Адаптация сотрудников на новой работе: сплочение педагогического коллектива

47

Создание коллектива единомышленников является целью любой дошкольной образовательной организации, так как именно от слаженно работающей команды, которая имеет общие цели, зависит эффективное решение профессиональных задач. На сегодняшний день в свете объединения образовательных организаций в специальные образовательные комплексы становится актуальной проблема адаптации в новом коллективе.

Так, в числе уровней адаптации можно выделить социально-психологический, подразумевающий решение следующих определенных задач. Это сплочение педагогического коллектива и приспособление к новому социуму, освоение новых социальных ролей и норм поведения, а также групповых норм и ценностей.

Конечно же, для решения данных задач, должна быть выработана система мероприятий. Одним из звеньев этой системы может быть семинар-практикум «Адаптация сотрудников в новом коллективе» (приложение).

Цели семинара-практикума: формирование отношения к людям по их личностным качествам, сплочение педагогического коллектива.

Задачи:

повышение уверенности в себе; развитие взаимопонимания; тренировка навыков совместной деятельности; формирование и развитие чувства коллективизма; снятие эмоционального напряжения.

Приложение

Конспект семинара-практикума «Адаптация сотрудников в новом коллективе», нацеленный на сплочение педагогического коллектива

Ход семинара-практикума

1. Вступительное слово ведущего

2. Упражнение «Откровенно говоря»

Цели упражнения для сплочения педагогического коллектива: положительный настрой  на работу, объединение коллектива, помощь в понимании профессиональных проблем, создание позитивной атмосферы.

Инструкция. Участникам предлагается по очереди вытянуть карточку с незаконченным предложением и попытаться закончить фразу откровенно и честно.

3. Информация ведущего об эмоциональном выгорании педагогов

Синдром выгорания педагогов развивается в эмоциональном плане на фоне хронического стресса и зачастую приводит к истощению эмоциональных и личностных ресурсов трудящегося человека. Это своеобразная реакция организма, которая возникает по причине продолжительного воздействия стрессов средней интенсивности. Здесь подразумевается несоответствие между требованиями, которые предъявляются к сотруднику, и его реальными возможностями.

Комментарий. Предварительные беседы на тему сплочения педагогического коллектива, проводимые с молодыми специалистами, зачастую свидетельствуют о том, что «новенькие» и «неопытные» рассчитывают на помощь и внимание исключительно в их адрес, полагая, что педагоги, давно работающие, не сталкиваются с какими-либо трудностями. Однако проблема эмоционального выгорания свидетельствует о том, что и у опытных педагогов бывают проблемы, которые отчасти могут повлиять на взаимоотношения с новыми работниками.

4. Упражнение «Крокодил»

Цели упражнения для сплочения педагогического коллектива: развитие умения понимать вербальные и невербальные сигналы, формирование чувства сплоченности.

Инструкция. Группа делится на 2 команды. Каждой из них предлагается вытащить карточку с пословицей и с помощью жестов, мимики донести до другой команды ее смысл.

Комментарий. Так как команды, как правило, оказываются смешанными, новички предпочитают работать со «старыми» сотрудниками, что позволяет молодым приспособиться к новым взаимоотношениям и раскрыться в дальнейшем. Одним словом, делая одно дело, педагоги тем самым сближаются.

6. Упражнение «Сочиняем стихи»

Цели упражнения для сплочения педагогического коллектива: раскрытие творческого потенциала, выявление педагогов с лидерскими качествами.

Инструкция. Участникам раздаются карточки с неоконченными четверостишиями. Задача — придумать концовку.

7. Упражнение «Лабиринт»

Цели упражнения для сплочения педагогического коллектива: тренировка навыков командного взаимодействия, развитие чувства доверия.

Инструкция. Из веревки на полу формируется кривая (лабиринт), внутри которой расставляются препятствия. Далее нужно выбрать участника, который по словесной подсказке с закрытыми глазами сможет пройти лабиринт. Группа во время этого процесса использует исключительно слова «вперед», «назад», «влево», «вправо», «вниз», «вверх». Далее участнику нужно рассказать, насколько четко он понимал инструкции и как глубоко доверял своим коллегам.

8. Игра «Найди пару»

Цели упражнения для сплочения педагогического коллектива: развитие умения находить выход из затруднительной ситуации; развитие прогностических возможностей и интуиции; формирование у членов группы установки на взаимопонимание; снятие эмоционального напряжения.

Инструкция. Участники берут карточки с названиями разных животных, которые повторяются на двух карточках. Задача этого упражнения состоит в том, чтобы найти свою пару, опираясь на любые выразительные средства (исключение составляют звуки, которые характерны для указанного в карточке животного).

9. Подведение итогов практикума по сплочению педагогического коллектива

Слово ведущего: Существует китайская поговорка — «Расскажи мне — и я забуду. Покажи мне — и я запомню. Вовлеки меня — и я пойму и чему-то научусь». Человек усваивает: 10% того, что слышит, 50% — того, что видит, 70% — того, что сам переживает, 90% — того, что сам делает.

Памятка для молодых специалистов
Правила поведения и общения воспитателя в ДОО


Старайтесь:

• Ориентироваться на прекрасный идеал и стремиться к нему. Стараться достичь этого идеала.
• Расти профессионально, быть в курсе актуальных достижений педагогики, а также не останавливаться на достигнутом.
• Всегда находиться в равновесии и сдерживать отрицательные эмоции.
• Искать выход из конфликтных ситуаций грамотно, с достоинством и юмором.
• Прощать, сочувствовать, быть снисходительным.
• Жить легко и радостно. Видеть во всем только положительные стороны.
• Быть доброжелательным.
• Наводить порядок и уют в окружающем пространстве, прививать это детям.
• Быть добрым и честным, так как добро, сделанное вами, всегда вернется многократно увеличенным.

При воспитании детей:

• Любите ребенка таким, каков он есть.
• Уважайте в каждом ребенке, в первую очередь, его личность.
• Хвалите, поощряйте, создавайте положительную эмоциональную атмосферу.
• Акцентируйте внимание не на недостатках ребенка, а динамике его развития.
• Сделайте родителей своими союзниками в вопросах воспитания.
• Разговаривайте с ребенком ободряющим тоном.
• Поощряйте стремление ребенка к тому, чтобы он задавал вопросы.

В детском саду запрещается:

• Кричать на детей и наказывать их.
• Выставлять проступки детей на всеобщее обозрение.
• Приходить к детям с плохим настроением.
• Обсуждать с родителями поведение чужого ребенка.
• Оставлять детей одних.
• Унижать ребенка.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары





© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль