Методы стимулирования дошкольников в зависимости от психологических факторов

65

В педагогической практике сегодня применяются различные методы стимулирования. Среди них пользуется популярностью балльное оценивание и рейтинговая система для мотивации детей. Однако в дошкольных организациях такая методика не используется. А причины отказа от нее разъяснит доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО Н.Ф. Виноградова.

В первую очередь важно понимать, что дошкольники и шестилетки в своем возраст еще не понимают значения отметки как метода оценки их действий, по этой причине отметки зачастую воспринимаются детьми  как субъективное отношение взрослого к себе, а не как результат своей деятельности. А это свидетельствует о том, что использовать отметки как способ стимулирования дошкольников не стоит.

Уровень интеллектуального и психического развития детей одной возрастной группы может существенно различаться (и тут важно учитывать личностные характеристики каждого ребенка).

Кроме того, важно понимать, что отрицательная отметка пагубно влияет на ситуацию успеха, снижает позитивное отношение к какой-либо деятельности, а также может формировать безразличие к ее результатам.

Одним словом, в качестве грамотного стимулирования дошкольников воспитателю нужно использовать определенные методы воздействия. Рассмотрим наиболее важные по содержанию, разделив их условно на две группы: методы словесно-эмоционального воздействия и метод наглядно-практического воздействия.

Методы словесно-эмоционального стимулирования дошкольников

В учебных пособиях старого образца методы этой группы были описаны более выразительно, а именно «методы словесного воздействия, способствующие формированию убеждений». Процесс убеждения в воспитательном процессе работает только при использовании таких методов как разъяснение, увещевание, упражнение, поручение, поощрение, одобрение, похвала и проч.

Метод разъяснения характеризуется эмоционально-словесным воздействием, которое ориентировано на конкретную группу или личность. В работе с детьми младшего дошкольного возраста применяются элементарные приемы разъяснения типа: «Поступать нужно так», «Все делают так». Также важно отметить, что при дошкольном воспитании метод разъяснение опирается на внушение, которому свойственно некритическое восприятие ребенком педагогического воздействия.

Метод увещевания в процессе стимулирования дошкольников представляет собой консенсус просьбы с разъяснением и внушением. Если применять увещевание в качестве воспитательного метода, можно достичь проектирования в личности воспитанника положительных черт, достижения высоких результатов.

Метод упражнения состоит в множественном исполнении требуемых действий, доведении их до состояния автоматизма. Педагог своими действиями формирует такие условия, при которых ребенку нужно действовать и совершать поступки согласно соответствующим нормам и правилам поведения.

Метод поручений призван взращивать стимулирование дошкольников к  положительным поступкам. Поручения могут иметь разнообразный характер, например: накрыть, а после убрать стол, украсить игровую комнату к празднику, выучить стихотворение и т. п.

Метод поощрения – положительная оценка действий воспитанников. Поощрение закрепляет полезные навыки и привычки. Действие поощрения основано на возбуждении позитивных эмоций, именно поэтому оно вселяет в воспитанников уверенность, создает хороший настрой, повышает чувство ответственности.

Одобрение – один из самых простых методов поощрения. В данном случае педагог может выражать свое одобрение относительно поведения или работы детей посредством жестов, мимики, положительной оценки, доверия в виде поручения выполнить что-либо.

Похвала – положительная оценка взрослого на словах, которая направлена на действия и поступки детей. Воспитатели должны правильно использовать этот метод, поскольку дети зачастую склонны соотносить оценку своих поступков с собой в целом.

Кроме того, в практике стимулирования дошкольников чаще всего употребляются вербальные виды оценки:

  • прямая оценка – выражается в одобрении или порицании действия либо личностных качеств субъекта и адресуется непосредственно ему;
  • косвенная оценка – выражается в одобрении либо порицании определенных моральных качеств и поступков оцениваемого через его непрямое соотношение с другим лицом;
  • опосредованная оценка – выражается в оценивании действий и личностных качеств одного субъекта через прямую оценку другого субъекта;
  • предвосхищающая оценка – выражается в одобрении предстоящих действий субъекта;
  • отсутствие оценки как фактор отношения к деятельности и личности субъекта.

Можно выделить две функции педагогической оценки: ориентирующую и стимулирующую.

Ориентирующая функция оценки используется на практике значительно реже, хотя педагогический эффект ее воздействия гораздо значительнее. В связи с этим рекомендуется чаще использовать именно такой способ оценивания.

Главный критерий формирования у дошкольников способности к адекватной оценке собственных действий - это единство в оценке окружающих. В случае, если оценка окажется противоречивой, ребенок, как правило, выберет ту, которая в данный момент ему выгодна.

Стимулы в педагогическом процессе – специфические педагогические средства, способные выполнять побудительные функции по отношению к внутренним движущим силам развития ребенка.

Еще один популярный метод стимулирования дошкольников - это соревнование. Данный метод основан на стремлении детей к соперничеству. Результаты такой соревновательной деятельности на длительное время характеризуют статус личности в коллективе.

Метод наглядно-практического стимулирования дошкольников

Помимо вербальных оценок педагог может в своей практике пользоваться специальными наглядными пособиями, которые выполнены в различных вариантах (как для детей среднего, так и старшего дошкольного возраста). Основаны такие пособия, как правило, на методе соревнования. Рассмотрим примеры нескольких подобных пособий.

1. «Паспорт воспитанника» – представляет собой «книжку» (лист формата А4, сложенный пополам), на первой странице которой ребенок пишет свое имя и рисует автопортрет. Последующие страницы озаглавлены по основным видам занятости ребенка в течение дня: «Питание», «Сон», «Игровая деятельность», «Самообслуживание».

У каждого в той или иной степени есть желание во всем быть лучшим. И в данном случае именно стимулирование дошкольников поощрением, а не наказанием, дает эффективные результаты. Если дети будут иметь четкие представления о цели, они будут стремиться к ее достижению. При этом главное, чтобы воспитатель определил им границы дозволенного, назвал моральные принципы и правила.

2. «Времена года» – метод стимулирования дошкольников, который введен в практику педагогами МБДОУ детский сада № 9 г. Балаково Саратовской области. Пособие нужно приклеить на детский шкафчик, чтобы классифицировать по временам года. Так, осенью – это корзина, в которую помещаются осенние листочки или овощи в виде поощрения; зимой – елочка, которая «обвешивается» игрушками; весной – ваза, которую заполняют цветами; летом – ежик, на иголочки которого «нанизывают» яблочки опять же в качестве поощрения. Таким образом, дошкольники будут стараться собрать как можно больше таких поощрений.

3. «Оценочные карты» – пособие разработано И.Б. Едаковой, кандидатом педагогических наук, деканом факультета дошкольного образования Челябинского государственного педагогического университета, и О.А. Кузьминой, педагогом высшей категории МДОУ Центр развития ребенка – детский сад № 353 г. Челябинска. На специальных картах схематически изображена последовательность действий и требования, предъявляемые к их качеству.

Методы стимулирования дошкольников в зависимости от психологических факторов

При использовании представленных приемов стимулирования дошкольников должны учитываться возрастные особенности детей, а также данные психологических исследований, касающихся проблемы оценки. Так, дошкольники оценивают успех и неуспех своей деятельности, переживая их. Неуспех, поражение отрицательно влияют на них и не стимулируют к проявлению настойчивости. Успех, удача, наоборот, оказывают подстегивающее воздействие и являются хорошим стимулом для преодоления трудностей в дальнейшем.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары





© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль