Диагностика детско-родительских отношений: проективная методика «Три дерева»

279

Детско-родительские отношения в дошкольном возрасте 

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, в который зарождается личность. Этот период характеризуется ускоренным развитием психических процессов, свойств личности, кроха активно осваивает различные виды деятельности, у него развивается самосознание, формируется самооценка, выстраивается иерархия мотивов и их соподчинение. Наиболее важное влияние на развитие личности дошкольника оказывает семья – сложившаяся система внутрисемейных, а также детско-родительских отношений в дошкольном возрасте. 

Современная семья включена во многие сферы жизнедеятельности общества, поэтому на ее внутренний климат влияют политические, социально-экономические, психологические и прочие факторы. Высокая занятость на работе, потребность в дополнительном заработке, психологические перегрузки, стрессы, наличие множества патогенных факторов провоцируют развитие у родителей раздражительности, агрессивности, синдрома хронической усталости. Кроме того, значительно сокращается время на общение с детьми. Многие родители, находясь в таком состоянии, выплескивают свои негативные эмоции на маленького дошкольника, который не может противостоять психологической, а часто и физической агрессии со стороны самых близких людей. Детско-родительские отношения в дошкольном возрасте становятся напряженными. Детишки начинают зависеть от настроения, эмоций и физического состояния родителей, что далеко не лучшим образом сказывается на их психическом здоровье, установках в общении и поведении на этапе взросления.

В целом современные детско-родительские отношения в дошкольном возрасте характеризуются пренебрежительным отношением к родительским обязанностям, частым проявлением жестокости, как в физическом, так в психологическом плане. 

Существует ряд аспектов, позволяющих специалисту составить полное представление об отношениях между детьми и родителями:

  • реальное взаимодействие каждого родителя с ребенком;
  • отношение к ребенку, основанное на неосознанной мотивации родителя;
  • отношение к ребенку, сформированное в ходе рефлексии.

Данное триединство находится под влиянием следующих факторов:

  • особенностей личности родителей и формы их поведения;
  • психолого-педагогической компетентности родителей, уровня их образования;
  • эмоционально-нравственной атмосферы в семье;
  • диапазона средств воспитательного воздействия;
  • степени включенности дошкольника в жизнедеятельность семьи;
  • учета актуальных потребностей дошкольника и степени их удовлетворения.

Среди многочисленных проективных методик и тестов, позволяющих выявить особенности внутрисемейных отношений, успешно зарекомендовал себя тест «Три дерева», разработанный для детей немецким психотерапевтом Эддой Клессманн в контексте кататимноимагинативной психотерапии (символдрамы). Данная методика может также применяться с родителями.

Содержание проективной методики-теста "Три дерева" 

Для проведения проективной методики - теста необходимы бумага формата А4 и цветные карандаши. В принципе, ребенку предлагают использовать один лист бумаги, но рядом может лежать еще несколько чистых листов, т. к. иногда у детей возникает желание нарисовать какое-либо дерево на отдельном листе.

В ходе предварительной беседы дошкольника расспрашивают о составе его семьи, как кого зовут, сколько кому лет, кем работают или где учатся члены семьи, какая у них квартира и кто в какой комнате живет. Далее ребенку предлагают нарисовать три дерева. Время не ограничивается. Пока кроха рисует, педагог-психолог может побеседовать в соседнем помещении с родителями, если это необходимо.

Когда рисунок будет готов, нужно похвалить дошкольника за проделанную работу (эмпатическая поддержка – один из важнейших принципов кататимно-имагинативной психотерапии) и попросить назвать все нарисованные деревья, подписав каждое из них тем цветным карандашом, который больше всего, на его взгляд, подходит. После этого в ходе проективной методики - теста ребенку предлагается ряд вопросов об изображенных им деревьях, его ответы записываются рядом с рисунками. Причем очень важно предварительно спросить у дошкольника разрешения на то, чтобы подписать ответы прямо на рисунке, рядом с деревьями. Этим подчеркивается, что рисунок представляет собой интимное личное пространство дошкольника, к которому педагог-психолог относится с уважением. Это как бы компенсирует слишком доминирующую позицию родителя (чаще матери), который из-за собственных патологических страхов и комплексов относится к внутреннему пространству дошкольника недостаточно уважительно. Как правило, дети редко отвечают педагогу-психологу отказом на подобную просьбу, т. к. она вызывает у них доверие и ответное уважение.

В рамках данной проективной методики - теста ребенку изначально не ставится задача сравнивать деревья с членами семьи, как это практикуется в других аналогичных тестах (где каждого члена семьи предлагают сравнить с чем-нибудь или с кем-нибудь, например, с животным). Клессманн рекомендует сначала предложить ребенку нарисовать на одном горизонтально расположенном листе бумаги какие-нибудь три дерева и лишь затем сравнить их с членами семьи. Тем самым отчасти удается обойти «цензуру», препятствующую проникновению бессознательного материала в сознание. По наблюдениям Клессманн, при непосредственной просьбе представить родителей в виде какого-нибудь животного или дерева дети часто «приукрашивают» выбираемый образ из-за определенной лояльности. Иногда они даже блокируют появление соответствующей ассоциации.

Проективные методики и тесты в психологии

Термин «проективные» (от лат. projectio – выбрасывание вперед) был введен Лоуренсом Франком в 1939 г. для объединения целой группы внешне разнородных способов исследования личности, предполагающих осуществление человеком символического переноса содержания внутреннего мира на внешние предметы.

Действительно, в разнообразных проявлениях активности субъекта (творчестве, высказываниях относительно реальности, индивидуальных пристрастиях и пр.) в той или иной мере проецируются скрытые стремления, неосознаваемые проблемы, предпочитаемые подходы к разрешению противоречий. Задача исследователя – воссоздать ситуацию, при которой системы личностного смысла и поведенческих стратегий человека обнаруживают себя в необходимой степени.

Применение проективных методик - тестов предусматривает:

- неструктурированность, неопределенность стимульного материала, допускающего возможность быть использованным или истолкованным самыми разнообразными способами. На первый план выступает не объективное содержание, а то ассоциативное  отношение, которое проявляется в процессе действий с ним;
- формулирование инструкций в самом общем и кратком виде, оставляющем значительную свободу для самовыражения и фантазии;

- создание атмосферы доброжелательности при полном отсутствии оценочных суждений со стороны исследователя. Здесь не может быть правильных и неправильных ответов. Человек вправе отвечать так, как ему вздумается;

- неинформированность испытуемого в диагностической значимости его действий и слов, что позволяет избежать умышленных или непроизвольных искажений при проекции личности.

Ребенку в ходе проективной методики теста предлагаются следующие вопросы:

Какое дерево самое большое?

Какое самое маленькое?
Какое больше всего нравится?
Какое из нарисованых дубов или березок самое молодое?
Какое самое старое (взрослое)?
Какое самое красивое?
У какого дерева самые крепкие, мощные корни?
У какого самые слабые корни?
У какого самая пышная крона?
У какого самая бедная крона?
У какого самая тонкая, чувствительная кора?
У какого самая толстая кора?
Какое время года изображено на рисунке?
Где растут березы, дубы, сосны?
Есть ли какие-то животные (птицы) рядом с сосной, дубом либо на нем? Какая погода сейчас на рисунке?

Такая последовательность вопросов проективной методики теста не случайна: вначале предлагаются наиболее легкие и приятные, затем более трудные и менее приятные. Обращение внимания на высокое дерево, будь то дуб или береза отражает более высокую оценку в плане уровня притязаний. При такой последовательности последующее обращение к дубу, березе меньшего размера воспринимается уже не как более низкая оценка в плане уровня притязаний, а как продолжение ряда сравнений. По этой же причине лучше сначала спросить о более молодом дереве, а потом о более старом.

Словарь педагога-психолога

Интерференция (от лат. inter – между, ferens [ferentis] – несущий) – ухудшение сохранения запоминаемого материала в результате воздействия (наложения) другого материала, которым оперирует субъект.

Вопросы теста проективной методики о том, какая березка больше всего нравится и какая кажется самой красивой, специально разделены интерферирующими вопросами, чтобы у дошкольника не возникло чувство, будто это один и тот же вопрос.

В то же время дерево, которое больше всего нравится ребенку, не обязательно является самым красивым. Все характеристики педагог-психолог с разрешения дошкольника подписывает под рисунком соответствующего дерева.

В качестве следующего задания теста проективной методики ребенку предлагают представить себя садовником, т. е. человеком, который знает, как ухаживать за деревьями, и может заметить, чего им не хватает. Ребенку задают следующие вопросы:

  • Как ты думаешь, чего не хватает каждому из деревьев?
  • Что можно было бы сделать для каждого дуба, березки, клена? 

Если вопросы остаются непонятыми, нужно пояснить, что одни деревья нуждаются в поливе, другие – в удобрении, третьи – в пересадке, четвертым нужно подрезать ветки, пятым нужно больше солнца и тепла. Обязательно стоит добавить, что некоторым и так хорошо, с ними можно ничего не делать. Все ответы фиксируются на рисунке.

Прежде чем попросить дошкольника сравнить нарисованные и описанные березы, дубы, кедры и т.д.  с членами его семьи, следует предложить ему выполнить какое-нибудь интерферирующее задание, чтобы избежать прямых сравнений и ассоциаций свойств дубов и берез с особенностями членов семьи. Например, можно попросить дошкольника проранжировать задания, которые даются на каком-либо занятии в ДОО, по ступенькам своеобразной лестницы: от самого приятного до самого неприятного. Можно провести любой тест проективной методики, в зависимости от цели диагностики, например тест на самооценку Дембо – Рубинштейн: попросить дошкольника отметить не только, как он сам себя оценивает, но и как его оценивают мама, папа и, возможно, какой-то еще значимый член семьи. Используются шкалы: здоровье, ум, характер, счастье.

Секрет проективной методики теста «Три дерева» в том, что уже рисуя березки, кедры, дубы испытуемый бессознательно придает им черты важных для него людей. в момент подписывания членов семьи открываются очень интересные и важные бессознательные мотивы, отношения или оценки. 

Важно разбить проведение теста проективной методики «Три дерева» на две части какой-либо другой деятельностью. Лишь после этого дошкольника просят сравнить каждое дерево с членами семьи. Когда задание будет выполнено, ему предлагается написать около каждой березки, с кем он мог бы сравнить ее. При этом для каждого члена семьи кроха подбирает подходящий цвет.

Интерпретация рисунка

Проективная методика тест «Три дерева» ярко и четко показывает проблематику взаимоотношений в семье. Она дает возможность увидеть место дошкольника в ней; его самоощущение; то какой он в этой семье; какие у него потребности, как он воспринимает потребности других членов семьи. Причем получаемая информация настолько образно отражает картину семьи, что есть возможность организовать с ребенком и родителями обсуждение тех вопросов, которые поднимает эта методика. Таким образом, данный метод показал свою диагностическую ценность и может быть применен в коррекционно-развивающей работе с ребенком и семьей в целом.

Нельзя делать однозначные выводы на основании лишь одного конкретного рисунка. Интерпретация допускается только на уровне гипотезы. 

Однако необходимо отметить, что с учетом множественности детерминации, многозначности, многоплановости и амбивалентности символа нельзя делать однозначные выводы на основании лишь одного конкретного рисунка в рамках теста проективной методики. Интерпретация допускается только на уровне гипотезы, степень вероятности которой в последующем будет повышаться либо понижаться, например в ходе интерпретации других рисунков, анализа истории жизни и актуальной личностной ситуации дошкольника. Как правило, проблема в той или иной форме отражается почти в каждом рисунке. Это позволяет специалисту сделать достаточно точные и объективные диагностические выводы на основании совокупности всех имеющихся материалов.

Анализ деталей рисунка

Сравнивая березы, дубы, кедры и т.п. с членами семьи, дети обычно выбирают себя и родителей, но иногда это могут быть брат, сестра, бабушка, дедушка или любой другой человек, например сосед. В этом случае в последующей беседе важно расспросить дошкольника, почему он выбрал именно этих людей, вытеснив других.

Конфликт в детско-родительских отношениях в дошкольном возрасте может выражаться в недовольстве дошкольника тем, как он нарисовал березку, дуб или сосну, и зачеркивании их. Иногда дети вопреки инструкции рисуют только два дерева, что говорит о нарушении взаимодействия в семье с третьим объектом (чаще с отцом) или даже о полном отсутствии триангуляторных отношений.

При анализе рисунка в рамках теста проективной методики следует обратить внимание на нарушение границ между дубами, взаимопроникновение, спутанность. Если кроха не изображает себя отдельным дубом, а присоединяется к одному из деревьев родителей (в основном к дереву матери), то это, как правило, связано с нарушением его идентичности (независимо от пола). Также на это указывает тот факт, что при определении, кто каким деревом является, кроха не оставляет себе какое-то дерево, а на вопрос, где же оно отвечает: «Если бы я выбирал для себя, то стал бы (например) березой, как мама» («Мы с мамой будем березами»).

О чем может свидетельствовать рисунок дерева, например дуба, с которым кроха отождествил себя:

1. Дуб изображен с цветами и фруктами – кроха счастлив, доволен и жизнерадостен.

2. Ствол (символ личности) нарисован крупно, ровно и размещен в центре рисунка – кроха чувствует себя уютно в семье. Линии кривые – кроха постоянно озабочен трудностями (мнимыми или реальными).

3. На дубе изображено дупло – кроха о чем-то переживает, что-то его очень беспокоит.

4. Ветки дуба опущены вниз – возможно развитие депрессивных настроений. Ветви не связаны со стволом – кроха сконцентрирован на своих фантазиях, а в реальном мире ему многое не нравится.

5. Дуб сужается книзу – кроха чувствует тревогу и хочет быть в безопасности.

Спутанное, слитное изображение кроны дубов в тесте проективной методики говорит о мощной эмоциональной связанности членов семьи. Обычно в таких рисунках бывает изображена вся семья, и кроны всех дубов переплетаются. Причем эмоциональная спутанность может быть различной: от полной неразличимости границ крон до относительно небольшого переплетения ветвями. Это свидетельствует о том, что все члены семьи живут единой жизнью.

Также следует обратить внимание на переплетение стволов и корней: имеют ли изображенные дубы одну корневую систему или только соприкасаются корнями, или их корни полностью «сплавлены», или ветки дубов слегка прикасаются друг к другу, или наблюдаются сильная спутанность и наложение крон друг на друга. Наличие или отсутствие этих фактов отражает динамику эмоциональных отношений в семье.

В случае отягощенности рисунка конфликтной символикой (например черные тучи над кленами, снег, дождь, дупло в березе и т.п.)  Клессманн в своем тесте проективной методики предлагает ребенку представить нарисованные им деревья в ходе сеанса символдрамы и установить с ним какие-то отношения. 

Рисунок отличается четкой дифференциацией, имеет много ярких деталей, разнообразен и отражает четкую сформированную триангуляторную систему семьи. Березы, дубы, сосны расположены на расстоянии друг от друга, могут слегка соприкасаться ветвями. Прорисованы четко, ясно, имеют разные названия. При выборе членов семьи – это мать, отец и сам кроха. У каждого свое дерево. Все перечисленное говорит о том, что у дошкольника сформировано представление о семье как о триаде, каждый ее член имеет право на свое личное пространство, обладает индивидуальностью. Проективная методика - тест показывает адекватную идентификацию: мальчик выбирает такое же дерево, как у отца, девочка – как у матери, либо кроха изображает другое дерево, отличное от родителей.

Обратите внимание на то, связаны ли березы, дубы, сосны друг с другом общим грунтом. Действия «садовника» означают изменения, которые испытуемому хочется осуществить в семье, или потребности, свои или значимых людей.

Анализ цветовой гаммы проективной методики-теста

Анализ рисунка подразумевает интерпретацию основного цветового фона, цвета отдельных элементов и надписи. Известно, что цвет отражает различные эмоциональные состояния человека. Причем один и тот же цвет может одновременно вызывать множество разных, часто противоположных переживаний.

На символику цвета могут влиять любое событие, причем начиная с периода внутриутробного развития, особенности протекания беременности и родов у матери, а также развития в младенческом возрасте, особенности приучения к горшку и события периода посещения детского сада, и так вплоть до ситуации, в которой находится кроха в момент проведения теста проективной методики. 

Чаще дети выбирают какое-либо сочетание цветов. Для верного прочтения детского рисунка необходимо довериться своим впечатлениям. Какие эмоции он вызывает? Покой и умиротворение или беспокойство и тревогу? Для более точного определения состояния дошкольника можно использовать противоположные понятия: светлый – темный, яркий – тусклый, гармоничный – негармоничный, спокойный – неспокойный, упорядоченный – беспорядочный, веселый – грустный, агрессивный – доброжелательный, богатый – бедный, тяжелый – легкий.

Уверенный в себе кроха, которому уютно в собственной семье, рисует картинки в богатой цветовой гамме. Если же имеются какието проблемы, в рисунке будут преобладать темные, мрачные краски.

Использование только простого карандаша в рамках теста проективной методики (при наличии выбора цветных) иногда трактуют как отсутствие цвета, таким образом кроха как бы сообщает о том, что в его жизни не хватает ярких красок, положительных эмоций.

Каждый из цветов в детском рисунке имеет символическое значение, может передавать определенные свойства характера и внутреннее состояние. Это обозначается в проективной методике - тесте: 

  • темно-синий – концентрацию, сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое и удовлетворении, склонность к самоанализу;
  • зеленый – уравновешенность, независимость, настойчивость, упрямство, стремление к безопасности;
  • красный – силу воли, эксцентричность, направленность вовне, агрессию, повышенную активность, возбудимость;
  • желтый – положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм;
  • фиолетовый – фантазию, интуицию, эмоциональную и интеллектуальную незрелость;
  • коричневый – чувственную опору ощущений, медлительность, физический дискомфорт, отрицательные эмоции;
  • черный – подавленность, протест, разрушение, настоятельную потребность в изменениях;
  • серый (отсутствие цвета) – безразличие, отстраненность, желание уйти, не замечать того, что тревожит.

В рамках проективной методики - теста приведем эмоционально-психологическое значение каждого цвета:

  • синий – добросовестный, спокойный, несколько холодный;
  • зеленый – самостоятельный, настойчивый, иногда упрямый, напряженный;
  • красный – дружелюбный, общительный, энергичный, уверенный, раздражительный;
  • желтый – очень активный, открытый, общительный, веселый;
  • фиолетовый – беспокойный, эмоционально напряженный, имеющий потребность в душевном контакте;
  • коричневый – зависимый, чувствительный, расслабленный;
  • черный – молчаливый, эгоистичный, враждебный, отвергаемый;
  • серый – вялый, пассивный, неуверенный, безразличный. 


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль