Особенности организации питания в детском саду детей от одного до трех лет

14

Принципы организации питания в детском саду для детей 1-3 лет

Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения детей в возрасте 1-3 лет отличаются от таковых детей других возрастов. С одной стороны, организм таких детей больше приспособлен к употреблению «взрослой» пищи по сравнению с детьми первого года жизни за счет более развитых процессов пищеварения, активности пищеварительных ферментов, состояния желудочно-кишечного тракта и т.д. С другой стороны, у них сохраняется сниженная активность пищеварительных ферментов и повышенная чувствительность незрелых слизистых ЖКТ к действию механических и химических раздражителей.

К основным принципам организации питания в детском саду для детей 1-3 лет относят:

  1. Полное удовлетворение физиологической потребности в пищевых веществах и энергии;
  2. Переход от гомогенной и пюреобразной консистенции к пище, измельченной в меньшей степени;
  3. Бережное отношение к органам пищеварения;
  4. Формирование на этом этапе навыков самостоятельного принятия пищи;
  5. Изменение распределения энергетической ценности принимаемой пищи. В год-полтора это распределение более или менее равномерно, дети полутора лет должны получать в обед половину суточной энергетической ценности рациона.
  6. Соблюдение оптимального соотношения белков, жиров и углеводов в рационе: 1 : 1 : 4.

Составление суточного рациона при организации питания в детском саду

Суточный рацион ребенка должен включать в себя продукты: мясо и мясопродукты, рыбу и рыбопродукты, молоко и молочные продукты, яйца, пищевые жиры, овощи и фрукты, хлеб и хлебобулочные изделия, крупы, макаронные изделия и бобовые, сахар и кондитерские изделия.

Организация питания в детском саду детей в возрасте от одного до трех лет должна строиться с учетом построения баланса в потреблении этих продуктов. Чрезмерное или недостаточное употребление какого-либо вида может привести к удушению состояния ребенка.

Каждый вид продукта имеет собственные полезные вещества и рекомендуется к употреблению в определенных пропорциях.

Молоко и молочные продукты содержат легкоусвояемый кальций, необходимый для образования костной ткани, а также витамин В2. Ребенок каждый день должен получать достаточное количество молока, а также 150-200 мл кефира, йогурта, ряженки или других кисломолочных продуктов.Они способствуют нормальному пищеварениюи предотвращают рост болезнетворных микроорганизмов в кишечнике. Детям необходимо употреблять в пищу сыр, творог, сметану.

Мясо и мясные продукты содержат большое количество белка, витамина В12, легкоусвояемого железа и благоприятный для человека набор аминокислот. Наиболее полезным является мясо в чистом виде.Колбасы, сардельки и сосиски содержат больше жира, соль и пищевые добавки, поэтому могут стать причиной нарушения питания у ребенка. В связи с этим организация питания в детском саду предусматривает ограниченное использование таких продуктов в рационе детей.

Пищевая ценность рыбы и рыбопродуктов близка к пищевой ценности мяса и обладает практически тем же набором витаминов. В рыбе меньше, чем в мясе, соединительной ткани, поэтому она легче усваивается детьми и рекомендуется для употребления в вечерние часы. Важно, что рыба содержит ω-3-жирные кислоты, в т. ч. длинноцепочечные ω-3-ПНЖК, необходимые для обеспечения многих важных физиологических функций. Много йода содержит морская рыба, однако она может стать источником аллергических реакций, поэтому при грамотной организации питания в детском саду перед ее употреблением сотрудники должны проконсультироваться с родителями ребенка.

К пищевым жирам относятся растительное и сливочное масла. Их лучше использовать в натуральном виде.

Одна из необходимых составляющих рациона ребенка — овощи и фрукты. Они являются источниками аскорбиновой кислоты, флавоноидов, β-каротина, калия, витамина С. Его содержание особенно велико в картофеле, капусте и яблоках. В суточном рационе ребенка 1-3 лет должны быть представлены фрукты, ягоды (до 150-200 г) и овощи (до 350 г). Ежедневно он должен получать до 100-150 мл овощных, фруктовых или ягодных соков. Ассортимент овощей и фруктов зависит от времени года.Их используют в свежем, консервированном, замороженном и сушеном виде. Также овощи широко используются в приготовлении супов.

При организации питания в детском саду в рацион включаются каши, хлеб и кондитерские изделия. Последние являются источником углеводов и энергии, необходимых для пополнения энергии детей и формирования у них положительных эмоций. Однако из-за наличия сахара они могут стать причиной возникновения кариеса и избыточного веса.

Детям от года до полутора рекомендуется давать хорошо измельченную пищу, имеющую кашицеобразную консистенцию:котлеты, пудинги, суфле, пюре. Дети старше полутора лет после появления коренных зубов могут активно жевать, поэтому в рацион можно включить неизмельченные продукты, способствующие становлению процесса жевания.

Возрасту ребенка и его здоровью должен соответствовать правильный баланс суточного и разового приема пищи. Суточнаянорма приема пищи для детей от года до полутора лет — от 1000 до 1200 г, от полутора до трех лет — 1200-1500 г. Превышение этих объемов приводит к снижению аппетита, уменьшение — к недоеданию.

Все блюда рекомендуется готовить в отварном виде, в запеченном и тушеном, но не в жареном. Оптимальный режим питания — 4-5 раз в день.

В этом возрасте необходимо приучать ребенка самостоятельно принимать пищу и пользоваться столовыми приборами. Ребенок может сидеть за одним столом со взрослыми, чтобы приобщаться у них к культуре питания.

При организации питания в детском саду запрещено использовать ряд продуктов, включая субпродукты (кроме печени, языка, сердца), мясо диких животных, зельцы, студни, кулинарные жиры, свиное или баранье сало, маргарин и другие. Перечень достаточно широкий.

Процесс организации питания в детском саду — достаточно трудоемкий процесс, требующий внимания и соблюдения большого количества нюансов, в том числе правильного подбора продуктов, способ обработки, объем и частоту приема пищи. Однако даже в этой ситуации сотрудники детских садов могут творчески подойти к организации питания. 



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам таблицу «Меню-требование на выдачу продуктов питания».

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль