Физическое воспитание и оздоровление дошкольников

127

Задержка психического развития обуславливает специфические особенности роста и взросления ребенка. Таким детям свойственна неустойчивость внимания, они забыва­ют сложные инструкции, элементы и последовательность заданий, способны усваи­вать только малый объем информации.

Соответственно, понятие задержки психического развития предполагает трудности в двигательных навыках и основных движениях, замедленную ориентацию в пространстве, двигательную расторможенность или заторможенность.

В нашем детском саду физическое развитие воспитанников подготовительной груп­пы компенсирующей направленности осуществляется согласно рабочей програм­ме*, которая была составлена на основе обязательного минимума содержания по физической культуре основной общеобразовательной программы дошкольного об­разования для детей с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой пси­хического развития) «На пути к успеху».

Задачи физического развития, сопряженные с понятием задержки психического развития

Программа предусматривает решение задач физического развития детей по следу­ющим направлениям:

  1. Становление мотивации к двигательной активности и развитию потребности в физическом совершенствовании:
  • поддерживать и поощрять ежедневную двигательную активность детей, развивать пространственно-координационные и ритмические способности;
  • воспитывать потребность в аккуратном обращении со спортивным инвен­тарем, физкультурным оборудованием, следить за его состоянием.

      2. Накопление и обогащение двигательной активности, воспитание культуры движения:

  • спровоцировать интерес к самостоятельной двигатель­ной деятельности, создать комплекс необходимых условий в группе и на улице;
  • способствовать развитию мыслительных операций при освоении умений;
  • работать над преодолением моторной неловкости, импульсивности, эмоциональности;
  • разучивать заданный темп бега и ходьбы, перестроений, лазаний и ползаний, сочетать упражнения друг с другом;
  • улучшать технику основных и общеразвивающих упражнений.

      3. Развитие двигательных качеств путем физического воспитания и оздоровления дошкольников: поддерживать самостоятельность детей во всех видах двигательной деятельности.

      4. Развитие интереса к спортивным играм и упражнениям:

  • развивать двигательную память, углублять интерес к спортивным играм и упражнениям, занятиям в спортивных секциях и группах;
  • воспитывать чувство гордости за спортивные достижения России, победы на Олимпиадах;
  • обучать играм в городки, бадминтон, элементам баскетбола, футбола, хок­кея, настольного тенниса;
  • развивать волевые качества;
  • поддерживать социально-нравственные проявления детей в двигательной деятельности, активно развивать их средствами данной деятельности.

Понятие задержки психического развития: особенность программы

Данная программа предназначена для с ОВЗ, в том числе, с задержкой психического развития. Она учитывает особенности таких детей и направлена на кор­рекцию нарушений в психофизическом развитии. Учебно-те­матический план удачно становится частью коррекционного воспитательно-образо­вательного процесса.

Программой физического воспитания и оздоровления дошкольников предусмотрены групповые и индивидуальные занятия. Образователь­ный процесс строится на применении адекватных возрасту форм работы с детьми:

  • совместная деятельность взрослых и детей преимущественно тематиче­ского, тренировочного, игрового и интегративного характера;
  • спортивные и физкультурные досуги;
  • беседа;
  • рассказ;
  • интегративная детская деятельность;
  • подвижные игры.

Образовательная деятельность по физическому развитию переплетается с физкультурно-оздоровительной практикой, что является эффективным взаимодействием, если говорить о понятии задержки психического развития. На практике проводятся:

  • утренняя гимнастика;
  • физкультурные минутки с учетом направленной коррекции (приведите, по­жалуйста, пример таких физкультурных минуток со спецификой коррекции);
  • прогулка;
  • подвижные и народные игры;
  • индивидуальная работа по закреплению выполнения основных движений;
  • коррекционная гимнастика после сна (приведите, пожалуйста, пример ком­плекса);
  • досуги и развлечения;
  • самостоятельная двигательная активность.

Физическое воспитание и оздоровление дошкольников

Физическое воспитание и оздоровление дошкольников

Физическое воспитание и оздоровление дошкольников

Средства обучения в процессе физического воспитания и оздоровления дошкольников

На занятиях по физическому воспитанию детей с задержкой психического развития мы используем:

  • графическое обозначение движений (учебное пособие В.Л. Малашенкова);
  • набор картин «Зимние виды спорта», «Летние виды спорта»;
  • наглядно-дидактическое пособие «Мир в картинках»;
  • стандартное оборудование;
  • нестандартное оборудование и спортивный инвентарь;
  • дидактические пособия (карточки для ОРУ, картотеки, раздаточный мате­риал для игр и др.);
  • маски;
  • игрушки;
  • ноутбук.

Основные движения при анализе понятия задержки психического развития

Освоение и совершенствование основных движений воспитанниками с задержкой психического развития - главная задача рабочей программы.

Ходьба и бег:

  • ходьба в разном темпе и в разных направлениях; с поворотами; пристав­ным шагом вперед, назад, боком; на носках; на пятках; перекатом с пятки на носок; на наружной поверхности стоп; высоко поднимая колени; в полу- приседе; перестраиваться в колонну во время движения по два-четыре че­ловека;
  • бег со сменой направления и темпа, со сменой ведущего;
  • бег врассыпную, змейкой; высоко поднимая колени, с захлестом голеней назад; боковым галопом, спиной вперед;
  • челночный бег (10 м х 3).

Прыжки:

  • на месте разными способами: ноги вместе - ноги врозь; одна нога впереди, другая сзади; с поворотами в любую сторону (с одновременным ритмичным выполнением различных движений руками);
  • вверх из глубокого приседа;
  • в длину и в высоту с места и с разбега;
  • на одной (правой и левой) ноге из обруча в обруч (диаметром 45 см), кото­рые лежат на полу вплотную один к другому;
  • одновременно двумя ногами через две линии (расстояние между линиями 35 см) боком с продвижением вперед;
  • на мат с гимнастического бревна и со скамейки высотой 30 см;
  • прыгать на батуте не менее восьми раз подряд.

Лазанье, ползание:

  • лазать по гимнастической стенке со сменой темпа в разных направлениях (в т. ч. по диагонали), перелезать с одного пролета на другой в любую сто­рону на разных уровнях;
  • ползать по-пластунски;
  • преодолевать полосу препятствий (подлезая под дуги, в ворота, перелезая через бревна и т. п.), чередуя лазанье с бегом и прыжками.

Катание, бросание, ловля, метание:

  • прокатывать и перебрасывать утяжеленный мяч (весом 1 кг);
  • подбрасывать мяч (диаметром 6-8 см) вверх, хлопнув в ладоши, и ловить его ладонями, не прижимая к груди, не менее десяти раз подряд;
  • ловить мяч не менее десяти раз подряд после подбрасывания его вверх и отскока от пола;
  • перебрасывать двумя и одной (правой и левой) рукой мяч через сетку (веревку), закрепленную на высоте не менее 1,7 м от пола;
  • метать одной (правой и левой) рукой разными способами мяч (диаметром 6-8 см) в горизонтальную цель (32 х 32 см) с расстояния не менее 1,5 м (попадать не менее двух раз подряд);
  • метать одной (правой и левой) рукой мяч в вертикальную цель (щит 25 х 25 см) с расстояния 1,5 м, высота центра мишени - 1,5 м (попадать не менее двух раз подряд);
  • отбивать мяч от пола одной рукой (только правой или левой) и поочередно правой и левой рукой на месте и с продвижением шагом и бегом с пово­ротом (два раза по 5 м).

Координация, равновесие:

  • прыгать на одной ноге (удобной), продвигаясь вперед не менее чем на 5 м, при этом продвигая носком опорной ноги небольшой кубик (коробочку), со­храняя прямолинейность движения;
  • удерживать равновесие не менее 10 с, сидя на корточках, на носках с за­крытыми глазами и вытянув руки вперед;
  • делать ласточку на удобной ноге;
  • ходить по гимнастической скамейке прямо; приставным шагом боком; с перешагиванием через предметы; с поворотами; с приседаниями; на но­сках; с мешочком на голове;
  • ходить по гимнастическому бревну и узкой стороне гимнастической ска­мейки (шириной 10 см и высотой 30 см);
  • прыгать через короткую скакалку, вращая ее вперед и назад, одновремен­но на двух ногах, с ноги на ногу (не менее десяти раз подряд); на одной ноге, вращая скакалку вперед;
  • вбегать под вращающуюся длинную скакалку, прыгать на двух ногах и с ноги на ногу через вращающуюся длинную скакалку; выбегать из-под вра­щающейся длинной скакалки;
  • вести одной (удобной) рукой обруч, поставленный вертикально, не допу­ская его падения, не менее 5 м.

Спортивные упражнения:

  • кататься на санках с горки разными способами, хорошо управляя санками; катать сверстников на санках;
  • скользить с небольших горок стоя и приседая;
  • кататься на двухколесном велосипеде, уверенно им управляя;
  • ходить на лыжах переменным шагом с палками по пересеченной местности; делать повороты переступанием на месте и в движении; забираться на горку приставным шагом и елочкой, спускаться с небольших горок, слегка согнув ноги в коленях;
  • кататься на роликах, коньках;
  • владеть элементами спортивных игр (бадминтон, баскетбол, футбол, хоккей, городки, настольный теннис).

Таблица 2

Физическое воспитание и оздоровление дошкольников

Мониторинг, как важная функция при работе с понятием задержки психического развития

Педагогическая мониторинговая работа осуществляется два раза в год (а именно в сентябре и мае). Проводится тестирование уровня физических качеств, учитывая возрастно-половые особенности. Данные обрабатываются, и определяется индивидуальный индекс физиче­ской готовности. Работа ведется с помощью компьютерной программы «Физкультур­ный паспорт», которая разработана ЦОМО ФВ ДОМ, ВНИИ ФК.

Периодичность мониторинга в процессе физического воспитания и оздоровления дошкольников обеспечивает возможность оценки динамики достиже­ний детей, корректировки воспитательно-образовательного процесса.

Результаты вносятся в Протокол оценки уровня физической подготовленности детей.

Физическое воспитание и оздоровление дошкольников

Уровень физической подготовленности определяется по индексу физической готовности (ИФГ), который автоматически вычисляется программой «Физкультур­ный паспорт». ИФГ до 69% включительно соответствует низкому уровню физиче­ской подготовленности, от 70 до 89% - среднему уровню, выше 90% - высокому уровню физической подготовленности.

Понятие задержки психического развития: способы проверки знаний, умений и навыков

Мониторинговая работа по учету достижений промежуточных результатов реализуется в со­ответствии с федеральными требованиями.

Скоростно-силовые способности

Прыжок в длину с места. Воспитанник становится перед стартовой чертой, носки стоп касаются черты, но не переступают ее. Приседает, отводя руки назад, и со взмахом рук выполняет прыжок вперед, отталкиваясь двумя ногами. Каждому участнику даются три попытки. Лучшая заносится в протокол (в сантиметрах).

Силовые способности

Вис на согнутых. Используя стул, помогите ребенку занять исходное положение в висе на перекладине. Руки ребенка максимально согнуты, подбородок расположен выше перекладины, но не касается ее. Оценивается максимально возможное время, в течение которого ребенок может удерживаться в висе на согнутых руках. Секундо­мер останавливается в момент начального выпрямления рук. Более 30 секунд нахо­диться в таком положении ребенку не следует, т. к. это время значительно превышает норматив и расценивается как отличный результат. Результат вносится в протокол.

Скоростные способности

Бег на 30 м. Проходит на спортивной площадке. Ребенок начинает бег с высокого стар­та, пересекает финишную прямую обеми ногами. Секундомер прекращает работу в момент пересечения створа финиша. На этот интервал дается одна попытка.

Выносливость

Бег на 90 м. Проводится на спортивной площадке. Ребенок бежит с высокого стар­та, пересекает обеими ногами финишную линию. Секундомер останавливается в момент пересечения ребенком створа финиша. Дается одна попытка.

Гибкость

Наклон туловища вперед из положения сидя. Воспитанник без обуви садится на коврик, расстояние между пятками 20-30 см, ступни вертикально, руки вперед внутрь, ладонями вниз. Линия пяток, перпендикулярная основному направлению, принимается за нулевую отметку. Выполняются, не сгибая ног, три пружинящих на­клона вперед, при этом пальцы скользят по измерительной ленте, на четвертом наклоне положение фиксируется на 2-3 сек, стараться дотянуться пальцами рук как можно дальше. Результат вносится в протокол. Если пальцы не достали до нулевой отметки, результат вводится со знаком минус.

Силовая выносливость

Исходное положение: лежа на спине, руки вверх, ноги согнуты в коленных суставах под углом 90°. Партнер прижимает ступни ног к полу. По команде «Марш!» энергич­но согнуться до положения сидя. Обратным движением вернуться в и. п. Засчитыва­ется максимальное количество сгибаний за 30 сек. Упражнение выполняется на гимнастическом мате или ковре.

В результате выполнения программы по физическому воспитанию дети с задерж­кой психического развития осваивают основные виды движений, двигательные умения и навыки, у них формируется потребность в физическом совершенствова­нии, они учатся получать удовольствие и радость от двигательной деятельности, в том числе и самостоятельной.

Приложение

Игры народов Севера

«Тройной прыжок»

На участке проводится черта, играющие выстраиваются около нее, прыга­ют в порядке очередности. Начинают прыгать с одной ноги, приземляются на другую, затем отталкиваются и прыгают еще раз, приземляясь уже на обе ноги. Выигрывает тот, кто дальше прыгнул.

Охота на куропаток

Дети, изображающие куропаток, размещаются на той стороне площадки, где имеются гимнастические стенки, вышки или скамейки. На противоположной сто­роне площадки располагаются 3-4 «охотника». «Куропатки» летают, прыгают по «тундре». По сигналу воспитателя «охотники» начинают «охоту». «Куропатки» «улетают», садятся «на ветки», взбираются на возвышения. «Охотники» старают­ся попасть в «куропаток» мячом. Правило: бросать мяч можно только в ноги! Те дети, которых коснется мяч, отходят в сторону и в дальнейшей игре не участвуют. После двух-трех повторений выбираются новые «охотники», игра возобновляется.

Перетягивание палки «Талты юх»

Два игрока садятся напротив друг друга и, вытянув ноги вперед, упираются друг в друга ступнями ног, а руками берутся за палку. По команде судьи игроки тянут на себя палку, стараясь оторвать соперника от пола. При этом нельзя сгибать ноги в коленях. Если кто-то из игроков не выдерживает борьбы и расцепляет паль­цы - он считается побежденным. Победитель продолжает состязание со следую­щим игроком. Состязание длится до выявления победителя среди всех участников.

* Рабочая программа образовательной области: «Физическая культура» по разделу «Физкультурное» подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития. – Примеч. авт.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg
  • Документ №4.jpg
  • Документ №5.jpg


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль