Результатом правильного обучения у нормально развивающихся детей дошкольного возраста должна быть сформированная система сенсорных эталонов и перцептивных действий. При нарушении развития восприятия у дошкольников этот процесс затруднен.
Значение развития восприятия у дошкольников
Сенсорное развитие восприятия у дошкольников играет важную роль в психологическом и
Особенно важно развитие восприятия у дошкольников с задержкой психоречевого развития с характерным недоразвитием и десинхронизацией эмоционально-волевой сферы, зрительного, слухового и тактильного восприятия. Методика работы с такими дошкольниками основывается на включении и синхронизации сенсорных потоков поэтапно посредством стимулирующего воздействия, основой которого и считается восприятие. Л.С. Выготский в свое время обратил внимание на процесс интеграции внешнего мира во внутренний, который лежит в основе формирования и развития психических функций.
Развитие восприятия у дошкольников из практики МБДОУ детский сад № 45 г. Белгорода
Работа с воспитанниками проводилась после консультаций специалистов МБДОУ у сурдолога, поскольку опыта работы с такими детьми не было. Периодичность занятий в сенсорной комнате — 3 раза в неделю, продолжительность — 30 мин.
Сначала максимум внимания уделялся развитию слухового восприятия. Слушались звучащие предметы (например, колокольчики, погремушки, металлофоны, звучащие игрушки), затем к ним подбирались картинки-отгадки или предметы. После развития природного слухового восприятия изучались другие стимулы (цвет, форма, пространство и т. д.) и их дифференциация, развитие познавательных психических процессов.
В детском саду № 45 г. Белгорода сделали акцент на создании особых условий, оказывающих полифункциональное воздействие на весь организм ребенка и его психическое развитие. Для этого была создана комната сенсорного развития.
Организация сенсорной комнаты в процессе развития восприятия у дошкольников
Сенсорная комната — это маленький рай, где все журчит, звучит, переливается, манит, ненавязчиво заставляет малышей забыть неприятности, успокаивает. Сенсорная комната является одним из важнейших дополнительных средств коррекции и развития восприятия различных окружающих стимулов, произвольного внимания, эмоций, речевого и невербального общения.
Оборудование сенсорной комнаты можно разделить на два блока: релаксационный и активационный. Разделение условное, так как одно и то же оборудование можно использовать с разными целями.
Развитие восприятия у дошкольников с помощью сенсорной комнаты: релаксационный блок
Использование оборудования данного блока позволяет создать атмосферу безопасности и спокойствия.
Оно включает:
Особой любовью детей пользуется «сухой бассейн». Малыши с удовольствием «принимают» ванны, наполненные шариками и мелкими мягкими игрушками. Тем самым они получают точечный массаж, который позволяет снять нервные зажимы, улучшает кровообращение, тонизирует организм ребенка, что крайне важно в процессе развития восприятия у дошкольников.
Заходя в шатер из разноцветных атласных лент, закрепленных на подвесном круге, дети попадают в «сухой душ». Ленты спускаются вниз, словно струи воды, их приятно трогать, перебирать в руках, проходить сквозь них, касаясь лицом. Разноцветные «струи» «сухого душа», стимулируют тактильные ощущения, помогают восприятию своего тела в этом пространстве, учат различать цвет.
Отдых в кресле-капельке, принимающем комфортную форму для тела сидящего, снижает двигательный тонус, расслабляет и снимает эмоциональное напряжение, а в сочетании с наблюдениями за световыми стимулами развивает воображение, фантазию.
В пузырьковой колонне из прозрачного пластика, заполненной водой, резвятся разноцветные фигурки, подталкиваемые пузырьками воздуха. Они то всплывают вверх в цветных переливающихся струях, то падают вниз. Это завораживающее зрелище не оставит равнодушным никого из посетителей сенсорной комнаты.
Угловое зеркало создает неповторимый оптический эффект расширения пространства, отражая настоящий «водопад света», который излучают пучки светильников из тонкого оптического волокна, меняющих свой цвет и мерцающих многочисленными звездочками. Переливающиеся цвета привлекают и активизируют внимание, успокаивают, развивают зрительное цветовосприятие в части процесса развития восприятия у дошкольников.
Внимание детей привлекает и картина с имитацией текущего водопада, звуками природы, пением птиц. Яркие светооптические и звуковые эффекты способствуют развитию зрительных и слуховых ощущений, поддерживают внимание. Звуки природы позволяют формировать и развивать исследовательский интерес и воображение (например, детям дается задание: среди звуков леса и водопада услышать кукушку и т. п.).
Развитие восприятия у дошкольников с помощью сенсорной комнаты: активационный блок
Использование оборудования данного блока направлено на стимуляцию ослабленного зрения, слуха, осязания и т. п., а также исследовательского интереса, на развитие памяти, внимания, мышления, восприятия, развитие моторной активности и координации за счет создания обогащенной мультисенсорной среды.
Оборудование включает:
Специальные дощечки с разной текстурной поверхностью (бархатной, гладкой, пушистой, шероховатой) при определении на ощупь развивают тактильное восприятие и обогащают речь.
Огромная дидактическая цветная черепаха помогает научиться различать цвета, осваивать премудрости шнуровки, счета, развивать мелкую моторику.
Организация занятий в сенсорной комнате в ходе развития восприятия у дошкольников
Форма проведения занятий в условиях сенсорной комнаты зависит от индивидуальности и творческого подхода специалиста. Занятия могут проводиться подгруппами по 2–4 человека или индивидуально.
Время занятия определяется специалистом с учетом индивидуальных особенностей и проблем ребенка и составляет от 25 до 35 мин.
При работе с гипервозбудимыми детьми длительность занятия может быть сокращена по причине быстрой утомляемости, снижения активного внимания, «полевого поведения».
При работе с тревожными детьми нужно исключить резкие переходы от одного стимула к другому, чтобы избежать страха перед незнакомым объектом.
Перед входом в комнату детям можно рассказать о том, что они сейчас попадут в волшебную комнату, а чтобы волшебство не исчезло, нужно выполнять определенные задания.
Первые занятия в процессе развития восприятия у дошкольников могут быть направлены на ознакомление с сенсорной комнатой, ее пространством, на овладение взаимодействием с материалами и оборудованием, находящимся в ней. На данном этапе решаются задачи создания атмосферы доверия и безопасности.
Знакомство с интерактивным оборудованием проводится постепенно — приборы детям предъявляются по одному. Сначала они включаются в освещенной комнате, затем общее освещение выключается, включенным остается только, к примеру, зеркальный шар, вращающийся в луче направленного на него света.
После посещения сенсорной комнаты ребенок должен ощущать покой и отдых, даже если занятия были направлены на развитие определенных когнитивных процессов, тем более если была поставлена четко определенная цель — нормализация психоэмоционального состояния.
Развитие восприятия у дошкольников: использование методов и пособий в сенсорной комнате
Для работы в сенсорной комнате в зависимости от специфики проблемы и возраста детей используются различные коррекционные и развивающие пособия и методы:
Эффективным является использование методик свето-, цвето-, звуко- и ароматерапии для воздействия на состояние ребенка через соответствующие органы чувств.
Светотерапия — это воздействие на человека при помощи световых эффектов. В основе сенсорной комнаты лежит свет, т. к. более 90% информации человек получает через глаза. Визуальные ощущения помогают ориентироваться в окружающей среде, определять границы предметов, а также различать при помощи мозга их цвета, контраст, форму и движение.
Цветотерапия используется для влияния на настроение и общее состояние ребенка. Известны особенности воздействия на организм некоторых цветов.
Звуки окружают нас со всех сторон. Поскольку звуков множество, то и методика звукотерапии подразделяется на ряд более узких и специфических направлений. Так, от нее отделилась и в последнее время получила большое признание музыкотерапия.
С целью использования данного метода в ходе развития восприятия у дошкольников в МБДОУ детский сад № 45 г. Белгорода собрана необходимая фонотека классических и специальных релаксационных музыкальных произведений, а также музыки для детей.
Выделяются пассивная и активная формы музыкотерапии. В процессе пассивной формы дошкольникам предлагается прослушать музыкальные произведения, которые соответствуют состоянию их психологического здоровья. В процессе активной формы дети сами участвуют в исполнении произведений, применяя как обычные музыкальные инструменты, так и необычные.
Запахи играют очень важную роль в нашей жизни. Дети — чувствительные и впечатлительные натуры, они воспринимают действие ароматерапии без всякого предубеждения, поэтому их реакция на эфирные масла всегда положительна.
Каждое из эфирных масел обладает своим назначением и свойствами, по-разному воздействует на биоэнергетику человека. Одни ароматические масла возбуждают и улучшают настроение и жизненный тонус, другие успокаивают и расслабляют, третьи помогают справиться с депрессией и хандрой.
В процессе работы над развитием восприятия у дошкольников рекомендуется использовать аромамасла грейпфрута, апельсина, розы, лимона, мяты, сосны. Для упражнений с использованием ароматерапии можно подготовить специальные мешочки (саше), наполнив их морской солью, сухим хмелем и проч., добавив в смесь несколько капель ароматического масла.
В результате пятилетнего опыта использования потенциала сенсорной комнаты для работы с детьми, имеющими нарушения развития, можно говорить о неоспоримых преимуществах наличия такого оборудования в арсенале педагога-психолога и других специалистов ДОО. Понятно, что сенсорная комната является лишь одним из инструментов психологического воздействия, однако ее роль, без преувеличения, очень велика и подтверждена эффективными результатами совершенствования сенсорных представлений, перцептивных действий, формирования аналитического восприятия и познавательных психических процессов, улучшения эмоционального состояния детей, что делает сенсорную комнату незаменимой в дошкольной организации.