Весна - время определять школьную зрелость ребенка

17

Как определить школьную зрелось ребенка в первые дни

Начало школьной жизни всегда имело и будет иметь особое значение для каждого ребенка. А определить уровень адаптации первоклассника к учебным требованиям можно по его утомляемости, успе­ваемости и здоровью. Впрочем, в первые дни в школе с трудно­стями сталкиваются все дети без исключения. А новый режим и задания учителя могут повлечь за собой даже потерю в весе.

Многими детьми довольно быстро преодолеваются трудности, связанные с изменениями функциональных возможностей организма, физиологические показатели быстро стабилизируются, трудоспособность растет. Эти первоклассники учатся без ущерба для здоровья и довольно успешно. А другая часть детей процесс привыкания к школе переносит с трудом, и он может затянуться на более долгий срок, нередко в течение всего учебного года и даже дольше. Каковы же причины такой болезненной адаптации детей к школе?

Сегодня зачастую функциональные возможности детей не соответствуют требованиям школы. Часто при нормальном развитии мышления ученика отмечается вре­менное отставание в развитии других функций, которые очень важны для успешного обучения. На это влияет неравномерный темп развития детского организма и особен­ностями жизни, от чего уровень функциональной готовности учащихся одного возраста может заметно отличаться. И причиной так называемой школьной незрелости выступает комплекс социальных и биологических факторов, оказывающих неблагоприятное влияние.

Что такое школьная зрелость ребенка?

Первые попытки определить готовность детей к обучению были предприняты более ста лет назад. Школьная зрелость (более точное определение - функциональная готовность к обучению в школе) - это не что иное как необходимый уровень разви­тия соответствующих функций, позволяющий первокласснику без ущерба для здоровья, нормального развития и без чрезмерно­го напряжения справляться с учебой в школе.

Недостаточная школьная зрелость ребенка или неготовность к учебе зачастую определяется не общим, а процентным отставанием в развитии функций, которые используются в учебном процессе. Это касается  психики и условных связей, которые лежат в основе обучения. Справляется с учебной нагрузкой ученик лишь тогда, когда обладает способностью к анализу и синтезу, имеет высокий уровень развития второй сигнальной системы, а именно речевого восприятия.

Для успешного освоения учебной премудрости существенное значение имеет развитие речевого фактора, отсутствие дефектов звукопроизношения. Да и нельзя переоценить значение такого фактора, как произвольная регуляция психической активности.

В начале обучения слабым звеном психической регуляции считается контроль поставленной задачи и отвлекаемость на внешние раздражители. Велика зависимость от окружающе­го мира, учащемуся еще сложно предугадать свои результаты. Взрослые часто принимают это за непослушание, при том что ученик не всегда отказывается выполнять заданные инструкции. Он просто не умеет, не понимает, как удержать себя от действий, которые не будут одобрены взрослыми.

Так называемые «Незрелые» дети зачастую не добиваются успеха. И этот процесс может затянуться на несколько лет или даже на весь период  обучения.

На школьную зрелость ребенка оказывает важное внимание способность тормозить на некоторое время двигательную ак­тивность, которая свойственна детям. А для умений в письме и рисовании необходим достаточный уровень развития мышц кисти и координация движений пальцев рук.

Готовность к школе: школьная зрелость ребенка

Проблема зрелости сегодня вновь стала актуальной. Связано это и с началом обучения детей в 6 лет, с меньшим количеством первоклашек, которые посещали дошкольные образовательные организации, с ухудше­нием здоровья детской популяции, со снижением функциональных возмож­ностей учащихся, с усложнением требований, которые предъявляет школа.

Как показали результаты гигиенических исследований, среди современных детей 7-го года жизни школьно-незрелые составляют более 40%, что втрое больше коли­чества таких детей в 1970-е годы и вдвое - чем в 1980-е годы. Причем среди маль­чиков таких детей значительно больше, чем среди девочек (48,6% против 28,6%). Эти результаты были получены при обследовании детей, посещающих ДОО. Пола­гаем, что среди дошкольников, не посещающих детский сад, их количество будет значительно больше.

В числе шесилеток, которые были "протестированы" на школьную зрелость ребенка, количество «незрелых» достаточно вели­ко - почти половина. Год, отделяющий шестилетнего ученика от семилетнего, на самом деле крайне важен для его развития. В этот период происходит скачок в психическом и физическом развитии детей.

Успешное начало и продолжение обучения невозможно, если не обеспечен достаточный уровень речевого развития. В норме правильным звукопроизношением всех звуков дети овладевают к пяти-шести годам. Между тем исследования, поведенные логопедами в 44 массовых детских садах Санкт- Петербурга, показали, что дефекты звукопроизношения имели место у 52,5% детей шести-семи лет. Слуховая дифференциация звуков была нарушена у 10,5% до­школьников, фонематический анализ слов был недоступен 25% обследованным, словарный запас отставал от возрастной нормы у 21,5%, т. е. у каждого пятого ре­бенка. У 45,8% детей оказались несформированными зрительно-пространственные представления, которые определяют усвоение графических образов букв. Таким образом, примерно половина детей, поступающих в первые классы общеоб­разовательных школ, не готова к началу систематического изучения русского языка ввиду отставания в речевом развитии.

Данные о том, что половина детей семилетнего возраста не готовы к обучению, приводят и нейропсихологи.

Диагностика школьной зрелости ребенка

Сегодня при помощи системы тестирования можно оценить наличие характери­стик, которые свидетельствуют об умственных и физических возможностях для учебы в школе. Среди них есть так называемый филиппинский тест, который считается довольно простым (это оценка способности ученика достать правой рукой левое ухо через голову). Мето­д основан на том, что зрелость наступает, как правило, вровень с полуростовым скачком - увеличением интенсивности роста рук и конечностей в целом.

Готовность детей к школе классифицируется в детском дошкольном учреж­дении или в поликлинике (если ученик не ходит в детский сад). Мы ре­комендуем проводить диагностику школьной зрелости ребенка дважды.

Если у ребенка дефекты звукопроизношения, ему рекомендуются занятия у логопеда. Наличие стойкого дефекта речи у ребенка 4-5 лет является основанием для направления его в логопедическую группу детского сада. Эффективность кор­рекционных занятий, если они начинаются в этом возрасте, значительно выше ана­логичных занятий с 6-летними.

Дети, которые не могут похвастаться хорошо развитой координацией пальцев рук, смогут преодолеть этот факт посредством систематических занятий рисованием, лепкой или кон­струированием. Известно, что больше различий в степени школьной зре­лости у мальчиков и девочек можно обнаружить в уровне моторики. Девочки успешнее справляются с тестированием, которое требует высокий уровень развития моторных функций. Поэтому в школе у девочек практически нет проблем с выполнением письмен­ных работ, у них, как правило, лучше почерк.

Повторная диагностика (в апреле - мае) способствует тому, что мнение о готовности к школе формируется окончательно. Описанный порядок уровня готовности к школе соблюдается далеко не всегда. Однако жизненные реалии таковы, что достаточно шестилетних детей садится за парты в школе.

Впрочем, отсутствие школьной зрелости ребенка не может стать предпосылкой отказа в приеме в школу. Однако в этом случае ответственность за его физическое и психологическое состояние несут родители.

Последние исследования свидетельствуют о том, что начало обучения ранее 7 лет сопровождается системой негативных факторов. Так, скудный уровень развития психи­ческих функций способствует тому, что учебная деятельность ребен­ка находится на низком уровне, что отрицательно сказывается на отношениях со сверстниками и создает  дискомфорт, снижая уровень мотивации. И что немаловажно - показатели здоровья у этих учащихся на протяжении всего срока школьной учебы хуже, чем у их одно­классников, которые поступили в школу в 7 лет и старше.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль