Проведение занятий с использованием канистерапии при работе с детьми с ОВЗ в ДОУ

96

Канистерапия - метод (разновидность зоотерапии), включающий в себя деятельность с участием собак и собственно терапию с участием собак. Деятельность с участием собак может быть пассивной и активной. При пассивной деятельности работа с детьми с ОВЗ в ДОУ исключает прямой контакт с собаками. Дети могут наблюдать за животными в вольерах, цирке и т. д. и получать ощутимую пользу для здоровья просто от присутствия животных. При активной деятельности пациенты вовлекаются в совместные игры с собаками, а также в процесс ухода за ними (расчесывание, кормление и т. д.).

Основателем зоотерапии был американский психиатр Борис Левинсон. В 1960-х  гг. он начал использовать животных для лечения психических заболеваний. К зоотерапии также относятся иппотерапия (лечение с помощью лошадей) и дельфинотерапия (лечение с помощью дельфинов). В рамках терапии в ДОУ с участием собак животное является непосредственным участником лечебного процесса, т. е. от него напрямую зависит терапевтический эффект.

Канистерапия для детей с успехом применяется при лечении многих заболеваний, в т. ч. она используется при работе с детьми с ОВЗ в ДОУ. Занятия и игры с собакой улучшают состояние маленьких пациентов, страдающих от аутизма, детского церебрального паралича, синдрома Дауна. Кроме того, они показаны детям с олигофренией, девиантным поведением и психологическими отклонениями в развитии.

Каковы функции канистерапии1 при работе с детьми с ОВЗ в ДОУ:

  1. психофизиологическая функция (нормализация работы нервной системы, снятие стресса, стабилизация психических процессов);
  2. психотерапевтическая функция (гармонизация межличностных отношений);
  3. реабилитационная функция (восстановление здоровья);
  4. функция удовлетворения потребности в компетентности (такую потребность можно выразить формулой «я могу»);
  5. функция самореализации (реализация внутреннего потенциала, удовлетворение потребности быть значимым для других);
  6. функция общения.

Работа с детьми с ОВЗ в ДОУ с использованием канистерапии также положительно влияет на психоэмоциональное состояние детей. Практика показывает, что ребенок редко воспринимает занятие с собакой как очередной курс лечения. Он просто получает удовольствие, радуется общению. Собаке, в свою очередь, неважно, какая у детей внешность, физические или психические особенности, она принимает человека таким, каков он есть.

Поскольку занятия данным видом терапии в ДОУ проходят в игровой форме, лечебный эффект достигается ненавязчиво. Как правило, у детей происходит снятие спастики (мышечных зажимов), улучшается координация движений, более сбалансированными становятся процессы возбуждения и торможения центральной нервной системы, развиваются эмоциональные и умственные способности. Данная терапия способствует формированию у ребенка коммуникативных навыков, навыков саморегуляции, развитию произвольной деятельности, общей и мелкой моторики.

Организация занятий канистерапией при работе с детьми с ОВЗ в ДОУ

Для работы с детьми используются только специально обученные собаки — спокойные, дружелюбные, со стабильной психикой, адекватно реагирующие на резкие звуки, жесты и движения людей. Это могут быть собаки не только разных пород, но и беспородные. Довольно часто используются северные ездовые собаки: маламуты, хаски, самоеды и др. Они отличаются доброжелательным отношением к людям и в особенности к детям. Разумеется, здоровье всех собак должно быть подтверждено ветеринаром.

Занятия по данной терапии в ДОУ обычно проводятся в специально оборудованной комнате с участием кинолога, педагога и психолога. При необходимости здесь также могут находиться родители ребенка и медицинский работник.

В зависимости от нарушений здоровья ребенка, функционального состояния его организма, возможностей и потребностей выбирается форма проведения занятий, определяются их продолжительность и интенсивность, подбирается индивидуальная система упражнений.

Противопоказаниями к данному виду терапии в ДОУ являются наличие у ребенка аллергии на домашних животных, открытые раны, заболевания кожи, верхних дыхательных путей, инфекции, некоторые виды фобий.

Формы занятий в рамках канистерапии при работе с детьми с ОВЗ в ДОУ

Знакомство с собакой. Данное занятие проводится с целью создания позитивного контакта между детьми и собакой. Во время игры под руководством кинолога и психолога участники знакомятся с собакой, гладят ее, дают команды. В результате они учатся общаться с животными, преодолевают страхи в отношениях с окружающей средой.

Обучение с собакой. Целью такого занятия является улучшение интеллектуальной и познавательной сферы воспитанников. Как правило, у занятий этим видом терапии в ДОУ есть сценарий, который помогает реализовать программу обучения. Собака используется в качестве «научного помощника». Она «мотивирует» к обучению, создает благоприятные условия, благодаря чему увеличивает возможность усвоения знаний. Ребенок охотнее запоминает суть и детали «истории», героем которой является его новый друг — собака. Обучение с собакой также помогает детям со сниженным восприятием или нежеланием (по разным причинам) учиться и посещать школу. Подобные занятия могут проходить в группах (классах) или индивидуально.

Терапия в ДОУ с собакой. У этого занятия есть конкретная реабилитационная (лечебная) цель. Чтобы ее достичь, подбирается (чаще всего индивидуально) комплекс упражнений, методика. Процесс занятия документируется: на каждого участника заводятся информационная карта и карта прохождения занятий, в которой записываются виды проводимых упражнений, а также их результаты. Это позволяет периодически проверять эффективность подобранных упражнений.

Средняя продолжительность занятия при работе с детьми с ОВЗ в ДОУ составляет 20–30 мин с учетом возможностей ребенка и настроения собаки. Если собака устала, занятие следует прекратить.

Сегодня центры и благотворительные фонды, которые занимаются (иногда совершенно бесплатно) канистерапией для детей, есть практически во всех крупных городах нашей страны. Занятия проводятся как в самих центрах и фондах, так и с «выходом» в детские сады, школы, детские дома, медицинские учреждения.


1Дерябо С.Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону, 1996.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль