Сонатал-педагогика: музыка для развития детей

507

Лазарев М.Л., 
профессор Московского педагогического государственного университета, действительный член Академии педагогических и социальных наук, кандидат психологических наук Российской академии образования, доктор медицинских наук, профессор Международной академии наук и искусств

Результаты многолетних комплексных исследований по медицине, психологии и педагогике дают основания говорить о новой функции музыки в развитии детей, новых методах гармонизации воспитания детей. Одним из них стал метод «Сонатал».

Сонатал-педагогика — это система воспитания здорового ребёнка до и после рождения, построенная на непрерывном развитии его музыкально-эмоционального интеллекта. Название происходит от латинских слов «sonus» — звук и «natal» — рождённый (музыка рождения). Автор сонатал-педагогики и музыки для развития детей — Михаил Львович Лазарев.

В 2001 году сонатал-педагогика была зарегистрирована в Российском авторском обществе как направление в педагогике и медицине («онтогенопатия»). Автором создано более 1000 детских песен и мелодий для детских духовых инструментов, детских опер.

Музыка для развития детей: образовательный социум и проблемы развития ребёнка

Проблема гармоничного развития ребёнка издревле занимает человеческие умы. Однако следует признать, что данная проблема до сих пор не только очень далека до своего разрешения, но становится ещё более острой. В современном обществе можно наблюдать информационную атаку на когнитивные функции ребёнка и резкое снижение нагрузок на его двигательную сферу. Если сопоставить два процесса: с одной стороны — перегрузку психической сферы детей и недогрузку физической, а с другой стороны — увеличение психических и соматических заболеваний, то становится очевидным факт рассогласования в развитии психической (когнитивной) и соматической сфер в организме человека.

Данное явление — рассогласование в деятельности психической и соматической сфер в жизнедеятельности современного человека — приводит к сворачиванию его адаптивных резервов в процессе эволюционного развития.

Фундаментальные функциональные нарушения в жизнедеятельности организма, такие как снижение иммунитета, заболевания органов дыхания, явления гиподинамии и связанные с этим сердечно-сосудистые изменения, снижение психических функций (прежде всего памяти), эмоциональные отклонения, с позиций «опережающего отражения» (П. К. Анохин) являются ничем иным, как нарушением основных адаптационных биологических механизмов. Угасание адаптационных резервов организма ребёнка в результате его погружения в образовательный социум было названо детским образовательным адаптозом (М. Лазарев, 2009). Этот комплекс включает:

  • снижение показателей иммунитета и функции внешнего дыхания (повышение уровня заболеваемости респираторными инфекциями и бронхолёгочной патологией);
  • ухудшение памяти;
  • задержку речевого развития;
  • поведенческие девиации.

Описанные выше явления дали основания для поиска методов гармонизации развития детей в онтогенезе. Одним из них стал метод музыкального развития ребёнка до и после рождения, названный методом «Сонатал».

В процессе проведения 30-летних научных исследований в области применения программ сонатал-педагогики были выявлены уникальные резервы вокальной музыки в области оздоровления беременной женщины и ребёнка до и после рождения.

Результаты исследований, вошедшие фрагментами в 4 кандидатские и 2 докторские диссертации по медицине, медицинской психологии и педагогике (М. Л. Лазарев, 1997; Ф. Г. Ахмерова, 1999; Т. В. Кашаева, 2001; Г. Н. Голубева, 2007; М. М. Садыков, 2008; Е. А. Толчинская, 2010), позволяют говорить о новой функции музыкального искусства и повышении его роли в развитии и воспитании человека.

Уникальные резервы музыки для развития детей

Музыка материнства и детства обладает целым рядом специфических особенностей, предполагающих как регулярность её исполнения (ежедневное, еженедельное, сезонное), так и многочисленные содержательные нюансы (длительность каждой песни, разнообразие и сбалансированность образов, лингвистические, дыхательные, двигательные приемы и т. д.).

В детском саду, например, такая музыка представляет собой музыкальное хоровое сопровождение ритмов дня, когда воспитатель постоянно поёт, а дети сами выбирают те песни, в которых им нравятся мелодии и образы.

Предполагается ежемесячная музыкально-театральная деятельность с постановкой детских опер, связанных тематически и образовательным материалом, в летнее время — постановка экологических хоровых и музыкально-театральных композиций на природе.

Таким образом, в рамках сонатал-педагогики хоровое пение рассматривается как коллективная интонационная речь, вокально-речевое общение. В этой связи возникает этика вокально-речевой деятельности, предполагающая участие каждого ребёнка, каждой мамы и каждого папы и любого члена семьи. Отсюда ставшее привычным в последние десятилетия выделение педагогами наиболее способных в вокальном отношении детей для хорового пения становится этически невозможным. Дети, хуже поющие, — изначально чувствуют себя ущемлёнными.

Точно так же, как на физкультуре, каждый ребёнок равен в своих правах в стремлении к физическому совершенству, на занятиях хорового пения каждый воспитанник должен иметь равные возможности для самореализации.

Опыт выдающихся деятелей в области отечественного детского хорового искусства (Г. Струве, Д. Огороднов, И. Тульчинская, Г. Стулова и др.) доказал, что любой ребёнок, не имеющий органической неврологической патологии, способен чисто интонировать.

Можно смело утверждать, что наличие «гудошников»3 среди детей — это, прежде всего, характеристика профессионального уровня учителя музыки или музыкального руководителя. К таким детям нужен особый педагогический подход.

Сонатал-педагогика как раз предполагает несколько иной подход, в т. ч. и к самому процессу хорового детского пения. В частности, длительное статичное песнопение детей в хоре, как это практиковалось раннее, не может считаться безусловно полезным видом деятельности для ребёнка. Хоровое искусство в прежнем виде (длительное стояние детей в процессе пения) — это тоже вариант нейромышечного рассогласования в развитии ребёнка.

Современное непрофессиональное детское хоровое пение по виду деятельности и по форме исполнения должно быть ближе к детскому музыкальному театру. Здесь, помимо вокала, представлены и танец, и мелодекламация, и игра на детских музыкальных инструментах, и художественное творчество. С учётом психофизиологии детского возраста, в детском хоровом искусстве, особенно на самых ранних этапах детства, вокальная деятельность должна быть сбалансирована с двигательной и познавательной.

Музыка для развития детей: новые культурные музыкальные ритуалы

В рамках сонатал-педагогики разработан целый ряд новых культурных музыкальных ритуалов:

  • Празднование в семье серии музыкальных «интимных праздников»: «Праздник первого сердцебиения», «Праздник первого шевеления», «Праздник первой улыбки», «Музыка имени» и др. Все эти музыкальные семейные праздники являются одной их форм подтверждения личности ребёнка до и после рождения.
  • Проведение Всемирного дня дородовой музыки (хоровое пение беременными женщинами, их мужьями, а также другими членами семей специально написанных пренатальных песен). Такой праздник проводится в последнее воскресенье июня с 2011 года (Афины, Далянь, Владивосток, Москва, Набережные Челны).
  • Пение патриотических гимнов и др. Следует подчеркнуть, что пение патриотических гимнов — это одна из форм детского хорового пения. В силу утраченных традиций народного хорового песнопения (мы не рассматриваем профессиональные хоровые коллективы), в т. ч. совместного храмового4 и хороводного пения, пение патриотических гимнов может стать одной из важнейших форм вокальной и общечеловеческой культуры современных детей.

Для программы сонатал-педагогики написана специальная музыка, названная «Музыка материнства и детства» (приложение): гимновая хоровая музыка, серия детских опер и сольная музыка. Данная музыка выступает как новая психолого-социальная среда. При этом основным видом песнопения в дородовых школах является хоровое пение беременных женщин в количестве от 2 до 15 человек, в т. ч. с участием отцов. В дальнейшем, после рождения ребёнка, сонатал-педагогика предполагает хоровое пение для детей и родителей, а далее хоровое и индивидуальное пение самих детей дошкольного и младшего школьного возрастов.

Приложение

Музыкальная программа «Музыка материнства и детства»

Раздел «Гимновая хоровая музыка»

Гимновая культурарассматривается как одно из важнейших условий формирования у ребёнка базовых матриц социального поведения. Уникальной особенностью гимна как музыкальной формы, особенно в детском возрасте, является то, что при его исполнении возникает триединое слияние духовных, душевных и физических сил. Иными словами, с гимна может начинаться, и гимном может заканчиваться гармоничное, цельное и патриотическое воспитание личности.

Для каждой из социальных матриц написаны свои гимновые программы.

Для формирования личностно-семейной матрицы:

  • Гимн ребёнку до и после рождения.
  • Гимн детскому имени.
  • Гимн материнскому молоку.

Для формирования личностно-общественной матрицы:

  • Гимн детскому саду.
  • Гимн юных олимпийцев.

Для формирования личностно-государственной матрицы:

  • Гимн «Красная площадь».
  • Гимн «Российский флаг».
Раздел «Детские оперы»

Возраст

Оперы, оперные и балетные сцены

Авторы

1–3

Кура-Ряба

Либретто и музыка М. Лазарева

2–4

Репка

Либретто и музыка М. Лазарева (по мотивам русской сказки)

3–5

Колобок

Либретто и музыка М. Лазарева (по мотивам русской сказки)

4–6

Путаница

Музыка М. Лазарева, слова К. Чуковского

4–7

Муха-Цокатуха

Музыка М. Лазарева, слова К. Чуковского

5–8

Евпатор (музыкально-поэтические сцены)

Слова и музыка М. Лазарева

6–8

Новогодняя путаница

Либретто и музыка М. Лазарева

7–9

Золотое перо

Либретто и музыка М. Лазарева

8–10

Кот в сапогах

Либретто О. Козловой и М. Лазарева, музыка М. Лазарева (по мотивам сказки Ш. Перро)

9–11

Руслан и Людмила

Либретто и музыка М. Лазарева (по мотивам поэмы А. Пушкина)

10–14

Калиакра (оперно-балетные сцены)

Либретто и музыка М. Лазарева

11–15

Албена

Либретто и музыка М. Лазарева

12–16

Золотой конь

Либретто и музыка М. Лазарева

13–17

Ифигения в Тавриде

Либретто и музыка М. Лазарева

От 3 до 17 и выше (для детей и молодых родителей)

Здравик (мюзикл)

Либретто и музыка М. Лазарева



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам таблицу рекомендаций музыкального материала для обогащения звукового сенсорного опыта детей младшего и среднего дошкольного возраста.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль