Особенности начального этапа вокальной работы с дошкольниками

265

Важнейшим этапом в становлении человека является период детства. Удивительное время развития познавательного интереса. Дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, их души открыты для творчества. От того, какой фундамент будет заложен в детстве, зависит всё дальнейшее развитие. Это касается как его общечеловеческих качеств, так и музыкального развития и всего творческого потенциала. Существуют методики развития личности детей, построенные на музыкальном образовании.

Способы развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста

Певческий голос — драгоценный дар природы, которым следует бережно пользоваться и развивать в дошкольном возрасте. Пение позволяет выражать свои эмоции в особой форме. Эмоциональный отклик на пение развивает образное мышление. Пение благотворно влияет на развитие голоса, дыхательные процессы, помогает выстроить плавную и непрерывную речь. При правильной организации прослушивания музыки и ее исполнения, дети раскрепощаются, становятся более уверенными в своих силах.

Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Первая трудность, с которой сталкиваются дети, — это переход от речи к пению. На начальном этапе они как бы говорят нараспев. Если тесситура произведения выше разговорной, дети начинают кричать, сильно напрягая голос. При переходе от речи к пению дошкольник должен научиться гибко перестраивать режим работы голосовых связок с грудного на фальцетный.

На занятиях по вокальной работе с детьми дошкольного возраста 5–6 лет предлагаем использовать игры и игровые приёмы (приложение 1).

В практике встречаются дети с различными музыкальными задатками. Одни обладают прекрасным слухом и безупречно интонируют, другие хорошо слышат, но не могут воспроизвести голосом музыкальные звуки. У таких детей нарушена координация между слухом и голосом. Время дошкольного возраста даёт хорошую возможность восстановить координацию при регулярных, планомерных занятиях, требующих от педагога много терпения и внимания. Лишь через 2–3 года координация восстанавливается, интонирование становится устойчивым.

Способы слуховой координации при вокальной работе с дошкольниками

1. Обязательным условием занятий с детьми является правильный показ педагога. Взрослый должен владеть своим голосовым аппаратом и много петь во время занятий.

Жесты, интонации голоса дети легко копируют, перенимая настроение музыки и осваивая необходимые навыки исполнения без особых объяснений. Самым полезным для развития слуха является пение, а капелла (без сопровождения).

Надо помнить, что громкие звуки воспринимаются детьми труднее, чем тихие. При громком пении ослабевает слуховое внимание, поэтому основной рабочий нюанс — p (piano).

2. Для успешного развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста в работе необходимо использовать песенки-попевки (короткое песенки на одно четверостишие с простым построением мелодии). Для детей 5–6 лет полезны попевки на одно музыкальное движение:

«Андрей-воробей» (Е. Н. Тиличеева) — один звук, движение «топтание»;«Котик» (З. Левина) два звука, движение «зигзаг» — до1 — ре1 — до1 — ре1 и т. д.;«Динь-дон» (русская народная мелодия) — поступенное движение вверх;«Горка» (А. Филиппенко) — поступенное движение вниз;«На качелях» (М. Андреева) — скачки вверх и вниз.

Педагог может использовать любые знакомые ему детские стихотворения, пропевая их, используя одно из предложенных музыкальных движений.

3. Интеграция музыки, слова и движения — это естественное объединение. Использование в работе с детьми простых движений рукой — «музыкальной кисточки», которая рисует соотношение звуков по высоте, позволяет наглядно увидеть строение мелодии. Любую мелодию можно разложить на хорошо знакомые простые музыкальные движения, услышать их и чисто спеть.

Когда дети разучивают какую-либо песню по фразам, они показывают рукой звуковысотность (выше — ниже). Дети поют и одновременно рисуют в воздухе направление звуков: поступенное движение, топтание, остановка, зигзаг, скачки и т. п.

Для слабо проявляющих свои слуховые данные детей необходимо систематически проводить эту работу. Это значительно помогает при вокальной работе с дошкольниками.

4. Воспитание ритмического слуха. Первоначальное восприятие ритма должно основываться на четком слуховом ощущении ребёнком различных, чаще контрастных длительностей. Так, наиболее естественно воспринимается детьми временная единица четверть — шаг. Далее от нее: половинная — стоп и восьмые — побежали. Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста можно проводить посредством ритмических игр (приложение 2).

Подбор песенного репертуара

Отдельно хочется обратить внимание на подбор песенного репертуара для детей 5–6 лет. Необходимо учитывать возрастные особенности детей, их физическое и эмоциональное развитие. Диапазон их голосов в лучшем случае составляет сексту (до 1-й окт. — ля 1-й окт.). Многие дети способны чисто интонировать только в своей примарной зоне. Если песня написана в удобной тесситуре. Голос звучит естественно, петь такую песню легко и приятно.

Музыкальному работнику часто приходится транспонировать произведение, создавать свою аранжировку, убирая те звуки из мелодии, которые не звучат у его воспитанников. Не бойтесь этого!

В рабочем репертуаре необходимо иметь произведения, в которых поющие, правильно интонирующие дети могут показать себя. Им можно доверить соло или в одном куплете, или в целой песне. Это необходимо для их развития, для движения вперед! Рекомендуемый перечень произведений для детей 5–6 лет см. в приложении 3.

Приложение 1

Игры для развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста

Игра «Спой своё имя»

Задача: научить детей «переключать» свой голос с разговора на пение.

Взрослый представляется детям, называя свое имя и отчество, затем пропевает имя и отчество на звуке, близком к примарной зоне детских голосов. Далее дети стараются спеть свое имя, удерживая голосом высоту, заданную учителем. Начинать следует с простой мелодии повтора на одном звуке.

Не все дети смогут сразу спеть, некоторые только скажут, но постепенно, «держась» за голос взрослого, который пропевает все имена за детьми, ребёнок подтянется к «единой ниточке» мелодии и станет петь.

Игра «Поймай птичку»

Задачи: научить детей ощущать правильную высоту звука, развивать музыкальный слух.

Встречаются дети, поющие очень низкими голосами. При вокальной работе с дошкольниками можно использовать пение звуков высокого регистра. Высокие звуки легче воспринимаются на слух, чем низкие. Взрослый поясняет детям путем создания образных ассоциаций, что надо поймать голосом птичку, комарика и т. п., а потом вернуть голос вниз, «в подвал». Игра проводится с показом взрослого, а капелла.

Игра «Угадай имя»

Задача: развитие музыкального слуха у детей дошкольного возраста.

Прохлопать в ладоши одно из знакомых вариантов ритмизации имени — дети на примере любого имени угадают и прохлопают этот вариант, например:
А-ня — хлоп-хлоп,
А-неч-ка — хлоп-хлоп-хлоп,
А-неч-ка — хлоп-хлоп-хлоп
(Хлоп — длинный, хлоп — короткий)

Развивая музыкальные способности, особое внимание необходимо уделять развитию музыкального слуха. Чистое интонирование — фундамент красивого и правильного пения. С самого начала надо приучать детей к умению сосредоточиться на звучании, слушать тишину.

Игра «Немое эхо»

Задачи: развитие внутреннего слуха, умение слышать тишину.

Дети располагаются по кругу, в центре взрослый. Во время повтора выбирают ведущего (ребёнка). Ведущий голосом изображает звучание птиц (ку-ку, чик-чирик, ку-ка-ре-ку), лягушки (ква-ква), коровы (му-у) и др.

Дети повторяют звуки: 1-й раз " по-волшебному» — рот артикулирует, голос выключен; 2-й раз — голос звучит.

Приложение 2

Ритмические игры

Игра «Волшебные ножки»

Задачи: научить детей слышать и воспроизводить шагами разные музыкальные длительности. Самый медленный шаг — ТА-А — половинная, шаг солдатика — ТА — четверть, ножки бегают — ТИ-ТИ-ТИ-ТИ — восьмые.

Педагог во время вокальной работы с дошкольниками подбирает музыкальные загадки с одинаковыми длительностями, играет их. Дети слушают и пытаются подобрать нужный шаг. Далее под музыку ногами исполняют музыкальную загадку, постепенно подключая ладошки и слогоритмы. Возможно использование в игре шумовых музыкальных инструментов: бубен, тамбурин, маракас и т. п.

Игра «Ритмическое эхо»

Задачи: запомнить предложенный ритм и повторить его кулачками или ладошками.

1-й вариант: взрослый загадывает загадку на фортепиано или хлопает. Дети после двукратного повторения запоминают и повторяют ритм.

2-й вариант: один дошкольник придумывает ритмическую загадку, повторяет дважды и проверяет ответ от группы.

3-й вариант: вся группа выстраивается друг за другом, одну руку ребенок кладет на плечо впереди стоящему. Взрослый ладошкой по плечу выстукивает ритмическую загадку крайнему ребёнку, тот передает ритм соседу, и так до первого человека. Первый прохлопывает ритм в ладоши, взрослый повторяет правильный ритм. Из игры выбывает тот, кто «испортил» ритм. Далее выбывший следит за ритмической цепочкой, называя того, кто не справился с ритмом.

Полезно в ритмических загадках использовать трудные ритмические рисунки из репертуарных песен для закрепления. Это способствует развитию музыкального слуха у детей дошкольного возраста.

Приложение 3

Рекомендуемый перечень произведений для детей 5–6 лет

«Капуста», музыка Д. Львова-Компанейца, слова И. Мазини

«Песенка-чудесенка», музыка О. Девочкиной, слова В. Гудимова

«Варежка», музыка Э. Предигера, слова Т. Барановой

«Спасибо», музыка И. Арсеева, слова З. Петровой

«Песенка хвастунишек», музыка В. Кикты, слова С. Юдина

«Песенка про папу», музыка В. Шаинского, слова П. Синявского

«Летняя песенка», музыка Я. Дубравина, слова А. Фаткина

«Зайка», музыка и слова И. Ростовцевой



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам таблицу рекомендаций музыкального материала для обогащения звукового сенсорного опыта детей младшего и среднего дошкольного возраста.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль