Программа по развитию и коррекции эмоционально-волевых нарушений у детей

428

Из опыта работы Великоустюгского центра психолого-медико-социального сопровождения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Дошкольный возраст – важнейший этап развития ребенка, период его приобщения к миру общечеловеческих ценностей, установления первых отношений с людьми, а вместе с тем – повышенной ранимости , чувствительности и эмоциональности .

На основе проведенных исследований А.В. Запорожец утверждает, что эмоции дошкольников выполняют функцию ориентации ребенка в том личностном смысле, который имеют для него предметы окружающего мира. Они играют важную роль в формировании у детей новых мотивов поведения, превращая их из просто значимых в реально действующие с проявлением регулятивно-побудительной функции. И.Ю. Кулагина считает, что малыши трех – пяти лет в состоянии распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние, а также эмоциональное состояние сверстников и выражать свое отношение к ним. В этом возрасте малыш уже отлично понимает, когда человек счастлив, расстроен, обозлен или испуган, т. е. различает четыре основные эмоции – радость, грусть, гнев и страх – и может подобрать к ним синонимы. Эмоции дошкольников участвуют в формировании социального взаимодействия и привязанностей, так как способность или умение правильно распознавать эмоциональное состояние другого человека является важным фактором для формирования межличностных отношений, развития нравственно-волевых качеств у дошкольников

М.В. Гамезо, Е.А. Петрова и Л.М. Орлова отмечают, что круг эмоций дошкольников пяти-шести лет постепенно расширяется. Малыш начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему предстоит сделать. Переживания становятся сложнее и глубже. Особенно важно появление у дошкольников эмоций такого плана, как сочувствие другому человеку, сопереживание. Без этого невозможны совместная деятельность и сложные формы общения. Ребятки начинают усваивать принятые в обществе этические нормы, подчинять им свое поведение, у них появляются этические переживания. Усвоение крохой норм и правил, приобретенное умение соотносить свои поступки с этими нормами постепенно приводят к формированию первых задатков произвольного, то есть устойчивого, неситуативного, поведения.

Ребята в возрасте шести-семи лет в достаточной степени знают свои возможности, сами намечают цель действия и находят средства для ее достижения. У них появляется возможность планировать и анализировать свои действия, осуществлять самоконтроль. При этом решающее значение имеет характер мотивов, побуждающих личность к удовлетворению потребностей в общении, деятельности, определенной форме поведения. Поведение приобретает личностный, внутренне обусловленный характер. Таким образом, к моменту поступления в школу дошкольников их эмоции претерпевают существенные изменения: ребята уже способны принимать решения, намечать план действий, прикладывать определенные усилия для преодоления препятствий, оценивать полученные результаты.

Специально проведенные исследования показали, что к шести-семи годам у малыша существенно возрастает стремление к преодолению трудностей, желание не пасовать перед ними, а разрешать их, не отказываясь от намеченной цели. Умение управлять своим поведением во многом определяется дисциплинированностью, организованностью и другими волевыми качествами, развитие которых достигает к моменту поступления в школу довольно высокого уровня. Благополучие эмоций дошкольника во многом зависит от его удовлетворенности своим положением в коллективе сверстников и от взаимоотношений, которые складываются у него со взрослыми. Удовлетворенность занимаемым в коллективе местом способствует формированию у воспитанника уважения к старшим, дружеских чувств, умения считаться с интересами и желаниями других людей. В случае неудовлетворенности возможно установление конфликтных взаимоотношений.

Следует отметить, что в последнее время у воспитанников все чаще наблюдаются нарушения психологического здоровья, нервно-психические расстройства.

По данным исследований А.И. Захарова, в раннем возрасте нервность* отмечается у каждого четвертого малыша независимо от пола, в дошкольном возрасте – каждого третьего мальчика и каждой четвертой девочки.

Таким образом, в тот или иной момент взросления воспитанник находится в определенной точке психоэмоционального развития и в зависимости от степени благополучия и индивидуальных особенностей может двигаться из этой точки либо вперед, либо назад. Основная задача педагога-психолога заключается в содействии развитию. Для этого необходимо заниматься профилактикой отклонений в развитии детей, коррекцией ситуаций, отклоняющихся от нормы проявлений эмоций дошкольников и развитием всех потенциальных возможностей определенного возраста с параллельным формированием предпосылок перехода на следующий этап.

На основании изложенного специалистами БОУ ВО «Великоустюгский центр психолого-медико-социального сопровождения» разработана и реализуется с 2010 г. коррекционно-развивающая программа «Понимайка», занимающаяся эмоционально-волевыми нарушениями у детей 3-7 лет. 

Программа по развитию и коррекции эмоционально-волевых нарушений у детей дошкольного возраста "Понимайка" 

Программа последовательно решает задачи развития эмоционально-волевой сферы детей на протяжении всего дошкольного возраста с разделением на три основные возрастные ступени: 3–5 лет, 5–6 лет, 6–7 лет.

* Под понятием «нервность» при исследованиях понимался комплекс характеристик повышенной, внешне заметной возбудимости и раздражительности, двигательного беспокойства, неустойчивого настроения, вспыльчивости, замкнутости и т. д.

Цель программы: профилактика и психокоррекция эмоционально-волевых нарушений у детей через развитие этических личностных качеств и эмоционально-волевых проявлений.

Общие задачи:

1) развитие эмоционально-волевой и личностной сферы воспитанников;

2) профилактика нарушений и обогащение эмоциональных проявлений в поведении, психокоррекция поведенческих расстройств;

3) психокоррекция эмоционально-волевых нарушений у детей. 

Программа по развитию и коррекции эмоционально-волевых нарушений у детей

Программа реализуется в соответствии с тематическим планом (таблица). Материал подобран с усложнением и может использоваться педагогом-психологом детского сада, как в полном объеме, так и частично в соответствии с возрастом.

Программа по развитию и коррекции эмоционально-волевых нарушений у детей

Занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность устанавливается в зависимости от возраста:

  • для детей 3–4 лет – не более 15 мин;
  • для детей 4–5 лет – не более 20 мин;
  • для детей 5–6 лет – не более 25 мин;
  • для детей 6–7 лет – продолжительностью не более 30 мин.

Продолжительность реализации программы по коррекции эмоционально-волевых нарушений у детей каждой возрастной категории – один учебный год (34 занятия). Основная форма проведения занятий – групповая. Количество детей в группе – 4–6.

Структура занятий включает:

  • вводную часть (приветствие);
  • основную часть (игры, упражнения, этюды, беседы);
  • заключительную часть (релаксацию, рефлексию, ритуал прощания).

Ожидаемые результаты:

  • сформированность умения различать, осознавать, выражать дошкольниками эмоций и понимать их проявление у других людей;
  • сформированность адекватной поведенческой реакции в различных ситуациях общения;
  • стабилизация психоэмоционального состояния.

Формы отслеживания результатов. Диагностика проводится индивидуально дважды – до и после развивающих занятий по коррекции эмоционально-волевых нарушений у детей: 

  • для детей 3–5 лет – диагностика сформированности эмоциональной сферы малыша В.М. Минаевой, тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен, анкета для родителей по выявлению агрессивности, тревожности у детей Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Титаренко;
  • для детей 5–7 лет – методика «Закончи историю» (модифицированный вариант Р.М. Калининой), тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен, графическая методика «Кактус» М.А. Панфиловой.

Методы и приемы работы:

  • этюды, упражнения (творческого и подражательно-исполнительного характера);
  • ролевые, психогимнастические, коммуникативные игры;
  • игры и задания на развитие воображения и произвольности;
  • групповое обсуждение различных эмоций и чувств;
  • беседы, направленные на развитие самосознания крохи, обсуждение эмоций дошкольников и чувств;
  • сочинение историй;
  • моделирование и анализ заданных ситуаций; тематическое рисование;
  • метод психомышечной релаксации; дыхательные техники (глубокое дыхание и ритмичное дыхание с задержкой). 

Результаты фиксируются в диагностической карте.


Приложение 1

Конспект коррекционно-развивающего занятия «Злость» для управления эмоциями дошкольников  3–5 лет

Цель: формирование у дошкольников эмоции «злость», умение выражать ее,  понимать проявление у других людей.
Задачи:

  • развить умение узнавать, понимать изображение эмоции дошкольника «злость» на вербальном и невербальном уровне;
  • рассмотреть и обсудить ситуации, в которых человек испытывает злость;
  • обучить позитивным формам поведения;
  • обучить приемам мышечного расслабления.

Ход занятия

Вводная часть
1. Ритуал начала занятия. Приветствие «Добрый ежик»
Инструкция. Сидя на ковре по кругу, ребята передают друг другу мячик-ежик, ласково называют соседа по имени и говорят ему доброе пожелание. Раздумывая, воспитанник может покатать мячик-ежик в руках, чтобы снять напряжение.

2. Упражнение-разминка «Цветопись настроения»
Инструкция. Детям раздают листки бумаги с изображением цветка с шестью лепестками. Каждый воспитанник выбирает цветной карандаш (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый или черный) и заштриховывает им только один лепесток. Педагог-психолог анализирует общий фон настроения и выясняет причину эмоций дошкольников: тревоги, грусти, печали.

Основная часть
3. Упражнение «Как выглядят чувства»
Инструкция. Педагог-психолог поочередно показывает картинки с изображением воспитанника, который злится, радуется, боится и просит угадать его чувства (если ребятки не могут этого сделать, то он помогает им), а затем изобразить это чувство (педагог-психолог тоже изображает его).
4. Работа с пособием «В гостях у волшебной гусеницы»
Инструкция. Малыши подходят к волшебной гусенице и пытаются определить ее настроение (сердитое, злое). Затем они объясняют, как им удалось определить настроение: по бровям, глазам, рту.  Эмоцию дошкольники пытаются изобразить, а затем меняют настроение гусеницы на другое: страх, радость, грусть.
5. Упражнение «Покажи чувства руками»
Инструкция. Ориентируясь на образец педагога-психолога, воспитанники показывают, как их руки радуются (прыгают по столу), злятся (толкаются, кусаются), боятся (сжимаются в кулачки и дрожат).
6. Упражнение «Походи, как...»
Инструкция. Сначала ребята ходят по кругу, как зайчики (радостные, испуганные, злые), затем – как медведи, и т. д.
7. Игра «Акулы – рыбки»
Инструкция. Ребята делятся на две группы: первая группа – акулы, вторая – рыбки. Посередине комнаты кладется веревка. По одну ее сторону акулы щелкают зубами, хотят съесть рыбок, по другую сторону рыбки дрожат, так как очень боятся акул. Затем воспитанники меняются ролями.

Программа по развитию и коррекции эмоционально-волевых нарушений у детей

Заключительная часть
8. Рефлексия
Вопросы: что нового вы сегодня узнали? Что вам понравилось, что не понравилось?
9. Ритуал прощания «Эстафета дружбы»
Инструкция. Детям предлагают взяться за руки и передать друг другу рукопожатие, как эстафету. Начинает педагог-психолог: «Я передаю вам свою дружбу, она идет от меня к...(называет детей по именам) и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она никогда вас не покидает и греет. До свидания!»


Приложение 2

Конспект коррекционно-развивающего занятия «Как помочь сердитому человеку»
для управлениями эмоциями дошкольников 5–6 лет

Цель: научить детей различать, осознавать, выражать чувство «злость» и справляться со своим эмоциональным состоянием.
Задачи:

  • повторить и закрепить знания дошкольников об эмоции «злость»;
  • развить эмпатию, сопереживание, понимание состояния другого человека;
  • отработать способы социально приемлемых форм выражения злости;
  • развить коммуникативные навыки;
  • сплотить группу, снять психоэмоциональное напряжение.

Ход занятия по управлению эмоциями дошкольников. 

Вводная часть
1. Ритуал начала занятия: приветствие «Дружба начинается с улыбки»
Инструкция. Стоя по кругу, воспитанники берутся за руки и, молча улыбаясь, смотрят в глаза сначала одному, потом другому соседу.
2. Разминка «Цветопись настроения»
Инструкция. Детям предлагают дорисовать солнышко. Каждый ребенок выбирает цветной карандаш (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый или черный) и рисует только один лучик. Педагог-психолог анализирует общий фон настроения и выясняет причину эмоций дошкольников: тревоги, грусти, печали.

Основная часть

3. Упражнение «Мысленная картинка»
Инструкция. Детям предлагают закрыть глаза и под музыку придумать какую-либо картинку на тему: «Я сержусь, когда...», а затем описать ее группе. В процессе обсуждения делается вывод, что «сердитки» приводят либо к слезам, либо к кулакам, поэтому нужно помочь сердитому человеку избавиться от них.

4. Составление памяток-пиктограмм «Как можно помочь сердитому человеку» Инструкция. Детям предлагают сесть за стол и нарисовать памятки с советами. Лист бумаги форматом А4 разделен простым карандашом на шесть частей. В каждой клеточке схематично простым карандашом изображается один способ-подсказка. 

Программа по развитию и коррекции эмоционально-волевых нарушений у детей

Педагог-психолог называет способ и показывает образец рисунка, затем ребята выполняют задание на своих листках. Памятки они забирают домой для того, чтобы обсудить их с родителями.

5. Упражнение «Чтобы сердитый подобрел...» Инструкция. Каждому воспитаннику по очереди предлагают проиграть ситуацию, в которой он рассердился. Остальные малыши обсуждают эмоции дошкольника, каково было рассерженному крохе: весело или грустно, комфортно или неприятно, а затем проговаривают, как каждый из них поступил бы на его месте.

6. Игра «Доброе животное»
Инструкция. Педагог-психолог предлагает ребяткам взяться за руки и представить, что это одно доброе животное, а затем прислушаться к его дыханию. Все вместе дети трижды делают вдох-выдох, а потом слушают, как бьется сердце воображаемого животного: тук – шаг вперед, тук – шаг назад (3 раза).

Заключительная часть
7. Рефлексия
Инструкция педагога-психолога: Ребята, наше занятие подошло к концу. Теперь вы знаете, что в жизни часто приходится встречаться с сердитыми людьми или злиться самим, поэтому запомните и используйте все способы избавления от злости, выученные на занятии и нарисованные в памятках-подсказках. Что вы чувствуете? Хочется ли вам чтонибудь сказать, чем-то поделиться?

8. Ритуал прощания «Ручеек радости»
Инструкция. Ребята берутся за руки, закрывают глаза и мысленно передают друг другу эмоции дошкольников - радость.


Приложение 3

Конспект коррекционно-развивающего занятия «Как сдержать себя и помочь другому» для управлениями эмоциями дошкольников  6–7 лет

Цель: обучение детей сознательному управлению своими эмоциями и чувствами, пониманию эмоционального состояния другого человека.
Задачи:

  • обучить приемам саморегуляции поведения и настроения;
  • научить принимать собственные негативные эмоции, адекватно воспринимать обидные замечания;
  • откорректировать эмоционально-волевые нарушения у детей; 
  • развить коммуникативные навыки, выработать умение сотрудничать, сопереживать другим;
  • обучить приемам саморасслабления, снятия психоэмоционального напряжения.

Ход занятия

Вводная часть

1. Ритуал начала занятия. Приветствие «Комплименты»
Инструкция. Стоя в кругу, малыши берутся за руки. Каждый из них должен, глядя в глаза соседу справа, сказать ему несколько добрых слов, похвалить за что-нибудь. Ребенок, принимающий комплимент, кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!»

2. Разминка «Барометр настроения»
Инструкция. Воспитанники руками (без слов) показывают свое настроение:

  • хорошее (руки подняты ладонями вверх);
  • плохое (ладони рук сложены на уровне солнечного сплетения);
  • нормальное (руки опущены по швам).

Основная часть 

3. Упражнение «В картинной галерее эмоций, чувств, настроений»
Инструкция. Ребятам предлагают рассмотреть сюжетные картинки, отражающие эмоции дошкольников: гнев, робость, тревогу, волнение, усталость, непослушание. Затем каждый из них должен выбрать по одной картинке, определить настроение героя и предложить свой вариант возможной причины подобного поведения и способ выхода из ситуации, используя личный опыт.

4. Проигрывание ситуаций «Приемы самопомощи»

Программа по развитию и коррекции эмоционально-волевых нарушений у детей

5. Игра «Кенгуру»
Инструкция. Малышам к поясу свободно привязывают шарфик, образуя нечто наподобие сумки кенгуру. В нее сажают «детеныша» – мягкую игрушку-зверушку. По команде «кенгуру» начинают прыгать к условному месту, стараясь не выронить его из сумки. Придерживать «детеныша» руками нельзя. Побеждают самые быстрые и заботливые «кенгуру».

6. Игра «Ласковое имя»
Инструкция. Ребятки сидят по кругу и по очереди ласково называют соседа справа (можно образовать два-три круга). Вывод: очень трудно сердиться, когда к тебе обращаются ласково.

7. Упражнение «Мама рассердилась»
Инструкция. Педагог-психолог говорит детям, что взрослые тоже иногда сердятся и потом сами сильно огорчаются из-за этого, поэтому им нужно помогать избавляться от «сердиток». Далее один ребенок выступает в роли рассердившейся мамы. На что она рассердилась – он придумывает сам. Остальные дошкольники в эмоциях играют роль ребенка, который пытается снять с мамы «сердитки».

Заключительная часть

8. Релаксация «Супермен»
Инструкция. Звучит спокойная релаксационная музыка. Малыши садятся на удобные пуфы и закрывают глаза. Педагог-психолог: «Глубоко вздохните три раза. Мы идем пешком по улице к месту, где встретим Супермена. Он ждет нас, рад нам и знает, что сегодня будет гулять с нами. Поднимитесь с ним на небольшой холм и почувствуйте, как становитесь сильнее. С вершины холма можно оглядеть все вокруг. Теперь вы стали такими же сильными, как Супермен, никого не боитесь и спешите всем на помощь. А теперь каждый из вас должен совершить добрый поступок. Совершайте! А когда откроете глаза, расскажете нам, что именно вы совершили».

9. Рефлексия
Педагог-психолог: Ребята, наше занятие подошло к концу. Теперь вы знаете что в жизни бывают как радостные, счастливые моменты, так и трудные ситуации. Запомните полученные на занятии знания сами и используйте их, для того чтобы помочь тем, кто в этом нуждается. Что вы чувствуете? Хочется ли вам что-то сказать, чем-то поделиться? Какие эмоции дошкольников вас переполняют? 

10. Ритуал прощания «Лучики солнца»
Инструкция. Ребяткам предлагают превратиться в теплые солнечные лучики: вытянуть руки вперед, соединить их лучиком в центре круга и мысленно поделиться теплом своих сердец друг с другом, а затем назвать вслух по очереди (по кругу) какое-нибудь положительное качество, присущее детям группы, например; мы – добрые, счастливые, трудолюбивые, честные, щедрые, здоровые, красивые, спортивные, выносливые, воспитанные, классные и т. д. 

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.png
  • Документ №2.png
  • Документ №3.png
  • Документ №4.png
  • Документ №5.png


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль