Формирование устной речи дошкольников с нарушениями слуха

38

Формирование устной речи дошкольников с нарушениями слуха

С 2000 г. в нашем детском саду ведется целенаправленная систематическая работа по реабилитации детей с нарушениями слуха, протезированных современными цифровыми слуховыми аппаратами, и глухих детей, носителей кохлеарных имплан­тов. Цифровые аппараты позволяют малышу качественнее слышать речь окружаю­щих, способствуют развитию устной речи, дают возможность использовать ее для коммуникации.

Кохлеарная имплантация - эффективный метод слухоречевой реабилитации детей с нарушениями слуха, который позволяет крохе впервые слышать, в т. ч. и тихие звуки, но не автоматически понимать речь, гово­рить, общаться. После имплантации требуется слухоречевая реабилитация. (Например, мы не понимаем китайский язык, хотя отлично слышим его и даже можем повторить отдельные слова.)

Наш коллектив работает в режиме инновационной деятельности уже много лет, детский сад является республиканской экспериментальной площадкой по теме «Социализация детей с нарушениями слуха в условиях инклюзивно-образователь­ной среды совместно с общеобразовательной школой № 77». Научное сопровожде­ние эксперимента осуществляется учеными кафедры педагогики и педагогической психологии Удмуртского государственного университета.

Опыт работы подтверждает мнение западных и отечественных сурдопсихологов о том, что дошкольник с нарушениями слуха, протезированный цифровым слуховым ап­паратом или носящий кохлеарный имплант, при включении в систему инклюзивного образования способен овладеть устной речью и языком.

Предлагаемый опыт работы экономически выгоден. Педагогические условия дет­ского сада - небольшое количество воспитанников в группе (есть возможность для индивидуальной работы), состоящие в штате учителя-логопеды, учитель-дефекто­лог (сурдопедагог) - достаточны для того, чтобы обеспечить полноценную социаль­ную реабилитацию детей с нарушениями слуха. 

Пространство для реабилитации детей с нарушениями слуха

В детском саду создана гибкая, вариативная, поддерживающая педагогическая среда, способствующая решению задач речевого, познавательного и личностного развития дошкольника с нарушением слуха.

В 2013 г. в рамках республиканской программы «Доступная среда» помещения дет­ского сада были оборудованы индукционными системами для слабослышащих де­тей. Индукционный усилитель используется наряду со слуховыми аппаратами и кох­леарными имплантами, обеспечивает передачу речи, четкость речевого сигнала в шумной обстановке на 15-20 м, что позволяет дошкольникам с нарушениями слуха участво­вать во всех видах деятельности.

Дошкольник с нарушением слуха может и должен развиваться наравне и вместе с другими детьми, несмотря на то, что он требует специального внимания педагогов, некоторой перестройки образовательного процесса и усиленной работы родителей.

Основу реабилитационного процесса составляют принци­пы инклюзии: для каждого воспитанника разрабатываются усло­вия, соответствующие его потребностям и возможностям с учетом зоны ближайшего развития.

Практика инклюзивного образовательного процесса строится исходя из следующих положений:

1.Слабослышащий малыш и ребенок с кохлеарным имплантом осваивают общую для всех детей программу, что является важным условием их включения в жизнеде­ятельность детского коллектива и способствует успешной адаптации.

2. Дошкольник с нарушением слуха при сохранном интеллекте обладает колоссаль­ными компенсаторными возможностями. Важно их использовать, реализуя преиму­щества соответствующего образовательно-воспитательного процесса. Он как правило, легко адаптируется к социальной среде, однако требует организации поддерживающего пространства и специального сопровождения.

3.Для дошкольника с нарушениями слуха необходим индивидуальный образователь­ный маршрут, учитывающий его совместную деятельность с другими воспитанника­ми и организацию индивидуальной работы в зависимости от особенностей здоро­вья и индивидуальных возможностей.Маршрут должен быть гибким, ориентированным на зону ближайшего развития воспитанника, предусматривающим формирование речевых умений.

4.Все специалисты и педагоги должны тесно взаимодействовать. Работа должна строиться по командному принципу, при этом необходимо коллективно определять цели и задачи деятельности в отношении каждого воспитанника.

5.Родители как полноправные члены команды должны принимать активное уча­стие в обсуждении педагогического и коррекционного процессов. Специалистам необходимо обучать родителей методам и приемам воспитания крохи с нарушен­ным слухом в домашних условиях семьи.В детском саду работают творческие группы родителей и специалистов. В ходе ин­дивидуальных бесед обсуждаются достижения и затруднения малыша, его личност­ные особенности, сформированные речевые и социальные умения, корректируется образовательный маршрут. Подобная форма работы оказывает психологическую поддержку родителям, повышает их компетентность в вопросах воспитания малыша с нарушенным слухом. (В приложении приведены рекомендации для родителей дошкольников с нарушениями слуха.)

6.Главная цель коррекционной сурдологопедической работы - формирование со­циальных умений малыша, освоение им опыта социальных отношений. Речь - ин­струмент социального развития. Дошкольник должен активно участвовать во всех ви­дах детской деятельности, не бояться проявлять себя, найти друзей, формировать межличностные отношения, научить сверстников принимать себя таким, какой есть.

Важность ранней диагностики и коррекции дошкольников с нарушениями слуха 

Категория дошкольников с нарушениями слуха очень неоднородна. Мнения родителей по поводу их образования также различаются. Для таких детей должны быть преду­смотрены различные образовательные траектории с учетом их возможностей и ин­дивидуальных потребностей.

Так, если для одних детей актуально посещение специального коррекционного уч­реждения, то для других предпочтительнее нахождение среди слышащих сверстни­ков. Второй вариант особенно важен для детей с сохранным интеллектом и незна­чительной потерей слуха, а также для глухих детей, которые обеспечены кохлеарными имплантами.

Эффективность коррекционных мероприятий во многом зависит от ранней диагно­стики нарушений слуха, раннего (с двух лет) включения детей в среду, где все вос­питанники имеют примерно одинаковый уровень речевого развития (наличие неко­торых звукоподражаний и отдельных слов и естественных жестов), схожие стартовые возможности, а также от своевременной реабилитации детей с нарушениями слуха и абилитации.

На раннем этапе доречевого развития дети активно используют неречевые сред­ства общения на слухо-зрительной основе: смотрят в лицо говорящего, соблюдают очередность, следят за артикуляцией, подражают действиям взрослого. Естествен­ные жесты помогают малышу понять смысл назначения предметов и действий в окружающем мире. От 80 до 100% хорошо слышащих детей используют естествен­ные жесты: «пока», «привет», «ай-ай-ай», «тут», «там», «оп», «бах», которые сопро­вождаются речью. Мимика, подражание, взгляд, жесты помогают правильно понять смысл слов. Естественные жесты служат средством коммуникации в доречевой пе­риод, который особенно важен для крохи т. к. в это время происходит процесс эмоционального принятия детьми друг друга.

Малыш, имеющий только речевые затруднения, проявляет более терпимое отно­шение к недостаткам речи сверстника - дошкольника с нарушениями слуха. Коррекционный про­цесс предполагает включение всех детей в работу по формированию речевых уме­ний, что эмоционально сближает дошкольников.

В последующий период в процессе систематической работы у слышащих детей ин­тенсивно развивается активная речь, улучшается произношение, речь приближает­ся к норме. Дети успешно проходят слухоречевую реабилитацию и социализацию, продолжают обучение в общеобразовательной школе № 77 Ижевска.

Приложение

Рекомендации для родителей дошкольников с нарушениями слуха

1. Настраивайте (эмоционально) малыша на общение с детьми и взрослы­ми. Помните: если он пока не понимает ваших слов, ему понятны ваши эмоции, которыми он с легкостью «заражается».

2. Проявляйте открытость и дружелюбность в общении с другими детьми - этим вы поможете своему малышу наладить контакт со сверстниками.

3.   Посещайте занятия, организуемые воспитателями и специалистами, чтобы ориентироваться в педагогических требованиях к детям, узнавать мето­дические приемы, которые можно использовать для развития крохи.

4.  Принимайте участие во всех мероприятиях в детском саду, поддержи­вайте активное участие в них карапуза. 

5.  С разрешения педагогов включайтесь в игровую деятельность детей. Они многому вас научат в процессе игры. Не выделяйте своего малыша, отне­ситесь с интересом ко всем участникам игры, и вскоре вы почувствуете, как дети проявят интерес к вам. Заинтересованность детей положительно отразит­ся и на их отношении к вашему малышу. 

6.  Как участник педагогической команды проявляйте открытую позицию, не отрицайте неудач, проговаривайте достижения и затруднения вашего чада. 



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары





© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль