Психическое развитие дошкольников: проведение нейропсихологической диагностики

98

В отечественном образовании наряду с сохранением луч­ших российских традиций идет поиск новых форм и ме­тодов работы. Это в полной мере относится и к системе дошкольного воспитания. Сегодня все чаще в работе с детьми используется нейропсихологический подход, который позволяет наилучшим образом интегрировать ин­дивидуально-психологические особенности ребенка, обуслов­ленные действующими механизмами созревания его мозговых структур, с социальными требованиями (Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева, Ж.М. Глозман, А.Ю. Потанина, А.Е. Соболева).

Ценность данного подхода возрастает в связи с насущной проблемой современного образования, а именно - ростом количе­ства дошкольников с различными отклонениями в развитии.


Нейропсихологический подход опирается на знание того, какие именно составляющие психики, входящие в психические действия, связаны с работой определенных зон мозга.


При этом речь идет не столь­ко о росте грубых дефектов психики, сколько о фиксации варианта психического развития дошкольников в пределах нижних нормативных границ. Так, своевременно не развиваемые дефицитарные психические функции контроля, программирования, анализа и переработки сен­сорной информации, речевого кодирования и др. негативным обра­зом сказываются на последующих этапах обучения в школе, приводят к социальной дезадаптации. К социальной дезадаптации специалисты относят: неумение младшего школьника соотносить свои потребности с социальными нормами и правилами, низкие темпы обучения, несформированные коммуникативные навыки, не­достаточный уровень саморегуляции (Л.М. Шипицына).

Самые высокие темпы в физическом, речевом, социальном и эмоциональном развитии личности отмечаются до шести­-семилетнего возраста, что во многом обусловлено интенсивным

формированием мозга в этот период.


Качественный анализ сильных и слабых звеньев мозговой организации дошкольника позволяет предупреждать риск возможных трудностей при последующем обучении ребенка в школе


Но различные структуры мозга и их вза­имодействие по-разному влияют на складывающиеся психические процес­сы и функции, которые развиваются по своим законам, в своих временных про­межутках и достигают полного становления в разном возрасте. Неравномерность психического развития дошкольников и каждой психической функции, ее сложные взаимосвязи с другими функциями определяет во мно­гом структурные и динамические особенности психической орга­низации каждого конкретного ребенка. Только качественный ана­лиз сильных и слабых звеньев мозговой организации дошкольника, их анализ в связи с особенностями функционирования моторики, восприятия, внимания, памяти и мышления позволяют осущест­влять весь воспитательный и образовательный процесс научно­обоснованным способом, предупреждать риск возможных трудно­стей при последующем обучении в школе.

Цель психолого-педагогической работы в рамках нейропсихоло­гического подхода - создание системы мер по обнаружению и раз­витию дефицитарных психических функций у дошкольников для снижения риска появления у них трудностей при об­учении в школе.

Для реализации данной цели на базе МБДОУ детский сад № 34 г. Ставрополя в 2012-2013 гг. осуществлялся совместный проект комплексной программы по нейропсихологической диагностике и коррекции при участии специалистов ДОУ и ученых Ставрополь­ского государственного педагогического института. Проект включал в себя следующие направления:

  1. Проведение нейропсихологической диагностики с детьми старшей группы и подготовительной логопедической группы.
  2. Осуществление коррекционно-развивающих мероприятий.
  3. Проведение семинаров и консультаций с родителями.

Структура и этапы нейропсихологического обследования психического развития дошкольников

При построении схемы обследования мы стремились к тому, что­бы, с одной стороны, методика была чувствительной к обнаруже­нию функциональных дефицитов, а с другой стороны, вся процеду­ра была компактной и не занимала много времени.


Нейропсихологическая диагностика проводилась кандидатом психологических наук М.И. Мельниковой в период с ноября 2012 г. по март 2013 г.


Общее время, затрачиваемое на те­стирование одного ребенка, составля­ло 50 мин (проходило за одну встречу). При написании заключения по итогам обследования учитывались не только результаты по отдельным тестам, но и данные наблюдения, осу­ществляемые педагогом-психологом детского сада за поведенче­скими и социальными особенностями конкретного ребенка. Совокупность использованных методик и данных наблюдения педагога-психолога позволяли осуществить комплексное ней­ропсихологическое обследование дошкольника, выявить проблемы нейропсихологического развития у дошкольников и сохранные функции (соответствующие возрастным нормам психического развития дошкольников), а также обнаружить дефицитарные психические функ­ции.

В нейропсихологическом обследовании использовались тесто­вые задания, адаптированные применительно к детскому возрасту (Ж.М. Глозман и др., 2008). В схему обследования были включены те­сты на определение особенностей умственной работоспособности, межполушарной организации функций, пространствен­ной организации движений, произвольной регуляции, зрительного и слухового восприятия, мнестических и интеллектуальных про­цессов. Полученные результаты оценивались в баллах по критери­ям, предложенным Ж.М. Глозман.

Всего было обследовано 27 человек в возрасте от 5 до 7 лет.

Обследование начиналось с предварительной беседы с ре­бенком для определения эмоционального фона его настроения, общей ориентации и готовности участвовать в тестировании.

В беседе задавались следующие вопросы: как тебя зовут? как зовут твоих родителей? где ты живешь? какое сейчас время го­да?

Далее следовали тестовые задания на определение ведущего полушария (правого или левого), устанавливалась легкость/трудность межполушарного взаимодействия. Ребенка просили пока­зать, какой рукой он ест, причесывается, рисует, как он перекре­щивает пальцы, руки и др. Для изучения моторных функций использовались пробы «кулак - ребро», «кулак - ладонь». Экспе­риментатор показывал серию движений и просил повторить: сначала совместно с психологом, затем само­стоятельно.


Простой вариант пробы на динамический праксис «кулак – ребро – ладонь»: кист руки, лежащей на столе, сжимается в вертикальный кулак, ставится на ребро, потом ложится на стол ладонью вниз.


После успешного выполне­ния движений одной рукой дошкольника просили сделать ту же программу дру­гой рукой.

Для изучения зрительного восприятия были пред­ставлены для опознания 12 реальных предметных изображения (пальто, мяч, фуражка, настольная лампа и др.). Затем показывались «наложенные» изображения (ведро - лист; кошка - белка - попу­гай). При исследовании слухового восприятия опрашиваемым предъявля­лись для опознания бытовые шумы и звуки природы (шум дождя, грозы), ритмические структуры; зрительной памяти - 6 реальных изображений (матрешка, мяч, дерево, пирамидка, девочка, фла­жок); слухоречевой памяти - 6 слов. Для изучения мышления при­менялись методики: «4-й лишний», понимание логико-грамматиче­ских структур, понимание смысла рассказа.

Результаты нейропсихологического обследования психического развития дошкольников 

Результаты тестирования каждого получали качественную и количественную оценку по пяти базовым параметрам психиче­ского развития дошкольников:

  1. нейродинамический компонент психической организации (умственная работоспособность, эмоциональный фон, мотивация, концентрация внимания);
  2. двигательная сфера;
  3. гностические функции (зрительное и слуховое восприятие);
  4. память (зрительная и слуховая);
  5. мышление и речь.

По окончании тестирования выставлялась балловая оценка по каждому из пяти параметров и обобщенная оценка. Оценки отражали степень и характер выявляемых труд­ностей. Если ребенок успешно справлялся с тестовыми зада­ниями, выполнял их точно по образцу, не отвлекался, проявлял критичность, показывал высокую продуктивность, допускал еди­ничные ошибки, которые сам мог исправить, то он получал 0 бал­лов.

Напротив, если он допускал ошибки, не проявлял к ним долж­ной критичности, у него отмечалась низкая умственная работо­способность и т. д., то он набирал определенное количество бал­лов, где каждый балл фиксировал ту или иную отмечаемую при тестировании трудность. В таблице приведены результаты первич­ной нейропсихологической диагностики, отражающие виды труд­ностей у обследованной группы детей.

Виды трудностей, "дефицитов" психического функционирования Группы детей
Высокая продуктивность % Средняя продуктивность % Низкая продуктивность %
Нейродинамический компонент 37 29,7 33,3
Двигательная сфера 15,5 49,8 34,7
Гностические функции (зрительное и слуховое восприятие) 34 62,3 3,7
Память (зрительная и слуховая) 37 51,9 11,1
Мышление 35,5 59,3 5,2

Анализ полученных результатов показал, что у трети обследо­ванных основные психические процессы и функции нахо­дятся на высоком уровне развития. Их отличала высокая умственная работоспособность и концентрация внимания, они практически не допускали ошибок при выполнении заданий, про­являли критичность и самостоятельность, сразу приступали к ра­боте. Продуктивность памяти как зрительной, так и слуховой на­ходилась в пределах от 80 до 90%, они хорошо улавливали смысл прочитанного нейропсихологом текста, могли его пересказать, владели мыслительными операциями предметности и обобще­ния.


Основные психические процессы и функции находятся у детей:

  • на высоком уровне развития – 30%
  • среднем уровне – 50%
  • нижних нормативных границах – 20%


У около 50% детей были выявлены средненормативные показатели психи­ческого развития дошкольников. У них наблюдались периодические отвлечения внимания, они не всегда обнаруживали свои ошибки, при опознании зашумленных изображений нуждались в помощи психолога, им требовалось больше проб при заучивании материала, время концентрации внимания без отвлечения составляло 15-20 минут.

Около 20% детей показали результаты, близкие к нижненорма­тивным границам развития. У этой группы на первый план вышли трудности, обусловленные недостаточно сформированными функциями контроля, произвольного внимания, слабостью ней­родинамического компонента деятельности. Они нуждались в постоянной помощи со стороны педагога-психолога, проявляли высокую отвлекаемость, сниженный или, напротив, повышенный фон настроения, низкую критичность, общее возбуждение. Пока­затели объема памяти при первом предъявлении находились в пределах 40%, следы отличались нестойкостью к интерфериру­ющим влияниям, фиксировались конфабуляции (вплетение не­предъявляемых элементов). Помимо слабости нейродинамиче­ского компонента деятельности у этой группы детей также наблюдались трудности в двигательной сфере. Они с трудом мог­ли удержать двигательную программу, плохо осуществляли ее пе­ренос с правой руки на левую. Фиксировались эффекты зеркаль­ности, нарушения плавности, координации, стереотипии. В то же время у них, так же как и у остальных, не возникали труд­ности в мыслительных операциях обобщения, сравнения. Они хо­рошо считали до 10 (прямой и обратный порядок), могли назвать свой адрес, время года, профессию родителей, знали домашних и диких животных, владели основными сенсорными эталонами: цвет, размер, форма предмета (круг, квадрат, треугольник, овал, ромб).

На основе проведенного дифференцированного описания ка­чественных особенностей сильных и слабых звеньев психического функционирования на каждого составлялось нейропсихо­логическое заключение. Результаты исследования доводились до сведения родителей, с которыми проводилось консультирование, давались рекомендации.

Нейропсихологическая коррекция психического развития докшольников

В коррекционно-развивающей работе использовались основные положения и принципы деятельности, разработанные в трудах из­вестных отечественных нейропсихологов А.Р. Лурия, Ж.М. Глоз- ман, А.В. Семенович, Т.В. Ахутиной и др.: обеспечение высокой эмоциональной вовлеченности дошкольника в развивающую деятель­ность, принцип оптимальности нагрузок, индивидуально-ориен­тированный подход.

Эмоциональная вовлеченность реализовывалась за счет приме­нения на занятиях игр, соревновательного мотива, создания кли­мата непринужденности и свободы самовыражения чувств каж­дого, использования аудио- и видеоматериалов.


По согласованию с родителями была выделена группа из шести человек, с которыми в дальнейшем проводилась нейропсихологическая коррекция


Принцип оптимальности обеспечи­вался посредством чередования пе­риодов активной (напряженной) рабо­ты и расслабления, обучающих упражнений и самостоятельной творческой деятельности.

Индивидуальный подход к детям предполагал, во-первых, учет качественной специфики сложившегося психического развития у дошкольников, во-вторых, особенностей его личности: реакций на успех и на неуспех, самооценку.

По согласованию с родителями была выделена группа из шести человек, с которыми в дальнейшем проводилась нейропсихологи­ческая коррекция. Коррекционные занятия проходили 2 раза в не­делю, в течение двух месяцев по 50 мин, после чего было проведе­но повторное нейропсихологическое тестирование. Оно обнаружило значительную положительную динамику, дефекты психического функционирования уменьшились в 2 раза по всем изучаемым параметрам.


Опора на сильные психические функции в коррекционной деятельности позволила снизить как в качественном, так и в количественном отношении трудности психического функционирования у детей


Дети стали уверенно выполнять движения на координацию и равновесие, умень­шилась импульсивность, отвлекаемость, активизировался познаватель­ный мотив, обогатился словарный запас, практически исчезли простран­ственные ошибки, более четкой стала межполушарная организация функций. О регрессе дефектов в психической сфере наглядно свидетельствует следующая диаг­рамма.

Психическое развитие дошкольников: проведение нейропсихологической диагностики

Положительно оценивая результаты проведенных (когнитив­ных, телесно-ориентированных) коррекционных занятий, стоит подчеркнуть большие возможности нейропсихологического под­хода в практике подготовки детей с различными стартовыми пси­хофизиологическими возможностями к обучению в школе.

Преимущество данного подхода по сравнению с другими пси­холого-педагогическими технологиями состоит в качественном анализе как слабых психических функций: эмоционально-волевой регуляции поведения, слабости контроля поведения и концентра­ции внимания, межполушарных функций и др., так и сильных, на которые можно в дальнейшем опираться в коррекционной работе. В нашем случае хорошо сформированными были: зрительные представления и зрительная память, речевое развитие, мысли­тельные операции, счет. Опора на сильные психические функции в коррекционной деятельности позволила снизить как в каче­ственном, так и в количественном отношении трудности психиче­ского функционирования у детей. О положительной динамике произошедших изменений говорили и их родители. Они отмечали, что дети «повзрослели», стали более внимательными, у них умень­шились эмоционально негативные реакции: плаксивость, тревож­ность, расторможенность.

Данные изменения свидетельствуют об улучшении произволь­ности и контроля поведения, социальной адаптации, эмоциональ­но-волевой регуляции, усилении познавательной мотивации в структуре других мотивов, что позволяет прогнозировать сниже­ние риска дезадаптации в школе у детей коррекционной группы.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную программу развития мелкой моторики у детей 2–3 лет.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль