Формирование поведения детей дошкольного возраста: понятие стрессоустойчивости

11

На сегодняшний день стрессоустойчивость у детей проявляется, прежде всего, в стабильности в поведении, уравновешенности, предсказуемости. Такой ребенок «здесь и сейчас» находится в контексте событий, он готов ко всему происходящему. Это состояние осознанно формируется семьей в психологическом и биологическом направлениях. Такое формирование поведения детей дошкольного возраста предполагает работу с эффективными жизненными стратегиями и навыками, мировоззрением, что производится посредством поддержки и веры в ребенка. Кроме того, здесь важен и здоровый образ жизни, сбалансированное питание, полноценный сон, поскольку все это в совокупности поддерживает иммунитет и обмен веществ, что позволяет оптимально пережить стресс.


Стресс (от англ. stress) — давление, нажим, напор, гнет, нагрузка, напряжение. Первоначально термин использовался в физиологии для обозначения неадекватной реакции организма на неблагоприятное воздействие (Т. Селье). В работах ученых Л. Леви, Р.А. Каразек, Ф. Элмадьян и др., где изучались психологические проблемы стресса, доказывается зависимость поведения во время стресса от степени значимости ситуации, от психологической структуры личности (отношения к трудностям, неудачам, уверенности и неуверенности в своих силах и т. д.).


Формирование поведения детей дошкольного возраста: условия стрессоустойчивости

Важно понимать, что от благополучия родителей напрямую зависит и благополучие ребенка. Так, сказки зачастую предусматривают сюжет, когда два героя, находясь в поисках решения какой-то проблемы, проходят к волшебнику, который дает им несметное количество сокровищ. Тогда один берет много, суетится и в итоге не может унести, после чего теряет все или даже гибнет. Другой же берет что-то одно, зачастую несущественное, но именно «это» помогает герою достичь поставленной цели впоследствии. Отсюда мораль: секрет благополучия не обходится без навыков адаптированности к жизни.

Обеспечение благополучия родителями и безопасности психического состояния ребенка — важнейшее условие профилактики неврозов и депрессивных расстройств у детей.

Однако надо сказать, что стрессовые факторы в процессе формирования поведения детей дошкольного возраста могут даже положительно повлиять на ребенка. Представим ситуацию, когда ребенок впервые идет в поход с родителями или выезжает на отдых. Для него это новая обстановка, возможно, стрессовая, однако он получает положительные эмоции, которые пойдут ему только на пользу.

Не меньше эмоций вызовет радуга на небе, роса на траве, совместные с родителями прогулки в лес, кормление птиц, белочек, игры, чтение на ночь книг, — вызовут у ребенка огромное количество положительных эмоций, что, несомненно, скажется на развитии у него стрессоустойчивости. Но важно и понимать, что в процессе формирования поведения детей дошкольного возраста научить противостоять стрессам легче, чем обучить этому уже взрослого человека.

Важно понимать, что стрессоустойчивость представляет собой комплексный механизм, который имеет несколько характеристик. В основе стрессоустойчивости находится наличие у человека самопринятия или любви к самому себе. Имеется в виду безусловное принятие самого себя таким, какой человек есть. Самопринятие — это жизненная опора для самого человека.

Еще одна немаловажная характеристика стрессоустойчивости, проявляющаяся в процессе формирования поведения детей дошкольного возраста — позитивное отношение к разным событиям жизни или другими словами оптимизм. Это позитивное мышление, способность акцентировать внимание только на хорошем в различных ситуациях.

Третья составляющая стрессоустойчивости — овладение дошкольником стратегиями преодоления негативных эмоций, например, страха, печали, злости.

Четвертая составляющая стрессоустойчивости — умение расслабляться.

Способы развития стрессоустойчивости в процессе формирования поведения детей дошкольного возраста

Чтобы сформировать у ребенка стрессоустойчивость, необходимо, чтобы, в первую очередь, он чувствовал себя защищенным. Чтобы ребенок был защищен, надо:

  1. важно дать малышу выговориться, даже если вы полагаете, что это ерунда, и у вас есть более важные дела, поскольку потом может выясниться, что важнее благоприятного отношения в семье нет ничего;
  2. нужно стараться находить ответы на волнующие ребенка вопросы вместе, помня, что малышу важно не оставлять дело на потом, а сейчас разобраться и понять суть проблемы;
  3. постоянно показывать малышу, что он ЛЮБИМ и НУЖЕН, это должно быть показано и сказано, поскольку ребенку всегда нужна реальная поддержка и забота, когда у него неприятности.

Для определения стрессоустойчивости в процессе формирования поведения детей дошкольного возраста можно провести следующий тест. Попросить малыша представить следующую ситуацию. «Маленький птенчик выпал из гнезда в плохую погоду и оказался посреди леса. Как думаешь, что он будет делать?»

От того, какой ответ даст дошкольник, зависит степень его стрессоустойчивости. Если он утверждает, что попробует сам найти дорогу или воспользуется помощью окружающих, это говорит о хорошей степени стрессоустойчивости. А если малыш говорит, что птенец испугался бы, то у него не достаточно хорошо развита стрессоустойчивость.

Не менее эффективной игрой считается «Щит». Ребенок берет в руки самодельный, изготовленный, например, из картона щит и защищается им от шариков, которые в него нужно бросать кому-то из родителей. В это время родителям важно проговаривать с ребенком, что шарики — это разные неприятности, которые могут вызвать плохое настроение.

Следующая игра, которую можно использовать как фактор стрессоустойчивости при формировании поведения детей дошкольного возраста, называется «Талисман». Она может способствовать тому, что ребенок почувствует себя в состоянии безопасности. У этой игры предусмотрено несколько вариантов, чтобы родители могли выбрать тот, который подойдет именно их ребенку. Например, можно придумать  тайный знак или символ, цель которого - защита от неприятностей.

Также для развития стрессоустойчивости в процессе формирования поведения детей дошкольного возраста можно использовать и стимулирующие упражнения, повышающие энергетический потенциал:

  • хлопки (ладонями, кулаками);
  • самомассаж головы;
  • самомассаж ушных раковин;
  • самомассаж стоп;
  • массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;
  • работа с пальцами (выполнение различных фигурок из пальцев).

Данные упражнения не только направлены на повышение функционального уровня систем организма и потенциального энергетического уровня, но и обогащают знание ребенка о собственном теле, развивают внимание, произвольность, успокаивают и уравновешивают психику.

Также можно повысить уровень стрессоустойчивости детей в том случае, если:

детей окружают люди, которые настроены исключительно позитивно; у самого ребенка много положительных эмоций; дошкольник уверен в себе; дошкольник физически и психически полноценен.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную программу развития мелкой моторики у детей 2–3 лет.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль