,
А радости только нигде не нашла.

Думала, в жизни ее нет чудес.
«Где же волшебник и сказочный лес?» —
Так причитала она целый день.
И даже порхать стало ей лень.

Думала птичка только о том,
Где отыскать необычный ей дом,
Чтоб воцарились в нем счастье и смех,
Чтобы во всем был лишь только успех.

И вот собралась наша птица в полет,
Дав себе клятву, что радость найдет.
И полетела она на Восток,
Услышав, что там счастья исток.
Но ей показалось, там мало добра,
И манят красавицу Южные края.
Но и там, облетев всю страну,
Сказала: «Я радость найти не могу».

Вот к дальнему Северу мчится она,
Продрогнуть, замерзнуть могла там одна.
Но к ней вдруг волшебник явился из сна,
Спросил: «А зачем тебе радость нужна?»

Открыл ей один очень важный секрет:
«Лучше, чем есть, для тебя уже нет.
Ведь ты уже радость в жизни нашла —
Ты без хлопот свою жизнь прожила.
Дари же улыбку себе и другим,
И жизнь станет сказкой тебе, да и им».
Волшебник исчез. Птица все поняла,
Что всю свою жизнь не ценила она.
«Я буду летать, улыбаться для всех.
Ведь радость во мне — это радость во всех!

Чтоб мир удивить и счастливее стать,
Нужно сначала с себя начинать.
Я буду дарить только счастье и смех,
Любить эту жизнь и радовать ВСЕХ!»

Также в рамках взаимодействия с родителями в мини-музее разработан цикл тренингов «Азбука настроений» для детей старшего дошкольного возраста. В ходе тренинга они знакомятся с рецептами избавления от грусти и злобы, приобретают навыки снятия мышечного напряжения, гнева, улучшения своего настроения и настроения окружающих. Папка «Азбука настроений», созданная в процессе тренинговой работы, является одним из пособий мини-музея и содержит рисунки и схемы к циклу. Используется как в пространстве мини-музея, так и в образовательной деятельности педагогов (ее можно брать в группу).

Замок настроений (рис. 9). Изготовлен из плотного картона (как вариант — из плитки или пенопласта); прикрепляется к стене липучками, может использоваться не только в музее, но и за его пределами — при проведении занятий педагогом-психологом и педагогами в групповых комнатах. В замке сделаны окошечки, в которые помещаются фигурки (пиктограммы), изображающие различное настроение. Используется при проведении игр и упражнений на развитие у детей знаний об эмоциях и умений определять эмоциональное состояние по мимике.

Примеры игр с экспонатами мини-музея в ДОУ

Все игры можно использовать включая в структуру НОД или как отдельное упражнение в совместной и самостоятельной деятельности.

ИГРА «ЗАМОК НАСТРОЕНИЙ»

Цель: развитие умений ориентироваться в мире основных эмоций, понимать мимику окружающих.

Ход игры. Дети выбирают изображение сказочных персонажей: Буратино, Пьеро, Карабаса-Барабаса и др., определяют их настроение и помещают в подходящее окошко замка. Каждое окошко обозначено пиктограммой, соответствующей определенному настроению.

Рекомендации по проведению:

  • проводить начиная со средней группы;
  • сказочных героев выбирать соответственно тематике НОД;
  • дети могут играть как коллективно, так и индивидуально.

ИГРА «НАЙДИ ЛИШНЕЕ»

Цель: развитие умения классифицировать эмоции.

Ход игры. Детям предлагается найти на карточке лишнее настроение. На карточке изображены различные эмоциональные состояния, причем три картинки соответствуют одному эмоциональному состоянию (например, веселому), а четвертая — другому (грустному).

Рекомендации по проведению:

  • проводить начиная со средней группы;
  • дети могут играть как коллективно, так и индивидуально;
  • использовать в печатной или электронной версии;
  • предложить детям аргументировать свой ответ.

ИГРА «КУБИК НАСТРОЕНИЙ»

Цель: развитие умения ориентироваться в мире эмоций и передавать настроение жестами и мимикой.

Ход игры. Ребенок кидает «Кубик настроений». Ему предлагается изобразить посредством мимики и жестов то настроение, которое выпало на кубике.

Рекомендации по проведению:

  • проводить начиная со средней группы;
  • дети могут играть как коллективно, так и индивидуально;
  • можно усложнить игру, предложив отгадать по мимике изображенное настроение.

ИГРА «СОБЕРИ КЛОУНА»

Цель: формирование навыков определения эмоциональных состояний по мимическому выражению лица.

Ход игры. Детям предлагается собрать лица клоунов, выражающих различные эмоциональные состояния. Каждое лицо разрезано на три части. Необходимо подобрать их верно, так, чтобы получилось определенное выражение лица: страх, удивление, злость, печаль, удовольствие, радость — с учетом изменения не только губ, но и изгиба бровей, морщинок около носа.

Рекомендации по проведению:

  • использовать с детьми старшего дошкольного возраста;
  • дети могут играть как коллективно, так и индивидуально;
  • можно усложнить игру, предложив передать мимикой и жестами изображенное настроение.

ИГРА «ЗЕРКАЛО НАСТРОЕНИЙ»

Цель: развитие умения ориентироваться в мире эмоций и передавать настроение мимикой.

Ход игры. Ребенку предлагается изобразить посредством мимики определенное настроение и потренировать его, глядя в «Зеркало настроений». Во время тренировки необходимо обращать внимание детей на характерные особенности изменения частей лица при передаче того или иного настроения.

Рекомендации по проведению:

  • проводить начиная со средней группы;
  • дети могут играть как коллективно, так и индивидуально;
  • игру можно использовать для знакомства с новой эмоцией, а также для закрепления уже знакомых.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную программу развития мелкой моторики у детей 2–3 лет.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль