Эмоциональное развитие дошкольников с нарушением интеллекта

77

Эмоции дошкольников с нарушением интеллекта 

В общей совокупности многообразных черт личности существенное место принадлежит эмоциям, которые оказывают влияние на любое проявление человеческой активности. Формирование эмоций – важнейшее условие становления личности человека .

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. По мнению исследователей, развитие психических функций и личности ребенка проявляется в интеллектуальной, поведенческой и эмоциональной сферах. При этом эмоциональное развитие детей дошкольного возраста является ведущим. 

По данным исследователей, эмоциональная область дошкольников с нарушением интеллекта характеризуется незрелостью и существенным недоразвитием произвольных психических процессов. Дети склонны к полярным, лишенным тонких оттенков эмоциям, которые поверхностны, неустойчивы; подвержены быстрым, резким изменениям. У некоторых наблюдается затянутость, инертность эмоциональных реакций, часто имеющих выраженный эгоцентрический характер. Дети с нарушением интеллекта слабо контролируют свои эмоциональные проявления, часто не пытаются это делать.

У всех детей данной категории наблюдается потребность в одобрении со стороны окружающих и в признании себя. Известно, что под влиянием трудных жизненных обстоятельств (невозможность справиться с учебными заданиями, трудности во взаимодействии с нормально развивающимися сверстниками) у дошкольников с нарушением интеллекта появляются негативные эмоциональные реакции.

Для дошкольников с нарушением интеллекта характерна капризность, слезливость, они легко раздражаются, не переносят шума и суеты, обидчивы. Очень часто настроение портится под влиянием запретов, неудач и в связи с неумением играть совместно с другими детьми. Такие дети не ориентируются во времени, месте, ситуации. Эмоциональная жизнь сопряжена страхами, повышенной тревожностью, гневом, агрессией, нарушением адекватности реагирования извне, недостатком в развитии навыков самообслуживания, приступами психомоторного возбуждения. Именно поэтому коррекционная работа по развитию эмоциональной сферы приобретает особое значение.

Коррекционная работа в рамках эмоционального развития детей дошкольного возраста 

Развитие эмоций начинается с развития ощущений.

В качестве основных видов ощущений различают:

  • кожные (прикосновения, давления);
  • зрительные и слуховые;
  • органические (голод, жажда, боль, половые ощущения и т. д.);
  • ощущения положения и движения;
  • осязание и обоняние.

Таким образом, на первом этапе эмоционального развития детей дошкольного возраста важно научить ребенка соотносить воспринятый сигнал и реакцию в организме. В этом помогут:

1) игры, направленные на расширение представлений об окружающем мире при помощи глаз, рук, кожи;

2) игры и упражнения по развитию способности воспринимать глазами, рукой, кожей, носом.

На втором этапе коррекционной работы с дошкольниками с нарушением интеллекта необходимо развить у детей способности понимать, осознавать как свои, так и чужие эмоции, правильно их выражать, а также сформировать навыки управления ими. Наиболее эффективным методом является постановка детей в ситуацию выбора адекватной реакции: удивление – исчезла игрушка, все игрушки на месте; радость – под платком в пустой клетке оказались птички, под платком в пустой клетке как никого не было, так и нет и т. п. Проблема выбора активизирует эмоциональную активность детей, которая выступает в роли датчика успешности (неуспешности) овладения коммуникативными моделями поведения.

Последовательность действий в процессе работы по развитию эмоций у дошкольников с нарушением интеллекта: 

  • фиксирование внимания на чужих проявлениях эмоций (в т. ч. и самого педагога);
  • воспроизведение увиденной эмоции;
  • подбор картинки, изображающей какого-либо сказочного или литературного
  • героя с соответствующим эмоциональным состоянием;
  • повторное воспроизведение эмоции в заданных ситуациях и упражнениях.

Игровой сеанс «Азбука эмоций» входит в программу по развитию эмоций у дошкольников с нарушением интеллекта, разработанную в детском доме «Аревик» (приложение).

Задачи игрового сеанса:

1. Закрепить и обобщить знания детей об эмоциях радости, злости, страха, грусти, удивления.

2. Научить различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию.

3. Сформировать навыки адекватного эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок.

Чтобы научить дошкольника с нарушением интеллекта регулировать свои поведенческие реакции на основе развития эмпатии, необходимо включать в занятия жизненные ситуации: обычный дележ игрушек, ссоры на прогулке, желание отнять игрушку у другого и т. п. Упражнения строятся на смене ролей партнеров по ситуации, например: тебя обидели – ты обидел, тебе больно – другому больно, тебе страшно – другому страшно. В ходе этих упражнений отрабатываются модели общения, способы оценки своих эмоций и эмоций другого; приобретается опыт адекватного эмоционального реагирования на основе установления эмоционального контакта и регуляции общения.

4. Научить детей регулировать свои поведенческие реакции на основе развития эмпатии (способности понять и принять другого).

Возраст детей: 5–7 лет.
Количество детей: 4–5.
Продолжительность игрового сеанса: 20–25 мин.

Добиться полного осознания дошкольниками с нарушением интеллекта своих ощущений невозможно. Но развить умение сосредоточить внимание на каком-то одном из них, научить способности адекватно выразить свое состояние соответствующим способом – возможно.

Эмоциональное развитие дошкольников с нарушением интеллекта

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.png


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную программу развития мелкой моторики у детей 2–3 лет.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль