-
-
-
×
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это займет всего одну минуту и вам станут доступны более 7000 форм и образцов документов! Вы сможете скачать любой.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
или войти через
Зарегистрироваться
×
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это займет всего одну минуту и вам станут доступны более 7000 форм и образцов документов! Вы сможете скачать любой.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
или войти через
Зарегистрироваться
×
×
×
Простите, что прерываем ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
или войти через
Зарегистрироваться
-

Развитие восприятия у дошкольников с различными нарушениями: сенсорная комната

1 июля 2015
217
Средний балл: 0 из 5

Результатом правильного обучения у нормально развивающихся детей дошкольного возраста должна быть сформированная система сенсорных эталонов и перцептивных действий. При нарушении развития восприятия у дошкольников этот процесс затруднен.

Значение развития восприятия у дошкольников

Сенсорное развитие восприятия у дошкольников играет важную роль в психологическом и социальном развитии личности. Дошкольный возраст считается сенситивным для развития восприятия, и нормальное интеллектуальное развитие попросту невозможно без опоры на восприятие. Соответственно, система сенсорных эталонов и перцептивных действий должна быть сформирована у нормально развивающихся детей к концу дошкольного возраста. У детей с нарушениями развития этот процесс затруднен.

Особенно важно развитие восприятия у дошкольников с задержкой психоречевого развития с характерным недоразвитием и десинхронизацией эмоционально-волевой сферы, зрительного, слухового и тактильного восприятия. Методика работы с такими дошкольниками основывается на включении и синхронизации  сенсорных потоков поэтапно посредством стимулирующего воздействия, основой которого и считается восприятие. Л.С. Выготский в свое время обратил внимание на процесс интеграции внешнего мира во внутренний, который лежит в основе формирования и развития психических функций.

Развитие восприятия у дошкольников из практики МБДОУ детский сад № 45 г. Белгорода

Работа с воспитанниками проводилась после консультаций специалистов МБДОУ у сурдолога, поскольку опыта работы с такими детьми не было. Периодичность занятий в сенсорной комнате — 3 раза в неделю, продолжительность — 30 мин.

Сначала максимум внимания уделялся развитию слухового восприятия. Слушались звучащие предметы (например, колокольчики, погремушки, металлофоны, звучащие игрушки), затем к ним подбирались картинки-отгадки или предметы. После развития природного слухового восприятия изучались другие стимулы (цвет, форма, пространство и т. д.) и их дифференциация, развитие познавательных психических процессов.

В детском саду № 45 г. Белгорода сделали акцент на создании особых условий, оказывающих полифункциональное воздействие на весь организм ребенка и его психическое развитие. Для этого была создана комната сенсорного развития.

Развитие восприятия у дошкольников с различными нарушениями: сенсорная комната

Кроме детей, имеющих задержки психомоторного и речевого развития, занятия в сенсорной комнате показаны детям, имеющим различные психоневрологические проблемы: неврозы и неврозоподобные состояния, резидуально-органические состояния ЦНС с явлениями заикания, энуреза, тиков и т. п., аутизм, нарушения зрения, слуха, речи, адаптационные расстройства, а также детям чрезмерно утомляемым, эмоционально истощаемым, непоседливым, вспыльчивым, замкнутым, детям с нарушениями поведения.

Организация сенсорной комнаты в процессе развития восприятия у дошкольников

Сенсорная комната — это маленький рай, где все журчит, звучит, переливается, манит, ненавязчиво заставляет малышей забыть неприятности, успокаивает. Сенсорная комната является одним из важнейших дополнительных средств коррекции и развития восприятия различных окружающих стимулов, произвольного внимания, эмоций, речевого и невербального общения.

Оборудование сенсорной комнаты можно разделить на два блока: релаксационный и активационный. Разделение условное, так как одно и то же оборудование можно использовать с разными целями.

Развитие восприятия у дошкольников с помощью сенсорной комнаты: релаксационный блок

Использование оборудования данного блока позволяет создать атмосферу безопасности и спокойствия.

Оно включает:

мягкие покрытия (пуфики, кресло-капелька, подушечки, напольное покрытие, мягкие модули для конструирования и мягкие игрушки); «сухой бассейн», «сухой душ»; приборы, создающие рассеянный свет, всевозможные виды пузырьковых колонн; фонотеку релаксационной музыки.

Особой любовью детей пользуется «сухой бассейн». Малыши с удовольствием «принимают» ванны, наполненные шариками и мелкими мягкими игрушками. Тем самым они получают точечный массаж, который позволяет снять нервные зажимы, улучшает кровообращение, тонизирует организм ребенка, что крайне важно в процессе развития восприятия у дошкольников.

Развитие восприятия у дошкольников с различными нарушениями: сенсорная комната

Заходя в шатер из разноцветных атласных лент, закрепленных на подвесном круге, дети попадают в «сухой душ». Ленты спускаются вниз, словно струи воды, их приятно трогать, перебирать в руках, проходить сквозь них, касаясь лицом. Разноцветные «струи» «сухого душа», стимулируют тактильные ощущения, помогают восприятию своего тела в этом пространстве, учат различать цвет.

Развитие восприятия у дошкольников с различными нарушениями: сенсорная комната

Отдых в кресле-капельке, принимающем комфортную форму для тела сидящего, снижает двигательный тонус, расслабляет и снимает эмоциональное напряжение, а в сочетании с наблюдениями за световыми стимулами развивает воображение, фантазию.

В пузырьковой колонне из прозрачного пластика, заполненной водой, резвятся разноцветные фигурки, подталкиваемые пузырьками воздуха. Они то всплывают вверх в цветных переливающихся струях, то падают вниз. Это завораживающее зрелище не оставит равнодушным никого из посетителей сенсорной комнаты.

Развитие восприятия у дошкольников с различными нарушениями: сенсорная комната

Угловое зеркало создает неповторимый оптический эффект расширения пространства, отражая настоящий «водопад света», который излучают пучки светильников из тонкого оптического волокна, меняющих свой цвет и мерцающих многочисленными звездочками. Переливающиеся цвета привлекают и активизируют внимание, успокаивают, развивают зрительное цветовосприятие в части процесса развития восприятия у дошкольников.

Внимание детей привлекает и картина с имитацией текущего водопада, звуками природы, пением птиц. Яркие светооптические и звуковые эффекты способствуют развитию зрительных и слуховых ощущений, поддерживают внимание. Звуки природы позволяют формировать и развивать исследовательский интерес и воображение (например, детям дается задание: среди звуков леса и водопада услышать кукушку и т. п.).

Развитие восприятия у дошкольников с помощью сенсорной комнаты: активационный блок

Использование оборудования данного блока направлено на стимуляцию ослабленного зрения, слуха, осязания и т. п., а также исследовательского интереса, на развитие памяти, внимания, мышления, восприятия, развитие моторной активности и координации за счет создания обогащенной мультисенсорной среды.

Оборудование включает:

тактильно-сенсорные панели; звуковую дорожку — наступая на которую, дети слышат звуки, издаваемые домашними животными и птицами, и сами с удовольствием их имитируют; коврики-пазлы — стимулирующие развитие внимания, мышления, воображения, зрительно-моторной координации, пространственной ориентировки; эмоциональный куб — благодаря которому дети учатся различать эмоциональные состояния и тренировать их с помощью различных этюдов и упражнений.

Развитие восприятия у дошкольников с различными нарушениями: сенсорная комната

Специальные дощечки с разной текстурной поверхностью (бархатной, гладкой, пушистой, шероховатой) при определении на ощупь развивают тактильное восприятие и обогащают речь.

Огромная дидактическая цветная черепаха помогает научиться различать цвета, осваивать премудрости шнуровки, счета, развивать мелкую моторику.

Развитие восприятия у дошкольников с различными нарушениями: сенсорная комната

Организация занятий в сенсорной комнате в ходе развития восприятия у дошкольников

Форма проведения занятий в условиях сенсорной комнаты зависит от индивидуальности и творческого подхода специалиста. Занятия могут проводиться подгруппами по 2–4 человека или индивидуально.

Количество человек на занятиях определяется целями работы, возрастом детей и размерами помещения. Занятия в сенсорной комнате с детьми проводятся индивидуально, если необходимо достичь релаксационного эффекта (с гиперактивными детьми, астеничными, с детьми, имеющими нарушения поведения).

Время занятия определяется специалистом с учетом индивидуальных особенностей и проблем ребенка и составляет от 25 до 35 мин.

Развитие восприятия у дошкольников с различными нарушениями: сенсорная комната

При работе с гипервозбудимыми детьми длительность занятия может быть сокращена по причине быстрой утомляемости, снижения активного внимания, «полевого поведения».

При работе с тревожными детьми нужно исключить резкие переходы от одного стимула к другому, чтобы избежать страха перед незнакомым объектом.

Перед входом в комнату детям можно рассказать о том, что они сейчас попадут в волшебную комнату, а чтобы волшебство не исчезло, нужно выполнять определенные задания.

Развитие восприятия у дошкольников с различными нарушениями: сенсорная комната

Первые занятия в процессе развития восприятия у дошкольников могут быть направлены на ознакомление с сенсорной комнатой, ее пространством, на овладение взаимодействием с материалами и оборудованием, находящимся в ней. На данном этапе решаются задачи создания атмосферы доверия и безопасности.

Знакомство с интерактивным оборудованием проводится постепенно — приборы детям предъявляются по одному. Сначала они включаются в освещенной комнате, затем общее освещение выключается, включенным остается только, к примеру, зеркальный шар, вращающийся в луче направленного на него света.

После посещения сенсорной комнаты ребенок должен ощущать покой и отдых, даже если занятия были направлены на развитие определенных когнитивных процессов, тем более если была поставлена четко определенная цель — нормализация психоэмоционального состояния.

Развитие восприятия у дошкольников: использование методов и пособий в сенсорной комнате

Для работы в сенсорной комнате в зависимости от специфики проблемы и возраста детей используются различные коррекционные и развивающие пособия и методы:

мультисенсорные сюжетные игры-путешествия («Волшебная страна звуков», «Путешествие на ковре-самолете», «Путешествие в морское царство», «По тропинке в лес пойдем» и другие); методы драматизации и сказкотерапии; психомышечная релаксация, психогимнастика; песочная терапия; методы арт-терапии.

Эффективным является использование методик свето-, цвето-, звуко- и ароматерапии для воздействия на состояние ребенка через соответствующие органы чувств.

Прежде чем использовать в работе данные методики, необходимо по каждому ребенку проконсультироваться с врачом!

Светотерапия — это воздействие на человека при помощи световых эффектов. В основе сенсорной комнаты лежит свет, т. к. более 90% информации человек получает через глаза. Визуальные ощущения помогают ориентироваться в окружающей среде, определять границы предметов, а также различать при помощи мозга их цвета, контраст, форму и движение.

Цветотерапия используется для влияния на настроение и общее состояние ребенка. Известны особенности воздействия на организм некоторых цветов.

Звуки окружают нас со всех сторон. Поскольку звуков множество, то и методика звукотерапии подразделяется на ряд более узких и специфических направлений. Так, от нее отделилась и в последнее время получила большое признание музыкотерапия.

С целью использования данного метода в ходе развития восприятия у дошкольников в МБДОУ детский сад № 45 г. Белгорода собрана необходимая фонотека классических и специальных релаксационных музыкальных произведений, а также музыки для детей.

Выделяются пассивная и активная формы музыкотерапии. В процессе пассивной формы дошкольникам предлагается прослушать музыкальные произведения, которые соответствуют состоянию их психологического здоровья. В процессе активной формы дети сами участвуют в исполнении произведений, применяя как обычные музыкальные инструменты, так и необычные.

Звукотерапия — достаточно древняя система знаний, которую в совершенстве знал еще Пифагор, умевший лечить физические недуги, душевные расстройства и умевший настраивать духовный аппарат человеческого существа гимнами восходящему солнцу.

Запахи играют очень важную роль в нашей жизни. Дети — чувствительные и впечатлительные натуры, они воспринимают действие ароматерапии без всякого предубеждения, поэтому их реакция на эфирные масла всегда положительна.

Каждое из эфирных масел обладает своим назначением и свойствами, по-разному воздействует на биоэнергетику человека. Одни ароматические масла возбуждают и улучшают настроение и жизненный тонус, другие успокаивают и расслабляют, третьи помогают справиться с депрессией и хандрой.

В процессе работы над развитием восприятия у дошкольников рекомендуется использовать аромамасла грейпфрута, апельсина, розы, лимона, мяты, сосны. Для упражнений с использованием ароматерапии можно подготовить специальные мешочки (саше), наполнив их морской солью, сухим хмелем и проч., добавив в смесь несколько капель ароматического масла.

В результате пятилетнего опыта использования потенциала сенсорной комнаты для работы с детьми, имеющими нарушения развития, можно говорить о неоспоримых преимуществах наличия такого оборудования в арсенале педагога-психолога и других специалистов ДОО. Понятно, что сенсорная комната является лишь одним из инструментов психологического воздействия, однако ее роль, без преувеличения, очень велика и подтверждена эффективными результатами совершенствования сенсорных представлений, перцептивных действий, формирования аналитического восприятия и познавательных психических процессов, улучшения эмоционального состояния детей, что делает сенсорную комнату незаменимой в дошкольной организации.


logo
Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.