Психолого-педагогическая помощь семье: практические методики

20

Методики, представленные далее, разработаны на основе психотерапевтической работы с детьми и семьями. Это довольно простые приемы работы, которые отличаются при этом емкостью и наглядностью, а также при необходимости могут видоизменяться в зависимости от потребностей специалиста и семьи. Эти методики вполне могут использоваться как психолого-педагогическая помощь семье.

Первое упражнение – «Строим жилище» – способствует созданию атмосферы доверия и безопасности во время консультирования; помогает установить контакт с ребенком или взрослым.

Второе упражнение – «Заколдованная пещера» оптимально используется для диагностики отношений в детско-родительской паре в процессе психолого-педагогической помощи семье. Данное упражнение поможет выработать способы борьбы со стрессовыми ситуациями,  урегулировать конфликтные ситуации и сплотить семью, а также развить творческое мышление и фантазию.

Третье упражнение – игра в принца (принцессу, волшебника) – постепенно учит ребенка осознавать свои желания, потребности и мечты, рассказывая о них взрослым. Это помогает вести диалог, избегая истерик и конфликтов.

Полученные в ходе выполнения упражнений наблюдения, внутренний эмоциональный опыт, а также последующая рефлексия позволят уточнить или переформулировать изначальный запрос, дать семье обратную связь, необходимые рекомендации или домашнее задание.

Рассмотрим подробно каждую методику.

Методика «Строим жилище» в процессе психолого-педагогической помощи семье

Это арт-терапевтическое упражнение, которое можно использовать как для групповой, так и для индивидуальной психолого-педагогической помощи семье, способно не только сплотить членов семьи, но и получить проективную информацию (аналогично известному рисуночному тесту «Дом – дерево – человек»).

Инструкция. Используя любые понравившиеся коробки, журналы, бумагу и другие материалы, нужно построить жилище. Оно может быть абсолютно любым по форме, цвету и размеру, реалистичным или сказочным, фантастическим.

Упражнение выполняется в паре (партнеры строят общий дом, договариваются друг с другом или конфликтуют, кто-то проявляет больше инициативы, кто-то меньше и т. д.) или каждым участником отдельно – в зависимости от возраста ребенка (требуется ли ему помощь) и терапевтических задач.

Методика «Заколдованная пещера» в процессе психолого-педагогической помощи семье

Данное упражнение стоит пройти детско-родительским парам, используя его как диагностический и терапевтический материал. Оно позволяет увидеть, кто самый активный в паре, как происходит взаимодействие партнеров. Также его можно применять в процессе работы над детскими страхами.

Инструкция. Педагог-психолог просит ребенка и родителя рассказать, как они оказались в сонной, неинтересной и сумрачной стране (рисуя соответствующую картинку), после чего говорит о том, что выбраться из нее можно, только если войти в волшебную пещеру и пройти различные испытания.

Пара должна совместно решить, какие из волшебных предметов (по числу придуманных ранее испытаний) нужно взять с собой в путешествие. Их нужно нарисовать самим партнерам на отдельном листе или перед входом в пещеру. Каждый из предметов можно использовать только один раз. Испытания и творческие задания формируются педагогом-психологом в части психолого-педагогической помощи семье. При этом учитываются возраст ребенка, трудности детско-родительской пары и наличие особых терапевтических гипотез. Каждый этап предусмотренного путешествия в пещере обрисовывается педагогом-психологом на бумаге, и семья дополняет его нужными деталями. Далее изображается тот способ, который поспособствует успешному прохождению испытания. Кроме того, важно подбадривать пару в результате каждого успешно выполненного упражнения.

После выполнения упражнения необходимо расспросить партнеров об их чувствах и впечатлениях: о том, в какие моменты им было легко, весело, интересно или, наоборот, – страшно, трудно или скучно; что они чувствуют по отношению друг к другу; как общаются в реальной жизни (договариваются ли, сотрудничают и решают конфликтные ситуации, часто ли проводят время вместе, делая что-то приятное, интересное).

Игра в принца (принцессу) или волшебника в процессе психолого-педагогической помощи семье

Эта методика сможет помочь в работе по преодолению детских капризов и неадекватных желаний, которые зачастую раздражают или даже пугают родителей. Цель игры - поиск актуальной потребности ребенка, принятие этой потребности, а также нахождение адекватного способа ее удовлетворения. В процессе игры ребенок обозначает свои желания, а родитель при этом изображает их на бумаге и дополняет необходимыми деталями (по просьбе самого ребенка).

Опишем основные шаги игры.

Шаг 1. С ребенком ведут разговор о различных желаниях в нашей жизни, о важности высказывать их, создают игровую атмосферу, вводят ребенка в сказочный сюжет.

Шаг 2. В игру вводится волшебный помощник или так называемый сказочный друг – это посредник, который выполняет желания ребенка. Такой шаг особенно важен, если посредством игры оказывается психолого-педагогическая помощь семье в полном составе, то есть если в игре участвуют и родители. Роль волшебного помощника помогает родителю в игровой форме выиграть в «борьбе за власть» с ребенком на тему его неадекватных желаний. Условия игры предполагают, что волшебный помощник может подчиняться только ребенку и выполняет только его пожелания.

Шаг 3. На данном этапе ребенком обозначаются его желания, а взрослый должен изобразить их схематично. При этом важно внимательно выслушать ребенка, не критикуя его, и дать ему шанс назвать любые (от фантастичных до агрессивных) свои желания, которые взрослый должен изобразить на листе бумаги.

Шаг 4. Данный шаг игры как части психолого-педагогической помощи семье предполагает, что у ребенка будут уточняться детали желанного объекта. Например, какие именно черты оказываются значимыми для него, какие свойства предмета делают его привлекательным, с чем связана его потребность? Если данный объект действительно то, чего так хочется ребенку, то его интерес проявится, и он назовет конкретные  качества желаемого объекта/субъекта и определит действия с ним.

Шаг 5. Этот шаг заключается в совместном с ребенком выборе и обсуждении реального способа действия, адекватного данной ситуации, переходе к повседневной жизни, где это желание может осуществиться, и поиске пути того, как этого можно добиться.

Это важный шаг, приближающий к реальной жизненной ситуации и к действиям, которые ребенок может осуществить. Достаточно подробное обсуждение различных объектов и ситуаций дает ребенку новый опыт в исследовании окружающей среды и подходящий способ взаимодействия с действительностью.

В каждой ДОО складывается своя практика работы с семьями и оказывается определенная психолого-педагогическая помощь семье в зависимости от нескольких факторов. Так, должна учитываться  нагрузка, специфика воспитанников, сплоченность команды воспитателей, общая атмосфера и даже размеры кабинета. Данные условия оставляют отпечаток на работе педагога-психолога, но выступают как определяющие. Специалист, который использует творческий подход в консультировании, может организовать прием и в отсутствии большого кабинета, где есть необходимые пособия и игрушки. При этом задействуются лишь главные участники процесса – ребенок и члены его семьи.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль