Как помочь застенчивому ребенку

111

Очень часто к педагогу-психологу обращаются родители с проблемой детской стеснительности, не понимая причины ее возникновения. На первый взгляд, казалось бы, подумаешь, застенчивый ребенок, ничего страшного, но как бы не так... На самом деле, все обстоит намного серьезнее, потому, что шлейф детских проблем может тянуться долгие годы во взрослой жизни, мешая человеку реализовать себя, устанавливать контакты, добиваться успехов в личной и профессиональной сфере. Поэтому следует разобраться в сути этой проблемы.

Стеснительные дети – замкнутые, нерешительные, робкие, испытывающие сложности при общении со сверстниками и взрослыми. Помочь застенчивому ребенку , сформировать у него желание общаться – задача вполне выполнимая, однако решать ее необходимо взрослым, которые взаимодействуют с застенчивым малышом – родителям, педагогам, психологам. Чем раньше начнется работа по преодолению стеснительности, тем лучше, поскольку с возрастом у дошкольника формируется стереотип подобного поведения, он закрепляется и тяжело корректируется.

Что чувствует застенчивый ребенок

Для того чтобы лучше понять таких детей, необходимо рассмотреть, что же они испытывают, ощущают. Застенчивый ребенок убежден, что все внимание окружающих направлено только на него. И это внимание обязательно негативное. Ему кажется, что все критически оценивают его внешность, поведение, видят все его недостатки. Такие ребята обычно чувствуют себя или слишком высокими, или слишком маленькими, толстыми или тощими, слабыми, менее симпатичными, чем их сверстники.

Застенчивые малыши гораздо чаще других испытывают отрицательные эмоции – и когда находятся в реальной ситуации общения, и когда думают о ней. Им свойственно постоянное ожидание неудач, неуверенность в себе. Проблема детской стеснительности прежде всего связана с низкой самооценкой, которая проявляется в том, что дошкольник оценивает свои возможности и способности ниже, чем они есть на самом деле. Все это определяет важный аспект самоощущения таких детей: они воспринимают себя как менее популярных, чем их уверенные в себе товарищи. У застенчивого ребенка обычно повышена тревожность, имеются страхи. Тревожность, как мы знаем, искажает восприятие, мышление, поведение и это вредит достижению успехов. Ко всему следует добавить, что эти самоощущения сопровождаются неприятными физиологическими процессами: физическим напряжением, повышением адреналина в крови, усиленным потоотделением, иногда выступающим румянцем, напряженными ощущениями в животе, сухостью во рту и т. д. Конечно же, все это не способствует хорошему физическому самочувствию, а следовательно и развитию гармоничной личности. 

Причины застенчивости у детей

Застенчивость у детей формируется взрослыми, в первую очередь родителями, в ряде случаев педагогами. Необходимо помнить о том, что дошкольник относится к себе так же, как относятся к нему родители. Он точно так же себя ругает, как это делают они, он не любит себя, а от нелюбви к себе рождается огромное количество проблем, которые затем переходят и во взрослую жизнь. Часто такие ребята из семей с высокими моральными требованиями. Для них самое страшное – ошибиться или кого-то подвести.

Формированию застенчивости у детей могут способствовать:

  • излишняя принципиальность и строгость родителей, зависимость проявлений внимания и любви от того, насколько оправдываются ожидания отца и матери;
  • резкая смена обстановки: переезд, переход в новый детский коллектив;
  • завышенные требования к малышу;
  • если в семье есть застенчивый родитель, то вероятность застенчивости у малыша также может быть высокой;
  • неправильный стиль воспитания.

Наиболее типичные проявления неправильного воспитания:

1. Гиперопека – чрезмерная концентрация внимания на малыше, стремление постоянно быть около него, решать за него все возникающие вопросы. Родители бдительно следят за поведением дошкольника, ограничивают его самостоятельность, программируют каждый его шаг, постоянно за него тревожатся. Тревога родителя, как правило, вызывает тревогу у малыша, поэтому застенчивый ребенок, как правило, очень беспокойный.  Несмотря на внешнюю заботу опекающий стиль воспитания приводит к формированию беспомощности, безынициативности (малыш привык, что все решают за него) и запаздыванию социальной зрелости.

Очень часто гиперопека сопровождается авторитарностью родителей и это соответственно тоже может вызвать застенчивость у детей. Малыш вынужден хронически сдерживать свои порывы и желания. Результат такого воспитания может иметь несколько вариантов: дошкольник, протестующий против такого положения, – что выливается в агрессивность, или покоряющийся – что приводит к замкнутости, отгороженности, пассивности, а в итоге – к застенчивости.

2. Неприятие ребенка – причины этого явления могут быть разными: кроха родился не того пола, который был желанен родителям, он является помехой карьере и прочее. В такой семье нет душевного контакта. Малыш обут, одет, накормлен, но при этом испытывает дефицит любви, внимания и ласки. В результате снова получаем два варианта: либо вырастет агрессор, либо забитый, робкий и обидчивый.

Что можно порекомендовать родителям застенчивого ребенка.

1. Необходимо проявлять искренний интерес к проблемам малыша, выслушивать его, не перебивая, проявляя сочувствие, давая ему возможность открыться.

2. Если к дошкольнику кто-то обратился с вопросом, не следует спешить тут же отвечать за него, надо предоставить ему возможность самому пойти на контакт.

3. Необходимо ставить перед малышом задачи, которые он может решить, постепенно поднимая планку.

4. Уверенность в себе вырабатывается за счет успеха (успех порождает успех, неудача – неудачу).

5. Обучать застенчивого ребенка навыкам общения: проигрывать ситуации общения с другими детьми, используя ролевые игры и кукольный театр. С маленькими детьми легко можно использовать игрушки, скажем, проиграть вместе историю плюшевого зайца, который боялся заговорить с другими зверятами: пусть кроха сам придумает, как его персонаж справится с этой проблемой.

6. При чтении и заучивании стихов необходимо предлагать крохе проигрывать их по очереди за всех героев. Застенчивые ребятки обычно тихие и незаметные, а проигрывание ролей помогает им стать более артистичным, заодно побывать в роли уверенного героя и почувствовать это состояние.

7. В присутствии других людей не стоит отчитывать своего малыша и сравнивать его с другими детьми (можно только с его собственными результатами).

8. Необходимо создать крохе комфортные условия дома, чтобы он чувствовал себя уютно и спокойно.

9. Учить застенчивого ребенка быть самостоятельным, ответственным за свои действия и поступки.

10. Обсуждать с крохой плюсы общения. Ему будет проще справиться с робостью, если он будет понимать, для чего конкретно ему это нужно. Например, поговорить о том, что если малыш будет  храбрым и заговорит с детьми на площадке, это может помочь ему найти новых друзей.

11. С малышом можно говорить о застенчивости, но никогда и ни при каких обстоятельствах не называть его самого «застенчивым» или «тихоней». Это может прикрепиться к малышу, как ярлык, и именно так он себя и будет ощущать. Наоборот, нужно чаще говорить: «Ты сможешь, ты справишься, у тебя все получится». Также не следует позволять и другим людям называть ребенка «тихим» и «застенчивым». Не надо объяснять окружающим, что «она у нас боится чужих», поскольку фактически малышка воспримет это как руководство к действию.

12. Важно поощрять в застенчивом ребенке уверенное поведение, проявление инициативы.

Рекомендации воспитателям

Обычно в каждой группе детского сада можно встретить застенчивого ребенка. Такие малыши выглядят удивительно похоже. Опущенная голова, сутулые плечи, взгляд в пол, в сторону, в потолок и почти никогда в глаза собеседнику, ерзанье на стуле, тихий голос. Они готовы спрятаться куда угодно, хоть сквозь землю провалиться, только бы их не трогали. На утренниках они стараются быть незаметными, редко рассказывают стихи, краснеют и теребят свой праздничный наряд. Застенчивые ребятки, как правило, не создают проблем ни для воспитателя, ни для других детей. Следовательно, с таким запросом воспитатели меньше всего обращаются к педагогу-психологу, тем самым как бы оставляя без внимания данную категорию воспитанников.

Застенчивые воспитанники, как правило, не создают проблем ни для воспитателя, ни для других детей, следовательно, с таким запросом воспитатели менее всего обращаются к педагогу-психологу, тем самым как бы оставляя без внимания данную категорию воспитанников. 

Стеснительные малыши очень болезненно реагируют на какие-либо изменения в их жизни, испытывают страх перед чужими людьми и новой обстановкой. Проблема состоит в том, что страх нового, боязнь обратить на себя внимание блокируют развитие и эмоциональной, и интеллектуальной сфер личности воспитанника. У застенчивого ребенка скудная игровая деятельность, т. к. для него неразрешима даже самая простая житейская задача – подойти к сверстнику, попросить игрушку, договориться о совместной игре.

Несмотря на внешнюю бесчувственность застенчивый ребенок испытывает такую же бурю эмоций, как и ребята, не имеющие проблем в развитии. Но он не может их проявить, отреагировать внешне. Это способствует тому, что стеснительные малыши «кипят» внутри и часто обращают эту негативную энергию на самих себя, что стимулирует развитие аутоагрессивных и невротических проявлений (тики, пощипывания, навязчивые движения и т. д.).

Работа педагога с застенчивым ребенком должна вестись в нескольких направлениях:

  • развитие позитивного самовосприятия;
  • повышение уверенности в себе и своих силах;
  • развитие доверия;
  • развитие умения выражать свои эмоции;
  • развитие навыков общения:

Формирование взаимодействия с застенчивым ребенком

1. В общении необходимо исключить громкие резкие интонации, обращения в виде приказов или критические высказывания. Оно должно быть спокойным и доброжелательным.

2. Важно чаще обращаться к малышу по имени.

3. Не следует сравнивать кроху с другими детьми – только с ним самим, например: ты сегодня нарисовал лучше, чем вчера и т. д.

4. Не включать в игру, если малыш плохо себя чувствует.

5. Хвалить за проявление самостоятельности.

6. Необходимо ставить перед дошкольником задачи, которые он может решить, постепенно поднимая планку.

7. Необходимо исключить критику и негативные оценки поведения малыша. 

8. Просьба, обращенная к застенчивому ребенку, должна содержать конкретные задания. Важно высказывать ее спокойным, мягким голосом.

9. Важно время от времени просить малыша о какой-либо посильной помощи.

10. Поощрять контакт взглядом. Обычно стеснительные ребятки его избегают, поэтому, обращаясь к застенчивому крохе, нужно смотреть в глаза и учить его поддерживать визуальный контакт, подкрепляя словами: «Молодец, мне нравится, когда ты смотришь в глазки». Если малышу еще трудно удерживать взгляд, общаясь с людьми, можно потренироваться на игрушках.

11. Необходимо найти в ребенке сильные стороны и говорить ему о них – тем самым повышается его самооценка. 



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль