Компьютеры в детском саду: организация занятий

66

Гигиенические нормы занятий за компьютером в детском саду

Прежде всего, педагог должен учесть влияние компьютера на физическое здоровье и психологическое состояние детей, посещающих детский сад, то есть, возраста 4-6 лет. В нашей стране проводились соответствующие исследования и разработаны рекомендации и методика компьютерных занятий в детском саду.

На протяжении ряда лет ученые института возрастной физиологии Российской Академии Образования изучали влияние компьютерной игровой деятельности на состояние основных физиологических систем детей. Учеными исследовались нервная, сердечно-сосудистая, зрительная, двигательная системы, влияние компьютерной деятельности на общую умственную работоспособность. Также, ученые следили за общим состоянием здоровья детей в течение учебного года.

Исследования показали, что два фактора принципиально влияют на здоровье ребенка: длительность работы и исходное состояние здоровья, причем допустимая длительность работы за компьютером напрямую зависит от состояния здоровья ребенка. Выделяются три группы здоровья: практически здоровы, имеющие функциональные отклонения, имеющие хронические заболевания в стадии компенсации. Исследователи дали отдельные рекомендации для организации работы за компьютером в детском саду.

Ученые рекомендуют следующие временные нормы для занятий за компьютером в детском саду с учетом выделенных групп здоровья: дети 5 лет первой и второй группы могут проводить за компьютером не более 10 минут; дети третьей группы – не более 7 минут. С 6 лет норма для детей первой и второй группы увеличивается до 15 минут, для детей третьей группы – до 10 минут.

В течение дня может проводиться не более одного занятия, и наиболее оптимально поставить его в первую половину дня, но в старшем дошкольном возрасте допустимо поставить занятие во второй половине дня, в интервале подъема суточной работоспособности с 15:30 до 16:30. Рекомендованная частота занятий за компьютером в детском саду – не более двух раз в неделю, причем лучше ставить их в середине недели, так как в понедельник и пятницу детям трудно сосредоточится после выходных и  после трудовой недели, а занятия требуют большой концентрации внимания.

Ученые отмечают, что недопустимо проводить занятия за компьютером во время, отведенное в детском саду для прогулок или дневного сна. Также, следует тщательно соблюдать нормы продолжительности занятий: даже небольшое увеличение времени может привести к заметным отрицательным эффектам, например, у шестилетних детей утомление после 20 минут занятий отмечалось в 20% случаев, после 15 минут – в 7% случаев. Небольшое увеличение продолжительности занятий сопровождалось неблагоприятными изменениями в состоянии центральной нервной системы и зрения.

Структура занятий за компьютером в детском саду

В рамках этого исследования учеными института возрастной физиологии Российской Академии Образования была разработана методика организации занятий с использованием компьютера. Предлагается разделить занятие на три последовательные части: подготовительную, основную и заключительную.

В рамках подготовительной части детей следует ознакомить с содержанием игровой компьютерной задачи с помощью наглядно-дидактического материала, то есть с помощью традиционного не компьютерного способа освоения нового учебно-игрового материала. Таким образом, занятия за компьютером включаются в общий образовательный процесс в детском саду. При этом педагогом создается предметно-ориентированная среда, аналогичная компьютерной игре, знакомящая ребенка с предметами, персонажами-ролями, ситуациями предстоящей игры. Первая часть занятия помогает понять и актуализировать ее содержание и правила, и успешно выполнить задание. Эта часть занятия позволяет включить компьютерную игру в другие формы игровой деятельности, либо деятельности учебной, конструкторской, музыкальной, трудовой, в зависимости от специфики компьютерной игры.

Основная часть, по нормам, не должна превышать 15 минут. Это время ребенок проводит за компьютером. Педагог кратко объясняет детям цель и правила игры, затем дети самостоятельно выполняют игровые действия.

Заключительная часть состоит из подведения итогов, педагогом дается оценка выполнения заданий, таким образом, закрепляются необходимые понятия и смыслы. Также, педагогом детского сада отмечается работа каждого ребенка за компьютером, поддерживается положительный настрой группы, поддерживается интерес детей к выполнению заданий в компьютерной игре. В самом конце педагог проводит зрительную гимнастику, физические упражнения, мероприятия по релаксации, снижению зрительного и общего утомления.

Описанная структура занятия учитывает комплекс требований к обучению дошкольников, и, таким образом, игра за компьютером в детском саду полностью соответствует психолого-педагогическим и гигиеническим нормам.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары





© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль