Организация закаливания в детском саду

95

Организация закаливания детей в детском саду – важнейший метод профилактики респираторных заболеваний. 

При правильном его применении у дошкольников постепенно вырабатывается способность легче переносить неблагоприятные воздействия окружающей среды. Действующими факторами закаливания служат солнце, воздух и вода (приложение).

При выполнении любых закаливающих процедур необходимо неукоснительно соблюдать три главных принципа:

  • систематичность (если пропускать процедуры без особых причин, пользы не будет);
  • постепенность (увеличение интенсивности и продолжительности процедур должно быть плавным);
  • учет индивидуальных особенностей – возраста, имеющихся заболеваний, бытовых факторов, настроения ребенка.

Закаливание детей в детском саду - средние и старшие группы

Процедуры по закаливанию детей в детском саду проводятся после дневного сна в течение 12–15 минут. В 15 часов включается тихая спокойная музыка, способствующая постепенному переходу от сна к бодрствованию. Дети просыпаются, откидывают одеяла. Лежа в постели, они в течение 2–3 минут выполняют физические упражнения: потягиваются, поднимают руки и ноги (поочередно и вместе), подтягивают к груди согнутые колени, обхваченные руками, выпрямляют ноги и т. д. Затем дошкольники встают и продолжают выполнять упражнения около кроватей. В заключение воспитатель предлагает упражнения на дыхание.

Далее по дорожке здоровья (ребристой доске для профилактики плоскостопия) дети переходят в комнату для закаливания.

Для воспитанников среднего и старшего дошкольного возраста используется методика закаливания «Ручеек» предусматривающая поточно-групповой способ закаливания контрастными ножными ваннами. Друг за другом дети проходят через ряд ванн с водой различной температуры.

В помещении для закаливания устанавливаются четыре пластмассовые десятилитровые емкости. Дно каждой покрыто камешками диаметром 1–1,5 см для профилактики плоскостопия. В первую ванну наливается вода 39–40 °С, во вторую – 35–36 °С, в третью – 31–30 °С и в четвертую – 25–26 °С. Каждые три-четыре дня температура воды в ваннах понижается на 1 °С и доводится в третьей ванне до 20–22 °С, а в четвертой – до 15–17 °С. Температура в первых двух ваннах не меняется. Дети самостоятельно друг за другом проходят по ваннам, задерживаясь в каждой из них не более 4–5 секунд.

Необходимо соблюдать главное правило: закаливающие процедуры должны быть приятны дошкольнику и доставлять удовольствие. Дети, недавно переболевшие и ослабленные могут заканчивать процедуру на третьей ванне, а затем вернуться назад. После прохождения пяти-шести детей через ванночки рекомендуется восстановить температуру воды в них, добавив горячей и холодной. С целью дезинфекции в первую ванну добавляют слабый водный раствор марганцовки (вода должна быть розовой). Для учета температурного режима можно повесить на видное место календарь и делать в нем соответствующие отметки.

Закаливание детей в детском саду - младшая группа

В младших группах закаливание детей в детском саду особенно важно, т.к. период адаптации ребенка в коллективе сверстников может сопровождаться снижением иммунитета и увеличением риска заболеваний.

Для детей младшего дошкольного возраста закаливание начинается также после дневного сна. В 15 часов включается тихая спокойная музыка, способствующая постепенному переходу от сна к бодрствованию. Воспитатель тихим, ласковым голосом проводит гимнастику.

Комплекс упражнений для выполнения детьми младшей группы после дневного сна
1. «Глазки просыпаются»

Глазки нужно открывать,
Чудо чтоб не прозевать.

Исходное положение – малыш лежит на спине, вытянув руки вдоль туловища. На счет раз-два дети зажмуривают глаза, три-четыре – широко открывают. Упражнение повторяется 6 раз.

2. «Ротик просыпается»

Ротик просыпается,
Ротик улыбается.

Исходное положение – малыш лежит на спине, вытянув руки вдоль туловища. На счет раз-два дети широко открывают ротик, на счет три-четыре - закрывают и улыбаются. Упражнение повторяется 6 раз.

3. «Ручки просыпаются»

Ручки кверху потянулись,

До солнышка дотянулись.

Исходное положение – малыш лежит на спине, вытянув руки вдоль туловища. На счет раз-два дети  поднимают правую руку вверх, на три-четыре - отводят правую руку вверх за голову.

Затем то же выполняется для левой руки. Упражнение повторяется 6 раз.

4. «Ножки просыпаются»

Будем ножки пробуждать,
Их в дорогу собирать.

Исходное положение – малыш лежит на спине, вытянув руки вдоль туловища. На счет раз-два дети тянут на себя правую ногу носком, на три-четыре возвращают в исходное положение. Затем то же выполняется для левой ноги. Упражнение повторяется 6 раз.

5.«Пробуждение»

Вот мы и проснулись,
К солнышку потянулись,
Друг другу улыбнулись!

Исходное положение – дети стоят около кровати на ковриках. На счет раз-два – дети поднимают руки вверх, на три-четыре тянутся вверх, на пять-шесть принимают исходное положение.

После выполнения гимнастики дети встают друг за другом и не спеша проходят по солевым дорожкам. Три дорожки оформляются с помощью кусков ткани длиной 2,5–3 м и шириной 50 см каждая. Раствор готовится в ведре с маркировкой «10%-й солевой раствор» непосредственно перед проведением закаливания из расчета на 10 л воды 1 кг соли. На группу достаточно 2 л воды и 200 г соли, вода комнатной температуры +22 °С.

Первая дорожка смачивается 10%-м раствором поваренной соли (температура воды +22 °С), вторая – чистой водой (температура +22 °С), третья остается сухой. Дети шагом по очереди проходят по всем дорожкам. Процедура повторяется два-три раза, ее можно совместить с хождением по «дорожке здоровья». Во время выполнения процедуры можно вместе с детьми проговаривать: «По ровненькой дорожке шагают наши ножки, топ, топ, топ».

Противопоказаний для закаливания с помощью методики «Солевые дорожки» нет. Дошкольник может приступать к выполнению этой процедуры сразу после болезни.

Закаливание в детском саду позволяет значительно снизить тяжесть и продолжительность заболеваний, частоту и вероятность осложнений. Эффективность закаливания повышается, если ребенок выполняет закаливающие процедуры и в домашних условиях. Для этого с родителями проводится разъяснительная работа в форме бесед, консультаций, мастер-классов и круглых столов.

Организация закаливания в детском саду

Организация закаливания в детском саду

Организация закаливания в детском саду

Организация закаливания в детском саду

Организация закаливания в детском саду

Организация закаливания в детском саду



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль