Основы проектной деятельности педагога ДОУ

61

Одной из наиболее актуальных проблем современной психологической службы образования является поиск средств и методов формирования творческой личности ребенка , способной к саморазвитию, к свободному определению себя в профессии и обществе. В связи с этим проектная деятельность педагога ДОУ представляет значительный интерес, т. к. в ней прослеживаются соединения исследовательских, образовательных, социальнопреобразующих аспектов.

Смысл и содержание проектной деятельности педагога ДОУ  раскрывает притча о мудреце. Однажды мудрец странствовал в поисках смыслов и добрел до реки. Ни моста, ни лодки не было видно. Возникла проблема: надо переправиться, но как? Задумался мудрец. Что же сделать? Как связать два берега реки? Мудрец закрыл глаза и представил, как он переправился на другой берег и радостно продолжает свой путь. «Эврика! – воскликнул мудрец. – Надо сделать лодку, которая приведет меня к моей мечте и решит проблему».

Сел мудрец, нарисовал схему лодки, расчеты произвел, план составил. Тут как раз ученики его подоспели, и они вместе начали действовать, периодически заглядывая в план, оценивая правильность и исправляя ошибки. В команде дело шло быстро, и очень скоро лодка была готова! Со всех сторон осмотрели ее путники – нет ли где трещин, потом спустили на воду – плывет! Можно переправляться! Урррааа! Не прошло и 15 минут, как мудрец и ученики были на другой стороне реки! Проблема решена, и можно было продолжить путешествие.

Скажи мне – и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Вовлеки меня - и я научусь. Китайская пословица. 

Эта притча – иллюстрация того, как надо создавать и реализовывать замыслы, осуществлять будучи педагогом, проектную деятельность в ДОУ, другими словами – работу по решению возникшей проблемы, реализации плана, предполагающего создание конкретного продукта («строительство спасательной лодки»).

Словарь педагога-психолога

Проект (от латинского projectus – «брошенный вперед») – замысел, идея, образ, воплощенные
в форму описания, обоснования, расчетов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации.

Компоненты и структура проектной деятельности педагога ДОУ 

Проектная деятельность педагога ДОУ – совокупность действий, заключающихся в достижении поставленной цели по исследованию и разрешению психолого-педагогических ситуаций, направленных на развитие субъектов образовательного процесса.

Компоненты проектной деятельности педагога ДОУ: 

  • цель – создание психолого-педагогического продукта, обладающего субъективной и объективной новизной, решающего психологические проблемы и задачи;

  • объект – сфера действительности (образовательная среда, участники образовательного процесса), по отношению к которым будут выполнены преобразующие действия;

  • предмет – т. е. замысел, его идея;

  • субъект – человек или группа людей, целью которых выступает замысел как некоторое описание будущего объекта;

  • продукт – решение конкретной психологической проблемы.

Проектная деятельность педагога ДОУ имеет отношение к содержанию образования, социальным контактам, развитию субъектов образовательного процесса, личностному и профессиональному развитию самого педагога-психолога. Он может быть использован во всех направлениях работы.

Приведем пример.

К школьному педагогу-психологу обратился шестиклассник с вопросами: «Насколько вредно воздействие роки рэп-музыки на человека? Какие изменения происходят с человеком, который слушает подобную музыку? Как реагировать на то, что родители не разрешают слушать любимые музыкальные композиции, объясняя это вредным воздействием на организм?» Школьнику было предложено самому попробовать найти ответы на поставленные вопросы, реализовав замысел «Особенности психологического воздействия музыки на человека». Работа педагога ДОУ в проектной деятельности предполагала: изучение литературы, проведение анкетирования и тестирования одноклассников и учителей, оформление мультимедийной презентации.

Успешная презентация замысла, полученные мальчиком ответы на вопросы, появившийся интерес к музыкальным произведениям различных течений, а главное – установившиеся взаимопонимание и мир в его семье – все это может говорить об успешной работе педагога-психолога с ребенком.

Для эффективной реализации проектной деятельности педагогов ДОУ важны условия (внешние и внутренние), в которых она будет развертываться.

Под внешними подразумеваются обстоятельства, которые педагог-психолог не может изменить и к влиянию которых ему приходится приспосабливаться, например условия образовательной среды.

К внутренним условиям относятся такие характеристики, которые зависят от самого педагога-психолога:

  • содержание опыта профессиональной деятельности;

  • познавательные и творческие способности;

  • особенности поведения и взаимоотношений, связанные с теми или иными чертами характера;

  • сформированность проектной компетенции.

Структура проекта педагога–психолога это совокупность взаимосвязанных элементов и процессов проекта, включающая:

1) основное содержание (замысел, планирование, подготовка и проведение исследования, оформление и проверка результатов, защита результатов);

2) функции (познавательная, рефлексивная, развивающая, воспитывающая, исследовательская);

3) результаты – т. е. разрешение проблемы, задачи, формирование проектной компетентности и проч.

Под компетентностью проектной деятельности педагога ДОУ подразумевается:

  • расширение и углубление знаний;

  • знания о структуре проектной и исследовательской деятельности;

  • умение выдвигать и обосновывать гипотезы, выполнять эксперимент;

  • умение представлять результаты проектной деятельности и эксперимента;

  • умение осуществлять рефлексию своей деятельности;

  • умение планировать свои действия;

  • умение формулировать цель.

Проекты педагога-психолога можно разделить на несколько видов: 

1. Исследовательский проект педагога-психолога.

По структуре напоминает научное исследование. Включает обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов.

Ценность замысла заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему. 

При выполнении замысла должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.

2. Информационный проект педагога-психолога. 

Направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы.

3. Практико-ориентированный проект педагога-психолога. 

Отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников. Причем этот результат обязательно четко ориентирован на социальные интересы, интересы самих участников работы (газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал и проч.).

Требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого. Здесь особенно важна хорошая организация работы педагога ДОУ, координация в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта педагога-психолога. 

4. Творческий проект педагога-психолога. 

Не имеет детально проработанной структуры, она развивается в процессе работы, подчиняясь логике и интересам участников. Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов (это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.).

5. Приключенческие, игровые, ролевые проекты педагога-психолога. 

Здесь структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием замысла. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты работы могут намечаться в начале замысла, а могут вырисовываться лишь к его концу. Отмечается высокая степень творчества.

Виды презентации проектной деятельности педагога ДОУ: 

  •  родительское собрание, семинар;

  •  научная конференция;

  •  игровая программа, деловая или ролевая игра;

  •  экскурсия, путешествие;

  •  пресс-конференция;

  •  научный доклад.

Кроме того, проекты педагога-психолога могут быть урочные (осуществляемые на конкретном занятии, тренинге, семинаре); внеурочные (осуществляемые за пределами уроков, тренингов и не привязанные к ним); монопредметные (реализующиеся в рамках одной области знания); полипредметные (касающиеся нескольких областей знания), а также краткосрочными и долгосрочными, индивидуальными, парными и групповыми, организованными для одного класса или параллели, всей образовательной организации, района, города и т. д.

Основные этапы и паспорт проектной деятельности педагога ДОУ

Любой проект состоит из нескольких взаимосвязанных этапов:

1. Проблематизация – постановка проблемы.

2. Целеполагание – на этом этапе проблема преобразуется в личностно значимую цель, что еще больше укрепляет мотив к деятельности.

3. Планирование – составляется план, определяются последовательность действий, сроки прохождения каждого этапа, ответственные за их проведение. Когда имеется план работы, в наличии ресурсы (материалы, рабочие руки, время) и понятна цель, можно приступать непосредственно к работе.

4. Реализация имеющегося плана. 

5. Рефлексия – этап осмысления, анализа допущенных ошибок, попыток увидеть перспективу работы, оценки своих достижений, чувств, эмоций и личностных изменений, возникших в ходе и по окончании работы.

Роль педагога-психолога на каждом этапе работы отражена в таблице. 

Сопровождение проекта педагогом-психологом 

Этап работы

Степень участия педагога-психолога

5–6-е классы

7–8-е классы

9–11-е классы

1. Проблематизация

Максимальное участие на всех этапах, организующая, стимулирующая и обучающая помощь; руководство, не подменяющее самостоятельной работы ребенка

Участие по запросу учащегося

Минимальное участие на всех этапах в форме консультации, советов, обсуждений по запросу учащегося

2. Целеполагание

3. Планирование

Организующая
и стимулирующая помощь, в отдельных случаях – обучающая

4. Реализация

5. Рефлексия

Незначительная по- мощь, оказываемая в отдельных случаях по инициативе руко- водителя

Как правило, паспорт проектной деятельности выглядит следующим образом.

Паспорт проектной деятельности педагога ДОУ

1. Название проекта.

2. Руководитель. 

3. Консультант(ы). 

4. Учебный предмет, в рамках которого проводится проектная деятельность педагога ДОУ.

5. Учебные дисциплины, близкие к тематике замысла. 

6. Возраст учащихся, на который рассчитан замысел. 

7. Состав проектной группы (Ф. И. учащихся, класс).

8. Тип замысла (информационный, исследовательский, творческий, практико-ориентированный, ролевой).

9. Заказчик замысла. 

10. Цель замысла (практическая и педагогическая цели).

11. Задачи проекта педагога-психолога (2–4 задачи, акцент на развивающих задачах!).

12. Вопросы (3–4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения).

13. Необходимое оборудование.

14. Аннотация (актуальность, значимость на уровне ОО и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко – содержание).

15. Предполагаемый продукт (продукты) замысла. 

16. Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность, содержание работы, что на выходе должно получиться).

17. Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.

Паспорт проектной деятельности педагога ДОУ используется дважды, а иногда и трижды. Вначале – как методическая разработка, которую руководитель проектной группы утверждает у заместителя директора школы перед началом работы. Затем уточненный паспорт становится необходимым вступлением к проектной папке (портфолио проекта), представляемой на защите.  Наконец, расширенный вариант паспорта проектной работы может стать описанием замысла, подготовленным для публикации или для хранения в школьной медиатеке.

Формы продуктов проектной деятельности педагога ДОУ: 

Основы проектной деятельности педагога ДОУ



    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Вебинары и конференции


    Мероприятия

    Проверьте свои знания и приобретите новые

    Участвовать

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    Электронная система

    Справочная система «Образование»

    Вебинары

    Конференции

    • 20 - 21 апреля 2017 г.
    • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
    • Участвовать
    Школа Менеджера образования

    Опрос

    Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

    • Все 8.82%
    • Все, кроме денег 13.24%
    • Только цветы и конфеты 19.85%
    • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
    • Никакие 50.74%
    Другие опросы

    Рассылка



    © МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
    Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
    Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

    По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
    По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

    

    • Мы в соцсетях
    Сайт предназначен для работников сферы образования!

    Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

    Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

    Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

    А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

    Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт
    Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Сайт предназначен для работников сферы образования!

    Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

    А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт
    Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Регистрация

    Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт
    Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль