Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

678

Мулюкова Э.Х., 
воспитатель первой квалификационной категории МАДОУ «Детский сад № 36» г. Стерлитамака Республики Башкортостан 

В дошкольных образовательных организациях, как правило, проводится много мероприятий, посвященных Победе в Великой Отечественной войне. Какие материалы следует использовать педагогам, чтобы познакомить детей с событиями тех лет? Данная тема может быть интересной и понятной ребенку, если обратиться к истории его семьи. Так, в основу проекта нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Герои Великой Отечественной войны в моей семье» легла идея совместного изучения родителями и детьми семейных фотоархивов.

Патриотизм – отличительная черта русского национального характера, сформированная на протяжении многих исторических периодов. Но в современном обществе отмечается тенденция ее утраты. Это отражается в незнании гражданами истории родной страны и своей семьи, невнимании к людям старшего возраста.

Поэтому нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, формирование у детей дошкольного возраста патриотических чувств занимают в образовательной деятельности ДОО важное место.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в МАДОУ «Детский сад № 36» г. Стерлитамака

В МАДОУ «Детский сад № 36» г. Стерлитамака был разработан проект «Герои Великой Отечественной войны в моей семье» (автор – воспитатель подготовительной группы Э.Х. Мулюкова). Он направлен, в первую очередь, на укрепление семейных ценностей и связь поколений. Для детей большое значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей, поэтому важно рассказать им о конкретных фактах из жизни старших членов семьи – прадедушек и прабабушек, участников Великой Отечественной войны (далее – ВОВ), их фронтовых и трудовых подвигах.

Актуальность и новизна проекта заключается в том, что дошкольники не просто слушатели и зрители, а активные его участники.

На встречах с ветеранами они старались понять и почувствовать то, что пережили участники войны. По сохранившимся семейным фотографиям и воспоминаниям ветеранов воспитанники узнавали о подвигах своих прадедов. Рассматривая фотографии, вместе с родителями они систематизировали материал и оформляли его в виде альбомов, открыток.

Расширяя рамки проекта, дети использовали полученные знания в ходе различных видов деятельности (на занятиях по рисованию, в играх и т. д.).

Цели и задачи проекта по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

Основные цели проекта:

  • сохранить преемственность поколений, способствовать передаче духовного опыта и нравственных ценностей;
  • развить у детей патриотические чувства;
  • сформировать представление о том, что история семьи – часть истории родной страны;
  • воспитать нравственные качества (сочувствие, сострадание, любовь к ближнему), уважение к истории родного края и страны, чувство гордости за ее героическое прошлое;
  • укрепить семейные связи.

Задачи проекта:

  • расширить знания детей о событиях ВОВ и подвигах ее героев;
  • сформировать представление о нравственных и волевых качествах героев ВОВ, желание быть похожими на них;
  • воспитать уважение к ветеранам ВОВ и тыла как к уважаемым членам общества;
  • развить навыки общения со взрослыми, умение видеть и понимать эмоциональное состояние другого;
  • развить социально значимые качества (ответственность, чувство долга);
  • расширить кругозор, обогатить словарный запас, активизировать внимание и память;
  • развить логическое мышление, воображение, исследовательские навыки, умение сравнивать, анализировать и делать обобщения;
  • расширить развивающую предметно-пространственную среду в группе ДОО.

Один из плюсов проектной деятельности заключается в том, что она не привязана к образовательной программе. Проект «Герои Великой Отечественной войны в моей семье» краткосрочный. Он проводился с января по май. Участниками его стали дошкольники подготовительной группы (6–7 лет), воспитатели и родители.

Методы и формы реализации проекта по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

Проект предусматривал разнообразные виды детской деятельности – познавательную, коммуникативную, изобразительную, игровую, двигательную и т. д. При этом использовалось много игровых ситуаций, связанных с темой проекта. Это помогло переключить неустойчивое внимание дошкольников, избежать переутомления и потерю у них интереса к самой деятельности. Дети могут рассматривать предметы и явления с разных точек зрения, применять знания из различных областей в решении конкретной задачи, самостоятельно проводить творческие исследования, стремиться выразить себя.

Во время проекта была создана естественная ситуация общения и практического взаимодействия детей и взрослых. При этом границы воспитательной деятельности стали шире. В нее, помимо детского сада, были включены семьи воспитанников, тем самым удалось создать единое образовательное пространство.

Для решения задач проекта педагог использовала разнообразные методы и формы работы.

Это игры и игровые ситуации, которые создавали свободную творческую атмосферу, способствовали развитию воображения. Большой акцент был сделан на развитие у детей познавательной активности посредством выполнения небольших самостоятельных заданий.

Кроме того, педагог использовала метод проблемного изложения материала, активизирующий творческое мышление, способствующий переосмыслению общепринятых шаблонов и поиску нестандартных решений. Он потребовал некоторых усилий и подготовки, но принес ощутимые результаты.

В процессе реализации проекта применялись методы обучения: исследовательские (исследование свойств бумаги, красок и возможностей других материалов), объяснительно-иллюстративные (демонстрация поделок, иллюстраций), практические, творческие (творческие задания, эскизы, проекты), репродуктивные (работа по образцам).

Среди форм работы можно выделить: дидактические, подвижные и пальчиковые игры, дыхательную гимнастику, речевые игры, экспериментальную и продуктивную деятельность, чтение детской художественной литературы, музыкально-ритмические движения, наблюдения и обсуждения.

Работа по проекту осуществлялась в тесном сотрудничестве с родителями воспитанников. Вначале среди них было проведено анкетирование с целью узнать, как проводится (и проводится ли) патриотическое воспитание детей в семье.

Родители участвовали в сборе экспонатов для мини-музея, вместе с детьми смотрели фильмы о войне, помогали в организации выставок книг и рисунков на военную тему, собирали мини-коллекции (открытки, альбомы, литературу, значки, фотографии), участвовали в составлении альбома «Маленькие герои большой войны», посвященного памяти пионеров-героев, в совместных развлечениях, играх-соревнованиях. Кроме того, участвовали в экскурсии к Вечному огню, помогали в проведении встреч с ветеранами ВОВ, брали у них интервью, вместе с детьми писали благодарственные письма.

Этапы реализации проекта по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

Реализация проекта проходила в три этапа. В ходе организационно-подготовительного этапапедагог разработала перспективный план работы с детьми (приложение) и составила план взаимодействия с родителями.

На этом этапе была проведена диагностика с целью выявления уровня нравственно-патриотического воспитания дошкольников. В диагностике участвовало 20 детей в возрасте 6–7 лет. Исследование проводилось посредством анкет, опросов, бесед.

У значительной части дошкольников был выявлен неустойчивый интерес к героическому прошлому нашей страны и Республики Башкортостан. Многие дети затруднялись ответить на вопрос, где работают и чем занимаются их родители. Большинство из них имели небольшие представления о прошлом своего народа, его культуре, истории родного города, достопримечательностях. При этом отмечалось, что дошкольники слабо воспринимают эмоциональное состояние других людей, путаются в понимании хороших и плохих поступков.

На этом этапе перед педагогом стояли следующие задачи:

  • сформировать у детей представление о профессии военного, чувство благодарности к защитникам Родины;
  • создать игровые ситуации по теме проекта;
  • активизировать интерес к истории ВОВ.

Анализ диагностических данных позволил выбрать эффективные формы и методы работы по формированию патриотических чувств у дошкольников. Так было принято решение создать коллекцию альбомов («Маленькие герои большой войны», «Герои ВОВ в моей семье», «Ветераны ВОВ и труда», «Наши земляки Башкортостана – Герои Советского Союза», «Мы помним, мы гордимся», «Благодарственные письма “Устами детей”»), провести цикл интегрированных занятий, подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические игры, спортивные и музыкальные мероприятия на военную тему.

Первый этап проекта носил информационный характер и был связан с формированием у детей соответствующих понятий: «патриот», «патриотизм», «геройство», «подвиг», «героический поступок», «отвага», «смелость», «стойкость», «самоотверженность» и т. д.

Для повышения познавательной активности дошкольников педагог проводила беседы на темы: «Герои нашего времени», «Что для нас значит слово “патриот”?», «Воспоминание о войне», «Родина и ее защитники» и занятия по изучению гимна, флага и гербов России и Башкортостана.

Средствами решения поставленных задач стали также проблемные ситуации на военную тему; интегрированная НОД («Маленькие герои большой войны», «Воспоминание пылающих лет», «Государственная символика»); подвижные («Зарница», «Друг за друга стой – выиграешь бой»); сюжетно-ролевые («Партизаны», «Медсестра») и дидактические игры («Собери флаг России», «Собери флаг Башкортостана»).

Полученные знания дети закрепляли на занятиях по рисованию («Флаг России», «Герб Башкортостана», «Флаг России»), лепке («На поле боя»), аппликации (поздравительные открытки к 23 февраля папам, дедушкам), конструировании («Самолет»). С помощью конструктора, бумаги, цветных и простых карандашей, акварельных красок, гуаши и других изобразительных материалов они придумывали свою военную технику.

Задачи участников проекта на поисково-исследовательском этапе:

  • собрать информацию о жизни героев ВОВ;
  • наглядно оформить собранный материал;
  • расширить знания об истории родного края и жизни предков в годы ВОВ;
  • организовать взаимодействие со специалистами ДОО (инструктором по физической культуре, учителем-логопедом, музыкальным руководителем), родителями и социальными учреждениями г. Стерлитамака (сотрудниками Дома-музея А.П. Гайдара, музея «Боевой славы», краеведческого музея).

На этом этапе проходила подготовка к открытию мини-музея, посвященного героям ВОВ.

Педагог организовала в детском саду встречи воспитанников с учащимися кадетской школы г. Стерлитамака и ветеранами ВОВ.

Рассказы ветеранов о подвигах в годы войны произвели на детей особое впечатление. На встречах дошкольники задавали вопросы о том, что такое война, почему на нашу страну напали фашисты. Ветераны акцентировали внимание детей на том, что героями ВОВ становились люди решительные, бесстрашные, настойчивые и любящие свою Родину.

На данном этапе были организованы спортивно-развлекательные мероприятия. Это подвижные игры («Веселые старты», «День защитника Отечества», «Самолет», «Оденься по сигналу», «Чей отряд быстрей построится?», «Зарница»), аттракцион («Снайперы»), эстафеты («Передай снаряды», «Сбей вражеский самолет», «Преодолей препятствие», «Разминируй поле», «Пройди через колючую проволоку»), военно-патриотическое развлечение «Хочется мальчишкам в армии служить!», спортивное развлечение «Большие гонки».

Особое внимание было уделено взаимодействию в системе «родители – дети – детский сад». В задачу педагога входило заинтересовать родителей темой проекта, привлечь их к активному участию в нем. Для этого им было предложено:

  • прочитать с детьми историческую, военную (художественную) литературу (Т.А. Шорыгина «Родные сказки: нравственно-патриотическое воспитание»; А.Т. Твардовский «Василий Теркин»; Л.А Кассиль «Главное войско»);
  • посмотреть фильмы «Орленок» (1957 г.), посвященный юному партизану Вале Котко, и «Казаки-разбойники» (1979 г.), рассказывающий о школьниках, которые в первый послевоенный год помогли милиции обезвредить группу опасных преступников;
  • подобрать материал (фотографии, информацию) о своих родственниках, принимавших участие в ВОВ;
  • помочь в оформлении фотодокументальной экспозиции о ветеранах ВОВ;
  • поучаствовать в организации мини-коллекций для музея (открыток, альбомов, литературы, значков, фотографий, иллюстраций).

На этом этапе дети активно проявляли интерес к прошлому и настоящему своего народа, родного города, семьи. Они с удовольствием рассматривали альбомы «Мой город Стерлитамак», «Мой край родной Башкортостан», «Знаменитые люди города Стерлитамака», принимали участие в городском конкурсе чтецов «Земля отцов».

Также наблюдалось укрепление дружеской атмосферы в группе. Дошкольники стали внимательнее относиться друг к другу, стараться помочь в трудных ситуациях, понять эмоциональное состояние другого.

Самый важный этап нравственно-патриотического воспитания дошкольников в рамках проекта

Творческо-исследовательский этап стал самым важным в проекте. Он был направлен на практическое применение полученных знаний и проявление субъективных позиций воспитанников в разных видах деятельности. Его задачами стали:

  • расширить знания детей о героических подвигах предков и сформировать умение рассказывать о них;
  • познакомить с памятными местами родного города, посвященными ВОВ;
  • развивать исследовательские навыки, умение делать выводы;
  • воспитывать нравственные основы поведения в реальных жизненных условиях.

Для реализации этих задач педагог создавала ситуации «патриотического действия», в ходе которых дети должны были принимать самостоятельные решения. Например: «Профессия – Родину защищать», «Я – командир взвода», «А я бы как поступил?».

Дошкольников особенно заинтересовала самостоятельная работа по написанию героико-патриотических писем «Устами детей» со словами благодарности ветеранам. На их основе был организован конкурс «Письмо ветерану», цель которого – дать детям возможность выразить на бумаге благодарность и уважение к поколению фронтовиков (надо отметить, что 70% детей подготовительной группы владеют письмом).

Каждое письмо дошкольники зачитывали вслух и обсуждали его содержание, вызывая тем самым неподдельный эмоциональный отклик.

Педагог провела занятие, на котором рассказал воспитанникам о фронтовых письмах, о том, как почта в годы войны помогала сохранять связь с близкими людьми.

Игры, проведенные с детьми, также содержали проблемные задания (выбор проблемы был обусловлен возрастными критериями). Например, во время игры «Секретное донесение»дошкольники составляли схемы на заданные предложения и передавали эти «секретные донесения» партизанам. Те в это время в «штабе» продумывали на их основе «план наступления» (во время игры использовались конструктор, строительный материал, игрушки на военную тематику).

Дошкольники выступали в Доме ветеранов с концертной программой. Во время выступлений они попытались выразить свою благодарность участникам ВОВ и Героям Труда.

В основе нравственно-патриотического воспитания дошкольников лежит тесная связь со старшим поколением. Но возможности прикоснуться к памяти и воспоминаниям ветеранов год от года становится меньше. Сколько людей, уроженцев Башкортостана, унесла война, сколько покалечила судеб! В названиях улиц Стерлитамака бережно хранится память о них: ул. героя ВОВ генерала М.М. Шаймуратова, ул. имени Героя Советского Союза танкиста Д.С. Нагуманова, улицы летчиков А.А. Пантелькина и А.В. Кочетова. На улице Братской находится братская могила воинов Великой Отечественной войны, умерших от ран в госпиталях города. В сквере им. Жукова есть Аллея Славы и Аллея ветеранов.

В рамках проекта по этим улицам воспитатели проводили с дошкольниками экскурсии, рассказывая им о жизни и подвигах героев войны.

Итоги проекта по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

В конце проектной деятельности педагог провела итоговую диагностику. Она показала выраженную положительную динамику.

Дошкольники стали активно проявлять познавательный интерес и любознательность, обращаться за помощью к детским энциклопедиям (большинство детей умеют читать).

Многие из них стали вести себя уверенней в коллективе сверстников и проявлять нравственные качества (отзывчивость, заботу о ближнем), развивать нравственно-волевые качества у дошкольников.

В ходе реализации проекта «Герои Великой Отечественной войны в моей семье» дети расширили знания об истории страны, родного края и города, узнали, как жили предки в их семьях, как проявили себя во время ВОВ. Они охотно рассказывали о героических подвигах земляков, научились узнавать героев по фотографиям.

Проект послужил объединению, сплочению всех его участников вокруг одной цели – сохранить опыт героического прошлого людей нашей страны для потомков, что играет большую роль в формировании мира и согласия среди людей разных национальностей.

Приложение

Перспективный план реализации проекта
«Герои Великой Отечественной войны в моей семье»

Срок проведения

Вид деятельности

Мероприятие

Ответственный

Организационно-подготовительный этап

Январь

Коммуникативная

Изучение литературы по теме проекта. Диагностика

Воспитатель

1-я неделя января

Коммуникативная

Образовательная деятельность «Гимн, флаг и герб России»

Воспитатель

2-я неделя января

Познавательно-исследовательская

Просмотр документального видеофильма «Военные годы»

Воспитатель, родители

2-3-я недели января

Коммуникативная

Беседа на тему «История ВОВ. Воспоминание о войне»

Воспитатель

Январь – февраль

Познавательно-исследовательская

Подборка детьми и родителями фотографий и информации о своих родственниках, принимавших участие в ВОВ

Воспитатель, родители, дети

Изобразительная

Изготовление поздравительных открыток учащимся кадетской школы

Родители, дети

Игровая

Дидактические игры: «Собери флаг России», «Собери флаг Башкортостана»

Воспитатель

1-я неделя февраля

Коммуникативная, восприятие художественной литературы

Чтение стихотворения М. Матусовского «С чего начинается Родина?». Сочинение рассказов о будущем страны

Воспитатель

Изобразительная

Лепка. Коллективная работа на тему «На поле боя»

Воспитатель

2-я неделя февраля

Коммуникативная

Беседа на тему «Родина и ее защитники»

Воспитатель

Коммуникативная

Уроки мужества «Профессия – Родину защищать!»

Воспитатель

Изобразительная

Изготовление поздравительных открыток папам, дедушкам к празднику День защитника Отечества

Воспитатель, родители

3-я неделя февраля

Игровая

Спортивное развлечение, посвященное празднику День защитника Отечества

Воспитатель, инструктор по физической культуре

Восприятие художественной литературы

Чтение стихов «О тех, кто мир нам подарил»

Воспитатель

4-я неделя февраля

Коммуникативная

Знакомство с крылатыми выражениями, афоризмами, цитатами о Родине, объяснение их значения

Воспитатель, учитель-логопед

Конструирование

Конструирование на тему «Самолет»

Воспитатель

Изобразительная

Рисование на тему «Флаг России»

Воспитатель

Поисково-исследовательский этап

1–2-я недели марта

Коммуникативная

Образовательная деятельность «Введение в историю родного края»

Воспитатель

Коммуникативная

Рассматривание репродукции картины П.А. Кривоногова «Победа»

Воспитатель

3–4-я недели марта

Коммуникативная

Беседа о пионерах-героях ВОВ на тему «Маленькие герои большой войны»

Воспитатель

Коммуникативная

Беседа на тему «Наши космонавты»

Воспитатель

Коммуникативная

Беседа на тему «Воины из Башкортостана по полях сражений»

Воспитатель

1-я неделя апреля

Изобразительная

Оформление альбома на тему «Герои ВОВ в моей семье»

Воспитатель, родители

Коммуникативная

Урок мужества «Солдатская дружба и взаимовыручка»

Воспитатель

2-я неделя апреля

Конструирование

Конструирование космического корабля

Воспитатель

3-я неделя апреля

Игровая

Военно-патриотическое развлечение «Хочется мальчишкам в армии служить!»

Воспитатель, инструктор по физической культуре

Восприятие художественной литературы

Чтение стихотворений о пионерах-героях

Воспитатель, родители

Познавательно-исследовательская

Экскурсия в Дом-музей А.П. Гайдара

Экскурсовод

4-я неделя апреля

Коммуникативная

Встреча с фронтовиком (прадедушкой одного из воспитанников)

Воспитатель, родители

Изобразительная

Оформление стенгазеты на тему «Боевой листок»

Воспитатель

Изобразительная

Выставка рисунков на военную тематику

Воспитатель, родители

Изобразительная

Аппликация на тему «Ракета»

Воспитатель

1-я неделя мая

Изобразительная

Изготовление поздравительных открыток ветеранам ВОВ и труда ко Дню Победы

Воспитатель, родители

Коммуникативная

Акция «Цветы ветеранам»

Воспитатель

Коммуникативная

Написание благодарственных писем ветеранам «Устами детей»

Родители, дети

Творческо-исследовательский этап

2-я неделя мая

Коммуникативная

Диагностика. Презентация проекта

Воспитатель

Восприятие художественной литературы

Выставка детской художественной литературы о ВОВ. Альбом «Герои ВОВ в моей семье». Детские рисунки на военную тематику. Поделки на военную тематику из различных материалов

Воспитатель

3-я неделя мая

Познавательно-исследовательская

Экскурсия к «Вечному огню»

Воспитатель

В течение всего проекта

Познавательно-исследовательская

Целевая прогулка к мемориальным комплексам

Воспитатель, родители

Двигательная

Подвижные игры: «Зарница», «Друг за друга стой – выиграешь бой», «Самолет», «Оденься по сигналу»

Воспитатель

Игровая

Сюжетно-ролевые игры: «Партизаны», «Медсестра»

Воспитатель

Познавательно-исследовательская

Сбор фотодокументальной экспозиции о ветеранах ВОВ

Воспитатель, родители, дети

Познавательно-исследовательская

Организация мини-музея в группе

Воспитатель, родители



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль