Проведение занятий с использованием канистерапии при работе с детьми с ОВЗ в ДОУ

55

Канистерапия - метод (разновидность зоотерапии), включающий в себя деятельность с участием собак и собственно терапию с участием собак. Деятельность с участием собак может быть пассивной и активной. При пассивной деятельности работа с детьми с ОВЗ в ДОУ исключает прямой контакт с собаками. Дети могут наблюдать за животными в вольерах, цирке и т. д. и получать ощутимую пользу для здоровья просто от присутствия животных. При активной деятельности пациенты вовлекаются в совместные игры с собаками, а также в процесс ухода за ними (расчесывание, кормление и т. д.).

Основателем зоотерапии был американский психиатр Борис Левинсон. В 1960-х  гг. он начал использовать животных для лечения психических заболеваний. К зоотерапии также относятся иппотерапия (лечение с помощью лошадей) и дельфинотерапия (лечение с помощью дельфинов). В рамках терапии в ДОУ с участием собак животное является непосредственным участником лечебного процесса, т. е. от него напрямую зависит терапевтический эффект.

Канистерапия для детей с успехом применяется при лечении многих заболеваний, в т. ч. она используется при работе с детьми с ОВЗ в ДОУ. Занятия и игры с собакой улучшают состояние маленьких пациентов, страдающих от аутизма, детского церебрального паралича, синдрома Дауна. Кроме того, они показаны детям с олигофренией, девиантным поведением и психологическими отклонениями в развитии.

Каковы функции канистерапии1 при работе с детьми с ОВЗ в ДОУ:

  1. психофизиологическая функция (нормализация работы нервной системы, снятие стресса, стабилизация психических процессов);
  2. психотерапевтическая функция (гармонизация межличностных отношений);
  3. реабилитационная функция (восстановление здоровья);
  4. функция удовлетворения потребности в компетентности (такую потребность можно выразить формулой «я могу»);
  5. функция самореализации (реализация внутреннего потенциала, удовлетворение потребности быть значимым для других);
  6. функция общения.

Работа с детьми с ОВЗ в ДОУ с использованием канистерапии также положительно влияет на психоэмоциональное состояние детей. Практика показывает, что ребенок редко воспринимает занятие с собакой как очередной курс лечения. Он просто получает удовольствие, радуется общению. Собаке, в свою очередь, неважно, какая у детей внешность, физические или психические особенности, она принимает человека таким, каков он есть.

Поскольку занятия данным видом терапии в ДОУ проходят в игровой форме, лечебный эффект достигается ненавязчиво. Как правило, у детей происходит снятие спастики (мышечных зажимов), улучшается координация движений, более сбалансированными становятся процессы возбуждения и торможения центральной нервной системы, развиваются эмоциональные и умственные способности. Данная терапия способствует формированию у ребенка коммуникативных навыков, навыков саморегуляции, развитию произвольной деятельности, общей и мелкой моторики.

Организация занятий канистерапией при работе с детьми с ОВЗ в ДОУ

Для работы с детьми используются только специально обученные собаки — спокойные, дружелюбные, со стабильной психикой, адекватно реагирующие на резкие звуки, жесты и движения людей. Это могут быть собаки не только разных пород, но и беспородные. Довольно часто используются северные ездовые собаки: маламуты, хаски, самоеды и др. Они отличаются доброжелательным отношением к людям и в особенности к детям. Разумеется, здоровье всех собак должно быть подтверждено ветеринаром.

Занятия по данной терапии в ДОУ обычно проводятся в специально оборудованной комнате с участием кинолога, педагога и психолога. При необходимости здесь также могут находиться родители ребенка и медицинский работник.

В зависимости от нарушений здоровья ребенка, функционального состояния его организма, возможностей и потребностей выбирается форма проведения занятий, определяются их продолжительность и интенсивность, подбирается индивидуальная система упражнений.

Противопоказаниями к данному виду терапии в ДОУ являются наличие у ребенка аллергии на домашних животных, открытые раны, заболевания кожи, верхних дыхательных путей, инфекции, некоторые виды фобий.

Формы занятий в рамках канистерапии при работе с детьми с ОВЗ в ДОУ

Знакомство с собакой. Данное занятие проводится с целью создания позитивного контакта между детьми и собакой. Во время игры под руководством кинолога и психолога участники знакомятся с собакой, гладят ее, дают команды. В результате они учатся общаться с животными, преодолевают страхи в отношениях с окружающей средой.

Обучение с собакой. Целью такого занятия является улучшение интеллектуальной и познавательной сферы воспитанников. Как правило, у занятий этим видом терапии в ДОУ есть сценарий, который помогает реализовать программу обучения. Собака используется в качестве «научного помощника». Она «мотивирует» к обучению, создает благоприятные условия, благодаря чему увеличивает возможность усвоения знаний. Ребенок охотнее запоминает суть и детали «истории», героем которой является его новый друг — собака. Обучение с собакой также помогает детям со сниженным восприятием или нежеланием (по разным причинам) учиться и посещать школу. Подобные занятия могут проходить в группах (классах) или индивидуально.

Терапия в ДОУ с собакой. У этого занятия есть конкретная реабилитационная (лечебная) цель. Чтобы ее достичь, подбирается (чаще всего индивидуально) комплекс упражнений, методика. Процесс занятия документируется: на каждого участника заводятся информационная карта и карта прохождения занятий, в которой записываются виды проводимых упражнений, а также их результаты. Это позволяет периодически проверять эффективность подобранных упражнений.

Средняя продолжительность занятия при работе с детьми с ОВЗ в ДОУ составляет 20–30 мин с учетом возможностей ребенка и настроения собаки. Если собака устала, занятие следует прекратить.

Сегодня центры и благотворительные фонды, которые занимаются (иногда совершенно бесплатно) канистерапией для детей, есть практически во всех крупных городах нашей страны. Занятия проводятся как в самих центрах и фондах, так и с «выходом» в детские сады, школы, детские дома, медицинские учреждения.


1Дерябо С.Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону, 1996.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль