Серийное рисование в ДОУ с детьми, страдающими заиканием

49

Серийное рисование наиболее известно как терапевтический подход к решению проблем детей с заиканием. Это метод коррекционной работы, используемый в ходе регулярных встреч с ребенком, на которых его просят просто нарисовать картинку. В процессе таких встреч формируются определенные взаимоотношения. Проблемы находят символическое выражение в рисунках, в результате возникает возможность исцеления и разрешения внутренних конфликтов*. В то же время серийное рисование в ДОУ может применяться в качестве диагностического инструмента для исследования эмоциональной сферы ребенка (особенно из группы риска), динамики изменения его внутреннего состояния в ходе коррекционной работы.

В основе серийного рисования в ДОУ лежит идея К.Г. Юнга, который каждое утро рисовал в своей записной книжке небольшой кружок – мандалу, которая «соответствовала моему внутреннему состоянию и времени. С помощью этих рисунков я мог изо дня в день наблюдать за своими внутренними трансформациями...». Юнг полагал, что творчество активизирует целительный потенциал, заложенный в человеческой психике. Он также подчеркивал значение серийного рассмотрения рисунков вместо анализа одного или нескольких из них, поскольку при этом психолог составляет более точное представление о внутреннем состоянии пациента.

Процедура проведения серийного рисования в ДОУ

Серийное рисование в ДОУ предполагает проведение регулярных индивидуальных встреч с ребенком продолжительностью 20–30 мин (частота определяется педагогом-психологом). На каждой встрече ребенку предлагается нарисовать картинку. Метод может быть директивным (когда специалист, исходя из своей рабочей гипотезы, определяет и предлагает тему рисунка) и недирективным (когда ребенок рисует на свободную тему).

Метод серийного рисования в ДОУ прост, эффективен, не требователен в плане условий и материалов. Лист белой бумаги превращается в безопасное место для размещения проекций ребенка. А символы и образы рисунка принимают форму вместилища различных эмоций, обеспечивая тем самым возможность выражения чувств. 

Для работы понадобятся: лист бумаги белого цвета формата А4 (в нашем случае – с изображенным посередине кругом), акварель, карандаши, пастель, мелки, фломастеры, желательно люшеровских цветов*. Допускается использование музыкального сопровождения.

Инструкция педагога-психолога при начале рисования в ДОУ: Здравствуй, (имя ребенка)! Сегодня хороший день, и я рада тебя видеть. Ребята, которые приходят ко мне, любят рисовать и беседовать. А ты любишь рисовать?.. Давай порисуем! Ты можешь рисовать и говорить, о чем угодно, об этом никто не узнает. Я буду хранить твои рисунки в своем кабинете, а когда мы закончим наши встречи, я отдам их тебе**. Договорились?.. Вот и хорошо.

Начнем рисовать... Посмотри, я принесла тебе бумагу и карандаши (фломастеры и проч.). На листе нарисован круг. Разукрась его так, как тебе захочется...

В процессе рисования в ДОУ педагог-психолог фиксирует состояние напряжения/расслабленности, связанное с процессом работы. После разукрашивания круга ребенку предлагается рассказать о своих чувствах, переживаниях. Если он не может самостоятельно начать рассказ, можно задать ему наводящие вопросы:

  • Что изображено на рисунке?
  • На этом рисунке изображена какая-то история?
  • Можешь рассказать мне про то, что здесь нарисовано?
  • У твоего рисунка есть название?
  • Тебе самому (самой) нравится это изображение?
  • Тебе хочется что-нибудь изменить в нем, добавить, исправить?
  • Какое у тебя сейчас настроение?

Следует выяснить ассоциации ребенка относительно каждого цвета мандалы и значение, которое он придает символам, использованным в рисунке. 

Интерпретация результатов рисования в ДОУ

Ребенок должен дать мандале название. Также следует выяснить его ассоциации относительно каждого цвета мандалы и значение, которое он придает символам, использованным в рисунке.

Серийное рисование мандалы дошкольниками с нарушением речи, в частности с заиканием в отличие от детей с нормальной речью имеет характерные особенности, обусловленные наличием речевого дефекта и лежащих в его основе в большинстве случаев неврологических причин, а также вторичных нарушений психологического состояния.

Анализируя серийные рисунки дошкольников с нарушениями речи, можно выделить характерные особенности:

  • переизбыток красного цвета и его темных оттенков – бордового, вишневого, малинового, пурпурного;
  • обилие штриховки;
  • разделение круга посередине;
  • гипертрофированная внешняя граница мандалы (т. е. нарисованная жирной линией).

Красный цвет – источник жизненной энергии, стимулирует и согревает. Характеризуется эмоциональностью, физической активностью, решительностью, а при переизбытке – неуправляемой энергией, агрессивностью. Его присутствие в мандале указывает на наличие энергии преобразования, однако следует отметить, что красный цвет предпочитают дети 4–10 лет (красный означает красивый).

В большинстве рисунков круг разделяется пополам, при этом красный цвет и его оттенки соседствуют с более спокойными цветами: светло-желтым, светло-зеленым, голубым. Это может свидетельствовать о внутреннем конфликте в ДОУ, недостаточном балансе между процессами возбуждения и торможения в центральной нервной системе, которые характерны для дошкольников с нарушениями речи, диагноз - «заикание». Гипертрофированная граница мандалы свидетельствует о повышенной эмоциональности, ранимости, потребности в защите и ощущении стабильности, надежности.

Гипертрофированная граница мандалы свидетельствует о повышенной эмоциональности, ранимости, потребности в защите и ощущении стабильности, надежности. 

Анализируя содержание рисунков, нужно помнить об основных стадиях серийного рисования в ДОУ, характеризующихся определенными типичными образами или темами:

  • на начальной стадии рисунки отображают внутренний мир (причем образы отражают причину имеющихся проблем), потерю контроля и наличие негативных чувств;
  • на средней стадии содержание рисунков отражает выражение эмоций в чистом виде, борьбу противоположностей (добра со злом);
  • на завершающей стадии ребенок рисует положительные образы, забавные сценки.

Рассматривая рисунки мандал с учетом стадии серийного рисования в ДОУ, можно сделать вывод о том, что у детей с заиканием две первые стадии сливаются в одну. Сначала мандалы отображают внутренний мир ребенка, причину его проблем и потерю внутреннего контроля (часто изображаются кресты – признаки нерешительности, неуверенности, беспокойства) – первая стадия. Помимо этого, содержание первых рисунков отражает выражение эмоций в чистом виде и борьбу противоположностей с изоляцией амбивалентных чувств (разделение мандалы пополам) – вторая стадия.

Также следует отметить, что на протяжении коррекционного рисования в ДОУ у воспитанников наблюдается ярко выраженная динамика происходящих с ними изменений: переход от преобладания красного (его темных оттенков) к гармоничному сочетанию основных цветов, смягчение штриховки, появление конкретных положительных объектов (солнца, цветов, птиц, конфет, глобуса) и сюжета. Согласно теории Дж. Аллана такова завершающая стадия серийного рисования. При создании круга очерчивается граница, защищающая физическое и психическое пространство. Спонтанная работа с его цветом и формой способствует изменению состояния сознания, открывает возможности для внутреннего самоисцеления и коррекции, включает механизмы саморегуляции, стимулирует развитие творческого потенциала.

Рекомендуемая литература для более полной и точной интерпретации содержания рисунков (в том числе сочетания цветов):

  • Диагностика в арт-терапии. Метод «мандала» Под редакцией А.А. Копытина. СПб.: Речь, 2005;
  • Лебедева Л.Д., Никонорова Ю.В., Тараканова Н.А. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии. СПб.: Речь, 2006.

Результаты применения метода при нарушении речи дошкольников 

Какие результаты дает арт-терапия для дошкольников в ДОУ иллюстрируют два случая.

На консультацию к педагогу-психологу детского сада комбинированного вида, который посещают дети со зрительными и речевыми нарушениями (общим недоразвитием речи и заиканием), пришла мама шестилетней Кристины с диагнозом «заикание». По ее словам, в последнее время девочка стала заикаться сильнее, запинаться «буквально перед каждым словом». Мама связывала ухудшение речи дочери с появлением отчима. Родного отца Кристина не знала. Новый папа хорошо относился к девочке, заботился о ней, однако она игнорировала его присутствие. Подобные нарушения речи дошкольников часто встречаются в практике детского психолога. 

Педагог-психолог пригласила Кристину к себе в кабинет. Девочка сразу обратила внимание на стоявшую возле окна песочницу и попросила разрешения потрогать песочек. Было интересно наблюдать за тем, как Кристина гладила, разравнивала поверхность, пересыпала песок в ладошках, делала «песчаный дождик». Потом она долго рисовала круги на поверхности песка и, наконец, взяла игрушки и стала строить в песочнице кукольный домик.

Неясные переживания часто можно прояснить путем придания им видимой формы, например посредством рисования или лепки. Нередко руки сами знают, как справиться с проблемой, которую тщетно пытается решить разум. Поэтому в конце встречи детский психолог решила применить метод серийного рисования в ДОУ. Кристине был предложен лист бумаги с нарисованным на нем кругом. Педагог-психолог напомнила девочке, что она может разукрасить круг так, как ей захочется.

Для рисования Кристина выбрала акварельные краски. Все пространство вокруг круга она закрасила оранжевым цветом. Линия границы мандалы оказалась очень жирной, местами ее толщина доходила до 2 см. Пространство внутри круга было разделено пополам вертикально. Одна половинка закрашена лиловым, другая – красным цветом. Самой девочке рисунок очень нравился, она назвала его «Пещера скелетов» и пояснила: «Здесь убили и съели динозаврика».

Мандала выражает сиюминутное психическое состояние ребенка. Объективно судить о состоянии дошкольника с нарушением речи можно только по нескольким мандалам, нарисованным через определенные промежутки времени. Дело в том, что со временем в рисунке что-то меняется, а вот то, что остается неизменным, как раз и определяет психические особенности человека.

Педагог-психолог занималась с Кристиной рисованием в ДОУ три-четыре раза в неделю. На следующих творениях девочки уже не было сюжета, прежним же оставалось закрашивание листа темными оттенками красного цвета и разделение мандалы пополам, вертикальное или горизонтальное. Примерно через полтора месяца в мандалах появились изображения: олень, лошадь, солнце. Добавились желтый, зеленый и синий цвета. Учитель-логопед, в свою очередь, отмечала устойчивую положительную динамику: девочка меньше заикалась, вела себя на занятиях спокойнее и инициативнее. Мама Кристины сказала, что отношения между дочерью и новым папой стали более близкими и теплыми.

Вскоре учитель-логопед попросила педагога-психолога обратить внимание на другого дошкольника с нарушением речи - девочку Ксению 4 лет с тяжелой формой заикания. Группа, которую она посещала, состояла из детей 5–7 лет, поэтому на занятиях по формированию элементарных математических представлений и развитию речи девочка скучала. Ее сажали за отдельный столик и разрешали рисовать. Учитель-логопед принесла рисунки ребенка педагогу-психологу. Это были нарисованные акварельными красками, восковыми мелками и карандашами круги, разделенные пополам. Цветовая гамма – та же, что у Кристины. Только в представленных изображениях часто встречались цветы, солнце, морковки и птицы. Поскольку никаких поведенческих и эмоциональных отклонений у девочки не было, решили просто наблюдать за нею и собирать ее рисунки. Через два месяца у девочки с тяжелой формой заикания отмечено заметное улучшение. 



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль