Дошкольники с гиперактивностью или «неудобные дети»

60

Родители гиперактивных малышей (детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, далее – СДВГ) часто сталкиваются с немалыми трудностями при их воспитании. Далеко не каждый родитель будет спокойно смотреть на поведение такого ребенка дома и тем более в общественных местах. При этом бесконечные запреты и крики не приводят к результату. Часто родители опускают руки и уже не знают, как с этим бороться, они восклицают: «Я не знаю, что с ним (ней) делать! Сил моих уже не осталось!» Знакомая ситуация, не так ли? Попробуем разобраться в причинах проявления СДВГ у детей, определить правильный стиль воспитания, учитывающий психолого-физиологические особенности такого малыша, выявить внутренние установки родителей в рамках данной проблемы.

Причины гиперактивности у дошкольников 

Большинство исследователей отмечает три основных блока проявлений СДВГ у детей: дефицит внимания, импульсивность, гиперактивность. Последнее проявляется избыточной двигательной активностью , беспокойством, суетливостью, бесчисленными побочными движениями, которых воспитанник часто не замечает сам. Для малышей с СДВГ характерна чрезмерная говорливость, неусидчивость, отклоняющася от нормы протяженность сна. В двигательной сфере нередко выявляются расстройства координации, недоразвитость мелкой моторики (неумение застегивать пуговицы, завязывать шнурки, применять ножницы и иголку, недоразвитость почерка). Недавние исследования показали, что воспитанники с СДВГ двигаются намного больше остальных детей, даже во сне.

История изучения феномена гиперактивности у дошкольников насчитывает уже около 150 лет. Впервые чрезвычайно подвижного малыша, который ни секунды не мог спокойно усидеть на стуле, описал немецкий врач-психоневролог Генрих Хоффман. Он дал ему прозвище – Непоседа Фил.

Европейские и американские доктора работают над этой проблемой, причем довольно успешно. Уже сейчас они могут назвать причины, вызывающие гиперактивность. Каждая из них подтверждается массой исследований.

1. Наследственность. По данным некоторых экспертов, у 57% родителей, чьи дети страдают синдромом СДВГ, в детстве отмечались такие же проявления. Правда, довольно часто в подобных семьях прослеживаются и другие проблемы: злоупотребление алкоголем, наличие аффективных расстройств, ассоциальной психопатии, серьезных аллергических паталогий (астмы, сенной лихорадки).

2. Беременность и роды. По одной из теорий, СДВГ у детей связан с органическим поражением головного мозга, которое может возникнуть во время беременности, родов, а также в первые дни жизни грудничка. 

Большую опасность вызывает внутриутробная гипоксия (кислородное голодание), к которой особенно чувствителен головной мозг, и которая также может привести к гиперактивности у дошкольников. 

Никотин, спазмируя артерии матки, лишает малыша питания и кислорода, кроме того, он чрезвычайно вреден для нервных клеток. Алкоголь, проникая через плаценту в кровь, наносит мощный удар по формирующемуся мозгу. Серьезную угрозу представляют собой и некоторые лекарства, особенно в первой половине беременности.

Очень опасны в период беременности различные травмы, как физические (например, в области живота), так и психологические (различные стрессы, нежелание матери иметь дитя). Кроме того, большое значение имеют иммунологическая несовместимость по резусфактору и возраст родителей.

На развитие гиперактивности у дошкольников влияют осложнения при родах: преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности, отравление наркозом при кесаревом сечении, длительный (более 12 часов) безводный период. Неправильное положение плода, обвитие его пуповиной помимо асфиксии могут повлечь за собой внутренние мозговые кровоизлияния, различные травмы, легкие смещения шейных позвонков.

3. Опасности первых лет жизни.

Человеческий мозг формируется на протяжении первых двенадцати лет жизни, и естественно в этот промежуток наиболее уязвим.  Нужно помнить, что травмы головы могут нарушить работу мозга в любом возрасте, но в период созревания они опасны вдвойне.Такие недуги, как нарушение обмена веществ, бронхиальная астма, сердечная недостаточность, а также неоднократные пневмонии, нефропатии неблагоприятно влияют на естественную работу мозга и могут стать причиной развития СДВГ у детей. 

На развитие и становление психики значительное влияние оказывает окружающая обстановка, характер отношений со взрослыми. Причиной проявления психических паталогий может стать и другая крайность - малыша слишком опекают взрослые, он становится центром Вселенной для окружающих, любые его желания моментально исполняются. 

4. Окружающая среда. Современная промышленность в буквальном смысле насыщает окружающую среду разрушительными солями тяжелых металлов (кадмия, молибдена, хрома, свинца, алюминия). Так, соли кадмия и молибдена способны вызвать тяжелое расстройство ЦНС. Дефицит магния приводит к накоплению в организме свинца – сильнейшего нейротоксина, тормозит образовательные процессы, разрушает память, влияет на адекватность восприятия окружающего мира и поведения и как следствие может вызвать гиперактивность у дошкольников. 

Страшную угрозу представляют собой и диоксины – очень ядовитые вещества, выбрасываемые в атмосферу некоторыми химическими предприятиями. 

При наличии у дошкольника гиперактивности стоит проверить экологию собственного дома.

5. Питание. Одной из причин СДВГ у детей может стать неправильное питание. Остановимся на этом пункте подробнее.

Влияние питания на формирование и развитие СДВГ у детей

В большинстве продуктов содержатся различные консерванты, ароматизаторы, искусственные наполнители, пищевые красители, негативно влияющие на нейрохимические процессы. А гиперактивность дошкольников, нарушение внимания, беспокойство – это проявления химического дисбаланса мозга.

Производители продуктов на сегодняшний день предлагают бесчисленное множество напитков, которые так нравятся детям. К сожалению, большинство из них не приносит детскому организму никакой пользы. А некоторые даже могут нанести вред. Не беря в расчет большое количество сахара, в них содержится настолько много ароматизаторов и пищевых красителей, что они не успевают выводится из организма естественным путем.  Даже безопасный на первый взгляд апельсиновый сок (консервированный с пищевым пигментом - тертазин) может нанести серьезный удар по организму малыша, поскольку выводит из оттуда важнейший минерал - цинк.  Цинк оказывает влияние на работу мозга, умственную деятельность, и как следствие на поведение крохи и его способности к обучению. Недостаток этого элемента в организме может способствовать развитию гиперактивности у дошкольника. 

Совершенно непозволительно предлагать малышу «взрослые» консервы. Они перенасыщены солью и напичканы консервантами, раздражают слизистые оболочки ЖКТ, провоцируют появление кишечных заболеваний и аллергии, плохо перевариваются организмом. 

Всем известно, что употребление сахара вместе с белками не приведет ни к каким нарушениям, однако если сахар смешать с крахмалами, то он может вызвать растройство поведения даже у очень спокойных детей. Почему так происходит? Сахар и углеводы наполняют кровь глюкозой. Чтобы переработать ее, организм вынужден вырабатывать большое количество инсулина. В результате сахар в крови резко падает, порой слишком сильно – такое состояние имеет название гипогликемия. Возникает усталость, слабость. Для устранения этого состояния организм производит массивный выброс гормонов энергии, сосуды сжимаются, меняется сердечный ритм, может возникнуть озноб конечностей. Автономная система, ответственная за непроизвольные физические процессы, заглушается, что проявляется в нервозности, одышке, страхах. Мышцы приготовились к действию. 

Многие дошкольники с гиперактивностью страдают от нехватки конкретных витаминов, в основном тех, которые относятся к группе В (табл. 1), особенно от дефицита витамина В12.

Таблица 1

Характеристика основной группы витаминов и микроэлементов, влияющих на организм человека с точки зрения развития СДВГ у детей 

No

Витамин, микроэлемент

Функция

Последствия дефицита

Источник содержания

1

2

3

4

5

Витамины

1

Тиамин (В1)

Обмен углеводов

Ослабляет перистальтику кишечника, вызывает запоры, мышечную слабость, снижает физическую и психическую работоспособность

Дрожжи, хлебный квас, зерновые и бобовые культуры, отруби, соя, гречневая и ячневая крупа, кукуруза, печень, нежирная свинина, почки, сердце

2

Рибофлавин (В2)

Обеспечивает процесс роста; участвует в обмене белков, жиров и углеводов; оказывает регулирующее влияние на состояние ЦНС; воздействие на процессы обмена в роговице, хрусталике и сетчатке глаза; обеспечивает цветовое и световое зрение

Сухость губ, вертикальные трещины и рубцы на них, трещины и корочки в углах рта, выпадение волос, конъюнктивит

Яйца, сыр, молоко, мясо, зерновые, бобовые культуры, дрожжи, молочнокислые продукты, груши, персики, томаты, морковь, свекла, цветная капуста, шпинат

3

Никотиновая кислота (В3)

Участвует в реакциях клеточного дыхания, белковом обмене; нормализует секреторную и двигательную функцию желудка, работу печени; улучшает секрецию и состав сока поджелудочной железы

Общая мышечная слабость, отсутствие аппетита, инфекции кожи, проблемы с пищеварением

Мясо домашней птицы, говядина, телятина, печень, почки, рисовые отруби, пшеничные зародыши

4

Пиридоксин (В6)

Важен для усвоения белков и жиров, играет роль в азотистом обмене

У детей раннего возраста вызывает задержку роста, желудочно-кишечные расстройства, малокровие, повышенную возбудимость

Сухие пивные дрожжи, пшеничные отруби, ячмень, кукуруза, просо, картофель, морковь, свекла, говядина, курятина, говяжья печень, баранина, яйца, коровье молоко

5

Пантотеновая кислота (В5)

Участвует в обмене веществ; оказывает нормализующее влияние на нервную систему, функцию надпочечников и щитовидной железы

Усталость, вялость, ощущение слабости, раннее поседение, облысение

Растения, мясо животных

6

Фолиевая кислота (В9)

Участвует в обмене и синтезе некоторых аминокислот, синтезе нуклеиновых кислот; стимулирует

Тяжелая анемия, желудочно-кишечные расстройства, нарушение чувствительности

Печень, почки, зеленые листья растений

1

2

3

4

5

кроветворную функцию костного мозга; способствует лучшему усвоению витамина В12

7

Цианкобаламин (В12)

Участвует в синтезе метионина, нуклеиновых кислот, процессе кроветворения

Анемия, неврозы, повышенная нервозность, быстрая утомляемость, слабость

Продукты животного происхождения

Микроэлементы

8

Магний (Mg)

Отвечает за работу нервной системы; борется со стрессами; гасит излишнюю возбудимость

Подергивание век, онемение конечностей, плаксивое настроение, реакция на погоду, аритмия, выпадение волос, ломающиеся ногти, кошмарные сны, бессоница, СДВГ

Какао, орехи, черный хлеб, овощи, сыр, мясо, сухофрукты

9

Цинк (Zn)

Корректирует характер
и поведение человека; влияет на умственное развитие; регулирует содержание сахара в крови

Ломающиеся ногти, юношеские угри, замедление роста, плохая заживляемость ран

Мясо, печень, морская рыба, молоко, яйца

10

Железо (Fe)

Участвует в процессе кроветворения

Апатия, слабость, неспособность концентрировать внимание (при избытке – агрессия, СДВГ)

Свиная печень, зелень петрушки, мозг, яичный желток, белые грибы, персики, яблоки, шпинат

11

Полиненасыщенные жирные кислоты (Омега-3, Омега-6)

Способны усиливать обменные процессы, выводить холестерин; участвуют в образовании структурных элементов (клеточных мембран, миелиновой оболочки нервного волокна)

Сухость кожи, экзема

Растительные масла

Симптомы проявления СДВГ у детей

Какие же они, дошкольники с гиперактивностью? Каждому доводилось наблюдать за подобными малышами, и как заявляют эксперты, их количество растет каждый день. 

СДВГ у детей включает три основных симптомокомплекса – невнимательность, гиперактивность и импульсивность, признаками которых являются:

1) невнимательность:

  • воспитанник не способен удерживать внимание на мелких деталях, из-за чего допускает ошибки при выполнении заданий;
  • не в состоянии вслушиваться в обращенную к нему речь;
  • не умеет доводить работу до конца;
  • испытывает большие затруднения в процессе организации своей деятельности;
  • уклоняется от заданий, требующих продолжительного умственного напряжения;
  • часто теряет свои вещи, предметы;
  • легко отвлекается на посторонние стимулы;
  • постоянно все забывает;

2) гиперактивность дошкольников:

  • малыш ведет себя суетливо, неспокойно (беспричинно двигает кистями рук, стопами, елозит на стуле и т. п.);
  • не может долго усидеть на стульчике;
  • малыш двигается без определенной цели;
  • кроха не может играть в спокойные игры;
  • всегда нацелен на движение, много болтает;

3) импульсивность:

  • воспитанник отвечает на вопросы, не дослушав их до конца;
  • с трудом дожидается своей очереди;
  • мешает другим, вмешивается в разговоры и игры, пристает к другим.

Говорить о наличии у дошкольника гиперактивности и импульсивности можно в том случае, если в его поведении в течение шести месяцев устойчиво присутствуют как минимум шесть перечисленных признаков.

Не следует относить к категории дошкольников с гиперактивностью любого возбужденного малыша. Гиперактивный кроха в любых условиях и ситуациях ведет себя одинаково, будь он в гостях, на улице или в кабинете специалиста: бегает, кричит, двигается безцельно, на него не действуют ни уговоры родителей, ни бесчисленные просьбы, ни подкуп. Он не может остановиться, у него не работает механизм самоконтроля.

Заметить у малыша симптомы СДВГ можно с первых дней его жизни. Как правило, такие дети рождаются с мышечным тонусом. Они безудержно стараются освободиться от оков: тугих пеленок и одежды, стягивающей их.  Могут с раннего возраста страдать рвотой, многократной и беспричинной. Такие спазмы есть признак расстройства нервной системы.

Часто на фоне СДВГ у детей появляются подергивания и нервные тики, малыши сетуют на головные боли, повышенную утомляемость, сонливость, у некоторых наблюдается энурез.

Условия для включения компенсаторных механизмов у дошкольника с гиперактивностью:

  1. обеспечение эмоционально нейтрального воспитания без интеллектуальных перегрузок;
  2. соблюдение режима дня и наличие достаточного времени для сна;
  3. соответствующая медикаментозная поддержка;
  4. разработка индивидуальной помощи ребенку со стороны неврологов, педагогов, педагога-психолога, родителей;
  5. своевременная и полноценная нейропсихологическая коррекция. 

Взаимодействие с дошкольниками с гиперактивностью 

Дефицит внимания и гиперактивность у дошкольников способствуют возникновению трудностей в освоении чтения, письма и счета; задержке психического развития на 1,5–1,7 года; слабому развитию тонкой моторной координации. У таких детей наблюдаются беспорядочные, неловкие движения. Их постоянная внешняя болтовня указывает на недостаток развития внутренней речи, которая должна контролировать социальное поведение.

Им свойственны трудности планирования, слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, низкая самооценка, упрямство, лживость, вспыльчивость, агрессивность. Из-за непонимания со стороны окружающих у них формируется агрессивная модель защитного поведения, выгодная для них, а потому трудноисправимая.

Характерная черта умственной деятельности дошкольников с гиперактивностью – цикличность: продуктивно они могут работать от 5 до 15 минут, затем в течение 3–7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент малец отвлекается и не реагирует на воспитателя. Затем умственная деятельность восстанавливается. Гиперактивный кроха имеет как бы мерцающее сознание, т. е. может периодически «выпадать» из него, особенно в отсутствие двигательной стимуляции. При недостаточном развитии вестибулярного аппарата ему необходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой, чтобы «оставаться в сознании». Для сохранения концентрации внимания он применяет адаптивную стратегию: активизирует центры равновесия при помощи двигательной активности.

В условиях детского сада педагог должен опираться на когнитивное развитие:
  • строить работу с дошкольником с гиперактивностью индивидуально (так, чтобы он всегда находился у него на глазах);
  • включить в режим занятий физкультминутки;
  • предоставить ребенку возможность обращаться за помощью в случае любого затруднения;
  • направлять его энергию в полезное русло;
  • чаще хвалить;
  • обеспечить постоянный режим дня;
  • не предъявлять завышенных или заниженных требований;
  • использовать на занятиях элементы игры и соревнования;
  • давать дошкольнику с гиперактивностью задания, соответствующие его возможностям;
  • большие задания разбивать на последовательные части, контролируя каждую из них;
  • создавать ситуации, в которых малыш может показать свои сильные стороны;
  • игнорировать негативные поступки и поощрять позитивные;
  • строить процесс воспитания на положительных эмоциях;
  • помнить, что с ребенком необходимо договариваться;
  • терпеливо приучать к соблюдению социальных норм и вырабатывать навык общения;
  • профессионально регулировать взаимоотношения с другими детьми.

Рекомендации родителям дошкольников с гиперактивностью 

Памятка для родителей

Что нужно знать, общаясь с ребенком с СДВГ

1. Поступки малыша не умышленны. При общении с ним следует избегать частого употребления слов «нет», «нельзя». Необходимо строить взаимоотношения на понимании и доверии, не настаивать на том, чтобы он обязательно принес извинения за проступок. Каждый раз нужно до конца выслушивать то, что он хочет сказать. Для подкрепления устных инструкций рекомендуется использовать зрительную стимуляцию.

2. Проблему гиперактивности у дошкольников невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Дисциплинарное воздействие в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не улучшит, а скорее ухудшит поведение чада. 

3. Необходимо изменить психологический микроклимат в семье, т. е. уделять ребенку достаточно эмоционального внимания, проводить досуг вместе с ним, не допускать ссор в его присутствии.

4. Необходимо установить четкий режим дня и определить место для занятий; ограждать дошкольника с гиперактивностью от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач; избегать, по возможности, большого скопления людей, так как переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию возбужденности. 

5. Ребенку необходима специальная поведенческая программа: продуманная гибкая система вознаграждений, поощрений за хорошо выполненное задание и наказание за плохое поведение (исключая физическое).

6. Нужно вырабатывать у дошкольника с гиперактивностью навык управления гневом и агрессией; постепенно согласованно расширять его обязанности, давать поручения, соответствующие его возрасту и уровню развития.

7. Вслед за понесенным наказанием ребенку необходимо позитивное эмоциональное подкрепление (знаки приятия и прощения). 



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль