Отличия развивающих компьютерных программ от коммерческих компьютерных игр

22

Стиль взаимодействия ребенка с компьютером в развивающей компьютерной программе

Цель коммерческой компьютерной игры – полностью завладеть вниманием игрока, погрузив его в захватывающий сюжет. Ребенок быстро овладевает простыми способами управления и затем лишь отвечает на запросы программы, которая ведет игру. Цель развивающей компьютерной программы совершенно иная, она сделана так, чтобы взаимодействие вел ребенок, и не он отвечал компьютеру, а наоборот, компьютер – ребенку. Различие целей отражается на стиле взаимодействия в процессе игры. В первом случае программа полностью определяет взаимодействие, требует ответов от игрока и задает темп ответов. Успех определяется быстротой реакции, достижение результата зависит от времени ответа, предполагается минимальная степень интерактивности, игрок должен следовать вопросно-ответной или лабиринтной модели игры. Соответственно, падает интеллектуальная активность играющего, он следует по лабиринту или по вопросно-ответной схеме к заранее заданному итогу. Такая игра носит не творческий характер, в лучшем случае, она пригодна для тренинга.

Специально созданные компьютерные игры для детей 5-6 лет, не зависимо от конкретного содержания, реализуют стремление ребенка к творчеству, экспериментированию. Стиль общения такого продукта с игроком характеризуется гибкой структурой взаимодействия, многовариантностью, максимальной степенью интерактивности, свободой игрока в постановке задач. Программа предлагает большой выбор инструментов для решения игровой задачи. В этих условиях повышается интеллектуальная активность игрока, он ведет взаимодействие с компьютером, машина отвечает ребенку, а не наоборот.

Способы усложнения задач в развивающих компьютерных программах

В развивающих компьютерных играх для детей 5-6 лет присутствует не только творческая, но и дидактическая составляющая. Но, в отличие от коммерческих игр, она присутствует там таким образом, чтобы ребенок мог переходить от одного уровня сложности к другому, постепенно закрепляя полученные навыки и знания. Эта этапность, заложенная при разработке, не позволяет перейти на другой уровень без выполнения задания предыдущего уровня. Поэтому иногда в таких специально разработанных программах можно выбирать уровень сложности. Кроме того, для детей разрабатывают адаптивные варианты игровых программ, где продукты сами подстраиваются под игрока, анализируя его прежние ответы, и предлагает новое задание с учетом этих данных. Это значит, что разработка предлагает ребенку достигнуть определенной игровой цели в такой системе условий, которая соответствует его возможностям на данном этапе.

Компьютерные развивающие программы для дошкольников создаются с учетом того, что для детей дошкольного возраста управление компьютером с помощью клавиатуры и мыши является самостоятельной задачей. Решение игровой задачи связано с умением управлять разнообразными ситуациями на дисплее с помощью различных средств управления. Для развития навыков управления компьютером создаются специальные игровые программы, в них предусмотрено постепенное усложнение управлением персонажа на экране. В простейших играх такого типа используются 2-4 клавиши, обычно это «стрелочки» вверх, вниз, вправо, влево и клавиша ввода. Освоив управление персонажами и событиями в простых играх, дети легко переходят к играм, где задействовано большее количество клавиш. При этом часто используют колпачки или наклейки на клавиши. Что касается управления с помощью мыши, то, например, до 5-6 лет детям еще трудно управлять ею, так как еще недостаточно развита координация «глаз-рука». Для развития этой координации создаются специальные разработки.

Системность как свойство развивающих компьютерных программ

В отличие от коммерческих компьютерных продуктов, специальные компьютерные игры для детей 5-6 лет включены в общую систему средств развития дошкольника. Развивающие компьютерные программы либо непосредственно соотносятся с не компьютерными играми, либо позволяют включить компьютерную активность в различные формы деятельности, в учебную, музыкальную, трудовую и т.д. , что позволяет дополнить и расширить систему дошкольного воспитания. Кроме того, специально разработанные компьютерные продукты зачастую включены не только в систему других средств развития ребенка, но и в систему «ребенок – машина», посредством того, что программы запоминают индивидуальную реакцию на условия решения игровых задач и подстраиваются под эту реакцию в своем дальнейшем взаимодействии с игроком.

Системность проявляется и в способе включения детей в игру с использованием развивающих компьютерных программ. Этот процесс организован во времени и включает 3 этапа: знакомство детей с содержанием игровой компьютерной задачи с помощью наглядно-дидактического материала. При этом создаётся определённая предметно-ориентированная среда, аналогичная компьютерной игре, помогающая понять и осуществлять задания на компьютере. Основная часть, 10 - 15 минут, проводится за компьютером. Эта длительность занятия компьютерной игрой  для детей 5-6 лет рекомендована учеными, при условии, что дети практически здоровы, либо имеются функциональные отклонения. Если у ребенка хроническое заболевание, длительность его пребывания за компьютером должна быть сокращена до 7-10 минут. Основная часть включает короткий инструктаж преподавателя, объяснение цели и правил игры, и собственно игровую деятельность. В заключении преподаватель помогает подвести итоги , проводит занятие по релаксации и снижению зрительного и общего утомления, поддерживает положительный настрой, отмечает работу каждого, поддерживая интерес к выполнению заданий на компьютере.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары





© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль