Поддержка образовательных инициатив семьи

249

Волкова И.В., 
воспитатель высшей квалификационной категории МАДОУ «Детский сад № 464 “Лукоморье”» г. Нижнего Новгорода

Поддержка образовательных инициатив детей в различных видах деятельности — один из основных принципов дошкольного образования. Однако не следует забывать о том, что для решения задач ООП ДО большое значение имеет поддержка образовательных инициатив родителей. Какие формы взаимодействия с семьями воспитанников можно использовать с этой целью, рассмотрим в данной статье.

Практика показывает, что взаимопонимание и взаимодействие родителей и педагогов дошкольных образовательных организаций редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд. Результат его для педагога не столько понимание самим родителем, сколько времени он уделяет ребенку, сколько появление желания принимать участие в его воспитании, учиться играть, содержательно проводить с ним время дома и в детском саду.

Основания для поддержки образовательных инициатив в ДОО

К сожалению, часто родители придерживаются мнения, что с момента поступления ребенка в ДОО весь образовательный процесс ложится на педагога. Они интересуются только уходом за ребенком, уверены, что детский сад — место, где воспитатели присматривают за детьми, пока родители на работе.

Поддержка образовательных инициатив семьи

Кроме того, многие мамы считают, что даже формирование у ребенка элементарных навыков по уходу за собой (умение надевать и застегивать одежду, мыть руки, пользоваться носовым платком) — задача воспитателя, что они отдают ребенка в детский сад, чтобы его там «всему научили». Родители аргументируют эту точку зрения тем, что у работников ДОО соответствующее образование и «им за это платят».

Что говорит закон о поддержке образовательных инициатив?

Однако согласно ст. 44 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

Поддержка образовательных инициатив семьи

При этом федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, предусматривает оказание помощи родителям в воспитании детей, обеспечении психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Таким образом, взаимодействие ДОО с семьей должно быть основано на сотрудничестве и при условии открытости детского сада внутрь (у родителей должна быть полная картина о жизни детей в группе) и наружу (у педагогов должна быть информация о семье, условиях воспитания в ней каждого конкретного ребенка).

По мнению известного педагога Л.А. Никитиной, «надо сделать так, чтобы детский сад не подменял родителей, не отторгал их от детей, а соединил их друг с другом, давая возможности для их богатого и тонкого общения и взаимодействия».

Поддержка образовательных инициатив родителей

Кроме того, важной задачей педагогов является сегодня поддержка образовательных инициатив родителей. Например, если они выступают с предложением организовать совместное с детьми мероприятие или поездку, поддержите их, помогите продумать содержание, решить организационные вопросы. Важно вовремя заметить желание родителей подробнее изучить какой-либо вопрос, включиться в образовательный процесс. Не нужно ждать, когда будет соответствующее мероприятие по плану. Гибкость планирования работы в группе, продиктованная современными требованиями, дает возможность педагогам учитывать особенности ситуации.

При таком подходе к взаимодействию с семьями и воспитанники становятся более уверенными в себе, эмоционально отзывчивыми, инициативными, у них формируется положительное отношение к окружающему миру. Они чувствуют себя ближе к воспитателю, т. к. наблюдают его тесное общение с родителями. Они радуются и испытывают чувство гордости, когда родители участвуют в совместных играх и занятиях, видят их интерес и активную позицию.

Поддержка образовательных инициатив семьи

Чтобы изменить ошибочное мнение родителей в отношении задач и принципов работы детского сада, а также поддержать их образовательные инициативы и привлечь к образовательной деятельности ДОО, целью педагогов МАДОУ «Детский сад №  464 „Лукоморье“» г. Нижнего Новгорода стало создание единого образовательного пространства посредством разнообразных форм взаимодействия.

Взаимодействие педагогов и родителей воспитанников осуществляется путем решения следующих задач:

  • установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
  • создание дружеской, позитивной атмосферы, общности интересов, эмоциональной поддержки;
  • активизация и обогащение воспитательных умений родителей;
  • поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.

Поддержка образовательных инициатив семьи

Опираясь на накопленный в практике опыт сотрудничества с семьями воспитанников и вовлечению их в жизнь группы, в ДОО используются разные формы взаимодействия, которые способствуют поддержке образовательных инициатив родителей и эффективному включению их в образовательную деятельность. Остановимся подробнее на некоторых из них.

С чего начинается поддержка образовательных инициатив семьи в ДОО?

Как правило, знакомство с вновь пришедшими детьми и их родителями начинается с беседы и наблюдения за их общением. Родители заполняют опросный лист «Будем знакомы» и анкету «Детский сад: что вы от него ждете?». На основе полученных данных планируется дальнейшее взаимодействие, подбираются такие формы, которые помогут родителям лучше разобраться в вопросах развития ребенка, оценить его достижения, понять сам процесс воспитания.

Помимо традиционной доски объявлений, в группе оформляется стенд «День за днем» с краткой информацией о том, чем ребенок был занят в течение дня, с рекомендациями для родителей. Приложение к стенду — рубрика «Повторяем вместе», где родители знакомятся со стихами, загадками, пальчиковыми и словесными играми и т. д., которые могут повторить дома вместе с детьми.

Поддержка образовательных инициатив семьи

Традицией стало оформление родителями фотоальбома «Будем знакомы», на страницах которого они рассказывают о своем ребенке. Альбом помогает не только педагогу поближе узнать своих воспитанников, но и всем родителям группы познакомиться с другими детьми.

Есть и «Родительская почта», куда члены семей воспитанников опускают просьбы и пожелания, которые в дальнейшем служат темами для консультаций и родительских собраний, круглых столов по обмену опытом семейного воспитания.

Кроме этого, совместно с родителями было решено выпускать групповую газету «Дочки-сыночки».Если в младшей группе инициаторами оформления выступили родители и воспитатель, то в старших группах газета оформляется совместно с детьми. Цель выпуска газеты — сплочение детско-родительского коллектива посредством совместной деятельности.

Названия рубрик говорят сами за себя: «Родительские хитрости» (обмен опытом), «Мамочку и папочку поздравляем с праздничком» (поздравления от детей), «Детский лепет» (детские высказывания), «Наши будни» (фотоколлаж). Газета служит также средством обратной связи: родители размещают в ней статьи о развитии детей, идеи по семейному воспитанию, обмениваются друг с другом опытом.

Совместно с членами семей воспитанников был создан альбом «Почемучка», в котором родители в доступной форме (рисунок и пояснение) дают ответы на детские вопросы: «Почему опадают листья?», «Почему радуга разноцветная?» и т. д. Этот альбом дошкольники рассматривают не только в группе, но и берут домой для обсуждения интересных вопросов с родителями.

В нетрадиционной форме проходят групповые родительские собрания: с показом презентаций, включением аудиозаписи с высказываниями воспитанников, а также в форме мастер-классов, чаепития с угощениями, приготовленными детьми и т. п. Это способствует созданию доверительной атмосферы. Цель родительских собраний не только ознакомительно-организационная. В ходе таких встреч освещаются разные вопросы воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Кроме того, в группах, начиная с младшей, проводятся «Встречи с интересными людьми»,в процессе которых родители знакомят дошкольников со своей работой, сферой деятельности и дают полезные советы по выбору будущей профессии (учитель, стоматолог, военный, библиотекарь и т. д.).

Совместно с детьми родители участвуют в групповых занятиях: «Путешествие в сказку», «Поле чудес», «Морское путешествие» и т. д.

Одна из интересных находок — участие родителей в тех режимных моментах детского сада, куда обычно их не пускают. Например, дети очень любят слушать в аудиозаписи «Мамину песенку»,которая звучит в ходе подготовки к дневному сну. Колыбельные, исполненные мамами воспитанников, помогают им не только заснуть, но создают ощущение, что родители рядом и любят их.

Среди эффективных форм взаимодействия можно выделить «Маршрут выходного дня». Родители воспитанников выступают инициаторами совместных экскурсий и походов: в Музей интерактивной физики, Пожарную часть, библиотеку, а также прогулок. Например, зимой родители, дети и педагоги вместе выезжают на лыжную прогулку в лес.

Поддержка образовательных инициатив семьи

Поддержка образовательных инициатив семьи

Поддержка образовательных инициатив семьи

В качестве примера в приложении представлен конспект совместного досуга «Лыжное путешествие», приуроченного к Дню защитника Отечества, с участием педагога, детей подготовительной группы и их родителей.

В настоящее время родители воспитанников являются активными участниками различных мероприятий, проводимых как в отдельной группе, так и в ДОО в целом («День именинника», «Театральная неделя», «Папа, мама, я — спортивная семья», «Ай да папы!»). Совместно с детьми они участвуют в экологических акциях («Елочка — зеленая иголочка», «Берегите первоцветы», «День Земли»), выставках художественного творчества («Осенняя и зимняя фантазии», «Война глазами детей» и т. д.).

Кроме этого, принимают участие в различных конкурсах: городских («Двор, в котором я мечтаю жить», «Кормушка для птиц», «Новогодняя игрушка»), всероссийских (фотоконкурс «Моя семья») и даже международных («Бабушка рядышком с дедушкой»), занимая в них призовые места.

Семьи воспитанников занимаются благоустройством и озеленением территории ДОО (посадкой деревьев, оформлением клумб и т. д.), а зимой сооружают постройки и скульптуры из снега с целью создания благоприятных условий для двигательной активности дошкольников.

Поддержка образовательных инициатив позволяет сблизить детей и родителей

Совместные мероприятия сближают не только родителей и детей, но и взрослых между собой. Однако не все родители осознают значение своего включения в жизнь ДОО, несмотря на масштаб проводимой педагогами работы. Некоторые из них, ссылаясь на усталость или занятость, отказываются участвовать в совместной с детьми деятельности. В таких случаях возникает необходимость использовать нестандартный подход к решению проблемы. Например, можно организовать акцию «Гость группы»: члену семьи предлагается прийти в группу как гостю, чтобы посмотреть со стороны на повседневную жизнь своего ребенка, понять интересы его и других детей. На такое приглашение многие отвечают согласием, ведь от них ничего не требуется, только найти для этого время. Наблюдая за ребенком в условиях группы, у родителей возникает желание пересмотреть отношение к своей занятости и чаще приходить в детский сад, участвовать в различных мероприятиях.

Нередко приходится прибегать и к «педагогической хитрости». Тем родителям, кто особенно сторонится участия в образовательном процессе, предлагаются на первый взгляд незначительные поручения, без выполнения которых «невозможно» провести то или иное мероприятие (убрать тяжелую ширму во время театрализованного представления, вынести необходимые атрибуты на праздновании дня рождения кого-либо из детей и т. п.). Выполняя такие маленькие просьбы, поручения и видя результат своего вклада в общее дело, взрослые начинают активно проявлять интерес к жизни ДОО, выступать с предложением о помощи, а впоследствии и со своими творческими идеями.

Подводя итог, можно сказать, что использование разнообразных форм работы с родителями создает позитивную эмоциональную атмосферу в коллективе взрослых, окружающих ребенка. Мамы и папы осознают, что вовлечение родителей в образовательную деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это нужно для развития ребенка. Тем самым начинают проявлять больше инициативы.

Чем лучше налажено общение между семьей и детским садом, тем большую поддержку получит ребенок, тем жизнь его будет полна позитивными впечатлениями, любовью, доверием к окружению.

Поддержка образовательных инициатив семьи

Приложение

Конспект совместного досуга «Лыжное путешествие»,
приуроченного к Дню защитника Отечества, с участием педагога,
детей подготовительной группы и их родителей

Цели:

  • укрепление здоровья детей, развитие двигательной активности;
  • приобщение к здоровому образу жизни посредством организации занятий зимними видами спорта;
  • создание веселой, доброжелательной атмосферы, способствующей сближению детей, родителей и воспитателей.

Предварительная работа:

  • сочинение и разучивание частушек, посвященных папам (совместно мамы и дети);
  • изготовление памятных медалей семьям участников (воспитатель);
  • проведение с детьми в группе игры «12 записок» (воспитатель и мамы воспитанников);
  • беседа о правилах поведения в лесу и на лыжах (воспитатель);
  • ситуативный разговор на тему «Почему полезно кататься на лыжах?» (воспитатель);
  • беседа на тему «23 февраля — День защитника Отечества» (воспитатель);
  • сочинение рассказов детьми на тему «Мой папа в армии служил» (совместно мамы и дети);
  • консультация для родителей «Прогулка на лыжах всей семьей» (воспитатель).

Оборудование: лыжи (по количеству участников); ледянки (по количеству детей); записки для игры «12 записок»; сундучок с призами (по количеству семей); медали для участников лыжной прогулки; подарки для пап; аудиоаппаратура.

Ход досуга:

(Воспитатель, дошкольники и их родители собираются около детского сада.)

Воспитатель: Здравствуйте, ребята и уважаемые родители! Рада видеть вас в этот зимний воскресный день. Приглашаю отправиться вместе на лыжную прогулку в лес. Ребята, вы готовы?

Дети: Да!

Воспитатель: А родители готовы?

Родители: Да!

Воспитатель: Тогда в путь!

(Учитывая то, что для проведения совместной лыжной прогулки требуется определенное оборудование, участники мероприятия едут до леса на машинах и везут с собой все необходимое.)

Воспитатель: Мы в зимнем сосновом лесу! Посмотрите, как здесь красиво. А какой чистый, целебный воздух! Давайте глубоко вдохнем его.

(Участники некоторое время отдыхают, затем достают необходимое для лыжной прогулки оборудование.)

Воспитатель: Предлагаю отправиться в глубь леса и полюбоваться его красотой.

Движение по маршруту «На лыжах до привала»

Участники надевают лыжи и проходят по заранее намеченному маршруту. Взрослые помогают детям, иногда наоборот, ведь поскользнуться и упасть в сугроб может каждый, даже сильный папа. И, конечно, участники стараются догнать и обогнать друг друга.

Воспитатель:
Мы прошли немалый путь,
Предлагаю отдохнуть!

«Привал»

Папа одного из воспитанников:
Ребята, отгадайте загадку:
Лепит всюду детвора
Комья снежные с утра.
Шар на шар поставив ловко,
Прикрепили нос-морковку,
Вот метла и воротник —
Получился…

Дети: Снеговик!

(Во время привала дети и взрослые лепят лесного снеговика. Затем проводится игра «12 записок».)

Игра «12 записок»

Мамы воспитанников заранее прячут 12 записок в укромных местах: под ледянкой, на ветке дерева, среди сосновых шишек, в кармане воспитателя, капюшонах детей. Воспитатель незаметно для других участников вкладывает в руку снеговика конверт с посланием. Папа одного из воспитанников находит его и читает: «Ребята, поиграйте со мной в игру „12 записок“. В конце игры вас ждет сюрприз — мой волшебный сундучок. Первая записка спрятана у одного из вас в капюшоне».
Папы с детьми ищут все записки и по окончании игры находят сундучок с призами.

Воспитатель: Мы славно потрудились и проголодались. Не пора ли подкрепиться?

Чаепитие «Мамины блиночки»

Мама одного из воспитанников:
Отгадайте, дети, какое угощение мы приготовили для вас?
Их готовить нелегко:
Яйца, соль и молоко,
Сахар, дрожжи и мука —
Все взбивается слегка.
В сковородке выпекаем,
Сладким медом поливаем.
Будут с маслицем вкусны
Аппетитные…

Дети: Блины!

(Пока участники прогулки едят блины, воспитатель (или мама одного из воспитанников) проводит познавательную беседу об этом русском национальном блюде: его происхождении, традициях употребления и т. д.).

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ БЕСЕДЫ О БЛИНАХ

Блины считаются одним из самых любимых русских блюд. Они появились на Руси очень давно, но история их создания покрыта тайной. Существует много версий возникновения этого кулинарного изделия. Вот одна из них: однажды, разогревая овсяный кисель, зазевался русский повар, и кисель поджарился, зарумянился — так получился первый блин.
В каждой семье имелся свой рецепт приготовления блинов, его передавали из поколения в поколение. Во время Масленицы народ ел блины с утра до вечера. На улицах продавались блины с грибами, селедкой, икрой, сметаной, медом, вареньем.
Приготовление блинов считается особым искусством. Опару (первичную основу для блинов — смесь воды, муки и дрожжей) стряпухи готовили с особыми обрядами. Одни делали ее из снега на дворе, когда выйдет месяц, приговаривая: «Месяц, ты, месяц, золотые твои рожки! Взгляни в окошко, подуй на опару». Считалось, что от этого блины становятся белыми и рыхлыми. Другие выходили вечером готовить опару на речку, колодец или озеро, когда появятся звезды. Приготовление первой опары держалось в тайне от всех домашних и посторонних.
​А знаете ли вы, что по традиции блины надо есть только руками? Если проткнешь блин вилкой или разрежешь ножом — накличешь беду, т. к. блин символизирует солнце. Блины можно сворачивать, скручивать, отрывать кусочки — но только руками!

Воспитатель: Предлагаю вам, ребята и уважаемые родители, продолжить веселье в зимнем лесу и вместе покататься со снежной горки.

Развлечение «Покатилась с горочки дружная „восьмерочка“!»

Проводится катание с горки на ледянках. Последнее слово в названии развлечения соответствует номеру группы детей. Воспитанники встают в пару со своими папами или мамами, затем садятся на ледянку. На счет «раз-два-три» взрослые берут ледянку за веревку и катят ребенка с горы. В каждой паре выбирается победитель: кто быстрее доехал до условной линии.

Воспитатель: А теперь посмотрим, кто шустрее и проворнее: папы или дети?

Соревнования «Веселые старты!»

Участники делятся на две команды: взрослые (папы) и дети. Проводятся следующие эстафеты:

  • «Попади в цель» (метание снежков в цель);
  • «Не задень» (прохождение ползком через импровизированные ворота, сооруженные из лыжных палок);
  • «Кто быстрее?» (наполнение ведер сосновыми шишками);
  • «С ветерком на ледяночке!» (соревнуются пары (папа и ребенок) в быстроте и ловкости по катанию детей на ледянках).

Мама одного из воспитанников (обращается к папам):
Пока вы весело играли,
Мы тоже время не теряли.
Спешит поздравить вся семья
Вас с 23 февраля.
А ну, ребята, помогайте,
Частушки звонко запевайте!

Исполнение частушек «Лесной концерт»

В качестве сюрпризного момента дети исполняют поздравительные частушки для пап, которые они заранее сочинили вместе с мамами к Дню защитника Отечества.

1-й ребенок:
Поздравляем мы тебя
С 23 февраля!
Ты защитник наш родной,
И спокойно нам с тобой.

2-й ребенок:
Руки папы моего —
Просто загляденье!
Мы кормушку смастерили
Всем на удивленье.

3-й ребенок:
Мой папуля любит в речке
Много рыбы наловить.
Принесет домой улов,
Станем мы уху варить.

4-й ребенок:
Мой папуля лучше всех,
У него во всем успех:
Может рыбы наловить,
Кран на кухне починить.

5-й ребенок:
Папа может что угодно:
Красить, копать грядки,
А на велике гоняет —
Аж сверкают пятки.

6-й ребенок:
Папа мой — болельщик знатный,
Обожает он футбол.
Днем и ночью у экрана
Он кричит: «Забейте гол!»

7-й ребенок:
Папа — бывший пограничник,
На заставе он стоял.
Знает все приемы самбо,
Он меня им обучал.

8-й ребенок:
Папа мой веселый самый,
Умный, добрый, юморной.
Жду всегда я, чтоб скорее
Шел с работы он домой.

Воспитатель: Наше путешествие подходит к концу. На память о нем вручаю вам памятные медали за сплоченность, творчество, активность и бодрость духа. Отдельные слова благодарности хочу сказать родителям, которые так чудесно организовали этот отдых.

«Церемония награждения»

Всем участникам лыжного путешествия вручаются памятные медали. Делается общая фотография.

Движение по маршруту «В обратный путь»

Воспитатель: К сожалению, нам пора отправляться в обратный путь. Понравилось ли вам наше путешествие? Что больше всего запомнилось?

(Дети и взрослые делятся своими впечатлениями, затем надевают лыжи и отправляются к месту парковки машин.)

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам вместе с родителями нарисовать самые яркие моменты сегодняшнего дня для альбома «Наша дружная „Восьмерочка“».

(Дети и родители прощаются, разъезжаются по домам. В течение следующей недели инициативная группа родителей делает стенгазету о зимней прогулке и оформляет выставку совместных рисунков.)



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль