Развивающий кружок как одно из направлений деятельности педагога-психолога

99

Одно из направлений деятельности педагога-психолога ДОО — работа с одаренными детьми. У каждого одаренного ребенка есть свои уникальные качества, которые развиваются по мере его взросления. Задача педагога-психолога — создать для такого ребенка условия, которые помогут ему достичь результатов в той сфере, которая ему интересна (для этого лучше всего подойдут кружки).

В МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида „Сказка“» в рамках обеспечения психолого-педагогического сопровождения одаренных и способных дошкольников с 2013 г. работает психологический развивающий кружок «Знайка» (далее — развивающий кружок) для детей 6–7 лет.

Развивающий кружок в рамках одного из направлений деятельности педагога-психолога выполняет несколько функций:

  • образовательную — каждый воспитанник имеет возможность удовлетворить (или развить) свои познавательные потребности, получить дополнительное развитие умений, навыков в интересующем его виде деятельности;
  • социально-адаптивную — занятия в кружке позволяют воспитанникам получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха», научиться самоутверждаться социально одобряемыми способами;
  • развивающую и коррекционную — участие в работе кружка позволяет развить интеллектуальные, творческие способности каждого ребенка, а также скорректировать имеющиеся отклонения в развитии;
  • воспитательную — содержание и методика работы в кружке оказывают значительное влияние на развитие социально значимых качеств личности, формирование у детей коммуникативных навыков, социальной ответственности, коллективизма.

Задачи развивающего кружка, предусмотренного в числе направлений деятельности педагога-психолога:

  • выявление сферы интересов одаренных и способных детей;
  • изучение их личностных особенностей;
  • развитие способностей воспитанников;
  • коррекция эмоционально-волевой сферы одаренных и способных детей;
  • организация просветительской работы с педагогами и родителями.

Работа развивающего кружка, как одного из направлений деятельности педагога-психолога, проходит в период с сентября по май в соответствии с тематическим планированием (таблица). Программа деятельности включает 36 интегрированных развивающих комплексов (занятий). Периодичность встреч — 1 раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность — не более 30 минут. В случае слабого усвоения некоторых тем занятия можно повторять. Главное условие — не перегружать воспитанников.

Тематическое планирование работы психологического развивающего кружка «Знайка» для одаренных и способных детей

Месяц Тема Содержание работы
познавательный аспект развивающий аспект
сентябрь 1. «Итак, мы начинаем…» Что ждет будущих учеников в школе Развитие внимания, зрительной памяти, логического мышления, конструкторских способностей, рефлексии
2. «Чему учат в школе» Зачем нужно учиться Развитие внимания, слуховой памяти, логического мышления, воображения, конструкторских способностей, рефлексии
3. «Про звонок и про урок» Значение школьного звонка и урока Развитие внимания, мышления, смысловой и зрительной памяти, рефлексии
4. «Семицветная дуга» Семь цветов радуги. Краткое содержание сказки В. Катаева «Цветик-семицветик» Развитие внимания, мышления, памяти, рефлексии
октябрь 5. «Рисуем бусы» Порядок расположения цветов в российском флаге Развитие внимания, мышления, зрительной памяти, речи, рефлексии
6. «Развиваем фонематический слух» Что такое фонематический слух. Что такое рифма Развитие внимания, фонематического слуха, мышления, воображения, рефлексии
7. «Поговорим о временах года» Отличительные особенности четырех времен года Развитие внимания, слуховой памяти, мышления, воображения, речи, рефлексии
8. «Осень» (приложение) Отличительные особенности осени как времени года Развитие внимания, мышления, слуховой и зрительной памяти, воображения, речи, фонематического слуха, рефлексии
ноябрь 9. «Зима» Отличительные особенности зимы как времени года Развитие внимания, мышления, воображения, чувства рифмы, конструкторских способностей, рефлексии
10. «Весна» Отличительные особенности весны как времени года Развитие внимания, памяти, мышления, ориентации в пространстве, воображения, фантазии, рефлексии
11. «Лето» Отличительные особенности лета как времени года Развитие внимания, мышления, слуховой памяти, ориентации в пространстве, воображения, рефлексии
12. «Слушаем сказку» Что такое русская народная сказка? Популярные герои русских народных сказок. Сказка «Лиса и волк» Развитие внимания, мышления, конструкторских способностей, смысловой памяти, рефлексии
декабрь 13. «Дни недели» История возникновения названий и порядок следования дней недели Развитие внимания, слуховой и смысловой памяти, мышления, чувства рифмы, рефлексии
14. «Развиваем мелкую моторику» Упражнения для укрепления мелкой моторики рук Развитие внимания, памяти, мышления, ориентации в пространстве, рефлексии
15. «Размеры предмета» Сравнение предметов по разным признакам: длине, ширине, толщине, высоте, глубине Развитие внимания, зрительной памяти, мышления, ориентации в пространстве, рефлексии, расширение словарного запаса
16. «Геометрические фигуры» Точка, линия, прямая, треугольник, прямоугольник, квадрат, круг. Понятия «лево — право», «верх — низ». Виды углов Развитие внимания, мышления, ориентация в пространстве, воображения, рефлексии
январь 17. «И снова сказка» Авторская сказка. Популярные герои авторских сказок. Сказка Ш. Перро «Кот в сапогах» Развитие внимания, мышления, воображения, ориентации в пространстве, конструкторских способностей, рефлексии
18. «Еще о геометрических фигурах» Точка, линия, прямая, треугольник, прямоугольник, квадрат, круг. Понятия «лево — право», «верх — низ». Предметы, имеющие геометрическую форму Развитие внимания, мышления, зрительной памяти, конструкторских способностей, воображения, рефлексии
19. «Развиваем воображение и фантазию» Чем отличается воображение от фантазии Развитие воображения, фантазии, внимания, слуховой памяти, чувства рифмы, речи, рефлексии
20. «Трудные задания от Василисы Премудрой» Василиса Премудрая — героиня русских народных сказок Развитие внимания, логического мышления, чувства рифмы, зрительной памяти, артистических способностей, рефлексии
февраль 21. «Еще несколько трудных заданий от Василисы Премудрой» -«- Развитие внимания, скорости реакции, мышления, ориентации в пространстве, зрительной памяти, воображения, артистических способностей, рефлексии
22. «Развиваем речь» Антонимы — слова «наоборот» Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, воображения, речи, рефлексии
23. «Качества характера» Что такое характер. Положительные и отрицательные черты характера Развитие внимания, слуховой и смысловой памяти, мышления, речи, расширение словарного запаса, рефлексии
24. «Домашние животные» Разнообразие домашних животных, их роль в жизни человека Развитие внимания, мышления, смысловой памяти, конструкторских, а также артистических способностей, воображения, речи, фонематического слуха, рефлексии
март 25. «Дикие животные» Разнообразие диких животных. Экзотические животные. Сведения о жирафе Развитие внимания, мышления, слуховой памяти, чувства рифмы, рефлексии
26. «Еще немного о диких животных» Сведения о страусе. Семейство кошачьих. Бирманская сказка «Коровы врозь — тигру радость» Развитие внимания, мышления, слуховой памяти, фонематического слуха, конструкторских способностей, воображения, рефлексии
27. «Предмет и пространство» Место предметов в пространстве, их взаимное расположение, направление движения Развитие внимания, логического мышления, ориентации в пространстве, рефлексии
28. «Снова о предмете в пространстве» Место предметов в пространстве, их взаимное расположение, направление движения Развитие внимания, мышления, воображения, фантазии, ориентации в пространстве, конструкторских способностей, рефлексии
апрель 29. «Сказочное ассорти» Что такое «ассорти». Разнообразие сказок и сказочных героев Развитие внимания, скорости реакции, нестандартного мышления, ориентации в пространстве, воображения, рефлексии
30. «Внешний вид ученика» Необходимость соблюдения элементарных правил гигиены Развитие внимания, речи, слуховой памяти, мышления, чувства рифмы, рефлексии
31. «Эстафета занимательных заданий» -«- Развитие внимания, скорости реакции, логического мышления, зрительной памяти, фонематического слуха, конструкторских, а также артистических способностей, воображения, фантазии, рефлексии
32. «Трамвайчик „Первоклашка“» Качества личности, необходимые ученику Развитие воображения, логического, а также образного мышления, внимания, ориентации в пространстве, фонематического слуха, мелкой моторики рук, рефлексии
33. «Тестируем и тренируем внимание» Тест на определение объема внимания и его концентрация Развитие внимания, мышления, памяти, рефлексии
май 34. «Тестируем и тренируем мышление» Тесты на определение умения различать существенные и несущественные признаки предметов и умение исключать лишнее понятие из группы однородных Развитие внимания, мышления, быстроты реакции, речи, рефлексии
35. «Тестируем и тренируем память» Тесты на определение уровня развития слуховой и зрительной памяти Развитие внимания, памяти, быстроты реакции, воображения, фантазии, рефлексии
36. «Продолжаем тестировать и тренировать мышление» Тесты на определение умения устанавливать логические связи и отношения между понятиями и умение обобщать Развитие внимания, мышления

Условия организации развивающего кружка как одного из направлений деятельности педагога-психолога

Организация кружка предполагает добровольное (без психологического принуждения) включение детей в деятельность, поэтому помимо подбора интересного содержания существует ряд конкретных условий:
• организация рабочего пространства — места за детьми жестко не закрепляются, они могут свободно перемещаться по комнате, имеют право отказаться от участия на занятиях кружка и т. п.;
• возможность выбора — педагог-психолог предоставляет детям возможность самостоятельно выбирать, кто и чем будет заниматься, сообразно силам и интересам;
• игровой характер подачи материала.

При организации деятельности кружка в числе направлений деятельности педагога-психолога учитываются:
• интересы детей и добровольность выбора ими кружка;
• возрастные особенности детей;
• понимание игры как ведущего вида деятельности и выстраивание содержания дополнительного образования именно на ее основе;
• необходимость создания комфортной обстановки, в которой будет развиваться творческая личность;
• нормы нагрузки на ребенка.

Организация работы кружка предполагает наличие следующей документации: табеля посещаемости, программы кружковой работы (перспективно-тематическое планирование), результаты психолого-педагогической диагностики (на начало учебного года).

В числе важных качеств, которые необходимы детям для успешного усвоения дисциплин в начальной школе любознательность, активность и самостоятельность. При этом важно не погасить интерес к знаниям, поэтому уроки развивающего кружка составлены с учетом дошкольных особенностей восприятия знаний. Такие занятия предполагают  игровые упражнения, способствующие развитию познавательных психических процессов, формированию умения рассуждать.

Каждый развивающий кружок, как одно из направлений деятельности педагога-психолога направлен на развитие  памяти, внимания, воображения, речевой функции, а также логического мышления. Благодаря игровой форме занятия способствуют развитию умственных качеств, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей. Кроме того, отмечается положительная динамика в обучении и социализации детей.

Приложение

Конспект интегрированного развивающего игрового комплекса «Осень» для детей подготовительной группы

Цели: обобщить имеющиеся у детей представления об осени; развивать внимание, мышление, слуховую и зрительную память, воображение, речь; учить детей составлять рассказ по картине.

Задачи:

  • образовательные — закрепление представления об осени и ее признаках. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Осень»; совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными);
  • развивающие — развитие речевой активности, связной речи, обучение образованию сложных слов. Развитие зрительного внимания, мышления, мелкой моторики;
  • воспитательные — формирование навыка сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
  • обогащение словаря и активизация в речи выражений, обозначающих пространственные ориентировки «левая — правая», «нижняя — верхняя часть картины», «правый — левый», «верхний — нижний углы картины», «ближе — дальше», «около», «между», «за», «перед», «после» и пр.

Материал: спички, цветные карандаши, простые карандаши по количеству участников; картинки с изображением явлений осени (туман, дождь, листопад, ветер, иней, туча); шаблоны осенних листьев для физкультминутки (листья дуба, клена, каштана, рябины, осины и др.); мультимедийная презентация с картинами русских художников (И.И. Шишкин «Золотая осень», И.И. Левитан «Золотая осень», А.А. Пластов «В октябре», В.А. Серов «Осенний вечер», А.К. Саврасов «Осень»); образцы изображений: листика (для рисования по клеточкам) и зонтика (для выкладывания из спичек).

Ход игрового комплекса

1. Психологический настрой на работу

Слово педагога-психолога: Сегодня, ребята, мы будем говорить о таком времени года, как осень. Давайте встанем в круг, соберем все свои знания и силы.

Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Будем вместе мы трудиться,
Не пристало нам лениться!
Мы спокойны, мы спокойны,
Говорить будем красиво,
Четко и неторопливо,
Вспомним обязательно,
Что учили на занятиях.

(Дети проговаривают стихотворение с закрытыми глазами, взявшись за руки.)

Молодцы! Ребята, как и у других времен года, у осени три месяца. Внимание! Назовите, какие осенние месяцы вы знаете?.. Давайте мы еще раз их повторим. (Дети вместе с педагогом-психологом повторяют названия месяцев.) Молодцы! А теперь давайте поиграем.

2. Игра «Найди отгадку»

Инструкция педагога-психолога: Подойдите, пожалуйста, все к столу. Перед каждым из вас лежит набор необходимых для игры картинок. Чтобы лучше представить себе осеннюю пору, предлагаю вам отгадать загадки об осенних явлениях природы. Отгадки лежат перед вами на столе в виде картинок. После того, как я прочту загадку, каждому из вас нужно будет поднять карточку с правильным ответом. Задание понятно? Тогда начнем!

Материал к игре

• Он бывает по утрам и вечерам, из-за него ничего не видно впереди. (Туман.)
• Когда он идет не переставая, становится грустно на душе и мокро на улице. (Дождь.)
• Это очень красиво и торжественно: деревья сбрасывают золотой наряд. (Листопад.)
• Он может шептать, свистеть, бушевать, злиться, подталкивать в спину прохожих, срывать листву с деревьев. (Ветер.)
• Он похож на снежные иголочки, которыми украшены ветки деревьев. (Иней.)
• Она плывет-плывет по небу, темная, угрожающая, а потом вдруг расплачется горькими слезами. (Туча.)

А теперь, не глядя на картинки-отгадки, попробуйте вспомнить и перечислить все слова отгадки… Молодцы, справились с заданием!

Ребята, эти явления природы — основные признаки осени. Осень условно делится на три части: ранняя осень — самая красивая, золотая, потому что она красит листья в желтый цвет; середина осени — когда бушует листопад и начинаются затяжные дожди; поздняя осень — самая грустная пора, когда деревья становятся голыми, лужи замерзают, выпадает первый снег, который всегда быстро тает.

Предлагаю вам следующую игру…

3. Игра «Найди ошибку»

Инструкция педагога-психолога: Я буду называть слова, обозначающие предметы и явления, относящиеся к осени, и при этом намеренно допускать ошибки. Ваша задача — найти их.

Материал к игре

• Листопад, начало учебного года, подснежник, ветер. (Подснежник.)
• Туман, иней, сбор грибов, ледоход. (Ледоход.)
• Дед Мороз, улетающие птицы, сбор урожая, первый снег. (Дед Мороз.)
• Тучи, загорающие на пляже люди, дожди, похолодание. (Загорающие на пляже люди.)

4. Беседа

Слово педагога-психолога: Ребята, скажите мне, пожалуйста, кто пишет картины?.. Правильно, художники! А знаете ли вы каких-нибудь художников?.. Я предлагаю вам всем вместе рассмотреть осеннюю красоту на полотнах русских художников. Проходите и рассаживайтесь на стульчики…

(Презентация с размещенными репродукциями картин русских художников.)

Первая картина (слайд 1) принадлежит кисти Ивана Ивановича Шишкина и называется «Золотая осень». Рассмотрите ее внимательно.

Вопросы для обсуждения:

• Кто из вас хотел бы рассказать о том, что нарисовано на картине?
• Какие краски преобладают в картине?
• Какое состояние реки изображено на картине? Она тихая или бурная?
• Какое настроение рождает у вас эта картина?

Следующую картину (слайд 2) написал Исаак Ильич Левитан. Она тоже называется «Золотая осень». Ранняя осень была любимейшим временем года художника, он посвятил ей более сотни картин. Эта — одна из самых любимых у почитателей его творчества.

Вопросы для обсуждения:

• Какая осень изображена на картине? (Ранняя, золотая.)
• Какие краски использовал художник?
• Какое настроение вызывают эти цвета?
• Что в картине кажется вам особенно красивым? (Деревья.)
• Какая погода была в этот день?
• Догадайтесь, какая вода в речке на картине: теплая или холодная?

Молодцы! Переходим к следующей картине.

Следующая картина (слайд 3) принадлежит кисти Аркадия Александровича Пластова. Называется она «В октябре». Вглядитесь в нее: осень… косогор… юные тонкие березки в золотом уборе. Глубокий покой погожего осеннего дня. Не шелохнется ни одна былинка.

Вопросы для обсуждения:

• Каково общее впечатление от пейзажа: радостное или грустное?
• Что изображено на первом плане?
• Кто из вас хотел бы рассказать о том, что нарисовано на картине?

Предлагаю вам рассмотреть следующую картину (слайд 4). Она принадлежит таланту русского художника Алексея Кондратьевича Саврасова и называется «Осень». Давайте рассмотрим ее… Попробуйте оказаться внутри… вжиться в ее образный мир… почувствовать настроение автора… его раздумья…

Вопросы для обсуждения:

• Какое небо изобразил художник? (Ясное.)
• Что изображено на заднем плане?
• Каково ваше общее впечатление от изображенного на этой картине пейзажа: грустное или радостное?

Завершает нашу небольшую импровизированную экскурсию по галерее русских художников картина «Осенний вечер» (слайд 5). Ее автор — Валентин Александрович Серов. Эта картина считается одной из интереснейших работ раннего периода творчества Серова. Кажется, что мастер представил кусочек реальной жизни, взятый таким, каков есть на самом деле. Неяркий осенний свет мягко освещает простой безыскусный пейзаж. Растрепанные деревья, серое печальное небо. И вроде бы всё… Но полотно вызывает сложные чувства, не только уныние и тоску. В пейзаже есть прекрасное, высокое ощущение чего-то родного, близкого, неотделимого от русского человека. Красота здесь неказистая, неприметная, но такая своя!

Вопросы для обсуждения:

• Почему картина названа «Осенний вечер»?
• Нравится ли вам картина?
• Какое небо изобразил художник?

Мы с вами рассмотрели несколько картин русских художников. Как вы заметили, на всех этих полотнах изображена осень. А в каком жанре написаны все картины?.. Правильно, ребята, это пейзажи. Какое настроение у вас вызывают эти картины?.. Интересно ли вам было познакомиться с творчеством художников?..

На этом наше путешествие по галерее заканчивается. А так хочется продолжить путешествие по осенней природе!..

5. Физкультминутка

Слово педагога-психолога: Представьте, что мы с вами очутились в осеннем парке. Предлагаю вам прогуляться по нему, побегать, попрыгать, потанцевать, собрать букеты из осенних листьев и сделать из них салют.

Давайте закроем глаза и скажем:

Раз, два, три — покружись,
В осеннем парке очутись…

(Физкультминутка проводится под презентацию «Осень» с использованием шаблонов осенних листьев. Музыкальное сопровождение — на усмотрение педагога-психолога.)

6. Упражнение «Рисуем по клеточкам»

Инструкция педагога-психолога: Отдохнули?.. Ну что, продолжим наш разговор об осени?.. Ребята, куда бы мы ни бросили взгляд, везде видим, как осень преображает природу, слышим осенние звуки. Осень — необыкновенное время года. Природу можно изобразить по-разному. Художники разговаривают с нами при помощи красок, композиторы — при помощи музыки, а поэты посвящают ей стихи. А вы знаете стихи об осени?.. (Дети читают стихи об осени.) Молодцы! Я тоже знаю стихотворение об осени. Хотите послушать?.. Тогда слушайте… (Здесь педагог-психолог читает любое стихотворение, которое ему нравится.)

Развивающий кружок как одно из направлений деятельности педагога-психолога

Ребята, я кое-что придумала. Давайте нарисуем приметы осени. Согласны?.. Тогда присаживайтесь за столы… Предлагаю вам нарисовать по клеточкам осенний лист, а затем раскрасить его осенней краской. Какие краски есть у осени?.. Молодцы! Давайте начнем рисовать, я тоже нарисую свой листочек вместе с вами. (Работа проходит под музыкальное сопровождение.) Закончили свои работы?.. Давайте посмотрим, у кого какой лист получился. Нравятся вам ваши работы?.. Мне тоже ваши работы понравились. Вы старались выполнить задание правильно и аккуратно. Молодцы!

ПЕДАГОГУ-ПСИХОЛОГУ НА ЗАМЕТКУ


Методика выполнения рисунков на бумаге в клетку

С учетом особенностей дошкольного возраста в данной программе представлены всего два варианта работы по выполнению детьми рисунков на бумаге в клетку.

Рекомендуется пользоваться простым карандашом, чтобы в случае неудачи можно было продублировать выполнение задания.

Вариант 1. Точное копирование образца. Работа проводится ребенком самостоятельно. В случае затруднения ему следует прибегнуть к помощи взрослого. Если же данное задание представляет для него серьезную трудность, то не следует настаивать на выполнении такового немедленно. Можно предложить для дальнейшей работы (раскрашивания и пр.) воспользоваться каким-либо другим представленным образцом. Однако педагог, помня о возникших у воспитанника трудностях, должен непременно попросить ребенка вернуться к данному заданию (возможно, в следующий раз) и попробовать выполнить его снова.

Развивающий кружок как одно из направлений деятельности педагога-психолога

Вариант 2. Выполнение графического диктанта. Графический диктант выполняется ребенком путем оперирования понятиями «влево», «вправо», «вниз», «вверх». Ему предшествуют специальные занятия, направленные на развитие пространственной ориентации. В случае затруднения педагог должен напомнить ребенку, используя клетки тетради, какое направление соответствует понятиям «влево», «вправо», «вниз», «вверх». Если в ходе проверки выявлена ошибка, нужно добиваться, чтобы ребенок самостоятельно, с опорой на образец, нашел в своем рисунке ошибку и попытался ее исправить.

Перед выполнением любого из двух вариантов работы взрослый просит ребенка сосредоточиться и быть внимательным.

Данное задание направлено на развитие внимания, пространственной ориентации, умения координировать движения.

7. Работа со спичками 

Инструкция педагога-психолога: Осенью часто идут дожди, поэтому нам не обойтись без зонтика. Посмотрите, перед вами на листе выложено из спичек изображение зонтика. Обратите внимание, в какую сторону смотрят спичечные головки. Даю вам несколько секунд на изучение изображения (10 с). А теперь переверните листочки обратной стороной и постарайтесь выложить на ваших столах из спичек то же самое.

Развивающий кружок как одно из направлений деятельности педагога-психолога

ПЕДАГОГУ-ПСИХОЛОГУ НА ЗАМЕТКУ
Методика работы со спичками

У каждого ребенка должен быть коробок со спичками, предварительно оклеенный скотчем. Перед выполнением задания педагог просит выложить часть спичек из коробка на стол. Необходимо предупредить дошкольников о том, что выполнение этого задания требует большого внимания.

В течение нескольких секунд (в зависимости от уровня подготовленности дошкольников и от степени сложности рисунка) дети знакомятся с образцом. Затем он закрывается. Задача детей — по памяти воспроизвести рисунок из спичек на столе.

Развивающий кружок как одно из направлений деятельности педагога-психолога

Следует обратить особое внимание на расположение спичечных головок. Они должны смотреть в ту же сторону, что и на рисунке.

После самостоятельного выполнения задания педагог просит ребенка вновь посмотреть на образец и сравнить его со своей работой, исправить ошибки, если они есть.

Данное задание способствует развитию внимания, зрительной памяти, пространственной ориентации.

8. Подведение итогов занятия

Слово педагога-психолога: Молодцы, ребята! Сегодня вы были внимательны. Отгадывали с помощью иллюстраций загадки, находили допущенные мною ошибки, обсуждали картины русских художников, рисовали осенний лист по клеточкам, выкладывали из спичек изображение зонтика. Вот какую объемную работу мы провели! А теперь скажите, понравилась ли вам наша игровая деятельность?.. А что вам сегодня запомнилось больше всего?.. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Я сегодня узнал…» Вот сколько всего нового вы сегодня узнали. А теперь наша встреча подошла к концу, и я хочу закончить ее еще одним стихотворением:

Мокрые деревья голые стоят,
И прибит дождями наш осенний сад.
За окном то дождик, то холодный снег,
Мрачно, неуютно на душе у всех.
Только ты не хмурься, на ноябрь не злись.
Ты своей улыбкой с другом поделись.
Он тебе ответит, станет вам тепло,
Будет в душах ваших мирно и светло.

До новых встреч, ребята!



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль