Детский творческий проект в детском саду «У солнышка в гостях»

324

Панкина Т.В., 
музыкальный руководитель ГБОУ СОШ № 777, дошкольное отделение № 3, г. Москва

Легко ли сформировать интерес к музыкально-театральному искусству? Детский творческий проект в детском саду этому поспособствует.

Детский творческий проект  в детском саду «У солнышка в гостях»
Воспользуйтесь успешным опытом вашего коллеги в обучении детей самостоятельно подбирать музыкальные произведения и пластику для отражения характера героев сказки.

Детский творческий проект  в детском саду «У солнышка в гостях»

В публикуемом материале вы найдете паспорт детского творческого проекта в детском саду, перечень музыкального материала к хмурому настроению неба, для Цыплят, Сороки, Улитки, Зайца, Утки, Ёжика, Месяца и сонного Солнышка, план работы над проектом и готовый сценарий музыкального спектакля для показа в детском саду.

Этапы работы детского творческого проекта в детском саду

этап I. Подготовительный

Просмотр сказок и выбор педагогом словацкой сказки «У Солнышка в гостях».

Подбор видеоматериала по сказке без музыки и движений, только картинки с сопровождением текста рассказчиком.

Подбор музыкального материала к героям сказки из музыкального репертуара программы «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой (приложение 1).

этап II. Основной

Погружение в проект: обсуждение темы, определение мотивов участия детей в предстоящей деятельности (приложение 2).

Игровая мотивация: дети смотрят видеофильм словацкой сказки «У Солнышка в гостях».

Музыкальный руководитель (читает текст сказки, на экране чередуются картинки):
Чего не хватает в этой сказке, чтобы она была интереснее?

Дети: Музыки, движения героев.

Музыкальный руководитель:
Чем нам может помочь музыка и движения героев?

Дети: Рассказать о характере героев.

Музыкальный руководитель:
А если мы подберём музыку, мы сможем героям сказки добавить движения? Что получится?

Дети: Получится мультик.

Музыкальный руководитель:
А вы сможете сделать мультфильм?

Дети: Нет, мы не умеем делать мультфильмы.

Музыкальный руководитель:
А что вы можете?

Дети: Мы можем сами показать эти движения и всю сказку.

Музыкальный руководитель:
А кому вы покажете сказку?

Дети: Для всех детей детского сада и их родителей!

Музыкальный руководитель:
Что нужно для того, чтобы показать музыкальную сказку?

Дети: Для этого нужно выучить слова, подобрать музыку, разучить движения героев сказки, приготовить костюмы.

Этап III. Заключительный

Презентация проекта. Музыкальный спектакль «У Солнышка в гостях» для детей детского сада (приложение 3).

Приложение 1

ВЫБОР МУЗЫКАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА К ГЕРОЯМ СКАЗКИ
ИЗ ПРОГРАММЫ «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШЕДЕВРЫ» О. П. РАДЫНОВОЙ

Прослушивание музыки, выбранной педагогом для сравнения

Ответы детей

Музыкальные произведения, выбранные детьми

Хмурое настроение неба

Диск № 8, трек 24
Л. Бетховен. 6-я симфония, «Пасторальная», 4-я часть

Не подходит: музыка громкая, грозная, страшная, звучат барабаны

Г. Свиридов «Весна и осень» (Осень) (диск № 8, трек 39). Нет у цыплят настроения

Диск № 8, трек 39
Г. Свиридов «Весна и осень» (Весна)

Не подходит: музыка светлая, нежная, радостная

Диск № 8, трек 39
Г. Свиридов «Весна и осень» (Осень)

Подходит: музыка нежная, печальная, задумчивая, грустная

Цыплята

Диск № 6, трек 4
Н. Римский-Корсаков. Марш из оперы «Сказка о царе Салтане»

Подходит: музыка светлая, танцевальная, забавная

Дети шагают под музыку, выбирают:П. Чайковский «Маленький марш» из сюиты № 1 ре минор (диск № 6, трек 3), потому что в ней слышится, как пищат цыплята. Цыплята маленькие, пушистые, быстро бегают на маленьких лапках, очень тихо пищат. Музыка должна быть нежной, звонкой, весёлой, светлой

Диск № 6, трек 3
П. Чайковский «Маленький марш» из сюиты № 1 ре минор

Подходит: музыка лёгкая, прыгучая, скачущая

Диск № 6, трек 21
Д. Россини — О. Респиги. Марш «Волшебный магазин игрушек»

Подходит: музыка добрая, солнечная, танцевальная

Сорока

Диск № 7, трек 19 
М. Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов»

Подходит: слышится, как тараторит сорока

Дети изображают сороку, помогая при прослушивании руками. Выбирают: М. Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов» (диск № 7, трек 19)

Диск № 7, трек 13
Л. Дакен «Кукушка»

Не подходит: слышится пение кукушки

Диск № 7, трек 24 Э. Григ «Птичка»

Не подходит: слышится пение маленькой птички

Улитка

Диск № 5, трек 34
И. Альбенис «Танго»

Подходит: музыка важная, неторопливая, серьёзная

И. Альбенис «Танго» (диск № 5, трек 34), потому что в ней «Улитка важная»

Диск № 5, трек 24
Э. Григ «Танец Анитры» (Пер Гюнт)

Не подходит: музыка колкая, тревожная, беспокойная

Диск № 5, трек 27
А. Дворжак «Славянский танец»

Не подходит: музыка торжественная, праздничная, звонкая

Заяц

Диск № 7, трек 39
С. Прокофьев «Ходит месяц над лугами»

Не подходит: музыка спокойная, неторопливая

М. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке» (диск № 7, трек 36)

Диск № 7, трек 43
К. Дебюсси «Лунный свет»

Не подходит

Диск № 7, трек 36 
М. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке» (фрагмент)

Подходит: музыка важная, радушная, гостеприимная

Утка

Диск № 10, трек № 27
С. Прокофьев «Петя и Волк» («Утка»)

Подходит: музыка изображает, как ходит утка, переваливается с ноги на ногу

С. Прокофьев «Петя и Волк» («Утка») (диск № 10, трек № 27)

Диск № 10, трек № 37
С. Прокофьев «Петя и Волк» («Волк»)

Не подходит: мрачная, грубая, тяжёлая

Диск № 10, трек № 49
С. Прокофьев «Петя и Волк» («Шествие»)

Не подходит: маршевая, праздничная, торжественная

Ёжик

Диск № 5, трек № 5
И. Штраус «Полька-пиццикато»

Подходит: музыка остренькая, отрывистая, колючая

И. Штраус «Полька-пиццикато» (диск № 5, трек № 5)

Диск № 5, трек № 11
Д. Россини — О. Респиги «Волшебный магазин игрушек» Тарантелла

Не подходит: музыка быстрая, волшебная

Диск № 5, трек № 17 
Ж. Бизе «Галоп»

Не подходит: музыка стремительная, бойкая

Месяц

Диск № 6, трек 6
С. Прокофьев «Марш»

Подходит: музыка сначала осторожная, потом бодрая, чёткая

С. Прокофьев «Марш» (диск № 6, трек 6)

Диск № 6, трек 10
Г. Персел «Рондо из сюиты»

Не подходит: музыка немного хмурая, обиженная, задумчивая

Диск № 6, трек 27
И. Штраус. Входной марш из оперетты «Цыганский барон»

Не подходит: военная, отчётливая, праздничная, парадная

Сонное Солнышко

Диск № 1, трек 45 
А А. Рубинштейн «Мелодия»

Подходит: музыка медленная, протяжная, недовольная

А. Рубинштейн «Мелодия» (выбор большинством голосов)

Диск № 5, трек 15
Д. Россини — О. Респиги. Медленный вальс «Волшебный магазин игрушек»

Подходит: музыка мечтательная, задумчивая, плавная

Диск № 5, трек 19
А. Лядов «Полонез» (Памяти Пушкина)

Не подходит: музыка торжественная, военная, солдатская, твёрдая

Солнышко

Диск № 8, трек 18
Э. Григ «Весной»

Не подходит: музыка светлая, лёгкая, мечтательная, затем встревоженная, беспокойная

Э. Григ «Утро» (Пер Гюнт) (диск № 7, трек 32): в ней изображается, как восходит солнце

Диск № 8, трек 29 
М. Глинка «Баркарола»

Не подходит: волшебная, таинственная, тревожная

Диск № 7, трек 32
Э. Григ «Утро» (Пер Гюнт)

Подходит: музыка сначала спокойная, затем радостная, светлая, солнечная

Приложение 2

ПЛАН РАБОТЫ

Дата

Форма работы

Тема,
цель,
содержание

Участники

Ответствен-
ные

Практический результат

12.01.
2015

Беседа

Тема:
показ видеосказки «У солнышка в гостях» без музыкального сопровождения и движения героев (картинки).
Цель:
побудить детей к решению дополнить сказку музыкой и движениями героев.
Содержание:
просмотр видеосказки, беседа о том, что нужно, чтобы сказка была интереснее

Дети
подгото-
вительных
групп

Музыкаль-ный руководи-тель

Решение детьми подобрать музыку, придумать движения и показать сказку своими силами детям детского сада

15.01.
2015

Беседа

Тема:
подбор музыкальных произведений к героям сказки: тучки и цыплята.
Цель:
выбрать соответствующее настроению музыкальное произведение.
Содержание:
прослушивание музыкальных произведений, беседа о характере музыки, отражающей настроение героев, просмотр видеосюжетов с поведением и повадками цыплят, просмотр картинок хмурого неба, индивидуальный показ пластического этюда, отражающего характер и настроение героев

Дети
подгото-
вительных
групп

Музыкаль-ный руководи-тель

Выбор музыкальных произведений из предложенных педагогом, реализация творческого самовыражения в пластическом этюде

19.01.
2015

Беседа

Тема:
подбор музыкальных произведений к героям сказки: улитки и сороки.
Цель:
выбрать соответствующее настроению музыкальное произведение.
Содержание:
прослушивание музыкальных произведений, беседа о характере музыки, отражающей настроение героев, просмотр видеосюжетов с поведением и повадками улитки и сороки, индивидуальный показ пластического этюда, отражающего характер и настроение героев

Дети
подгото-
вительных
групп

Музыкаль-ный руководи-тель

Выбор
музыкальных произведений из предложенных педагогом, реализация творческого самовыражения в пластическом этюде

22.01.
2015

Беседа

Тема:
подбор музыкальных произведений к героям сказки: ёжик, заяц и утка.
Цель: 
выбрать соответствующее настроению музыкальное произведение.
Содержание:
прослушивание музыкальных произведений, беседа о характере музыки, отражающей настроение героев, просмотр видеосюжетов с поведением и повадками ёжика, зайца и утки, индивидуальный показ пластического этюда, отражающего характер и настроение героев

Дети
подгото-
вительных
групп

Музыкаль-ный руководи-тель

Выбор
музыкальных произведений из предложенных педагогом, реализация творческого самовыражения в пластическом этюде

23.01–19.02.
2015

Беседа, спектакль

Тема:
музыкальная сказка.
Цель:
выучить с детьми текст героев сказки, расширить представления детей о музыкальных спектаклях.
Содержание: 
дети с воспитателями учат диалоги героев сказки, родители с детьми посещают театр, где смотрят музыкальную сказку или мюзикл

Дети
подгото-
вительных
групп

Воспитатели, родители

Знание детьми диалогов героев сказки, посещение музыкальной сказки или мюзикла с родителями

26.01.
2015

Беседа

Тема:
подбор музыкальных произведений к героям сказки: солнышко и месяц.
Цель:
выбрать соответствующее настроению музыкальное произведение.
Содержание:
прослушивание музыкальных произведений, беседа о характере музыки, отражающей настроение героев, индивидуальный показ пластического этюда, отражающего характер и настроение героев

Дети
подгото-
вительных
групп

Музыкаль-ный руководи-тель

Выбор
музыкальных произведений из предложенных педагогом, реализация творческого самовыражения в пластическом этюде

29.01.
2015

Беседа

Тема:
распределение ролей между детьми.
Цель:
способствовать критичному оцениванию выступления и распределению ролей.
Содержание:
подгруппа детей по желанию составляет танцевальные композиции героев сказки, другая подгруппа выбирает понравившееся выступление

Дети
подгото-
вительных
групп

Музыкальный руководитель

Распределение ролей между детьми

05.02.
2015

Концерт-беседа

Тема:
образы птиц и животных в музыке.
Цель:
обогащать музыкальные впечатления детей.
Содержание:
просмотр выступлений учащихся детской музыкальной школы (далее — ДМШ), рассказ педагога ДМШ о музыке

Учащиеся
ДМШ,
дети
детского
сада

Педагог ДМШ

Расширение музыкального кругозора дошкольников

12.02.
2015

Подготовка к презен-
тации
проекта

Тема: разучивание музыкальной сказки.
Цель: закрепить знания детьми текста и диалогов, развивать умение ориентироваться в пространстве по ходу сказки.
Содержание: ход спектакля

Дети
подгото-
вительных
групп

Музыкаль-ный руководи-тель

Ход спектакля с диалогами

16.02.
2015

Подготовка к презен-
тации
проекта

Тема:
разучивание музыкальной сказки.
Цель:
развивать умение точно подбирать мимику, жесты для отражения характера героев.
Содержание:
по ходу разучивания сказки обращаем внимание на мимику лица, движения рук, характерные для животных и соответствующие настроению музыки

Дети
подгото-
вительных
групп

Музыкаль-ный руководи-тель

Ход спектакля с танцевальными движениями и диалогами

19.02.
2015

Беседа

Тема:
рассказы детей о посещении музыкальных спектаклей с родителями.
Цель:
развивать интерес к музыкально-театральному искусству.
Содержание:
рассказы детей о содержании спектаклей и наиболее понравившихся музыкальных номеров

Дети
подгото-
вительных
групп

Музыкаль-ный руководи-тель

Решение детей показать свою сказку другим детям так же красиво и интересно, как видели на сцене театра

10.03.
2015

НОД

Тема: костюм для сказки.
Цель: придумать эскиз костюма для выступления и нарисовать его.
Содержание: дети рисуют костюм, который хотели бы надеть на выступление

Дети
подгото-
вительных
групп

Воспитатели групп

Рисунки с изображе-
ниями костюмов
для сказки

12.03.
2015, 17.03.
2015

Подготовка к презен-
тации
проекта

Тема:
игра музыкальной сказки.
Цель:
развивать умения детей согласовывать действия между собой, ориентироваться в пространстве.
Содержание: 
ход спектакля

Дети подготовительных групп

Музыкаль-ный руководи-тель

Ход спектакля с танцевальными движениями и диалогами

19.03.
2015, 23.03.
2015

Подготовка к презен-
тации
проекта

Тема:
игра музыкальной сказки в костюмах.
Цель:
закреплять умения детей, поддержать эмоциональный настрой перед презентацией проекта.
Содержание:
ход спектакля

Дети
подгото-
вительных
групп

Музыкаль-ный руководи-тель

Ход спектакля с танцевальными движениями и диалогами

Приложение 3

У СОЛНЫШКА В ГОСТЯХ.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ СПЕКТАКЛЬ
ПО МОТИВАМ ОДНОИМЕННОЙ СЛОВАЦКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ

Действующие лица: Тучки, Цыплята, Курица, Сорока, Улитка, Ёж, Заяц, Утка, Месяц, Солнышко.
Исполнители: Дети подготовительной группы.

Ход мероприятия

Ведущий: Однажды большие тучи занавесили небо. Солнце три дня не показывалось. Заскучали Цыплята без солнечного света.

(Звучит Г. Свиридов. Времена года «Весна и осень» (Осень). Исполняется танец Тучек.)

Цыплята: Куда это Солнышко девалось? Нужно его поскорее на небо вернуть.

Курица: Где же вы его найдёте? Разве вы знаете, где оно живёт?

Цыплята: Знать-то мы не знаем, а кого встретим, того спросим.

Ведущий: Собрала их наседка в дорогу. Дала мешочек и сумочку. В мешочке — зёрнышко. В сумочке — маковинка. Отправились Цыплята.

(Звучит П. Чайковский «Маленький марш» из сюиты № 1 ре минор). Исполняется танец Цыплят.)

Ведущий: Шли-шли и видят: в огороде за кочаном капусты сидит Улитка. Сама большая, рогатая, а на спине хатка стоит.

(Звучит И. Альбенис «Танго». Исполняется танцевальная композиция Улитки.)

Цыплята: Улитка, Улитка, не знаешь ли, где Солнышко живёт?

Улитка: Не знаю. Вон на плетне Сорока сидит, может, она знает.

Ведущий: А Сорока ждать не стала, пока к ней Цыплята подойдут. Подлетела к ним, затараторила, затрещала.

(Звучит М. Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов». Исполняется танец Сороки.)

Сорока: Цыплята, куда вы идёте, куда? Куда вы, Цыплята, идёте, куда?

Цыплята: Да вот Солнышко скрылось. Три дня его на небе не было. Идём его искать.

Сорока:И я пойду с вами! И я пойду с вами! И я пойду с вами!

Цыплята: А ты знаешь, где Солнышко живёт?

Сорока: Я-то не знаю, а Заяц, может, знает: он по соседству, за межой, живёт.

Ведущий: Отправились все вместе к Зайцу.

(Звучит П. Чайковский «Маленький марш» из сюиты № 1 ре минор.)

Ведущий: Увидел Заяц, что к нему гости идут, поправил шапку, вытер усы и пошире ворота распахнул.

(Звучит М. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке». Исполняется танцевальная композиция Зайца.)

Все: Заяц, Заяц, не знаешь ли, где Солнышко живёт? Мы его ищем.

Заяц: Я-то не знаю, а вот моя соседка Утка, та, наверное, знает: она около ручья, в камышах, живёт.

Ведущий: Повёл Заяц всех к ручью.

(Звучит П. Чайковский «Маленький марш» из сюиты № 1 ре минор.)

Заяц: Эй, соседка, ты дома или нет?

(Звучит С. Прокофьев «Утка» (Симфоническая сюита «Петя и Волк»). Исполняется танец Утки.)

Утка: Дома, дома! Всё никак не могу просушить мокрые пёрышки — Солнца-то три дня не было.

Цыплята: А мы как раз Солнышко идём искать! Не знаешь ли, где оно живёт?

Утка: Я-то не знаю, а вот за ручьём под дуплистым буком Ёж живёт — он знает.

Ведущий: Пошли они Ежа искать.

(Звучит П. Чайковский «Маленький марш» из сюиты № 1 ре минор.)

А Ёж сидел под буком и дремал.

(Звучит И. Штраус «Полька-пиццикато». Исполняется танец Ежа.)

Все: Ёжик, Ёжик, ты не знаешь, где Солнышко живёт? Три дня его не было на небе, уж не захворало ли?

Ёж: Как не знать! Знаю, где Солнышко живёт. За буком — большая гора. На горе — большое облако. Над облаком — серебристый Месяц, а там и до Солнца рукой подать!

Ведущий: Взял Ёж палку, нахлобучил шапку и пошагал впереди всех дорогу показывать.

(Звучит П. Чайковский «Маленький марш» из сюиты № 1 ре минор.)

Вот пришли они на макушку высокой горы. А Месяц увидел их и поскорее засветил свой серебряный рожок.

(Звучит С. Прокофьев «Марш». Исполняется танец Месяца.)

Все: Месяц, Месяц, покажи нам, где Солнышко живёт! Три дня его не было на небе, соскучились мы без него.

Ведущий: Привёл их Месяц к воротам Солнцева дома.

(Звучит С. Прокофьев «Марш».)

Ведущий: А у Солнышка в доме темно, света нет: заспалось, видно, Солнышко и просыпаться не хочет.

Тут Сорока затрещала, Цыплята запищали, Утка закрякала, Заяц ушами захлопал, а Ёж палочкой застучал.

Все: Солнышко-вёдрышко, выгляни, высвети!

(Звучит А. Рубинштейн «Мелодия». Исполняется танец Солнышка.)

Солнышко: Кто под окошком кричит? Кто мне спать мешает?

Все: Это мы, Цыплята, да Сорока, да Заяц, да Утка, да Ёж. Пришли тебя будить: утро настало.

Цыплята: Ох, ох!.. Да как мне на небо выглянуть? Три дня меня тучи прятали, три дня собой заслоняли, я теперь и заблестеть не смогу…

Ведущий: Услыхал про это Заяц — схватил ведро и давай воду таскать. Услыхала про это Утка — давай Солнце водой умывать. А Сорока — полотенцем вытирать. А Ёж давай колючей щетиной начищать. А Цыплята — те стали с Солнышка соринки смахивать.

(Звучит И. Бах «Шутка». Исполняется танец героев по тексту.)

Ведущий: Выглянуло Солнце на небо, чистое, ясное да золотое.

И всюду стало светло и тепло.

(Звучит Э. Григ «Утро» (Сюита «Пер Гюнт») Танцевальные композиции всех героев сказки.)

Ведущий: Вышла погреться на солнышке и Курица. Вышла, закудахтала, Цыплят к себе подзывает. А Цыплята тут как тут. По двору бегают, зёрна ищут, на солнышке греются. Кто не верит, пусть посмотрит: бегают по двору Цыплята или нет.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары





© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль