Развивающие занятия для дошкольников

226

Дошкольное детство – это период, когда у детей закладывается фундамент познавательной и личностной сфер, когда каждый ребенок, словно маленький исследователь, с радостью и удивлением открывает для себя незнакомый окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие, реализуются потенциальные возможности. Один из вариантов, позволяющих сделать жизнь дошкольника разнообразной, активировать его интерес, мотивировать к познанию, – использовать для занятий нетрадиционные материалы, например, таких, как камни Марблс, обыкновенные цветные веревочки или цветная шерсть.

Работа с нетрадиционными материалами заключает в себе большие возможности: она удовлетворяет познавательную активность, способствует развитию творческого мышления, благотворно влияет на развитие умственных способностей, мелкой моторики, зрительной памяти, глазомера, повышает интерес к занятиям, снимает усталость. Через интересные формы работы, творческую предметно-практическую деятельность ребенок познает окружающий мир, учится общаться и осознавать себя как личность.

К тому же занятия с нетрадиционными материалами любопытны дошкольникам как игра с неизвестным, их использование вносит некий элемент сюрприза, волшебства, ожидания чуда – а ведь, как известно, познание мира, учение начинаются с удивления.

Рассмотрим примеры упражнений.

Развивающие занятия для дошкольников с камнями Марблс

Работа с разноцветными камнями Марблс по силе воздействия на ребенка схожа с праздником – она вызывает радость, улыбку, положительные эмоции. Он раскрепощается, убираются телесные зажимы, появляется уверенность в себе. С помощью этого упражнения можно развивать тактильное восприятие, мелкую моторику, формировать пространственные представления, работать над дифференциацией цветов.

Развивающее занятие для дошкольников «Знакомство»

Цель: привлечение внимания детей к тактильному объекту.

Инструкция. Для развивающего занятия для дошкольников необходима любая емкость, наполненная камнями Марблс. Педагог-психолог обращает внимание детей на необычный материал, предлагает потрогать его руками, выложить из емкости, подвигать в ней руками – каждой по очереди и двумя одновременно. При этом педагог-психолог знакомит их с текстурой (стеклянные, гладкие), качеством (хрупкие, прозрачные), цветом (красные, синие, зеленые) материала. Далее детям дается время для самостоятельного манипулирования с ним.

Развивающее занятие для дошкольников «Найдем предмет», или «Угадай на ощупь»

Цель: развитие тактильных ощущений, умения выбирать предметы, отличающиеся от Марблс.

Инструкция. Для упражнения понадобятся емкость, наполненная камушками Марблс, различные мелкие предметы – детали конструктора, игрушки из киндер-сюрпризов и т. п. Мелкие предметы необходимо спрятать среди камушков. Задача этого упражнения – с открытыми глазами сначала одной, затем другой рукой отыскать среди Марблс любой, непохожий на них предмет. Усложненный вариант задания – найти игрушку с закрытыми глазами и определить, что это.

Развивающее занятие для дошкольников «Игра четвертый лишний»

Цель: развитие мышления.

Инструкция. Для игры понадобятся карточки с изображениями различных предметов. Педагог-психолог предлагает среди предметов найти лишний и положить на него камень, объяснив свой выбор.

Развивающее занятие для дошкольников «Ориентация на листе бумаги»

Цели: формирование пространственных представлений, развитие умения дифференцировать по цвету, развитие речи, обогащение словарного запаса.

Инструкция. Перед каждым лежит белый лист бумаги. Педагог-психолог предлагает выполнить следующие задания:

  • положить в центре листа красный камень;
  • положить в левый верхний угол синий камень;
  • положить зеленый камень в правый верхний угол;
  • положить синий камень в правый нижний угол.

Далее педагог-психолог просит кого-то из дошкольников проговорить вслух, где лежит красный камень, зеленый и т. д.

Развивающее занятие для дошкольников «Зрительная память»

Цель: развитие памяти, внимания.

Инструкция. Одному из детей педагог-психолог предлагает выложить последовательность из
4–5 камней. Задача остальных воспитанников – запомнить и повторить по памяти.

Развивающее занятие для дошкольников - развитие внимания

Инструкция. Педагог-психолог называет ребятам различные слова.

Вариант 1. Дети внимательно слушают и по договоренности поднимают либо красный камень (слышат название животного), либо зеленый (слышат название растения). Список предлагаемых слов: тигр, береза, лев, самолет, заяц, волк, дерево, цветок, змея, дом, машина, тополь, лошадь.

Вариант 2. Дети внимательно слушают и по договоренности поднимают либо красный камень (слышат звук «а»), либо зеленый (слышат звук «о»). Список предлагаемых слов: азбука, дом, апельсин, окно, ананас, мост, кот.

Развивающее занятие для дошкольников - цветные веревочки

Рисование – один из самых популярных видов творческой деятельности в жизни многих детей. И это замечательно, поскольку в художественной деятельности заложен громадный потенциал:

  • рисование развивает мелкую моторику и тактильное восприя-тие;
  • тренирует память;
  • приучает к усидчивости и собранности;
  • помогает укрепить руку для обучения письму;
  • обогащает внутренний мир; помогает выражать чувства;
  • способствует эмоциональному раскрепощению;
  • развивает воображение, творческие способности;
  • формирует творческий подход к жизни; развивает индивидуальность;
  • приобщает к искусству.

Кроме того, в процессе этой деятельности и выполнения развивающих занятий для дошкольников у них развиваются навыки контроля и самоконтроля.

Существует много техник рисования, одна из которых – рисование веревочкой. Использование подобных нетрадиционных материалом рождает у детей собственные оригинальные идеи и замыслы, развивает фантазию и креативность, является способом выражения своего «я», раскрепощает. Кроме того, подобное рисование формирует у детей понятия о цвете, длине и толщине предметов.

Для работы понадобятся обычные нитки разных цветов, листы бумаги, карандаши, клей, ножницы.

Начинать работу рекомендуется с простых узоров: геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат, петельки), постепенно переходя к более сложным (рыбка, мышь, заяц, сердечко, снежинка и т. п.). Сначала дети могут «обводить» веревочкой нарисованный контур, использовать только один какой-то цвет. По мере овладения данной техникой им предлагается «сочинять» свои, более сложные сюжеты, воплощать их, используя нитки разных цветов.

Одним из упражнений в данной технике может быть рисование своего настроения. Детям предлагается выложить веревочкой круг, внутри которого нарисовать смайлик, символизирующий определенную эмоцию. Подобные задания развивают эмоциональную сферу детей, учат их прислушиваться к себе, своему внутреннему состоянию, оценивать свое настроение (нравится – не нравится), учат рефлексии.

Развивающее занятие для дошкольников - цветная шерсть

В последнее время все большую популярность приобретает одно из направлений арт-терапии – фелт-терапия (от англ. felt – войлок, фетр, валять шерсть), или терапия шерстью.

Шерсть – удивительный экоматериал, заключающий в себе живую энергию: согревающую, успокаивающую, наполняющую силой через кончики пальцев, дающую живые эмоции и приятные тактильные ощущения. Этот вид творчества позволяет раскрыть свой внутренний ресурс, погасить негативные эмоции.

Кроме того, шерсть – материал очень отзывчивый, благодарный, ее можно сравнить с пластилином, потому что сразу чувствуешь и видишь, во что она преобразуется в твоих руках. Работая с ней, всегда можно «отмотать» процесс назад – просто снять часть слоя или убрать те детали, которые не получились. Времени при этом теряется немного, но полученный опыт – бесценный.

Перед выполнением развивающих занятий для дошкольников с использованием шерсти, лучше предварительно провести знакомство с этим материалом. Можно выяснить у ребят, что они знают о шерсти, откуда она берется. Важно при этом научить детей правильно называть данный материал, поскольку чаще всего они называют шерсть пухом. От беседы можно перейти к рассмотрению картинок с изображением овец. Часто некоторые из дошкольников задают вопрос: «Зачем убили столько овечек?». В этом случае необходимо объяснить, что овец стригут так же, как и людей, и показать картинки с изображением этого процесса.

Также очень часто дети задают вопрос, касающийся цвета шерсти: «А разве бывают красные, синие, желтые (и проч.) овечки?». В ответ показываем шерсть – немытую, неотбеленную, некрашеную, т. е. ту, которая не прошла обработку. Предлагаем ощупать, понюхать («Чем пахнет?»), найти в ней частицы трав, сора, семена растений, возможно – колючки. Объясняем, откуда все это взялось. Затем переходим к знакомству с отбеленным и окрашенным в разные цвета материалом.

На этапе знакомства с шерстью необходимо акцентировать внимание детей на том, какой это мягкий, податливый материал, теплый, согревающий (особенно если занятие проводится в зимнее время). Как он легко (или нелегко) разрывается, делится на пряди, нити, принимает различные формы. Важно спросить детей, какие ощущения, эмоции они испытывают от соприкосновения с шерстью.

Для работы используется главным образом цветная, непряденая шерсть, которую можно приобрести в любом магазине для рукоделия. Кроме того, понадобятся плотная основа, карандаши, клей или клеевой карандаш.

Развивающее занятие для дошкольников «Каракули»

Цели: знакомство с материалом, развитие фантазии, способности к рефлексии.

Инструкция. Детям предлагается выложить шерстью понравившихся цветов любые каракули, отражающие их настроение, эмоции. По завершении работы с нетрадиционным материалом, дошкольникам предлагается рассказать, что они изобразили.

Развивающее занятие для дошкольников «Мандала»

Цели: развитие эмоциональной сферы, формирование групповой сплоченности, умения взаимодействовать.

Инструкция. Заранее готовятся рисунки с изображением мандалы (на каждого индивидуально или один общий – в зависимости от целей). Детям предлагается заполнить детали рисунка шерстью различных цветов. Усложненный вариантразвивающего занятие для дошкольников: предлагается выложить шерстью круг, а затем заполнить его любым рисунком, также выполненным шерстью. В зависимости от выбранных цветов можно диагностировать эмоциональное состояние детей (для интерпретации используется цветовой тест Люшера). По завершении необходимо проговорить с детьми все возникшие чувства и эмоции.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары





© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль