Ценность музыкально-эстетического воспитания дошкольников

231

В дошкольной педагогике под музыкально-эстетическим воспитанием дошкольников понимается целенаправленный процесс чувственного и рационального познания эстетических явлений в искусстве и окружающей жизни, формирование творческой личности, способной воспринимать, чувствовать и оценивать красоту и выразительность музыки, создавать эстетически окрашенные образы в музыкальной, игровой и художественной деятельности.

Процесс формирования музыкально-эстетической культуры у дошкольников опирается на идеи, которые содержательно определяются ФГОС ДО и сводятся к следующим положениям:
• детство понимается как самоценный период в развитии личности;
• в процессе дошкольного образования формируется система ценностей и основы общей эстетической культуры дошкольников;
ребёнок рассматривается как субъект деятельности, социальная саморазвивающаяся система;
• в дошкольном образовании целевые установки смещаются от предельной рационализации воспитательно-образовательного процесса с преобладанием информационной модели обучения детей к созданию психолого-педагогических условий для развития самостоятельной творческой личности;
• дошкольное образовательное пространство строится в соответствии с потребностями, интересами, склонностями и возможностями ребёнка.

Задачи музыкально-эстетического воспитания дошкольников

Музыкально-эстетическое воспитание дошкольников решает задачи развития и формирования интегративных качеств личности, связанных с  эмоционально-чувственным и  художественно-образным познанием музыкального искусства в сравнении с другими видами искусств и со способностью соотносить выразительность музыки с окружающей ребёнка жизнью в ходе общения и взаимодействия с природой, взрослыми, сверстниками.

Основные задачи музыкально-эстетического воспитания дошкольников направлены на формирование основ эстетической культуры, что предполагает:

  • развитие эмоциональной отзывчивости на музыку;
  • обогащение опыта восприятия произведений музыкального и других видов искусства (живопись, литература, танец);
  • расширение знаний в области музыкальной и художественной культуры, овладение умениями и навыками музыкального восприятия и исполнительства;развитие музыкальности и  музыкально-творческих способностей;
  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке, танцу, живописи, литературе;
  • овладение способностью замечать, ценить красоту окружающего мира, человеческих отношений, переживать и создавать эстетически выразительные образы в  музыкально-игровой деятельности.

Ценность музыкально - эстетического воспитания дошкольников

Содержание понятия « музыкально-эстетическая культура дошкольников» определяется особенностями самой музыки как вида искусства и содержанием музыкально-эстетического воспитания дошкольников, обусловленного особенностями музыкального восприятия, механизмом воздействия музыки на человека и характером протекания музыкально-эстетической деятельности.

Музыкальное искусство как «выраженное эстетическое» явление в общественном сознании наполнено общечеловеческими и личностными смыслами. Эстетическое в музыке переходит в художественный образ и возникает при его восприятии. Благодаря художественной форме воспитательное воздействие музыки на ребёнка происходит ненавязчиво. Об этом писал Л. С. Выготский, обсуждая вопросы о соотношении искусства и процессов формирования личности. По его убеждению, любое художественное влияние обладает особенной силой воздействия — «катарсисом», что определяет высокие воспитательные возможности искусства. Б. М. Теплов, поддерживая позицию Л. С. Выготского, отмечал, что музыкальное искусство глубоко захватывает самые различные стороны психики человека — воображение, чувства, мысли, волю. В результате происходит «эстетический эффект»,т. е. переработка услышанной звуковой информации, её эмоциональное проникновение во внутренний мир ребёнка, в его личные отношения к действительности и к самому себе, формируя эстетическую культуру дошкольника на всю жизнь.

Известно, что сфера проявления эстетического всеохватывающая. Предметом эстетической оценки, восприятия или деятельности может стать любое явление природы, окружающей действительности, человеческих взаимоотношений, т. е. весь чувственно-воспринимаемый мир. Там, где присутствует музыкально-эстетическое как ценностное взаимодействие в системе «человек — мир — музыка», присутствует и связь с бесконечно множественными эстетическими явлениями, обусловленными многозначностью и смысловой многогранностью музыкального языка.

Музыка и её содержание тесно связаны с жизнью, но не столько внешними, сколько внутренними связями, подобно тому, как условный «языковой» знак связан со своим значением. Музыкальный языковой знак является образом в собственном смысле слова, отражая характерные черты действительности. Ребёнок, накапливая опыт восприятия музыки, постепенно становится способен воспринимать и ценить художественные музыкальные образы и красоту жизненной реальности, которая отражается в произведении, а в дальнейшем дополнять содержание музыкального образа личностно значимыми переживаниями, мыслями, представлениями.

Такое единство объективного и субъективного начал в восприятии и постижении художественных образов музыкального искусства позволяет актуализировать задачу художественно-эстетического развития ребёнка в процессе формирования основ музыкально-эстетической культуры дошкольников.

Музыкально-эстетическое воспитание дошкольников на практике 

Эстетическая ценность музыкального произведения заключается в неустанном раскрытии новых художественных и внехудожественных смыслов.
(Г. Г. Коломиец)

Специфика эстетической деятельности, исходя их вышесказанного, заключается в том, что она содержит знания не об объективных законах реального мира, а о «значениях», «смыслах», «ценностях» эстетических явлений для субъекта деятельности, включает субъективное личностное отношение к отражаемому содержанию и потому это отношение носит художественный, творческий, ценностный и познавательный характер.

Музыкально-эстетическое воспитание дошкольников на практике отличается от других видов эстетической деятельности эмоционально-чувственным и  художественно-образным характером освоения ценностного содержания музыки, раскрытия её личностного смысла с целью творческой самореализации личности.

Процесс музыкально-эстетического воспитания дошкольников строится с учётом особенностей психики детей дошкольного возраста, которая характеризуется глобальностью и слитностью протекания психических процессов, доминированием процессов интеграции, малой дифференцированностью психических образований, их взаимообусловленностью, образным характером восприятия и мышления.

Воздействие музыки на ребёнка осуществляется в различных видах  практического музыкально-эстетического воспитания дошкольников — игровой, исполнительской, творческой, в деятельности восприятия музыки, которые в своем богатом разнообразии никогда не бывают чисто музыкальными. Восприятию музыки, её исполнительству и музыкальному творчеству присущ принцип интеграции с иными, внемузыкальными явлениями жизни и прежде всего эстетическими, такими как поэтика природы, красота человеческого поступка и мыслей, выразительность жеста, слова, цвета и многое другое.

Известно, что музыкальное произведение увлекает ребёнка не только внешней звуковой стороной, но и внутренним, смысловым содержанием. Смысл и содержание музыки ребёнок постигает по законам творческой деятельности человека, как бы раскодируя «код культуры» ( В. Т. Кудрявцев), и такая деятельность всегда носит эстетический характер. Об этом свидетельствуют детские впечатления от восприятия музыкальных произведений, которые находят отражение в элементарных суждениях, эмоциональных оценках, рисунках, движениях, играх, незатейливых, но чувственно выразительных детских рассказах и небольших стихотворениях.

Формирование внутренней музыкально-эстетической деятельности позволяет не только постепенно подойти к восприятию жизненных явлений через призму музыкальных образов, особенно тех, которые дошкольник непосредственно не воспринимал в жизни, но и благодаря эстетическому переживанию может отнести себя к событиям, в которых он не принимал непосредственного участия.

Для дошкольника становится возможной, кроме практического контакта с действительностью, внутренняя деятельность воображения, она позволяет представить образ героя или картину событий, настроение и эмоции человека, движение и ритм мелодии, выразительность музыкальной и речевой интонации, соотнести образ с известными ему событиями или впечатлениями детской жизни. Это имеет существенное значение для дальнейшего развития ассоциативно-образного мышления, творческого воображения, развития музыкально-игровой деятельности, основанной на опыте восприятия музыки и других видов искусств. В этом случае происходит формирование в сознании ребёнка эталонов красоты в искусстве и в жизни на основе накопления опыта эмоционально-образного восприятия музыки - эстетической культуры дошкольника

Формирование начал музыкально-эстетической культуры у дошкольников должно быть связано с развитием эмоциональной отзывчивости на музыку и овладением способностью к  эмоционально-ценностному восприятию прекрасного в искусстве и жизни. Знакомство ребёнка с различными видами искусства, по мнению многих учёных ( Т. С. Комарова, О. П. Радынова, Р. М. Чумичева, А. В. Шестакова, А. В. Шумакова и др.), создаёт особые условия для овладения опытом, накопленным человечеством, позволяет многогранно осваивать окружающий мир, приучает мыслить глубоко и оригинально. Опыт общения с искусством учит детей дифференцировать эстетические проявления в окружающем мире, формирует эстетическое отношение к жизненным явлениям и событиям, закладывает основы художественной картины мира. Музыкальный опыт ребёнка дошкольного возраста складывается в неразрывном единстве с опытом художественной и эстетической деятельности по освоению эталонов красоты в искусстве и окружающем мире.

Следовательно, музыкально-эстетическое воспитание дошкольников выражается в эмоциональной отзывчивости на музыку и общей музыкальности ребёнка, эмоционально-ценностном отношении к произведениям искусства и проявлениям красоты в окружающем мире, способности к  художественно-эстетическому отражению действительности в разнообразных формах музыкально-эстетической деятельности, формируя общую эстетическую культуру дошкольников

Начало формирования музыкально-эстетической культуры дошкольников лежит в развитии эмоциональной отзывчивости на музыку, которая при определённых педагогических условиях предопределяет качество всех структурных компонентов, составляющих единое целое музыкально-эстетической и общей культуры дошкольников.

Эмоциональная отзывчивость на музыку, являясь фундаментом проявления интереса к музыке, вызывает интерес и к тем жизненным явлениям, которые в ней отражены. Развитость эмоциональной отзывчивости на музыку обуславливает способность осознавать на доступном для ребёнка уровне социальный смысл художественных явлений. В дошкольном возрасте музыкально-эстетическая деятельность охватывает музыкальную активность ребёнка, которая интегрируется в соответствии с содержанием музыки с другими видами деятельности: речевой, поэтической, художественно-изобразительной, театрально-игровой.

Интеграция разных видов музыкально - эстетического воспитания дошкольников способствует появлению оценок прекрасного в природе и человеческих отношениях, обогащает другие виды художественного творчества (изобразительное, речевое, театрально-игровое) и в совокупности воздействий значительно усиливает эффект иных сторон воспитания и развития дошкольников.

Присвоение ценностей  эстетической культуры дошкольников в настоящее время протекает в форме её своеобразного творческого развития и включает преобразование содержания общественного опыта на основе фантазии и продуктивного воображения. В этом случае музыкально-эстетическая деятельность приобретает признаки творческой игровой деятельности.

Таким образом, музыкально-эстетическое воспитание дошкольников представляет собой процесс приобщения детей к ценностям музыкального искусства как способа чувственно-образного постижения мира в организованной взрослыми музыкально-эстетической деятельности (приложение).

Результатом музыкально-эстетического воспитания дошкольников является сформированность основ музыкально-эстетической культуры у дошкольников, выражающейся в способности воспринимать, переживать и оценивать мир эстетических образов в искусстве и окружающей жизни, воссоздавать эстетические переживания и представления в творческой музыкально-игровой деятельности.

Приложение
Содержание музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Мир искусства Мир природы Мир человека
Приобщать к  художественно-образному опыту человечества.

Обогащать опыт восприятия произведений музыкального искусства разных стилей, жанров, эпох.

Выделять средства художественной выразительности в музыке, сравнивать их со средствами выразительности других видов искусств (литература, живопись, танец).

Уметь объединять в единый художественный образ приёмы, использованные при создании различных творческих замыслов.

Размышлять о мелодии, интонации, ритме, музыкальном движении, контрастах и других выразительных средствах, сравнивать и анализировать взаимодействие интонационных и цветовых пространств, форм, ритма, высказываясь в образной форме.

Учить в игровой форме осмысливать логику музыкального и художественного произведения, побуждать к обобщению, выделять жанровые, стилистические и другие особенности в  образно-символических ассоциациях.

Формировать отношение к музыкальной интонации, звуку, цвету, линии, форме как игровому материалу.

Создавать возможность для реализации ощущений, чувств и образов в игровой форме по законам построения художественного образа.

Развивать способность эмоционально воспринимать и осмысливать содержание музыкального и художественного произведения.

Накапливать опыт эстетических переживаний и чувств, обеспечивающий последующую творческую активность.

Развивать способность к творческому перевоплощению, фантазию и способность к импровизации при восприятии художественных образов и возможность лёгкого эмоционально-образного вхождения в художественный образ.

Создавать образы и персонажи музыкальной игры, адекватные художественным.

Учить входить в воображаемое пространство музыкального образа.

Осознавать чувства, вызванные воображаемым взаимодействием.

Побуждать к свободному фантазированию на тему произведения искусства.

Побуждать к сочувствию и сопереживанию участникам игрового взаимодействия.

Переносить опыт восприятия искусства в свой личный жизненный опыт отношения к миру.

Испытывать интерес к прослушиванию и обыгрыванию произведений, предложенных взрослыми и выбранных самостоятельно
Развивать способность видеть красоту живой и неживой природы, выраженной художественными образами.

В процессе наблюдения и общения с миром природы испытывать чувство удовольствия от созерцания пейзажей.

Переживать поэтический образ природы в стихах и музыке.

Эмоционально воспринимать объекты и явления природы.

Определять эмоциональное состояние природы.

Вычленять выразительные признаки и способы изображения различных состояний природы в музыке, живописи, литературе.

Учить передавать эстетические чувства в рисовании, драматизации.

Понимать, какими средствами воссоздан образ природы в музыкальном, художественном, литературном произведении.

Углублять восприятие и переживание образа природы.

Выявлять внутреннее сходство природного мира с миром человека в проявлениях настроения, взаимоотношениях друг с другом.

Обогащать словарный запас.

Уметь образно передавать состояние природы и своё отношение к нему.

При помощи движений тела, рук, мимики, жестов, действий с предметами и атрибутами выражать эмоционально-образное состояние природы, отражённое в музыке.


Воспроизводить и озвучивать мысленный образ в процессе восприятия музыки, стихотворения, художественного произведения, опираясь на опыт наблюдений.

Усложнять пантомимические движения в передаче внутреннего состояния образа.

Устанавливать связь содержания произведения, изображающего природу, с отношением к ней человека.

Учить оценивать в своих эстетических суждениях неповторимую красоту природы.

Полно и выразительно передавать в речи образ природы.

Обыгрывать образы, демонстрируя пластику движений.

Развивать способность воплощать образ природы в  движениях-импровизациях.

Развивать способность выразительно описывать в речи состояния, настроения природы, наделять её человеческими чувствами и переживаниями.

Стремиться получить выразительный образ. Находить способы изображения, выражения, комбинируя знания и умения применительно к новым творческим задачам.

Ориентировать детей на исследование образа, догадку.

Уметь создавать образы и явления природы в  музыкально-эстетической деятельности, творчески используя разнообразные средства искусства (музыка, живопись, литература, танец и др.)
Видеть и замечать человеческие качества в окружающих объектах и предметах.

Устанавливать связи между услышанным, увиденным и возникающими чувствами.

Обсуждать события в создаваемом музыкально-эстетическом или художественном образе, связывать их с содержанием музыки и другими произведениями искусства.

Осознанно отбирать средства, которые позволяют получить выразительный результат. Уметь характеризовать эмоциональное состояние, выраженное в музыке.

Высказывать предположения о поступках, поведении человека, изображённого разными средствами искусства.

Определять позу, движения, устанавливать связи внешних проявлений с внутренним состоянием человека.

Выделять специфические средства выразительности, использованные при создании образа человека.

Побуждать к сочувствию, сопереживанию.

Развивать музыкальное восприятие, обогащать опыт переживания содержанию художественного образа, отражающего мир человеческих эмоций, чувств, мыслей.

Привлекать поэтическое слово, художественные образы для углубления эмоциональной отзывчивости на музыку.

В беседе о настроении побуждать к визуализации услышанных впечатлений, вербализации увиденного, прочувствованного, услышанного (придумывание названий, подбор слов, передающих чувственно-эмоциональное содержание).


Побуждать к самостоятельности в выборе художественного материала для моделирования содержания музыки.

Учить видеть образ человека в музыке, описывать эмоционально-чувственные переживания в многообразных проявлениях.

Уметь выражать свои чувства различными способами и воссоздавать образ героя в динамике развития сюжета.

На основе восприятия музыкального образа развивать способность воспроизводить выражение лица, позы, движения героя или персонажа в различных эмоциональных состояниях.

Развивать способности творчески взаимодействовать в паре, игровом коллективе.

Фантазировать на тему жизни сказочных героев на основе слушания музыки, рассматривания сказочных иллюстраций, репродукций; уметь вычленять главные черты характера, особенности поведения, мимики.

Развивать способность находить средства для изображения выразительного, яркого образа героя сказки, рассказывать о чувствах своего героя и его отношениях с различными персонажами.

Побуждать создавать пантомимы, рисунки, лейтмотивы, мелодии на самостоятельно придуманные тексты.

Уметь воплощать замысел в разных видах музыкальной игры

На заметку

Под научным руководством  И. В. Груздовой  участниками творческой лаборатории «Формирование  музыкально-эстетической  культуры дошкольников», педагогами АНО ДО «Планеты Детства „Лада“» разработана серия занятий по   музыкально-эстетическому  воспитанию детей дошкольного возраста «Музыкальное настроение природы». Материалы будут представлены на страницах журнала «Справочник музыкального руководителя»: № 11, 2015 г.: Музыкальное настроение зимы; Встреча в Музыкальной гостиной по теме «Зимушка хрустальная»; № 12, 2015 г.: Тема «Музыкальное настроение весны»; Встреча в Музыкальной гостиной по теме «Музыка весны»; 2016 г.: Тема «Музыкальное настроение лета»; Встреча в Музыкальной гостиной «Музыкальное настроение лета»; Тема «Музыкальное настроение осени»; Встреча в Музыкальной гостиной по теме «Осенняя мелодия».

1 Приказ Минобрнауки России от  17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». — Примеч. авт. 

2 Коломиец Г. Г. Музыкально-эстетическое воспитание: аксиологический подход. Оренбург: Издательство ООИПКРО, 2001. 240 с.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары





© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль